БГУИР является ведущим вузом страны в области высшего технического образования, базовой организацией государств - участников СНГ по высшему образованию в области информатики и радиоэлектроники. Это крупный учебно-научно-инновационный комплекс. Он объединяет более 15 тыс. обучающихся, в нем преподают по 18 специальностям общего и специального высшего образования (по трем из них в этом году набор будет осуществляться впервые), 15 специальностям углубленного высшего образования, 30 специальностям аспирантуры, 15 специальностям докторантуры. Среди его преподавателей более 50 докторов наук и свыше 300 кандидатов наук. Активная научная деятельность, экспорт образовательных услуг, высокие технологии в обучении, яркая студенческая жизнь. Все это про Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. Вуз на днях отметил юбилей - 60-летие. По традиции, это время подведения некоторых итогов и определения планов, о которых корреспонденту БЕЛТА рассказал ректор БГУИР Вадим Богуш.
- Вадим Анатольевич, какие основные достижения университета можно отметить в юбилейные год?
- В юбилейные даты всегда смотришь назад и вперед одновременно. Можно констатировать, что база для дальнейшего развития университета за этот период сформирована хорошая. Университет имеет высокий статус, он себя зарекомендовал и с точки зрения уровня подготовки - качества образования, и с точки зрения научных исследований и практических разработок. Вуз стал брендом еще со времен Минского радиотехнического института. БГУИР сейчас - это университет, о котором знают не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами.
Если говорить конкретными фактами достижений, то БГУИР имеет статус ведущего вуза в нашей стране, с 2005 года мы имеем статус базовой организации СНГ по высшему образованию в области информатики и радиоэлектроники, который в прошлом году в декабре на саммите СНГ мы в очередной раз подтвердили. Также мы имеем статус научной организации, который подтвержден Госкомитетом по науке и технологиям и Национальной академией наук. В прошлом году мы получили в очередной раз премию Правительства в области качества и специальную награду за вклад руководства в достижение устойчивого успеха организации в номинации "Лидерство". Очень значимое для коллектива университета достижение - это принятие Президентом Беларуси решения о занесении БГУИР на республиканскую доску почета в номинации "Наука". Это высокая оценка работы коллектива на протяжении последних пяти лет.
БГУИР продолжает свое развитие как крупный образовательный и научный центр страны. Мы наблюдаем не только высокий интерес абитуриентов для получения высшего образования в сфере радиоэлектроники и информационных технологий, но и востребованность выпускников со стороны нанимателей, заказчиков, с которыми мы очень плотно работаем по содержанию образования и подготовке специалистов. Это один из элементов нашей успешной работы и высокого уровня инженеров, которых выпускает БГУИР на рынок труда.
- Современный университет это не про "мы только учим". В настоящее время это и научная работа, и инновационная деятельность, и развитие сотрудничества с зарубежными странами. Как с этим обстоит дело у БГУИР?
- Мы особое внимание уделяем поддержке молодежи, потому что заниматься наукой, а иногда одновременно и наукой, и преподавательской деятельностью в вузе, - это достаточно большой труд, который требует творческого вдохновения и большой энергии для того, чтобы достигать результатов и уметь их внедрять на практике, интегрировать в образовательный процесс. Поэтому мы пытаемся привлечь к исследованиям молодежь уже с первого курса, создаем для этого необходимые условия.
Достаточно результативно участвует университет в государственных механизмах поддержки - это гранты и стипендии главы государства. Ежегодно и молодые ученые, и студенты нашего университета проходят жесткий отбор и оказываются достойными таких высоких знаков поощрения. Мы активно участвуем и побеждаем в конкурсах молодежных грантов, которые проводит Министерство образования. Дополнительно университет имеет и собственные механизмы поддержки молодежи, когда те средства, которые вуз зарабатывает, мы частично направляем на поддержку молодежных проектов. Ежегодно более 100 молодых студентов, магистрантов тем или иным образом задействованы в реальных проектах с реальными зарплатами и реальными результатами, будь то разработка алгоритмов программного обеспечения, конструирование приборов или создание новых технологий, которые затем используются на предприятиях Беларуси, России, Узбекистана, Китая и других стран.
- Можем ли мы назвать какие-то актуальные проекты университета?
- У нас есть несколько развивающихся направлений. Это, в первую очередь, наши разработки в области сверхвысокочастотной техники - комплекты измерительного оборудования, начиная от генераторов и простейших измерителей мощности и заканчивая очень сложными векторными анализаторами цепей, которые работают в частотном диапазоне свыше 200 ГГц, что еще 20 лет назад казалось фантастикой. Это не только разработка на уровне конструирования этих приборов, это целый комплекс, который в том числе включает в себя и метрологическое обеспечение. И мы идем к тому, чтобы завершить в этом году разработку соответствующих эталонов для системы стандартизации Беларуси, которые в том числе будут востребованы и на международном рынке.
Второе направление, в котором университет имеет особый статус, - это обеспечение электромагнитной совместимости и безопасности. Здесь у нас есть разработанные программно-аппаратные комплексы, которые активно используются для анализа электромагнитной обстановки и оптимизации размещения устройств, чтобы они, условно говоря, не мешали друг другу работать, не создавали ненужных помех и угроз для объектов, которые находятся в зоне действия радиоэлектронных приборов. Причем мы работаем как с точки зрения оптимизации размещения и режимов работы самих устройств, так и с точки зрения разработки материалов, которые позволяют эту обстановку нормализовать и привести к минимальным уровням воздействия. Это специализированные материалы для безэховых помещений, которые в том числе могут использоваться для решения задач информационной безопасности.
Также есть разработки, которые касаются автомобилестроения: учеными университета разработан макет цифровой антенной решетки автомобильного радара, который позволит осуществить импортозамещение устройств данного класса. Есть и разработки в области ультразвуковых приборов, например, генераторов, кавитометров. Ну и, конечно, это технологии для микроэлектроники, которые включают в себя исследования новых материалов и разработку технологических решений, начиная от создания новых топологий, гибридных элементов с использованием технологии интегральной микроэлектроники и заканчивая разработкой технологии многокристальных микросхем.
Информационные технологии имеют очень разную реализацию, включая умный бейдж, разработанный учащимися нашего колледжа, и студенческие разработки, позволяющие изучать процессы программирования логических схем. Я уже не говорю о программных решениях высокого уровня - прикладного программирования, веб-программирования, дизайна, моделирования физических процессов. Иногда виртуальный мир очень сложно отличить от реального при высококачественной проработке. И это тоже один из элементов высоких технологий, которому мы учим наших студентов.
- Сфера информатики и радиоэлектроники сейчас одна из самых быстроразвивающихся, как, в связи с этим, меняется деятельность вуза, учебные программы, перечень специальностей?
- Организация процесса обучения должна решать как минимум три задачи. Высокая динамика изменения технологического обеспечения говорит о том, что нельзя научить специалиста всем технологиям, которые он будет использовать на протяжении жизни и первая задача, которая ставится перед университетом, и которую мы стараемся решить, - это формирование способности у нашего выпускника к постоянному саморазвитию. То есть он должен не только понимать, что нужно учиться всю жизнь, но и быть способным на практике это реализовать. Это сложно, себя менять всегда очень сложно, поэтому есть определенные подходы в организации образовательного процесса, которые позволяют эту компетенцию формировать.
Второй очень важный момент - это создание фундамента для профессионального развития. И здесь мы говорим о балансе между фундаментальными знаниями и прикладными практическими навыками. Мы всегда много внимания уделяем фундаментальной подготовке - математической, естественно-научной, системному мировоззрению. Для формирования конкретных прикладных навыков у нас предусмотрено много видов деятельности: курсовые работы, особый подход к дипломному проектированию, когда мы стараемся максимально использовать запросы заказчиков кадров и формировать темы дипломных проектов для наших студентов уже с привязкой к конкретным практическим задачам, которые они решают потом на производстве, в организациях, в компаниях. Многие студенты представляют дипломы в виде реально работающих проектов, и здесь очень важно понимание и взаимодействие с заказчиками кадров. Я хочу высказать слова благодарности руководству тех организаций, которые понимают важность взаимодействия с университетом, в результате которого они получают специалиста, уже адаптированного к работе на их предприятии. С другой стороны, мы понимаем, что технологии меняются раз в 3-5 лет, это всегда повышение квалификации, освоение новой технологии. Формирование фундамента системности и способности к постоянному саморазвитию позволяет нанимателю в последующем минимизировать затраты на развитие специалиста. И наниматели прекрасно понимают, что такой подход и интеграция университетского образования и корпоративного технологического роста дадут максимальный эффект, в том числе и с точки зрения динамики экономики, развития того или иного вида деятельности на предприятии.
Третье - это воспитательная и социальная составляющая образования. Здесь активно используется учебное и внеучебное время, спортивная база университета, потенциал общественных организаций и творческих объединений.
- Как университет поддерживает аспирантов, молодых ученых, которые занимаются научной и инновационной деятельностью?
- Кроме системы грантов у нас есть еще и прямое стимулирование к защитам диссертаций, то есть для тех, кто в срок защищаются и остаются работать в университете, мы предусматриваем материальное стимулирование - разовую премию и доплаты. Также мы поддерживаем и научных руководителей, понимая, что успешность защиты работы во многом зависят и от качества научного руководства. Совсем недавно в вузе принята норма, позволяющая снизить учебную нагрузку. Если преподаватель выходит на защиту диссертации, то кафедра помогает ему, беря на себя часть учебной нагрузки, таким образом у соискателя в течение года появляется возможность больше времени уделять финальной доработке диссертации, прохождению процедуры экспертизы, а потом защиты для того, чтобы университет мог рассчитывать в дальнейшем на квалифицированного специалиста, а сам человек сделал очередной шаг по карьерной лестнице.
- Сколько иностранных студентов и из каких стран обучаются в БГУИР? Какие направления они в основном выбирают? Как идет работа по увеличению количества иностранных студентов?
- Работа с иностранными студентами является ключевой задачей по экспорту образовательных услуг. У нас сейчас обучаются около 750 иностранцев. Если мы говорим по регионам, то доминируют страны бывшего Советского Союза, потому что по большинству специальностей мы ведем подготовку на русском языке: к нам едут учиться из Узбекистана, Туркменистана, России, Таджикистана, Казахстана. Постепенно БГУИР наращивает направление, связанное с восточным вектором - это Китай, Вьетнам. В последний год достаточно активно идет работа по африканскому континенту, из Нигерии у нас была группа, также это Гвинея, Зимбабве, Кения.
Предпочтения иностранных студентов зависят не только от того, что БГУИР может предложить, они достаточно сильно зависят от региона, из которого к нам студенты приезжают. Поэтому мы в последние несколько лет очень активно развиваем практику создания совместных образовательных программ и структур. У нас есть несколько таких программ подготовки с Узбекистаном, это направление связано с информационными технологиями, программированием, искусственным интеллектом. Если мы говорим о взаимодействии с Китаем, то здесь сфера, связанная с СВЧ-техникой, радиоэлектронное направление и информационные технологии. Если мы говорим про африканский континент, то это тоже сфера, связанная с программированием, с аналитикой и с продвижением информационных продуктов в мировом пространстве. Актуальность тех знаний, которые мы даем, является одним из ключевых элементов востребованности на международном рынке образования, а там, как вы знаете, конкуренция достаточно высокая. В последние несколько лет у иностранных граждан достаточно большой интерес проявляется к подготовке специалистов в сфере информационной безопасности. У нас такая подготовка организована на уровне общего высшего образования и в магистратуре.
- Университет для студентов - это не только учеба, наука, но и творчество, и интересный досуг. Какая культурно-воспитательная и спортивная работа для личностного роста студентов ведется в вузе? Какие есть достижения?
- Я считаю, что инженер - это не только профессионал в своей сфере, но и разносторонне развитая личность. При этом, мы все прекрасно понимаем, что время одиночек уже давно прошло, и даже громкие имена, которые звучат где-то в международных СМИ, - это всегда результат работы команды, поэтому у нас есть как минимум несколько направлений для творческой и спортивной деятельности. Что касается творчества, во-первых, для этого у нас есть база - хорошо оборудованный актовый зал, где проводятся различные студенческие мероприятия, в том числе музыкально-вокально-инструментальные. Мы проводим очень много мероприятий, которые позволяют ребятам познакомиться прежде всего друг с другом, потому что БГУИР не только интернациональный, он еще и всебелорусский вуз. До 70% ребят к нам поступают из регионов. У нас есть множество клубов и кружков, которые организованны в общежитиях, есть педагогическая гостиная, есть объединения иностранных студентов, где мы проводим мероприятия, которые позволяют им представить свою культуру, а белорусам знакомиться с ней и друг с другом в неформальной обстановке. Кроме того, у нас есть и профессиональные творческие коллективы. Есть два народных коллектива - это духовой оркестр и ансамбль народной песни "Гаманіна". В организацию досуговой деятельности, которая связана с творчеством или со спортом, активно вовлечены органы студенческого самоуправления, то есть БРСМ, студенческий профком, студсовет.
В свое время именно МРТИ, а затем и БГУИР был основателем молодежного движения по здоровому образу жизни, связано это было с тем, что инженерная работа зачастую малоподвижна, особенно у программистов, и здоровый образ жизни - это очень важный элемент, которому нужно учить со студенческой скамьи. Мы организовываем занятия физкультурой и спортом с учетом интересов студентов - это клубы, кружки. Студент имеет возможность в соответствии с предпочтениями пойти, например, в секцию волейбола в рамках учебного процесса, который предусмотрен по физической культуре в вузе. При этом спортивная база работает не только в учебное время, но и в выходные дни у нас также проводятся мероприятия, например: турниры по мини-футболу, внутриуниверситетская спартакиада. Мы активно участвуем в универсиаде - межвузовской спартакиаде, которая проводится в Беларуси по более чем 35 видам спорта. Наши студенты хорошо выступают в республиканских мероприятиях, те места и победы, которые они завоевывают, позволяют университету находиться на достаточно высоком спортивном уровне. БГУИР может гордиться тем, что мы уже четвертый год подряд занимаем 1 место в своей группе университетов. Не могу не отметить нашу баскетбольную команду. Она выступает в профессиональной лиге. У нас был достаточно успешный сезон - позапрошлый, в котором мы завоевали бронзовые медали в профессиональном чемпионате. Для университетской команды - это достаточно высокий результат. Поэтому здоровье и физические нагрузки - очень важный элемент жизни студента.
- За 60 лет у вуза накоплен богатый опыт, какие перспективы намечены на ближайшие годы?
- Мы продолжаем развиваться. В этом году мы начали работу по созданию Центра компетенций. Министерство образования выступило с такой инициативой, и на базе БГУИР мы будем создавать центр компетенций по интеллектуальным системам в авто- и тракторостроении - это беспилотные средства передвижения, развитие систем безопасности, искусственного интеллекта. Проект в этом году стартует, я думаю, что мы будем его успешно реализовывать.
Мы планируем развивать наши научные направления, прежде всего международные. Открываются новые возможности для работы с партнерами в России. Мы чувствуем очень большую заинтересованность со стороны Китая в развитии сотрудничества. Одна из ключевых задач для нас - это обеспечение качественной подготовки специалистов и формирование новых научных результатов.
- В мае будет шесть лет, как вы стали руководителем БГУИР, как вам ректорство?
- Работа ректора - это очень высокий уровень ответственности и большое количество забот. У руководителя университета очень много направлений, связанных с организационной и информационной работой, хозяйственной деятельностью, кроме того - это непосредственная ответственность за весь большой коллектив: 2 тыс. работников и 15 тыс. обучающихся. Чему и как учить, эффективность обучающего процесса, учет индивидуальных особенностей студента, воспитательная работа - это те задачи, которые стоят перед каждым руководителем учреждения образования.
Учеба, если ты к ней ответственно относишься, является фундаментом твоего развития на перспективу, и это то время, которое ты должен потратить с максимальной пользой на приобретение профессиональных знаний. Во время студенчества закладываются основы дружеских и профессиональный интересов и, конечно, семьи - залога успеха в жизни любого человека.
Обращаясь к трудовому коллективу университета и студентам, хочется пожелать всем крепкого здоровья, неиссякаемой жизненной энергии, благополучия в семье и реализации замыслов и идей, которые будут двигать науку и общество вперед, на благо и развитие нашей родной страны.
Светлана Пекарь,
БЕЛТА.-0-
- Вадим Анатольевич, какие основные достижения университета можно отметить в юбилейные год?
- В юбилейные даты всегда смотришь назад и вперед одновременно. Можно констатировать, что база для дальнейшего развития университета за этот период сформирована хорошая. Университет имеет высокий статус, он себя зарекомендовал и с точки зрения уровня подготовки - качества образования, и с точки зрения научных исследований и практических разработок. Вуз стал брендом еще со времен Минского радиотехнического института. БГУИР сейчас - это университет, о котором знают не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами.
Если говорить конкретными фактами достижений, то БГУИР имеет статус ведущего вуза в нашей стране, с 2005 года мы имеем статус базовой организации СНГ по высшему образованию в области информатики и радиоэлектроники, который в прошлом году в декабре на саммите СНГ мы в очередной раз подтвердили. Также мы имеем статус научной организации, который подтвержден Госкомитетом по науке и технологиям и Национальной академией наук. В прошлом году мы получили в очередной раз премию Правительства в области качества и специальную награду за вклад руководства в достижение устойчивого успеха организации в номинации "Лидерство". Очень значимое для коллектива университета достижение - это принятие Президентом Беларуси решения о занесении БГУИР на республиканскую доску почета в номинации "Наука". Это высокая оценка работы коллектива на протяжении последних пяти лет.
БГУИР продолжает свое развитие как крупный образовательный и научный центр страны. Мы наблюдаем не только высокий интерес абитуриентов для получения высшего образования в сфере радиоэлектроники и информационных технологий, но и востребованность выпускников со стороны нанимателей, заказчиков, с которыми мы очень плотно работаем по содержанию образования и подготовке специалистов. Это один из элементов нашей успешной работы и высокого уровня инженеров, которых выпускает БГУИР на рынок труда.
- Современный университет это не про "мы только учим". В настоящее время это и научная работа, и инновационная деятельность, и развитие сотрудничества с зарубежными странами. Как с этим обстоит дело у БГУИР?
- Мы особое внимание уделяем поддержке молодежи, потому что заниматься наукой, а иногда одновременно и наукой, и преподавательской деятельностью в вузе, - это достаточно большой труд, который требует творческого вдохновения и большой энергии для того, чтобы достигать результатов и уметь их внедрять на практике, интегрировать в образовательный процесс. Поэтому мы пытаемся привлечь к исследованиям молодежь уже с первого курса, создаем для этого необходимые условия.
Достаточно результативно участвует университет в государственных механизмах поддержки - это гранты и стипендии главы государства. Ежегодно и молодые ученые, и студенты нашего университета проходят жесткий отбор и оказываются достойными таких высоких знаков поощрения. Мы активно участвуем и побеждаем в конкурсах молодежных грантов, которые проводит Министерство образования. Дополнительно университет имеет и собственные механизмы поддержки молодежи, когда те средства, которые вуз зарабатывает, мы частично направляем на поддержку молодежных проектов. Ежегодно более 100 молодых студентов, магистрантов тем или иным образом задействованы в реальных проектах с реальными зарплатами и реальными результатами, будь то разработка алгоритмов программного обеспечения, конструирование приборов или создание новых технологий, которые затем используются на предприятиях Беларуси, России, Узбекистана, Китая и других стран.
- Можем ли мы назвать какие-то актуальные проекты университета?
- У нас есть несколько развивающихся направлений. Это, в первую очередь, наши разработки в области сверхвысокочастотной техники - комплекты измерительного оборудования, начиная от генераторов и простейших измерителей мощности и заканчивая очень сложными векторными анализаторами цепей, которые работают в частотном диапазоне свыше 200 ГГц, что еще 20 лет назад казалось фантастикой. Это не только разработка на уровне конструирования этих приборов, это целый комплекс, который в том числе включает в себя и метрологическое обеспечение. И мы идем к тому, чтобы завершить в этом году разработку соответствующих эталонов для системы стандартизации Беларуси, которые в том числе будут востребованы и на международном рынке.
Второе направление, в котором университет имеет особый статус, - это обеспечение электромагнитной совместимости и безопасности. Здесь у нас есть разработанные программно-аппаратные комплексы, которые активно используются для анализа электромагнитной обстановки и оптимизации размещения устройств, чтобы они, условно говоря, не мешали друг другу работать, не создавали ненужных помех и угроз для объектов, которые находятся в зоне действия радиоэлектронных приборов. Причем мы работаем как с точки зрения оптимизации размещения и режимов работы самих устройств, так и с точки зрения разработки материалов, которые позволяют эту обстановку нормализовать и привести к минимальным уровням воздействия. Это специализированные материалы для безэховых помещений, которые в том числе могут использоваться для решения задач информационной безопасности.
Также есть разработки, которые касаются автомобилестроения: учеными университета разработан макет цифровой антенной решетки автомобильного радара, который позволит осуществить импортозамещение устройств данного класса. Есть и разработки в области ультразвуковых приборов, например, генераторов, кавитометров. Ну и, конечно, это технологии для микроэлектроники, которые включают в себя исследования новых материалов и разработку технологических решений, начиная от создания новых топологий, гибридных элементов с использованием технологии интегральной микроэлектроники и заканчивая разработкой технологии многокристальных микросхем.
Информационные технологии имеют очень разную реализацию, включая умный бейдж, разработанный учащимися нашего колледжа, и студенческие разработки, позволяющие изучать процессы программирования логических схем. Я уже не говорю о программных решениях высокого уровня - прикладного программирования, веб-программирования, дизайна, моделирования физических процессов. Иногда виртуальный мир очень сложно отличить от реального при высококачественной проработке. И это тоже один из элементов высоких технологий, которому мы учим наших студентов.
- Сфера информатики и радиоэлектроники сейчас одна из самых быстроразвивающихся, как, в связи с этим, меняется деятельность вуза, учебные программы, перечень специальностей?
- Организация процесса обучения должна решать как минимум три задачи. Высокая динамика изменения технологического обеспечения говорит о том, что нельзя научить специалиста всем технологиям, которые он будет использовать на протяжении жизни и первая задача, которая ставится перед университетом, и которую мы стараемся решить, - это формирование способности у нашего выпускника к постоянному саморазвитию. То есть он должен не только понимать, что нужно учиться всю жизнь, но и быть способным на практике это реализовать. Это сложно, себя менять всегда очень сложно, поэтому есть определенные подходы в организации образовательного процесса, которые позволяют эту компетенцию формировать.
Второй очень важный момент - это создание фундамента для профессионального развития. И здесь мы говорим о балансе между фундаментальными знаниями и прикладными практическими навыками. Мы всегда много внимания уделяем фундаментальной подготовке - математической, естественно-научной, системному мировоззрению. Для формирования конкретных прикладных навыков у нас предусмотрено много видов деятельности: курсовые работы, особый подход к дипломному проектированию, когда мы стараемся максимально использовать запросы заказчиков кадров и формировать темы дипломных проектов для наших студентов уже с привязкой к конкретным практическим задачам, которые они решают потом на производстве, в организациях, в компаниях. Многие студенты представляют дипломы в виде реально работающих проектов, и здесь очень важно понимание и взаимодействие с заказчиками кадров. Я хочу высказать слова благодарности руководству тех организаций, которые понимают важность взаимодействия с университетом, в результате которого они получают специалиста, уже адаптированного к работе на их предприятии. С другой стороны, мы понимаем, что технологии меняются раз в 3-5 лет, это всегда повышение квалификации, освоение новой технологии. Формирование фундамента системности и способности к постоянному саморазвитию позволяет нанимателю в последующем минимизировать затраты на развитие специалиста. И наниматели прекрасно понимают, что такой подход и интеграция университетского образования и корпоративного технологического роста дадут максимальный эффект, в том числе и с точки зрения динамики экономики, развития того или иного вида деятельности на предприятии.
Третье - это воспитательная и социальная составляющая образования. Здесь активно используется учебное и внеучебное время, спортивная база университета, потенциал общественных организаций и творческих объединений.
- Как университет поддерживает аспирантов, молодых ученых, которые занимаются научной и инновационной деятельностью?
- Кроме системы грантов у нас есть еще и прямое стимулирование к защитам диссертаций, то есть для тех, кто в срок защищаются и остаются работать в университете, мы предусматриваем материальное стимулирование - разовую премию и доплаты. Также мы поддерживаем и научных руководителей, понимая, что успешность защиты работы во многом зависят и от качества научного руководства. Совсем недавно в вузе принята норма, позволяющая снизить учебную нагрузку. Если преподаватель выходит на защиту диссертации, то кафедра помогает ему, беря на себя часть учебной нагрузки, таким образом у соискателя в течение года появляется возможность больше времени уделять финальной доработке диссертации, прохождению процедуры экспертизы, а потом защиты для того, чтобы университет мог рассчитывать в дальнейшем на квалифицированного специалиста, а сам человек сделал очередной шаг по карьерной лестнице.
- Сколько иностранных студентов и из каких стран обучаются в БГУИР? Какие направления они в основном выбирают? Как идет работа по увеличению количества иностранных студентов?
- Работа с иностранными студентами является ключевой задачей по экспорту образовательных услуг. У нас сейчас обучаются около 750 иностранцев. Если мы говорим по регионам, то доминируют страны бывшего Советского Союза, потому что по большинству специальностей мы ведем подготовку на русском языке: к нам едут учиться из Узбекистана, Туркменистана, России, Таджикистана, Казахстана. Постепенно БГУИР наращивает направление, связанное с восточным вектором - это Китай, Вьетнам. В последний год достаточно активно идет работа по африканскому континенту, из Нигерии у нас была группа, также это Гвинея, Зимбабве, Кения.
Предпочтения иностранных студентов зависят не только от того, что БГУИР может предложить, они достаточно сильно зависят от региона, из которого к нам студенты приезжают. Поэтому мы в последние несколько лет очень активно развиваем практику создания совместных образовательных программ и структур. У нас есть несколько таких программ подготовки с Узбекистаном, это направление связано с информационными технологиями, программированием, искусственным интеллектом. Если мы говорим о взаимодействии с Китаем, то здесь сфера, связанная с СВЧ-техникой, радиоэлектронное направление и информационные технологии. Если мы говорим про африканский континент, то это тоже сфера, связанная с программированием, с аналитикой и с продвижением информационных продуктов в мировом пространстве. Актуальность тех знаний, которые мы даем, является одним из ключевых элементов востребованности на международном рынке образования, а там, как вы знаете, конкуренция достаточно высокая. В последние несколько лет у иностранных граждан достаточно большой интерес проявляется к подготовке специалистов в сфере информационной безопасности. У нас такая подготовка организована на уровне общего высшего образования и в магистратуре.
- Университет для студентов - это не только учеба, наука, но и творчество, и интересный досуг. Какая культурно-воспитательная и спортивная работа для личностного роста студентов ведется в вузе? Какие есть достижения?
- Я считаю, что инженер - это не только профессионал в своей сфере, но и разносторонне развитая личность. При этом, мы все прекрасно понимаем, что время одиночек уже давно прошло, и даже громкие имена, которые звучат где-то в международных СМИ, - это всегда результат работы команды, поэтому у нас есть как минимум несколько направлений для творческой и спортивной деятельности. Что касается творчества, во-первых, для этого у нас есть база - хорошо оборудованный актовый зал, где проводятся различные студенческие мероприятия, в том числе музыкально-вокально-инструментальные. Мы проводим очень много мероприятий, которые позволяют ребятам познакомиться прежде всего друг с другом, потому что БГУИР не только интернациональный, он еще и всебелорусский вуз. До 70% ребят к нам поступают из регионов. У нас есть множество клубов и кружков, которые организованны в общежитиях, есть педагогическая гостиная, есть объединения иностранных студентов, где мы проводим мероприятия, которые позволяют им представить свою культуру, а белорусам знакомиться с ней и друг с другом в неформальной обстановке. Кроме того, у нас есть и профессиональные творческие коллективы. Есть два народных коллектива - это духовой оркестр и ансамбль народной песни "Гаманіна". В организацию досуговой деятельности, которая связана с творчеством или со спортом, активно вовлечены органы студенческого самоуправления, то есть БРСМ, студенческий профком, студсовет.
В свое время именно МРТИ, а затем и БГУИР был основателем молодежного движения по здоровому образу жизни, связано это было с тем, что инженерная работа зачастую малоподвижна, особенно у программистов, и здоровый образ жизни - это очень важный элемент, которому нужно учить со студенческой скамьи. Мы организовываем занятия физкультурой и спортом с учетом интересов студентов - это клубы, кружки. Студент имеет возможность в соответствии с предпочтениями пойти, например, в секцию волейбола в рамках учебного процесса, который предусмотрен по физической культуре в вузе. При этом спортивная база работает не только в учебное время, но и в выходные дни у нас также проводятся мероприятия, например: турниры по мини-футболу, внутриуниверситетская спартакиада. Мы активно участвуем в универсиаде - межвузовской спартакиаде, которая проводится в Беларуси по более чем 35 видам спорта. Наши студенты хорошо выступают в республиканских мероприятиях, те места и победы, которые они завоевывают, позволяют университету находиться на достаточно высоком спортивном уровне. БГУИР может гордиться тем, что мы уже четвертый год подряд занимаем 1 место в своей группе университетов. Не могу не отметить нашу баскетбольную команду. Она выступает в профессиональной лиге. У нас был достаточно успешный сезон - позапрошлый, в котором мы завоевали бронзовые медали в профессиональном чемпионате. Для университетской команды - это достаточно высокий результат. Поэтому здоровье и физические нагрузки - очень важный элемент жизни студента.
- За 60 лет у вуза накоплен богатый опыт, какие перспективы намечены на ближайшие годы?
- Мы продолжаем развиваться. В этом году мы начали работу по созданию Центра компетенций. Министерство образования выступило с такой инициативой, и на базе БГУИР мы будем создавать центр компетенций по интеллектуальным системам в авто- и тракторостроении - это беспилотные средства передвижения, развитие систем безопасности, искусственного интеллекта. Проект в этом году стартует, я думаю, что мы будем его успешно реализовывать.
Мы планируем развивать наши научные направления, прежде всего международные. Открываются новые возможности для работы с партнерами в России. Мы чувствуем очень большую заинтересованность со стороны Китая в развитии сотрудничества. Одна из ключевых задач для нас - это обеспечение качественной подготовки специалистов и формирование новых научных результатов.
- В мае будет шесть лет, как вы стали руководителем БГУИР, как вам ректорство?
- Работа ректора - это очень высокий уровень ответственности и большое количество забот. У руководителя университета очень много направлений, связанных с организационной и информационной работой, хозяйственной деятельностью, кроме того - это непосредственная ответственность за весь большой коллектив: 2 тыс. работников и 15 тыс. обучающихся. Чему и как учить, эффективность обучающего процесса, учет индивидуальных особенностей студента, воспитательная работа - это те задачи, которые стоят перед каждым руководителем учреждения образования.
Учеба, если ты к ней ответственно относишься, является фундаментом твоего развития на перспективу, и это то время, которое ты должен потратить с максимальной пользой на приобретение профессиональных знаний. Во время студенчества закладываются основы дружеских и профессиональный интересов и, конечно, семьи - залога успеха в жизни любого человека.
Обращаясь к трудовому коллективу университета и студентам, хочется пожелать всем крепкого здоровья, неиссякаемой жизненной энергии, благополучия в семье и реализации замыслов и идей, которые будут двигать науку и общество вперед, на благо и развитие нашей родной страны.
Светлана Пекарь,
БЕЛТА.-0-