Вступительная кампания - 2019 не за горами. У большинства выпускников уже намечен дальнейший путь, выбрана профессия, идет активная подготовка к экзаменам. Корреспонденты БЕЛТА побывали в гимназии №12 Минска, которая сегодня отмечает 40-летие. Мы узнали, чем руководствовались подростки в своем выборе и как и когда, по их мнению, следует начинать подготовку к поступлению в вузы.
Дарья Глинник учится в 11 "В" классе химико-биологического профиля. Девушка намерена стать врачом в четвертом поколении. Ее прадед во время Великой Отечественной войны работал в госпитале лор-врачом. Он получил три контузии, но смог восстановиться и после войны продолжил работать. Под его авторством вышло много статей, учебников, по которым и сейчас занимаются студенты медицинского университета. Дед Даши - челюстно-лицевой хирург, отец - хирург, занимается бариатрией. "Врачебная династия - моя гордость. Пойти в медики я решила в 8-м классе. Собираюсь поступать в медуниверситет на лечебный факультет. С более узкой специальностью еще не определилась, но склоняюсь либо к офтальмологии, либо к кожвенерологии. Мои родные никак не настаивали на выборе профессии, потому что знают, что учиться на врача сложно, нужна большая выдержка и стремление", - рассказывает Даша. В семье все были рады ее выбору."Знаний в школе дают достаточно для поступления в вуз. Уроки химии, например, всегда проходят очень интересно и динамично. Наш учитель очень требовательный. На репетиционном тестировании в этом году я подняла свой балл на 20 пунктов. Это заслуга нашего профиля.
Ее одноклассник Евгений Гарбуз тоже из семьи врачей. "Мой дедушка был стоматологом, бабушка была хирургом, оба родителя - стоматологи-педиатры. Старший брат, правда, выбрал другую профессию. А я решил продолжить династию, собираюсь поступать в медицинский университет на стоматологический факультет. Готовлюсь к поступлению в основном в школе. Химия у нас преподается на очень высоком уровне", - делится выпускник.
"Дети у нас все замечательные, а если говорить о выпускниках, то они конкурентно способны на вузовском рынке, - заявляет директор гимназии №12 города Минска Екатерина Петруша. - Наши дети поступают 100-процентно в ведущие вузы республики. Первый и главный для нас профиль - медицинский, мы так называем химико-биологическое направление. В этом классе собираются дети, желающие поступать именно в медицинские вузы. Медуниверситет находится рядом с нами. Его ректор говорит: "Только дорогу перейти, и вы наши студенты". У нас очень тесное сотрудничество с этим вузом. В классе есть профориентационный курс "Основы медицинских знаний", который ведут преподаватели медуниверситета на своей базе".
Гимназия занимается химико-биологическим профилем с 1989 года. Первый медкласс был создан решением двух министерств - здравоохранения и образования. В то время в Гомельской области после чернобыльской трагедии потребовались врачи, поэтому было решено взять на обучение в профильный класс 25 детей из этой области. Преподаватели тогда еще медицинского института вели у них три профильных предмета: химию, физику и биологию. Всем остальным предметам обучали учителя гимназии. До конца дошли и стали врачами 20 человек. О медицинском профиле Екатерина Петруша может рассказывать часами, особенно о его выпускниках. "За годы существования мы вырастили более 700 выпускников, которые стали врачами. Я горжусь этой цифрой. Лично я учила химии Андрея Валентюкевича. Сегодня он заведующий отделением анестезиологии и реанимации №2 в Республиканском научно-практическом центре "Кардиология", врач высшей квалификационной категории. Он участвовал в уникальной операции по пересадке комплекса "легкие-сердце". Кардиохирургами стали также наши выпускники Виталий Одинцов и Алексей Рябов. В 9-й больнице Минска наши выпускники работают уже в каждом отделении. Мы гордимся этим", - подчеркивает директор.
Физико-математический профиль - второе направление, реализуемое в гимназии. Ребята, решившие пойти учиться в этот класс, видят себя работниками ИТ-сферы. Ученица такого класса Карина Радюк считает, что за этим направлением будущее. Любовь к точным наукам, а особенно к физике, у нее проснулась в 7-м классе, когда в учебной программе любимого предмета появились задачи. "В 6-м классе мне физика не особо нравилась, тогда она была не очень интересной, а в 7-м классе пошли задачи. Тогда я поняла, что чувствую себя в этих знаниях свободно и легко, и пошла на олимпиады по физике", - вспоминает девушка. У нее в копилке дипломы с олимпиад 1-й, 2-й, 3-й степени. Выпускница собирается поступать в БГУИР на факультет компьютерных систем и сетей, в качестве запасного варианта рассматривает аналогичные специальности БГУ. "От учителей очень многое зависит. Именно они дают нам фундаментальную подготовку к школьным экзаменам и поступлению в университеты. В моей гимназии потрясающие учителя по физике и математике. Тем не менее людям свойственно сомневаться в себе, поэтому я дополнительно посещаю курсы по подготовке к ЦТ. Но это больше для отработки тестирования как формы экзамена", - поясняет Карина.
Еще один будущий айтишник, правда с художественным уклоном, Максим Михайлюк. Свою будущую профессию представляет четко, а вот вуз еще подбирает. "Склоняюсь к Белорусскому государственному университету информатики и радиоэлектроники. Я считаю его одним из лучших университетов. Профессия, которую я хочу получить, очень необычная. Хочу связать свою жизнь с компьютерами, потому что это перспективно, и рисованием, потому что нравится. Скорее всего, это дизайн, компьютерная графика. Графический дизайн связан с информатикой, информатика - с математикой, математика - с физикой, я хожу к репетиторам по этим предметам, подгоняю мелочи, основные моменты у меня изучены. Родители переживают, как и большинство родителей выпускников. Мой отец строитель. Он советует выбирать что-то, связанное с технологиями, компьютером. Мама беспокоится, что я стану художником. Я ее с каждым днем все больше убеждаю, что моя будущая профессия современная и перспективная", - рассказывает Максим.
Руководитель центра развития познавательных инициатив учащихся гимназии Татьяна Бычкова уверяет, что дети подходят к выбору профессии осознанно. "Они знают, чего хотят. Мы гордимся теми, кого выпускаем. На это работает целый комплекс: дети, родители, школа. Наследственность, среда и воспитание - три фактора развития личности. Наши выпускники на ЦТ ежегодно показывают хорошие результаты. Конечно, основу знаний дает класс, учитель, а шлифовать знания - это уже дело каждого. У нас созданы все условия для индивидуального развития и интеллектуального роста каждого ребенка", - отмечает она.
Это подтверждает 11-классница Екатерина Мелешко. Ее выбор будущей профессии никак не связан с предпочтениями семьи, она сформировала его самостоятельно, опираясь на полученные знания. "Я буду поступать в БГУ в институт бизнеса на логиста-экономиста. Такое решение я приняла примерно полтора года назад. В моей семье никто не связан с логистикой, они все у меня инженеры. Готовясь к одному из главных выборов в моей жизни, я прибегла к помощи интернета. Там узнала, какие у нас профессии самые востребованные, ознакомилась с проходными баллами. Тогда меня и заинтересовала логистика. Хочу совершить в этой сфере что-то новое, наладить какие-нибудь новые поставки например. Подготовиться к поступлению мне помогают учителя, они дают достаточно много информации. Помимо этого, я хожу к репетиторам. Там мы в основном прорабатываем централизованное тестирование прошлых лет", - делится девушка.
Лауреат премии Президента одиннадцатиклассница Полина Голуб выбирает между экономическим и юридическим факультетами БГУ. Говорит, в семье все экономисты, но проснувшийся в 11-м классе интерес к обществоведению, скорее всего, возобладает, и на одного юриста в Беларуси станет больше. "Только упорная работа и личная ответственность поможет выпускнику с поступлением. По обществоведению я готовлюсь самостоятельно: решаю ЦТ и РТ прошлых лет, узнаю что-то новое из дополнительной литературы. По сравнению с 10-м классом, когда я пробовала себя в репетиционном тестировании, результат в этом году стал намного выше. Хотя и он меня пока что не очень устраивает - есть куда стремиться. Хорошо, что у меня есть еще для этого время", - радуется Полина.
Все ребята говорят о том, что о выборе будущей профессии нужно задумываться заранее. Обычно это 8-9-й класс. Именно тогда в школах и гимназиях идет выбор дальнейшей профилизации образования. Илья Антонов учится в 9 "А" с углубленным изучением китайского и английского языков. В прошлом году он участвовал в республиканской олимпиаде по китайскому языку и занял на городском уровне третье место. "Для 10-го класса, скорее всего, выберу экономический профиль, потому что он связан с языками и математикой. Математика везде нужна. Я сейчас изучаю профессии из области моих интересов, пока еще ни на чем не остановился. Не выбран и вуз. Планирую прийти к окончательному решению в конце года. При этом я, конечно, учту пожелания семьи и советы учителей, однако в большей мере буду руководствоваться своими интересами", - размышляет о предстоящем выборе девятиклассник.
Китайский язык - самый экзотический из тех, что преподается в гимназии. С ним потягаться может разве что корейский, который изучает будущий переводчик-референт из филологического 11 "А" Екатерина Волочко. Девушка собирается поступать на факультет международных отношений в БГУ. "Я буду заниматься переводами и общением с зарубежными клиентами в компаниях. Английский я полюбила, когда начала ходить на курсы. Потом я стала дополнительно учить корейский, к нам приходит преподаватель с факультета, на который я планирую поступить. В вузе я смогу продолжить изучение языков", - делится Катя.
"Мы начали учить китайский язык 12 лет назад, - рассказывает директор гимназии. - Тогда предлагали всем школам города, но решились только мы. Пришлось преодолеть некоторые трудности, путь был тернистым - нужны были учебники, материальная база - все накапливалось по крупицам. Сегодня у нас есть центр китайской культуры и письменности с достаточно солидной базой и педагогами".
В следующем учебном году гимназия планирует начать профилизацию обучения не в 10-м классе, как это делается сейчас, а в 8-м. "У нас появилась возможность еще шире развивать профильное обучение, нам разрешили вводить его уже в 8-м классе. Сейчас вся школа работает над этим. Мы являемся экспериментальной площадкой Национального института образования. Каждую четверть у нас проходит мониторинг успеваемости и профориентационный мониторинг. Возможно, уже в следующем году профилизация начнется с 8-го класса. Это не наша привилегия, разрешено всем учебным заведениям", - подчеркивает Екатерина Петруша.
К 40-летию гимназии родители учеников преподнесли необычный подарок. Сейчас на ее крыльце красуется символ учреждения - сова. Скульптура выполнена изо льда и оснащена подсветкой. В гимназии царит праздничное настроение сродни новогоднему. В актовом зале проходят творческие отчеты классов, в холле - конкурс рисунков, издан юбилейный сборник детских стихов о школе. Неделя завершится главным праздником, который состоится в актовом зале медицинского университета, где министр образования Игорь Карпенко вручит нагрудные знаки "Отличник образования" четырем педагогам гимназии.
Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА.-0-