28 октября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Задача создания безопасных условий для детей и подростков в учебных учреждениях очень многогранна. Чтобы ее выполнить, нужен комплексный подход. Об этом заявил сегодня мэр Минска Владимир Кухарев на заседании Мингорисполкома по соответствующей теме с участием премьер-министра Романа Головченко, передает корреспондент БЕЛТА.
Как отметил глава столицы, во всем мире в последние годы было немало примеров угроз безопасности детей, учащихся учебных заведений. Мингорисполкомом была в этом году проделана масштабная работа, чтобы избегать таких фактов. "Но мы видим, что необходимо выработать комплексные подходы", - сказал он. Потому что источников опасности действительно много - как извне, так и внутри самого микросоциума учащихся (что зависит от поведения детей и подростков, технического состояния базы учреждения и комфортных условий), а также в онлайне.Заместитель председателя Мингорисполкома Артем Цуран перечислил пять основных факторов безопасности и предпринятые по этим направлениям столичными властями меры.
Прежде всего, это контроль доступа, предотвращение проникновения посторонних на территорию учреждений. За этот год в учреждениях общего среднего образования уже установлено 359 систем контроля - автоматические турникеты. Эта работа (включая учреждения профессионально-технического, среднего специального и дополнительного образования) должна быть завершена к 1 января 2022 года. Ведется перевод школ под охрану Департамента охраны МВД. Среди колледжей и вузов 16% не пользуется услугами ведомства. Часть из них имеет свою службу безопасности. Другим рекомендуется заключить договоры с департаментом.
В целом учреждения образования Минска уже оборудованы системами видеонаблюдения. Но многие камеры устарели, их будут обновлять. Часть камер (современные видеофиксирующие системы) будет интегрирована в Республиканскую систему мониторинга общественной безопасности (с единой базой хранения данных). А в перспективе - дооснастить видеокамерами детские сады, лицеи, колледжи и их общежития.
Далее - обеспечение должного санитарно-технического состояния, обновление технической базы садов, школ, колледжей и т.д.; минимизация травматизма; создание безопасной информационной среды.
Так, за последние три года капитальные ремонты проведены в 21 школе, 8 детских садах и 4 колледжах и лицеях. Внимание администраций районов столицы обращено на модернизацию школ и гимназий до 1980 года постройки (таких 121, в 67 из них капремонт еще не проводился), а особенно 27 зданий с дефектами. Из бюджета города, по словам Артема Цурана, регулярно выделяются средства на текущий ремонт: в 2020 году - Br33 млн 780 тыс., в текущем - на 15% больше.
Исправность систем пожарной автоматики недавно проверялась, оказалось, что сегодня 349 из них - со сроком службы более 15 лет. Хотя они все еще исправны, пора задуматься о модернизации, отметил зампред Мингорисполкома.
В целом же городские власти видят необходимость в формировании некоего стандарта безопасности для учреждений образования разных типов - минимальных обязательных к выполнению требований. Со своей стороны Минск готов участвовать в подготовке такого норматива.
В организации школьного питания городские власти видят для себя две важные цели: обеспечить входной контроль сырья, создать единый централизованный складской комплекс с логистикой доставки, исключить нарушения технологической цепочки и посреднические схемы, а также разрешить несоответствие установленных денежных норм расходов на школьное питание с нормами натуральными (рационом). Этот вопрос на контроле Министерства образования.
В вопросах информбезопасности предложения Мингорисполкома следующие: обеспечить плановый перевод электронной почты, сайтов учреждений и других электронных сервисов на безопасные каналы электронной связи с использованием серверов белорусских провайдеров; установить ПО, фильтрующее интернет-трафик, чтобы заблокировать проникновение деструктивного контента и доступ к нему учащихся.
Премьер-министр Роман Головченко поинтересовался, достаточно ли ограничения физического доступа в учреждения, чтобы предупредить факты террористических, экстремистских действий на их территории. По его мнению, нужны дублирующие меры, чтобы не только турникеты и вахтеры преграждали путь посторонним. Кроме того, не исключается фактор внутренней угрозы - со стороны кого-то из самих учащихся, когда кто-то из них в силу тех или иных причин может повести себя неадекватно и агрессивно.
Артем Цуран указал на возросшие бюджетные ассигнования в связи с пользованием услугами Департамента охраны. Но как раз это и помогает удвоить эффективность входного контроля. "Также мы обращаем внимание на работу психолого-педагогического состава. Они должны иметь минимальный навык в определении нестабильного поведения учащегося, проявления нездоровой психики, чтобы с таким ребенком проводили работу профессионалы", - сказал зампред горисполкома. И продолжается подбор кадров на должности так называемых "военруков" в школах. Пока такие должности заняты в 60% учреждений.
Владимир Кухарев считает, что основной проблемный вопрос - с учащимися и преподавателями. Об этом говорит и рост травматизма. В случае ЧС, бывает, они теряются, не знают, что делать. Также отсутствует контроль со стороны педагогического состава. Для них необходимо провести уже в течение ближайшего месяца дополнительную учебу и проверку знаний по вопросам требований безопасности. "Мы возлагаем надежды на центр безопасности, через который проведем всех учащихся. И надо внедрять в школах спецкурс, чтобы выработать алгоритмы поведения в чрезвычайных ситуациях", - сказал мэр.-0-
Цуран: круглосуточные дежурства в минских школах Департамент охраны пока вводить не будет
Фото Оксаны Манчук