Новости темы
"Репортаж"
Спортивный праздник "Молодые атлеты" прошел в детском саду №34 Могилева. Проект Белорусского комитета "Спешиал Олимпикс" при поддержке Президентского спортивного клуба объединил на одной площадке несколько мероприятий. В программу вошли веселая и динамичная эстафета для дошкольников, а также семинар для волонтеров, студентов Могилевского государственного университета им.А.А.Кулешова. И взрослые, и дети в интерактивной форме узнали, как общаться и понимать друг друга с позиции толерантности и инклюзии. Об этом в материале корреспондентов БЕЛТА.
"Спешиал Олимпикс" приезжает со своим проектом в Могилевскую область уже второй раз, и в этом году впервые посещает областной центр. Дошкольное учреждение выбрано не случайно - наряду с обычными детьми детский сад №34 посещают ребята с особенностями. Всего здесь 105 дошколят, которые расформированы по семи группам. Две из них посещают дети с особенностями психофизического развития. Одна группа специальная - для воспитанников с легкой интеллектуальной недостаточностью, вторая - интегрированная для детей с трудностями обучения.
По словам заведующей детским садом Татьяны Емельяновой, педагогический коллектив учреждения имеет большой опыт работы и успешно налаживает дружеские контакты со своими подопечными. "Инклюзия подразумевает включение детей с особенностями в общество здоровых сверстников, - подчеркнула она. - Это могут быть совместные занятия и прогулки, игровая деятельность, музыкальное развлечение и физкультурный досуг. Мы уже много времени работаем в этом направлении и, конечно же, это дает свои результаты. Хорошие успехи показывает группа интегрированного обучения и воспитания, потому что здесь ребята находятся вместе с утра до самого вечера, если не считать специальных коррекционных занятий, которое проводятся только для детей с особенностями психофизического развития".
Руководитель уверена, что сегодня главная задача взрослых - научить обычных детей общаться с ребятами с особенностями, потому что все они - будущие члены нашего общества. "Если сейчас, в детском саду, мы объясним им, как помочь ближнему, где нужно уступить или не провоцировать конфликт, то они продолжат делать это в школе, - отметила Татьяна Емельянова. - И когда станут взрослыми, будут с пониманием относиться к людям с особенностями психического развития. Наша задача - привить детям общечеловеческие нормы, позицию толерантности, заботу, доброту, понимание и внимание к ребятам с особенностями. Это станет прекрасным результатом нашей работы".
Тем более, в процессе интеграции важно сегодняшнее мероприятие. "Спорт объединяет всех и у него нет границ, поэтому это самое благодатное направление, где могут объединиться дети нормы и с особенностями психофизического развития, - подчеркнула Татьяна Емельянова. - Стоит задача показать, что мы не сравниваем ребенка с хорошей физической подготовкой и того, у кого есть проблемы со здоровьем. Мы всегда сравниваем ребенка сегодняшнего и вчерашнего, его личные результаты и достижения. Научился сегодня прокатывать мяч в ворота, а вчера не умел - ты молодец, это твоя победа! Именно поэтому ценность проекта Special Olympics заключается не в том, чтобы добиться высоких спортивных достижений, главная задача - дать возможность каждому ребенку почувствовать себя спортсменом и получить заслуженную медаль: "Я сумел. Я сделал. Я смог. Я молодец".
"Спешиал Олимпикс" приезжает со своим проектом в Могилевскую область уже второй раз, и в этом году впервые посещает областной центр. Дошкольное учреждение выбрано не случайно - наряду с обычными детьми детский сад №34 посещают ребята с особенностями. Всего здесь 105 дошколят, которые расформированы по семи группам. Две из них посещают дети с особенностями психофизического развития. Одна группа специальная - для воспитанников с легкой интеллектуальной недостаточностью, вторая - интегрированная для детей с трудностями обучения.
По словам заведующей детским садом Татьяны Емельяновой, педагогический коллектив учреждения имеет большой опыт работы и успешно налаживает дружеские контакты со своими подопечными. "Инклюзия подразумевает включение детей с особенностями в общество здоровых сверстников, - подчеркнула она. - Это могут быть совместные занятия и прогулки, игровая деятельность, музыкальное развлечение и физкультурный досуг. Мы уже много времени работаем в этом направлении и, конечно же, это дает свои результаты. Хорошие успехи показывает группа интегрированного обучения и воспитания, потому что здесь ребята находятся вместе с утра до самого вечера, если не считать специальных коррекционных занятий, которое проводятся только для детей с особенностями психофизического развития".
Руководитель уверена, что сегодня главная задача взрослых - научить обычных детей общаться с ребятами с особенностями, потому что все они - будущие члены нашего общества. "Если сейчас, в детском саду, мы объясним им, как помочь ближнему, где нужно уступить или не провоцировать конфликт, то они продолжат делать это в школе, - отметила Татьяна Емельянова. - И когда станут взрослыми, будут с пониманием относиться к людям с особенностями психического развития. Наша задача - привить детям общечеловеческие нормы, позицию толерантности, заботу, доброту, понимание и внимание к ребятам с особенностями. Это станет прекрасным результатом нашей работы".
Тем более, в процессе интеграции важно сегодняшнее мероприятие. "Спорт объединяет всех и у него нет границ, поэтому это самое благодатное направление, где могут объединиться дети нормы и с особенностями психофизического развития, - подчеркнула Татьяна Емельянова. - Стоит задача показать, что мы не сравниваем ребенка с хорошей физической подготовкой и того, у кого есть проблемы со здоровьем. Мы всегда сравниваем ребенка сегодняшнего и вчерашнего, его личные результаты и достижения. Научился сегодня прокатывать мяч в ворота, а вчера не умел - ты молодец, это твоя победа! Именно поэтому ценность проекта Special Olympics заключается не в том, чтобы добиться высоких спортивных достижений, главная задача - дать возможность каждому ребенку почувствовать себя спортсменом и получить заслуженную медаль: "Я сумел. Я сделал. Я смог. Я молодец".
Могилевская олимпиада для детей с разными спортивными возможностями началась с динамичной зарядки. Малыши разделились на две команды и в сопровождении педагогов и волонтеров, которым также помогал ростовый персонаж Олимпик, под веселую тематическую музыку прошли несколько эстафет: "Перенеси мяч", "Ходьба по кочкам", "Попади в цель", "Не упусти шайбу" и другие. В завершение всех участников ждали подарки и, конечно же, победные медали. Ну а для взрослых лучшей наградой стали радость, восторг и улыбки на лицах ребят.
Поболеть за своего сына Артема на олимпиаду в сад пришла Ирина Кудрицкая. "Мы в старшей группе, где обучаются детки с особенностями, - делится могилевчанка. - Наши дети учатся с ними общаться, дружить и не обижать друг друга. Важно, чтобы они находили взаимопонимание и принимали сверстников такими, какие они есть. Ведь эти детки пришли в этом мир, чтобы и нас чему-то научить, и самим научиться. Мы очень рады, что попали в эту группу, потому что здесь работают самые лучшие воспитатели, которых я только встречала. Я в восторге от сегодняшнего праздника - все очень дружно и интересно. Мой ребенок тоже счастлив: и медаль дали, и подарков надарили. Будет сегодня весь день об этом рассказывать".
В семье Ирины Макушевой подрастает четверо детей, последний родился не таким, как все. Однако это абсолютно не мешает семилетнему Эдгару с легкостью общаться с другими ребятами, посещать различные мероприятия, учиться петь, танцевать и мечтать освоить игру на гитаре. "Очень важно и нужно, чтобы обычные дети и дети с особенностями были вместе, социализировались, - подчеркнул она. - В этом случае обычные ребята будут добрее, как и наши детки, светлые и солнечные. Мы стараемся участвовать в различных мероприятиях, в том числе в нашем саду. Сегодня для нас устроили суперский праздник, как матери мне очень понравилось. Я увидела тандем обычных детей с такими детками, и это просто замечательно. И сын очень доволен".
По словам директора по развитию Белорусского комитета "Спешиал Олимпикс" Ольги Томукевич, каждый такой проект приносит пользу, причем это не разовая акция, а комплексная программа. "Об уровне развития общества можно судить по отношению к людям с особенностями, - подчеркнула она. - И государство сегодня делает для этих детей очень многое. Программе "Спешиал Олимпикс" уже более 30 лет, и мы вовлекаем в нее людей разных возрастов, в том числе дошкольников. Ведь основные навыки (например, здоровый образ жизни и физическая активность) формируются именно в этом возрасте. То, что мы заложим в детей сейчас, даст свои плоды потом. Возможно, именно благодаря "Спешиал Олимпикс" в будущем получим настоящих спортсменов, которые представят нашу страну на более высоком уровне".
Отдельное внимание Белорусский комитет "Спешиал Олимпикс" уделил обучению волонтеров из университета имени Кулешова. В мероприятии приняли участие студенты факультета "Педагогика и психология детства", которые получают специальность "дошкольное образование", "специальное инклюзивное образование", "логопедия", "социальная педагогика". По словам старшего преподавателя кафедры педагогики детства и семьи университета Елены Мурашко, тенденция сегодняшнего дня такова, что каждый педагог - историк, математик, языковед и так далее - должен уметь работать с особенными детьми, ведь интеграционных классов в учебных заведениях становится все больше.
"В современном обществе меняется отношение к людям с особенностями, они активно включаются в социальное взаимодействие и концепция инклюзивного образования внедряется начиная уже с дошкольного возраста, - подчеркнула Елена Мурашко. - Это значит, что дети, которые имеют какие-то особенности развития, обучаются вместе с детьми, которые таких особенностей не имеют. Поэтому каждому педагогу важно понимать, как взаимодействовать с ними, как помочь им стать активными членами общества. Более того, студенты педагогических специальностей изучают такую дисциплину, как "Инклюзивные практики в образовании". Важно учиться помогать этим детям".
В семье Ирины Макушевой подрастает четверо детей, последний родился не таким, как все. Однако это абсолютно не мешает семилетнему Эдгару с легкостью общаться с другими ребятами, посещать различные мероприятия, учиться петь, танцевать и мечтать освоить игру на гитаре. "Очень важно и нужно, чтобы обычные дети и дети с особенностями были вместе, социализировались, - подчеркнул она. - В этом случае обычные ребята будут добрее, как и наши детки, светлые и солнечные. Мы стараемся участвовать в различных мероприятиях, в том числе в нашем саду. Сегодня для нас устроили суперский праздник, как матери мне очень понравилось. Я увидела тандем обычных детей с такими детками, и это просто замечательно. И сын очень доволен".
По словам директора по развитию Белорусского комитета "Спешиал Олимпикс" Ольги Томукевич, каждый такой проект приносит пользу, причем это не разовая акция, а комплексная программа. "Об уровне развития общества можно судить по отношению к людям с особенностями, - подчеркнула она. - И государство сегодня делает для этих детей очень многое. Программе "Спешиал Олимпикс" уже более 30 лет, и мы вовлекаем в нее людей разных возрастов, в том числе дошкольников. Ведь основные навыки (например, здоровый образ жизни и физическая активность) формируются именно в этом возрасте. То, что мы заложим в детей сейчас, даст свои плоды потом. Возможно, именно благодаря "Спешиал Олимпикс" в будущем получим настоящих спортсменов, которые представят нашу страну на более высоком уровне".
Отдельное внимание Белорусский комитет "Спешиал Олимпикс" уделил обучению волонтеров из университета имени Кулешова. В мероприятии приняли участие студенты факультета "Педагогика и психология детства", которые получают специальность "дошкольное образование", "специальное инклюзивное образование", "логопедия", "социальная педагогика". По словам старшего преподавателя кафедры педагогики детства и семьи университета Елены Мурашко, тенденция сегодняшнего дня такова, что каждый педагог - историк, математик, языковед и так далее - должен уметь работать с особенными детьми, ведь интеграционных классов в учебных заведениях становится все больше.
"В современном обществе меняется отношение к людям с особенностями, они активно включаются в социальное взаимодействие и концепция инклюзивного образования внедряется начиная уже с дошкольного возраста, - подчеркнула Елена Мурашко. - Это значит, что дети, которые имеют какие-то особенности развития, обучаются вместе с детьми, которые таких особенностей не имеют. Поэтому каждому педагогу важно понимать, как взаимодействовать с ними, как помочь им стать активными членами общества. Более того, студенты педагогических специальностей изучают такую дисциплину, как "Инклюзивные практики в образовании". Важно учиться помогать этим детям".
По словам преподавателя, в университете развито волонтерское движение: уже более 20 лет работает благотворительная организация "Рука помощи", студенты готовят много мероприятий для детской аудитории, в том числе для ребят с особенностями развития. "Наши студенты также изучают социальную реабилитацию детей с ограниченными возможностями, посещают центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, проводят для детей благотворительные праздники и организуют выступления, - делится она. - Поэтому практика волонтерства для нас не нова, и очень приятно, что наши студенты не только в теории, но и на практике помогают ребятам с особенностями чувствовать себя такими же, как и все, - активными и счастливыми детьми".
Четверокурснице Марии Воронец до завершения учебы осталось всего полгода, после чего с дипломом социального педагога она распределиться на первое рабочее место. "Приятно приносить детям радость, быть для них нужными и важными, - делится студентка. - Становится тепло от улыбок, которые появляются на их лицах после нашего с ними общения. Волонтерской деятельностью я занимаюсь на протяжении всей учебы в университете. Здорово, что сегодня нам предоставляется возможность поработать с такими детьми еще до выхода на работу. Это хорошая педагогическая практика - понять, как с ними общаться, и интегрировать в общество".
Юлия ЕВМЕНЬКОВА,
фото Олега ФОЙНИЦКОГО,
БЕЛТА.-0-
Четверокурснице Марии Воронец до завершения учебы осталось всего полгода, после чего с дипломом социального педагога она распределиться на первое рабочее место. "Приятно приносить детям радость, быть для них нужными и важными, - делится студентка. - Становится тепло от улыбок, которые появляются на их лицах после нашего с ними общения. Волонтерской деятельностью я занимаюсь на протяжении всей учебы в университете. Здорово, что сегодня нам предоставляется возможность поработать с такими детьми еще до выхода на работу. Это хорошая педагогическая практика - понять, как с ними общаться, и интегрировать в общество".
Юлия ЕВМЕНЬКОВА,
фото Олега ФОЙНИЦКОГО,
БЕЛТА.-0-