ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Среда, 13 ноября 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность +1°C
Все новости
Все новости
Регионы
15 июля 2022, 21:20

"В пути всегда со свежим макияжем". Витебчанка рассказывает, легко ли женщине быть дальнобойщицей

Фото из архива
Фото из архива

Витебчанка Александра Сушинская - одна из немногих белорусских дальнобойщиц. Она ведет блог про будни водителя и не боится ночевать одна в кабине огромной фуры где-нибудь на обочине. Узнали, как хрупкая на вид Аля справляется с работой, которую до недавних пор в Беларуси считали сугубо мужской.

Ушла в "дальнобой"

Если бы в юности кто-нибудь сказал Але, что она будет управлять большегрузом, девушка бы ни за что не поверила. Кем только она не мечтала стать: и певицей, и фигуристкой, и даже альпинисткой. Но никак не дальнобойщицей.

- На категорию "В" пошла учиться, когда родила дочь. В первую очередь, чтобы в передвижениях не зависеть от мужа. При этом как только села за руль, сразу поняла: хочу не просто доезжать до магазина, а стать хорошим водителем. Меня захватил сам процесс управления авто, получала нереальное удовольствие от дороги, красивых пейзажей за окном, - улыбается Александра. - Работая в офисе, стала все чаще задумываться о смене профессии. Долго искала себя, пока однажды к нам не пришел клиент, который рассказал, что уходит в "дальнобой".

Александра сразу же поняла: это именно то, что ей нужно. В тот же день записалась в автошколу, чтобы пройти обучение на категорию "С", а потом и на "Е". Кстати, экзамены сдала с первой попытки: если мужчины приходили на вождение всего пару раз, то она посещала все занятия, оттачивая навыки.

Наконец, заветные права были в кармане, только устроиться в Беларуси водителем-дальнобойщиком оказалось не так-то просто. Всем известный образ некрасовской героини, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет, в те времена никак не стыковался с Трудовым кодексом Республики Беларусь. По закону женщинам были недоступны некоторые профессии, в их числе - водителя большегрузных автомобилей.

- Обзвонив белорусские фирмы, везде получала отказ. Общалась на заправках с дальнобойщиками, расспрашивала обо всех нюансах, просила знакомых научить парковаться, разрешить проехать на фуре... После долгих мытарств меня взяла на испытательный срок одна витебская компания. Правда, там были тентовые прицепы и поездки в Россию. Мне же хотелось "на холодильник" и посмотреть Европу, - вспоминает Александра. - Уволилась и пошла в такси. Как-то моим пассажиром оказался дальнобойщик, который согласился меня стажировать. Он работал в той компании, куда я после успешно трудоустроилась. Первой страной, куда поехала по стажировке, стала Италия.

И пошло-поехало: Португалия, Франция, Бельгия, Испания, Германия, Словения… За два года объездила почти всю Европу.

Говорит, сначала было страшно за рулем такого большегруза. Со временем освоилась, научилась лихо маневрировать, познакомилась с нюансами погрузки и загрузки, разобралась в оформлении документов и других премудростях этой профессии не хуже мужчин.

- В перерывах получается куда-то сходить, посмотреть местные достопримечательности. Была разгрузка в Париже, а до Эйфелевой башни рукой подать. После и в Лувр заглянула. Даже несмотря на усталость, стараюсь прогуляться, все увидеть. Особенно нравится Испания. Правда, в Витебск к родным всегда спешу вернуться, - отмечает она. - Для меня это не просто работа, а образ жизни, который по душе. Сейчас бы ни за что не вернулась в офис.

Дом на больших колесах

Каково приходится женщине в дальней дороге да еще и одной за рулем большой машины? Александра не раздумывая отвечает: дальнобойщица должна быть мобильной, быстрой на подъем. К тому же нужно уметь приспосабливаться к разным условиям и ситуациям, на дороге ведь случается всякое. Хотя мужчины при виде такого симпатичного водителя стараются всегда и во всем помочь: донести канистру с водой до авто, припарковаться и даже угостить вкусняшками.

- Бывали разные случаи - и смешные, и не очень. Самый большой сюрприз был, когда исчез ключ от рефрижератора. Обнаружила пропажу, только когда приехала за 80 километров на загрузку. Час искала в кабине, обошла всех коллег, пробуя подобрать их ключи. После ждала специалиста, который спилил замок. В итоге рампу заняла на полдня… - вспоминает героиня. - Были и слезы, и желание все бросить, и мысли, что эта профессия не для меня. В итоге вернулась на место потери - ключ нашелся.

Машина на четыре месяца, пока Александра в пути, становится полноценным домом на колесах. В салоне, как и положено у хорошей хозяйки, - чистота. Имеется откидная кровать, внизу - шкафчик, в котором хранятся вещи. Отсек для документов, плитка для готовки и вся необходимая посуда, даже сковородка. В кабине на самом видном месте обязательно стоят в вазочке цветы, которые делают обстановку еще более уютной и домашней.

- Веду свой блог в социальных сетях. Публикую фото со всех рейсов. Иногда в комментариях мужчины пишут: "Дома надо сидеть и борщи варить". А я отшучиваюсь, мол, борщ и тут могу приготовить, - улыбается Александра и рассказывает, чем на самом деле питается в пути. - Женщина может приготовить что угодно и где угодно. Себя надо баловать, поэтому частенько обедаю в ресторане. Интересно пробовать кухню разных стран. Хотя могу и белорусские драники, солянку сделать. Все под настроение.

Работа, по словам Али, ни в коем случае не лишила ее женственности. Она все так же носит красивые платья, туфли на каблуках, когда возвращается домой. Правда, в дороге ухаживать за собой непросто. Для этого у нее припасена специальная косметичка: шампуни и бальзамы, кремы и маски везет из Беларуси. В пути - всегда со свежим макияжем.

Напоследок Александра признается, что встречала мужчин, которым тяжело в этой профессии: они работают дальнобойщиками, только чтобы обеспечивать семью. С одной стороны, это правильно, с другой - героиня называет это жертвенностью.

- Их тянет домой, они скучают. Постоянно говорят, что жизнь проходит мимо, не видят, как растут дети… Им тяжело морально. Мое же главное правило - радоваться каждому дню. В дороге случается всякое, но думать нужно о хорошем, и так непременно будет, - улыбается Александра и тут же дает совет девушкам, мечтающим работать дальнобойщицами: - Мне очень часто пишут, мол, хочу работать, как вы, но боюсь… Конечно, жизнь меняется на 360 градусов. Но лучше один раз попробовать, чем долго-долго мечтать.

Не кузнецы и не паяльщицы: какие профессии разрешили белорускам

В этом году список запрещенных для женщин работ сокращен вдвое - исключены 93 позиции. До этого его пересматривали трижды: в 1994, 2000 и 2014-м годах. Если 28 лет назад в списке насчитывалось 260 позиций, то после последней редакции статус не женских профессий остается актуальным лишь для 88, отмечает начальник управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Иван Карчевский.

- На предприятиях активно идет модернизация производства: совершенствуется технологический процесс, в работу внедряется новая техника. В итоге ограничения, из-за которых ранее на определенные профессии не принимали женщин, стали неактуальны. К тому же некоторые виды работ в современных условиях не представляют опасности для их репродуктивного здоровья, - уточняет собеседник и подчеркивает: от прекрасной половины человечества просьб о сокращении перечня тяжелых работ не поступало. Обычно с такой инициативой выступают наниматели.

После изучения информации, содержащейся в Республиканском банке данных результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, специалистами НИИ труда министерства было предложено сократить список работ и профессий, которые до недавних пор были недоступны для женщин. Окончательное решение по каждой позиции принималось с учетом мнения Минздрава.

Например, сегодня женщины могут управлять междугородним автобусом с количеством мест свыше 14 и автомобилем грузоподъемностью свыше 5 тонн. Их примут на ряд вакансий в добыче и переработке торфа, задействуют в производстве бумаги, картона и целлюлозы. Запрет по-прежнему действует на такие профессии, как взрывник, паяльщик по свинцу, кузнец, пожарный, лесоруб и другие. Также не возьмут даму на работу в качестве дистиллировщика ртути или сталевара у мартеновских печей.

- Полностью отменять список запрещенных для женщин профессий нецелесообразно. Ведь в приоритете государства - сохранение здоровья работающих, прежде всего женщин, на фоне сложившейся демографической ситуации. Конечно, по мере совершенствования технологий, внедрения в производство новых современных машин и оборудования список будет сокращаться, - отмечает Иван Карчевский. - В нем осталось 88 позиций, но это не значит, что принимать на эти работы женщин категорически нельзя.

Если наниматель организует условия труда на конкретном рабочем месте в полном соответствии с требованиями гигиеническо-санитарных норм, то он сможет взять на работу представительницу слабого пола.

Марина ВАЛАХ,

газета "7 Дней".-0-

Теги
Витебск
Топ-новости
Свежие новости Беларуси