На изучение итогового проекта Конституции осталось меньше месяца. Уже 22 февраля начнется досрочное голосование, предусмотренное законом. Решение, которое белорусы примут на референдуме, обязательное и вступит в силу через 10 дней после официального опубликования.
О том, почему в нашем обществе назрели конституционные изменения и как они связаны с геополитическими и экономическими мировыми реалиями, рассказал председатель комиссии по международным делам в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрей Савиных.Дискуссии по всей республике
Парламентарий считает, что страна проходит через очень важный этап политической трансформации, а потому важно, чтобы граждане осознавали механизмы, лежащие в основе этих изменений, суть и смысл модернизации Основного Закона. Почти каждый день Андрей Савиных проводит встречи с трудовыми коллективами страны. Беседует с людьми разных профессией и возрастов. На встрече с жителями Пинщины, к примеру, в зал городского Дома культуры пришли 600 человек, которые задавали вопросы, интересовались, как будут учитываться новые предложения в проекте. Содержательный диалог состоялся и в Оршанском дворце культуры льнокомбината.
- Сразу после приезда по городу прошла снежная буря с ураганным ветром. Но на встречу все равно собрались многие жители, среди них немало молодежи. Это очень интересная ситуация - пятница, вторая половина дня, а люди идут обсуждать проблемы политического развития общества. По содержанию вопросов и комментариев, да и по реакции на мои слова могу сказать, что большинство в зале придерживалось ярко выраженной патриотической позиции, - рассказывает парламентарий.
Запомнилась ему и встреча в Могилеве с коллективом ОАО "Можелит".
- Это единственный производитель желатиновой продукции из 21 предприятия на территории бывшего СССР такого профиля, которое не только сохранилось, но и успешно развивается. Это красноречивый факт, который многое говорит о белорусской экономической политике за годы независимости, - акцентировал внимание депутат парламента. - В этом контексте хочу подчеркнуть, что все поступающие от граждан предложения внимательно анализируются, часть из них будет использована в тексте Основного Закона. Но нужно учитывать, что Конституция - документ прямого действия, в котором фиксируются принципы, ценности и права. Но в нем не дается расшифровка условий и процедуры применения этих положений. Это делается в законах. Если на референдуме одобрят поправки, то в переходный период нужно будет доработать уже имеющиеся законы и даже подготовить несколько новых. В Палате представителей мы уже проанализировали, что в случае принятия изменений и дополнений в Конституцию появится необходимость фундаментально пересмотреть как минимум 28 законов различных уровней. Это и Закон о политических партиях, об общественных объединениях, о Совете Министров, Избирательный кодекс. Нужно подготовить новый закон о Всебелорусском народном собрании. Это работа ближайших двух лет. Мы должны ее делать в первую очередь в интересах белорусских граждан и собственной страны.
Парламентарий уверен, что мы сейчас не просто вносим изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь, а, по сути дела, занимаемся модернизацией всей политической системы в республике. И, на его взгляд, это главная задача сегодняшнего периода и этапа.
Перемены - требование времени
Андрей Савиных считает, что модернизация Основного Закона страны вызвана двумя причинами: внутренней и внешней. На его взгляд, первая связана с изменением структуры белорусского общества за последние 30 лет. В 90-е годы после распада Советского Союза наша республика была вырвана из единых народнохозяйственных связей. Для выхода из кризисной ситуации выбрали мобилизационную модель управления обществом, которая отличалась такими чертами, как доминирование государственной формы собственности, жесткая административная вертикаль сверху донизу, бдительное отношение к частнособственническим инициативам прежде всего из-за боязни создать очень сильное расслоение между гражданами и породить социальную несправедливость. Возможно, на этом пути и совершались ошибки, не все было продумано досконально, однако выбранный курс позволил достичь главной цели, которая ставилась изначально, - стабилизировать экономику и обеспечить ее устойчивый рост.
При этом руководство понимало: в условиях доминирования рыночных отношений во всем мире нам необходимо использовать предпринимательский потенциал наших людей для того, чтобы страна могла успешно конкурировать и развиваться. Парламентарий напомнил, что неслучайно одно из первых министерств, которое было создано в Беларуси, - министерство по предпринимательству. Оно работает и сейчас, но в виде департамента по предпринимательству Министерства экономики. Здесь важно, что руководством страны предпринимались системные меры по развитию частных предприятий. В итоге за 30 лет изменилась структура нашего общества.
- Беларусь была первой, кто вернулся к уровню жизни Советского Союза из всех бывших республик. А сейчас, спустя 30 лет, даже превзошла его в 2,5-3 раза! - подчеркнул Андрей Савиных. - Изменилась и структура нашего общества. Мы создали целые отрасли, которые опираются, по большому счету, на частный капитал. Возьмите, например, оптовую или сетевую торговлю, сферу услуг, IT-сектор, автомобильные перевозки. Появилось огромное количество предприятий, как, скажем, "Адани", производитель рентгеновского оборудования, которые поставляют свою продукцию в разные страны мира. Важно отметить, что переход от социалистической плановой системы к рынку в Беларуси произошел наиболее гуманным для людей образом. Конечно, этот процесс не без издержек и негативных последствий, но, в отличие от других постсоветских стран, реформирование у нас прошло максимально мягким и щадящим для людей образом.
Адаптация к новым вызовам
Парламентарий считает, что внешней причиной обновления Конституции стало стремление Беларуси сохранить независимость и собственные принципы в условиях глобализации, в мире, где транснациональные корпорации пытаются выкачивать финансы из развивающихся стран в центр и снижать роль национальных государств. Мир становится крайне нестабилен. Увеличивается число локальных конфликтов, санкции начинают использоваться как средство экономического давления, разворачивается настоящая информационная война. В таких обстоятельствах, на взгляд Андрея Савиных, консолидированное общество и адаптированная к этим вызовам политическая система имеет принципиальное значение.
Особое внимание он придает развитию национальной системы политических партий. "Считаю, что строительство полноценной структуры гражданского общества должно стать приоритетной задачей. И начинать эту работу надо с создания самодостаточных политических институтов - политических партий, - уверен парламентарий. - В проекте Конституции говорится, что будет развиваться система политических партий. Но при этом четко оговаривается условие: если эти партии будут финансироваться из-за рубежа, то будут запрещены. И это правильно. Потому что как только деньги начинают приходить извне, партия превращается в проводника интересов зарубежных центров силы. Сегодня уже очевидно, что перехват управления страной осуществляется не военными способами, а при помощи новейших информационных технологий - создаются мифы, искажается реальность, обществу или стране навязываются определенные решения, как, например, свободный вывоз капитала в интересах глобального финансового центра. Можно ли предусмотреть в Конституции или законах все существующие риски и обезопасить себя на все сто процентов? Разумеется, нет. Но мы начинаем осознавать подобные потребности, и это само по себе добрый знак. Мы найдем в себе силы для того, чтобы консолидировать общество и найти такую архитектуру политической системы, которая позволит встретить во всеоружии и внутренние, и внешние вызовы".
Елена ЕЛОВИК,
газета "7 Дней".-0-