Новости темы
"Репортаж"
Есть семьи, в которых из поколения в поколение принято почитать своих предков, в том числе далеких. Жительница агрогородка Копти Витебского района Наталья Соколова рассказала корреспонденту БЕЛТА, что на Радуницу и накануне этого дня ее многочисленные родственники собираются на нескольких кладбищах не только в Витебской, но и в Могилевской области, чтобы "пообщаться" с душами ушедших в иной мир.
Наталья Соколова отметила, что у нее много родственников, и на день поминовения усопших они посещают несколько кладбищ. Только в Витебском районе их два, одно из них располагается близ агрогородка, где она проживает.
"Самая старая традиция - катать крестом пасхальные яйца, это называют "христосоваться с почившими предками". Затем яйцо нужно раскрошить на могилку, на землю, и положить туда ложку поминальной кутьи - сладкой каши, которую варим из риса, изюма и добавляем мед. Радуница, как у нас считается, - это Пасха для умерших, и так мы с ними разделяем великий праздник, благодарим Бога за вечную жизнь души", - поделилась Наталья.
Она рассказала, что на кладбище в Коптях семья совершает лишь традиционные обряды и поминальный стол накрывают дома, потому что он находится неподалеку. А на другом погосте, отдаленном, рядом с могилками установлен стол со скамейками, на котором собравшиеся раскладывают принесенную еду и поминают тех, кто похоронен на этом месте.
Жительница Коптей также отметила, что наводят порядок на могилах родных обычно до Радуницы. В сам день поминовения несколько лет подряд она пробовала сажать живые цветы на погосте, но то ли земля не подходит для этого, то ли кто-то выкапывает многолетники - словом, ничего не получилось, и от этой идеи она отказалась. Теперь с родственниками, как все, приносит искусственные цветы.
Наталья Соколова рассказала, что в их семье из поколения в поколение передаются традиции, значение которых для современного человека может показаться непонятным. Одну такую соблюдают в Быховском районе Могилевской области, куда со всей Беларуси съезжаются сестры, братья, тети и дяди. На кладбище, расположенном рядом с трассой Е95, в нескольких сотнях метров от поворота на агрогородок Обидовичи, за раз могут приехать человек 20 с Витебщины, Могилевщины, Гомельщины и из Смоленска.
"На этом кладбище у нас около 20 могил, и еще с десяток на погосте в самих Обидовичах. Наша тетя Надя Ропот рассказывала, что наших там - до трех кривых берез, а это внушительная часть кладбища. Здесь покоятся наши предки по материнской линии - прабабушка, бабушка, дедушка и еще несколько человек с более давних поколений, имен которых мы даже не знаем", - отметила Наталья.
На Радуницу женщины готовят традиционные атрибуты - шьют маленькие фартучки и рушники. Фартучки они повязывают на кресты, установленные на женских могилках, а рушники - на мужских. "Так у нас делают на кладбище в Быховском районе. В старину, еще в конце XIX - начале XX века, в этих краях жили наши родственники. У прабабушки и бабушки были большие семьи. В те времена на могилках не ставили каменные плиты с именами и фотографиями, как сейчас, а обозначали крестами и фартучками с рушниками, чтобы знать, кто там похоронен - мужчина или женщина. Бывало, что еще в младенческом возрасте от болезней умирали дети, и на крестах на их могилках тоже завязывали маленький фартук или рушник. Это традиция начата не нами, но нам ее продолжать и передавать эстафету детям", - пояснила жительница агрогородка Копти.
В Быховском районе тоже соблюдают обряд христосования с почившими, но есть разница. "Там мы кладем на могилку рушник и по нему прокатываем крашеное и освященное в церкви яйцо. В Быховском районе рядом с могилами не было столов, и после катания яиц на рушниках раскладывали ритуальную трапезу и поминали ушедших. Традиция с покрыванием рушниками могил и катанием яиц осталась, но трапезничают теперь за столом", - подчеркнула Наталья Соколова.
Она также отметила, что немного отличаются и некоторые блюда. Если в Витебском районе традиционной считается рисовая кутья, то в Быховском - сыта. "Это медовая вода с небольшими кусками кулича, которую едят первой - до того, как приступят к другим блюдам", - рассказала жительница Витебского района.
Ее родная сестра Елена из Витебска тоже традиционно собирается на поминание предков - вместе с мужем и 13-летним сыном. "Мы передаем традиции поминания умерших предков нашим детям, своим примером показываем, что семья - это нечто незыблемое. Когда мы уйдем, кому-то нужно будет присматривать и за нашими, и за могилами наших родных - как в Витебской области, так и в Могилевской", - сказала она.
Сестры поделились тем, что посещение могил умерших родственников - это не просто дань традиции. "Мы впитали это едва ли не с молоком матери. На этих традициях держится сила нашего рода. Если мы не будем помнить близких и далеких предков, то кто мы после этого? Их кровь течет в нас, и мы часть этой общей истории. Я считаю, что основа крепкой семьи - в ее сплоченности, умении прийти на помощь, встать друг за друга горой. А души предков - это наша духовная защита перед Богом", - выразила свое мнение Наталья Соколова.
Алеся ПУШНЯКОВА,
БЕЛТА.-0-