"Гомельдрев" - одно из крупнейших и старейших деревообрабатывающих предприятий в республике. Продукция этой узнаваемой марки присутствует на рынке с 1879 года. Спустя полтора столетия завод уверенно работает, маркетинг приумножил ориентиры, ассортимент сменил некоторые векторы. Продукцию "Гомельдрева" можно использовать во всех сферах жизни: уверенно сидеть, расслабленно лежать, неспешно обедать, сладко спать, успешно работать и даже играть детям. Корреспонденты БЕЛТА узнали, как в Гомеле уже второе столетие хранят мебельные традиции и какие новшества появляются в ответ на вызовы современности.
Свой козырь
Генеральный директор акционерного общества Геннадий Коротченко не без гордости сообщает, что главный козырь - производственная программа предприятия. Она включает полный цикл изготовления продукции: от лесозаготовки, лесопиления, сушки, деревообработки до готовых видов и образцов изделий. Сегодня здесь выпускают более 350 наименований мебели, фанеру, плиты МДФ (шлифованные и ламинированные), ламинированные напольные покрытия, паркет штучный и паркетную доску, шпон строганный, пиломатериалы, детали профильные и многое другое.
На предприятии не скрывают: как и многим деревообработчикам, в условиях санкций приходится непросто, так как на страны ЕС и Украину приходилось порядка 50% всего экспорта предприятия. Это был емкий премиальный рынок. Удалось оперативно диверсифицировать поставки. "До последнего, пока это было возможно, экспортировали продукцию в Польшу и другие страны, где с удовольствием закупали белорусскую продукцию и материалы. Последние полтора месяца основной упор на традиционные рынки - Азербайджан, Казахстан, Россия. Объемы те же. Производство и отгрузки не останавливали. Работаем с положительной динамикой. Это касается и производства, и экспорта продукции. Темп роста экспорта 108% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Просматриваем пути на новые рынки, над этим идет работа. Все достаточно непросто, но реально", - отмечает генеральный директор. Удельный вес экспорта в выручке составляет около 93%. География поставок - более 20 стран.
Самая главная задача - не упустить набранные темпы. "Все производства работали и работают в штатном режиме. Мы движемся дальше. Идет серьезная работа по диверсификации рынков и по укреплению позиций и наращиванию поставок на занятых нишах. Мы работаем над расширением и географии в России. Движемся без остановок", - говорит Геннадий Коротченко.
По мнению руководителя с опытом, производственный путь никогда не был легким. Разные периоды истории не раз преподносили свои сложности и испытания. "Ранее мы уже сталкивались с непростой ситуацией в 1990-е, пережили резкое падение цен и кризис 2008-го, 2015 года, когда было резкое накопление складов. Поэтому и сегодняшняя ситуация не пугает. У нас не скоропортящийся, а ликвидный продукт - поэтому в сложившейся ситуации не стоит спешить, делать резкие движения и поддаваться на спекулятивные маневры. Работаем спокойно. Сотрудничаем с партнерами, с которыми сложились надежные долгосрочные отношения", - делится стратегией руководитель.
При этом Геннадий Коротченко подчеркивает, что выжидающая позиция не касается производства. Это тактика в отношении с определенной категорией потенциальных партнеров. "Есть немало тех компаний, которые делают нам предложения реализовать продукцию за полцены, заплатить две-три цены за логистику. Реагируем на такие моменты спокойно. Продолжаем свою линию работы. Лично выезжаю в регионы, общаюсь с коммерческими службами. Были моменты с прохождением денег, но мы перевели расчеты в ту валюту, которая не подвержена санкционным ограничениям. Проделана очень большая работа, которая обеспечивает положительную динамику за полугодие, за 7 месяцев и на дальнейшие перспективы", - отмечает он.
Продукция с теплом человеческих рук
Недавно оценить работу ОАО "Гомельдрев" в непростых условиях санкционного давления приехали заместитель премьер-министра Юрий Назаров, председатель Гомельского облисполкома Иван Крупко и помощник Президента - инспектор по Гомельской области Николай Рогащук.
Вице-премьер лично ознакомился с широким ассортиментом, представленном в фирменном магазине предприятия, а также посетил несколько производственных цехов, непосредственно занятых обработкой натуральной древесины.
Ассортимент шоурума рассчитан на покупателя с любыми запросами. Корпусная и мягкая мебель - от экономкласса до премиума, фанера, ламинированные напольные покрытия и многое другое.
Следующая контрольная точка - участок производства стульев мебельного цеха №3. Первое, что бросается в глаза, - работа робота. Здесь машина четко выверенными движениями по специальной программе выполняет операции по лакировке стульев - финишный этап отделки всей мебельной продукции. Благодаря автоматизации эта операция занимает считанные минуты.
"Это оборудование значительно сокращает время выполнения операции при сохранении традиционно высокого качества готовой продукции", - отмечает ответственная за этот фронт работ оператор, которая перемещает отлакированные изделия на платформу для сушки. "Мы используем только качественные экологически чистые лаки. Они на водной основе. Все делается с заботой о наших покупателях", - добавляет она.
Чуть далее - участок мебельного цеха №4, отвечающий за изготовление щитовых элементов для всего мебельного производства ОАО "Гомельдрев". Здесь производятся раскрой плитных материалов, присадка, нанесение кромки, фанерование и обработка фасадов. "Наш цех мы называем сердцем мебельного производства, ведь через нас проходит вся плитная продукция, которая после обработки в виде мебельных деталей поступает в другие подразделения на сборку и покраску", - рассказывает начальник мебельного цеха №2 Александр Крущук.
"Несмотря на использование автоматизированных, роботизированных систем, изготовление качественной мебели из натуральной древесины всегда было и остается ручной работой. Каждое изделие хранит тепло человеческих рук", - подчеркивает заместитель генерального директора - начальник управления по работе с персоналом Юлия Кущева.
По спецзаказу
Заместитель генерального директора по производству Александр Лапицкий демонстрирует одну из моделей стульев, специально разработанных с учетом требований заказчика. Они отличаются строгостью и лаконичностью форм, при этом выглядят величественно. "Эти изделия готовы и ждут своей отгрузки. Они предназначены для одного из районных судов Гомеля", - рассказывает он.
Мебель "Гомельдрев" можно увидеть в интерьерах многих организаций не только в области, но и по всей стране. К примеру, во Дворце Независимости, Национальной библиотеке, Белорусском государственном цирке, многих управлениях силовых структур республики, предприятиях государственного значения также можно встретить продукцию предприятия. Недавно проходило комплексное благоустройство в Петриковском районе. "Мы изготавливали мебель для райисполкома, гостиницы, других организаций и учреждений", - говорит Александр Лапицкий.
Минусы в плюсы
Есть несколько направлений, которым ОАО "Гомельдрев" будет уделено первоочередное значение. Во-первых, это насыщение белорусского рынка мебелью, ламинированными напольными покрытиями и другими продуктами. Во-вторых, в отрасли изучается вопрос превращения ограничений в новые возможности: запрещенные для импорта из-за санкций позиции отправят в глубокую переработку.
Речь идет в первую очередь о глубокой переработке плитной продукции для получения на выходе изделий с более высокой добавленной стоимостью, которые не подпадают под действие введенных санкций. "Если раньше на экспорт отправляли плиты МДФ, фанеру в чистом виде, то теперь в приоритете ламели, фанерованные панели МДФ и детали мебели с более высокой добавленной стоимостью. Это позволит частично нивелировать влияние санкций", - уверены в этом векторе на предприятии.
Для адаптации к новым условиям "Гомельдрев" приступил к выпуску продукции с использованием лазерной резки, корпусной мебели и стульев с гнутыми элементами из фанеры, мебели экономкласса из собственной плиты ЛМДФ и др. К примеру, уже сейчас разработана и производится сувенирная продукция: деревянные пазлы для детей и взрослых, резные подставки под посуду, шкатулки, гербовая продукция, подарочные футляры и многое другое.
Пол вопроса
Одной из новых точек роста становится производство и продажа ламината. Эта тема не новая - уже больше года предприятие уделяет ей пристальное внимание. "За это время нашли свою нишу, создали востребованные коллекции, добросовестных партнеров. Выпускаем сотни тысяч квадратных метров в месяц, есть запас для дальнейшего роста. Нашли нишу и занимаем достаточно хорошие позиции", - говорит гендиректор.
На строительном рынке позиция ламината очень динамична. "Он, точнее его модели и коллекции, приходит на рынок и уходит достаточно быстро. Есть коллекции мебели, которые были разработаны 15-20 лет назад, но люди их просят повторить их и сегодня. И мы включаем их в план производства. По
напольному покрытию ситуация в корне другая. Сейчас три коллекции хорошо покупаемы. Мы в 1,5 раза приросли, двигаемся по объемам и по продажам, в том числе за рубеж", - поясняет Геннадий Коротченко.
В этом потенциал для роста - сейчас это один из самых конкурентоспособных для предприятия продукт на рынке.
Современные направления
Начальник сектора маркетинга Алексей Матиишин уверен, что белорусская мебель обязательно найдет свои ниши в новых регионах. "Сейчас
на потоке мебель в основном сегмента средний плюс, также начали разрабатывать линейку экономкласса. Это то, что адаптировано под продажу, в первую очередь через интернет. Также в планах запуск экологически чистой мебели из фанеры для детей и в целом расширение линейки мебели из топа продаж. В этом году продвинулись в этом направлении в плане дизайна, стали более модерновые. Также в планах расширение линейки ламинированных покрытий", - обозначает курс он.
Изделия из дерева всегда будут в моде. Для белорусов они всегда будут доступны, а санкционеры очень скоро поймут, чего лишили себя.
БЕЛТА,
фото Сергея ХОЛОДИЛИНА.-0-