Приграничный агрогородок Сопоцкин в Гродненском районе известен давними традициями, которые местные жители чтут и сохраняют по велению сердца. В последние несколько дней почти в каждом его доме готовились к католической Пасхе, собирали нарядные корзинки с продуктами, чтобы освятить их в костеле в Великую Субботу, и красили необычные писанки, о красоте и необычной технологии изготовления которых пошла слава далеко за границы населенного пункта. Впервые в агрогородке уникальные семейные пасхальные традиции представили на общее обозрение на "Празднике Писанки", на него отправились и корреспонденты БЕЛТА.
У культурно-туристического центра агрогородка гостей встречало двухметровое пасхальное яйцо - буквально вчера местные умельцы выполнили его к празднику из лозы.А в самом центре мастерицы творили на глазах у любопытных. Оживленно возле столиков с изделиями глубоких темных тонов с практически белым ажурным орнаментом. Это те самые сопоцкинские писанки, технология изготовления которых два года находится под охраной государства - внесена в Государственный список историко-культурных ценностей Беларуси как элемент нематериального культурного наследия.
Местная мастерица Антонина Юрченя наносит тонким металлическим концом инструмента жидкий воск на вареное деревенское яйцо. "Если яйцо теплого подтона, то и писанка после получится с золотистыми узорами, на бледных он будет выглядеть белоснежным после того, как удалится воск после окраски", - рассказывает она. Краситель мастерица использует непременно такой же, как учила ее мама: практически черный цвет дает отвар из коры ольхи, дуба с добавлением кусочков ржавого железа. В такой отвар, чтобы краска держалась, добавляют немного уксуса и вынимают из него почти готовый атрибут праздничного стола часов через двенадцать или позже. Сам же отвар настаивается в подвале почти два месяца, чем дольше - тем темнее. Более красный оттенок писанке придаст широко используемый горячий отвар луковой шелухи, в который яйцо опускают, чтобы слез воск.
"Сопоцкинские мастерицы на пасхальных яйцах чаще всего изображают весенние цветы - ромашки, одуванчики, рисуют силуэты курочек, дубовые листочки или фантазийные узоры", - рассказывает она.
Рядом с ней такую же технику демонстрирует местный мастер Станислав Змитрович, который предпочитает весенние, жизнерадостные цвета. Ведь в Христово Воскресенье начинается настоящая весна, пригревает солнце, лучи которого он и выводит на скорлупе.
"На самом деле в нашей деревне почти в каждом доме умеют делать такие же писанки и красят их на каждую Пасху. Наклейками из магазина у нас яйца украшает разве что ленивый", - рассказывают мастера.
Такое яйцо, несмотря на то что оно вареное, может храниться годами - просто нужно первые две недели выветрить его на балконе, и запах испарится, уверены они.
А рядом мастерицы из Гродненского района демонстрируют другие техники изготовления самых популярных пасхальных элементов. Здесь и роспись по дереву, и украшение бисером, соломкой.
"Три года подряд мы пропагандируем богатые местные пасхальные обычаи, благодаря чему вернули их в жизнь многих семей. Приглашаем в центр туристические группы, школьников и даже маленьких детей, вместе с которыми делаем "вербы" и красим писанки. Всем очень нравится. Поэтому решили организовать и этот праздник. Так мы продлим и дальше жизнь уникальным традициям", - пояснила заведующая Сопоцкинским культурно-туристическим центром Анна Голубцова.
Тем временем к месту праздника пришли волочебники. Волочебный обряд - еще одна традиция, известная преимущественно в этом белорусском регионе. На празднике его представил фольклорный коллектив "Матулiна песня" из деревни Житомля. А еще пару лет назад такой весенний обход домов на второй день после Пасхи проводился в Сопоцкине сельчанами.
"Молодежь приходила с гармонью, пела веселые песни, а в ответ ей давали "волоченное" - корзинки с угощениями, яйцами, пирогами, - рассказывает жительница агрогородка Ядвига Кисель. - Особенные песни исполняли, если дома была незамужняя девушка или парень. Считалось, что это ускорит удачную женитьбу. А потом кто-нибудь из деревни приглашал волочебников в свой дом, где устраивали веселый пир. Хоть и денег было когда-то меньше, а веселиться люди умели", - резюмирует пожилая женщина.
Заслушавшись веселыми мелодиями волочебников у культурно-туристического центра, она предложила заглянуть им и к своему неженатому родственнику.
По давней традиции праздника, Пасха не Пасха без катания и битья яиц. В Сопоцкине устроили горки-катки из коры и дерева, по которым спускали крашеные яйца, кто дальше.
"Што стукнулi, то ваша", - декларирует ведущая. На самом деле цель этого соревнования - получить яйца других игроков. В этом смысле оно органично продолжает суть обычаев, связанных с переходом пасхальных яиц из одних рук в другие руки. "В Сопоцкине очень популярны и обычные "битки". Каждый держит по яйцу, которые сталкивают сначала более острым, а потом тупым концом. У кого треснуло, тот отдает свое яйцо владельцу более крепкого", - рассказывает еще одна жительница агрогородка Леокадия Ядешко.
Веселый праздник продолжился выступлением фольклорных коллективов. Постепенно к центру культуры подтягивались стар и млад, вместе с жителями гуляли и председатель сельсовета, и ксендз местного костела. Ведь Пасха - радостный праздник, он завершает Великий пост и символизирует начало весны. Первые теплые лучи солнца оставляют следы на лицах в виде улыбок и дома не усидеть. И не нужно.
Елена СТАСЮКЕВИЧ,
Фото и видео Леонида ЩЕГЛОВА