Новости темы
"Репортаж"
С приходом весеннего тепла военнослужащие 188-й гвардейской инженерной бригады традиционно меняют казармы и учебные классы на палатки и походную жизнь - начинается полевой выход. В Могилевском районе почти на протяжении месяца в естественных природных условиях военные понтонеры будут тренировать навыки наведения переправ, применяя на практике полученные теоретические знания. На участке реки Днепр в открытой воде они ежедневно отрабатывают одну и ту же задачу, чтобы в случае необходимости выполнить ее четко, слаженно и без заминок. На одной из таких тренировок побывали корреспонденты БЕЛТА.К приезду журналистов на берегу уже все готово: у самой воды расположились люди и техника - каждый на своей позиции. Суеты нет - с завидной выдержкой все настраиваются на выполнение предстоящей задачи и ждут команды руководства. Им предстоит расштопорить звенья и сбросить их на воду, собрать паром, пришвартовать к нему катер, организовать заезд техники и переместить ее на противоположный берег. В этот раз работа велась с двумя звеньями - получилась 40-тонная временная переправа. Поскольку бойцы имеют дело с водой, каждый из них для безопасности находится в спасательном жителе - без него подход к реке запрещен."У нас проводятся занятия по тактико-специальной подготовке, а именно слаживание расчетов отделений взводов, - подчеркнул командир понтонно-мостового батальона гвардии майор Юрий Швед. - Выполняются нормативы по выгрузке звена, сборке парома и погрузке звена - сложного ничего нет, отработка задач идет автоматически. У нас есть временные критерии согласно оценкам "отлично", "хорошо" и "удовлетворительно" - соответственно это шесть, семь и девять минут. Работа требует постоянных тренировок и занятий, без этого никак. Одно звено может выдержать до 20 т, и если сделать паром из трех звеньев, то по нему можно будет переправить танк. Наведение мостов, форсирование рек - это важные навыки и умения как в мирное, так и в военное время. Однако нужно постоянно отрабатывать нормативы и все практические элементы".Процесс сбрасывания звеньев на воду - техничный, быстрый и в то же время зрелищный. Два крупнотоннажных грузовых автомобиля "КрАЗ 255Б1" замерли на одной линии в нескольких десятках метрах от берега. По команде они резким рывком начинают двигаться задним ходом и практически на половину заезжают в воду, рассекая своими массивными колесами речную волну. Слышится глухой металлический лязг открывающегося затвора, огромное многотонное понтонное звено съезжает под наклоном в воду, поднимая при погружении сотни брызг, и автоматически раскладывается. В это время грузовик с пробуксовкой карабкается обратно на берег, а понтонеры подтягивают звенья причальным канатом ближе, запрыгивают сверху и начинают стыковать в паром.Опытные военные отмечают, что при слаживании номеров расчета понтонной роты каждый должен знать свою роль и место от А до Я. Важно не только быть теоретически подкованным, но и заранее продумать все команды и последовательность действий. "Никаких трудностей возникнуть не должно при условии, что все заранее подготовлено: звенья очень легко разлаживаются и стыкуются в воде, - пояснил командир разведывательно-водолазного взвода понтонно-мостового батальона гвардии старший лейтенант Вадим Подольский. - Для сборки 40-тонного парома нужны всего семь человек - водители, понтонеры, а также тот, кто будет управлять процессом, - командир роты или взвода. Единственная трудность - это открытая вода и скорость течения, которая сегодня доходит до 0,7 м/с. Поэтому нужно приложить усилия, чтобы удержать понтон после того, как его скинули на воду, а также переместить с одного берега на другой".По словам Вадима Подольского, постоянные тренировки - залог успешного выполнения боевой задачи, и для этого нужны полевые выходы. Тем более бывалые военнослужащие уходят на дембель, поступает новое пополнение бойцов, и этих призывников приходится обучать понтонному делу с нуля. "В военное время, когда идут боевые действия, понтонный мост разбивают для переброски техники и живой силы в нужную точку, чтобы не делать большой круг в обход, - отмечает командир разведывательно-водолазного взвода. - Понтонеры приезжают, наводят паром либо полностью всю ленту моста, переправляют подразделение и убывают в место дислокации".В мирных условиях понтонная переправа также необходима, и зачастую становится единственным способом сохранить жизнеобеспечение целых населенных пунктов. Например, военные 188-й гвардейской инженерной бригады наводили и обслуживали понтон в Черикове на время отсутствия проезда по капитальному мосту, который был на реконструкции больше года. Без такого временного сообщения жители райцентра, чтобы попасть с одного на другой берег реки, должны были сделать огромный крюк, объезжая почти 110 км. Нетрудно представить, насколько это существенное расстояние, тем более для оперативной работы экстренных служб.К слову, первым на предполагаемое место наведения переправы всегда приезжает разведывательно-водолазный взвод, задача которого - исследовать подводный маршрут и сделать инженерную карточку водной преграды. "Для этого нужно пройти по дну от одного берега к другому и сделать определенные замеры - глубину, скорость течения, илистость, - подчеркнул Вадим Подольский. - Кроме того, необходимо обозначить ямы и провалы, оценить противоположный берег на предмет загрузки и выгрузки техники с понтонной переправы. В весенний период особенность водолазных спусков заключается в том, что мы сталкиваемся с половодьем и течением, в котором всегда тяжелее работать. Именно поэтому в таких погружениях и выполнении задач по разведке задействованы только опытные водолазы".Так, командир разведывательно-водолазного взвода занимается водолазным делом с 2016 года, у него уже более 700 часов наработки под водой. Опытный специалист отучил не один десяток водолазов и может справиться практически с любой задачей и внештатной ситуацией. Он отмечает, что спектр работ под водой широк: от инженерно-технических (стропление и подъем предметов со дна) до разведывательных - исследование дна, проведение необходимых замеров, отработка скрытого перемещения на берег, где дислоцируется противник, обнаружение инженерно-разведывательных дозоров.Во время разворачивания понтонной переправы водолазы также работают как спасательно-эвакуационная группа. Например, они достают со дна предметы и инструменты, которые случайно упали в воду при сборке понтона. Приходится доставлять на берег и оступившегося бойца. "У нас есть лодка со скоростным мотором, чтобы можно было молниеносно среагировать на любую ситуацию, - подчеркнул Вадим Подольский. - На участке, где мы работаем сегодня, средняя глубина составляет 6-8 метров, однако есть ямы, в которые можно провалиться более чем на 20 метров. Глубины бояться не стоит, но всегда надо предостерегаться новых мест, а также постоянно думать о технике безопасности: проводить рабочую проверку всего снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков".Гвардии рядовой Евгений Довгалев служит всего 5 месяцев, призвался 9 ноября 2023 года. Сам родом из Кричева. "Служба проходит хорошо, я нахожусь в должности понтонера - наводим мосты, - делится боец. - Сегодня мы наводили 40-тонный паром и осуществляли с помощью него переброс техники на другой берег. Конечно, в работе помогли тренировки. Моя задача - открыть транспортные замки и хомуты, чтобы звено съехало с автомобиля, а после того, как его сбросили на воду, подтянуть к берегу и перевести в жесткую сцепку. Приходится также работать и в воде, сегодня ветрено и прохладно, но спасает одежда и специальный резиновый костюм понтонера, в котором довольно тепло. Нахожусь в лагере почти две недели, это мой первый полевой выход - и это действительно интересно. Тренируемся с утра и до обеда, доводим все действия до автоматизма".
Юлия ЕВМЕНЬКОВА,
фото Олега ФОЙНИЦКОГО,
БЕЛТА.-0-
Юлия ЕВМЕНЬКОВА,
фото Олега ФОЙНИЦКОГО,
БЕЛТА.-0-