В Бобруйске сразу в нескольких школах работают учителя-близнецы. Их постоянно путают даже друзья и знакомые, а окружающие люди удивляются, насколько похожими могут быть сестры. Бывает, что с близнецами просят сфотографироваться на память или постоять рядом, чтобы загадать желание. Такая реакция не вызывает бурных эмоций и абсолютно не раздражает - скорее наоборот, заставляет очередной раз улыбнуться. О том, как вместе живут и работают близнецы-учителя - в материале корреспондентов БЕЛТА.
Все начинается со школы
Средняя школа №27 Бобруйска богата своими традициями. Учреждение носит имя Героя Советского Союза Веры Хоружей, что для педагогов и учащихся не только предмет гордости, но и большая ответственность. Коллектив работает на один результат - вырастить достойное поколение: умных, талантливых и воспитанных детей. В школе учатся 1020 человек, в том числе 82 одинннадцатиклассника - 8 выпускников идет на золотую медаль, один - на серебряную. Из года в год учащиеся показывают достойные результаты в учебе - выигрывают многочисленные олимпиады, конкурсы и соревнования, показывают высокие баллы на ЦТ, да и просто активно участвуют в общественной жизни учреждения и города.
Еще один значимый показатель - процент поступления выпускников школы в вузы, который составляет более 95%. Все это - заслуга опытного педагогического коллектива, около 30% которого - молодежь. Под многолетним руководством директора Натальи Адамовны Винокур, новые кадры быстро вливаются в команду, растут в профессиональном плане сами и подтягивают за собой учеников. "Молодые специалисты к нам приходят ежегодно, - делится руководитель. - Только в этом году у нас новый библиотекарь и преподаватель математики из Мозырского педагогического университета. Конечно же, мы всеми силами стараемся, чтобы они у нас закрепились. Более того, у молодых всегда есть перспективы роста. В свое время сама закончила эту школу, после университета вернулась сюда же учителем и в итоге доросла до директора".
Учителя, которых легко спутаешь со старшеклассницами
Учителя русского языка и литературы, близняшки Татьяна и Анна Малентович также начали свой профессиональный путь в стенах школы. Сестры работают вместе уже второй год, у обеих есть классное руководство. Сначала в СШ№27 устроилась Татьяна, но когда здесь освободились дополнительные учебные часы - предложение о работе поступило и Анне. Хрупких и миниатюрных девушек легко спутать со старшеклассницами, особенно когда они одеваются по принципу "белый верх черный низ". Однако благодаря решительности и твердому характеру на их уроках всегда царят порядок и дисциплина, даже если занятия проходят в военно-патриотическом классе, где ребята на голову выше своих педагогов.
Сестры-близняшки родились и росли в Кличеве, после учебы в Могилевском университете им.А.А.Кулешова распределились в Бобруйск. Период отработки уже давно закончился, но расставаться с этой школой они пока не планируют - очень любят своих воспитанников, а также ценят дружный коллектив. Девушки рассказывают, что работать в школе мечтали с самого детства. На выбор профессии в первую очередь повлияла тетя, у которой сестры гостили летом. Она преподавала математику и привила племянницам любовь к учебе, поэтому все игры будущих педагогов были именно про школу. Уверенность в выборе профессии укрепила учитель русского языка и литературы, которая творчески и с большим энтузиазмом подходила к своей работе. К окончанию 11-го класса пазл сложился, и девушки подали документы именно в педагогический вуз - это был полностью осознанный выбор.
Кто вы, Анна Александровна или Татьяна Александровна?
"Работаю учителем уже пятый год, сразу закрепилась в СШ№27, а после забрала к себе и сестру - вместе проще, ведь всегда есть поддержка и взаимовыручка, - делится Татьяна Малентович. - Единственная затруднение в том, что мы очень похожи, и ученики изо дня в день задают один и тот же вопрос: "Кто вы, Анна Александровна или Татьяна Александровна?" Тем более часто бывает, что не сговариваясь приходим в одинаковой одежде - что поделать, нам с детства нравится одно и то же. К тому, что нас путают, мы уже привыкли. Хотя по характеру мы разные, и близкие друзья это знают. Аня более сдержана в своих эмоциях и комментариях, я - вспыльчивая и эмоциональная".
Татьяна достаточно строгий учитель - на ее уроках баловство не пройдет. "В прошлом году я взяла новый класс, и уже после первого урока ребята сказали, что такой дисциплины у них не было давно, - улыбается она. - За время работы я научилась находить общий язык с детьми и, что немаловажно, держать дисциплину даже в больших классах - на уроке должен быть порядок. Причем правила для всех одинаковые: если нельзя пользоваться телефонами во время урока, то это - и для учеников, и для учителя. Ведь именно я в первую очередь должна подавать пример. Удивительно, но чем старше класс, тем лучше дисциплина".
Анна подтверждает, что маленькие дети могут даже заплакать, если получили плохую отметку, - с ними нужно работать очень мягко и аккуратно. Даже если ребенок не готов - надо сперва расспросить, почему не сделано домашнее задание. "Важно поддержать учеников, чтобы они не видели в тебе врага, не боялись подойти на перемене и сказать, почему не сделаны уроки, - делится она. - А вот 6-7 класс с детьми наоборот нужно быть построже. В переходный возраст они очень активны, требуют постоянного внимания, задают десятки вопросов. У них начинают формироваться характер и собственное "я". В этих классах очень устаешь за урок, хотя учебный материал намного проще, чем в 11-м классе. Приходится договариваться, а не давить. Вот такая специфика возраста".
Фраза "хочу быть как вы" - лучший комплимент и признание для учителя
Татьяна очень хорошо помнит тот год, когда взяла классное руководство - сначала было страшно, а потом очень быстро появилось взаимопонимание с детьми и все сдружились, также установился хороший контакт с родителями. А сегодня многие из учеников уже берут с нее пример, в том числе при выборе профессионального пути. Дети хотят пойти по стопам своего педагога - стать учителями русского языка и литературы. Девушка им подсказывает, что для этого нужно и как организовать подготовку. "Фраза "хочу быть как вы" - лучший комплимент и признание для учителя, - делится Татьяна. - Меня часто спрашивают, что нужно для того, чтобы поступить, как повысить отметку, если это нужно. Они переживают по этому поводу и волнуются, для меня тоже важны их проблемы".
По словам сестер, всегда важно относится к ученикам с максимальным вниманием и вникать в их вопросы. "Зачастую проблема ученика становится проблемой учителя, стараешься всячески поддержать ребенка, поговорить с ним, - отмечает Анна. - Важен доверительный контакт, ведь, как показывает практика, дети часто рассказывают нам то, что даже не всегда могут доверить родителям. И это дорогого стоит. Приятно, когда психолог проводит анкетирование, где есть вопрос - кому вы доверяете свои проблемы и секреты? Когда указывают тебя, понимаешь, насколько ты значим для своего ученика. Это ценно и подталкивает к тому, чтобы еще больше наладить контакт с классом. В тех же общешкольных мероприятиях мы участвуем постоянно, наши дети очень активные: не мы первыми приходим к ним с предложением, а они к нам. Дети знают, что если всем вместе взяться за дело, то призовое место будет обеспечено. В этом плане их энергия должна быть направлена в нужное русло".
Татьяна и Анна всегда находят вдохновение в профессии - развиваются и осваивают что-то новое, участвуют в конкурсах профмастерства, общаются и учатся вместе с детьми. Желание перенимать опыт у старших коллег и педагогов - неотъемлемая составляющая их работы, которая позволяет расти. Например, в прошлом году девушки участвовали в конкурсе "Учитель года". Татьяна стала лауреатом, Анна взяла номинацию "Педагогический дебют". И насколько было удивительно, когда после прохождения одного из этапов, мастер-класса, старшие коллеги попросили у Татьяны забрать ее материалы и разработки. Это были настоящий успех и признание.
Сегодня родители гордятся успехами своих дочерей, а также понимают, что работа с детьми - психологически сложно и эмоционально затратно. "Когда мы еще только собрались поступать в университет, мама нас полностью поддержала, - вспоминают девушки. - И сейчас очень рада, что мы вместе работаем и достигаем успехов в профессиональном плане. Конечно же, ей намного спокойнее, когда мы заботимся друг о друге, поддерживаем и находимся всегда рядом".
Покрасила волосы в рыжий цвет, но нас не перестали путать
Бобруйчанки Дарья и Александра Дзыгун - педагоги-психологи и молодые специалисты. После МГУ им.А.А.Кулешова они вернулись в родной город. Правда, трудоустроились в разные школы - СШ№28 и СШ№32. Очень обаятельные и позитивные девушки охотно делятся своей историей. Александра шутит, мол я буду говорить первой по праву старшинства - на целых 2 минуты раньше родилась. Но тут же уступает Дарье - все-таки, общаемся в кабинете сестры, на ее рабочем месте.
"Я не особо распространялась на работе, что у меня есть сестра-близнец, - улыбается Дарья. – Поэтому, когда сегодня ко мне в гости пришла Саша, все были в шоке. Пикантности ситуации добавило и то, что коллеги, принимая ее за меня, не могли понять, почему с ними не здороваются и не разговаривают. А ведь даже друзьям иногда сложно понять, кто из нас кто. Однажды Саша покрасила волосы в рыжий цвет, но это не спасло ситуации - нас также продолжали путать".
А вообще различие двойняшек и близнецов в свое время стало темой дипломной работы Дарьи. "Я исследовала особенности общения сиблингов и близнецов, - продолжает девушка. - В итоге пришла к выводу, что у близнецов более доверительное общение - с одной стороны, это логично, с другой - не было исследовано должным образом. И действительно, очень привыкаешь, когда рядом сестра - когда ее нет, лишний раз оглядываешься и ищешь глазами. А иногда и вовсе начинаешь разговорить, как будто одна с тобой".
По словам Дарьи, близнецы с раннего детства привыкли быть друг с другом всегда, отсюда и формирование характера. "Например, некоторые качества у меня не развились до конца, потому что Саша их замещала - и наоборот, - делится девушка. - Обычно я более активная и говорливая". "Дарья - наш голос с внешним миром", - подтверждает сестра, которая намного спокойнее и тише. И когда сейчас, на работе, девушки разделились, каждой приходится преодолевать определенные барьеры и развивать качества, которые в свое время были невостребованными, т.к. эту функцию на себя брала сестра.
Психология близнецов: если одному надо, то и второму хочется
"У нас очень много схожего: нам нравится одно и то же, и даже не сговариваясь мы покупаем одни и те же вещи, - говорит Даша. - Однако сложность заключается в том, что даже при большом количестве друзей, ты больше никому не можешь доверять так, как сестре. Ближе чем Саша у меня нет никого, если что-то случилось, я ей расскажу быстрее, чем маме. Она меня всегда поймет и поможет. Но не у всех близнецов такие отношения: бывает, что они часто ругаются, т.к. каждый хочет сформировать свою идентичность. Близнецы должны через это пройти и в какой-то момент разделиться".
Тем не менее, хобби у девушек были одинаковые: одна увлечется - и вторая тут же подхватывает. Психология близнецов: если одному надо, то и второму хочется. Например, было такое, что Даша загорелась пойти в музыкальную школу, а Саша пошла за компанию. В итоге, Даша проучилась там всего полгода, а ее сестра - целых 5 лет. Профессиональный путь сестры также выбрали одинаковый.
Девушки говорят, что родители никак не влияли на выбор их профессии, а лишь поддержали решение дочерей. В свою очередь, Дарья и Александра поставили перед собой задачу - обязательно поступить на бюджет, поскольку родителям было бы тяжело учить сразу двоих детей на платном - и все получилось. "Учились с большим удовольствием и ответственностью, да и преподаватели были очень хорошими, - делятся сестры. - В итоге у двоих - дипломы с отличием. Когда пришли в школу, тоже не разочаровались - работа с детьми очень интересна, и они действительно тянуться к старшим, хотят поговорить. Главное их выслушать и не отталкивать. Не все дети беспроблемные, однако большинство хотят быть услышанными. Тяжелее обстоит дело с документацией, с которой нужно разбираться".
Александре на рабочем месте повезло чуть больше: в ее школе был второй психолог, который взял над молодым специалистом шефство. Дарья же сегодня единственный специалист в учебном заведении, поэтому разбираться с рабочими нюансами ей помогает сестра. Школа у Дарьи большая, учащихся много, соответственно, и работы не мало: диагностика, адаптация и профориентация учащихся, а также многое другое. Все это молодому специалисту интересно, хоть и требует намного больших усилий, чем у более опытных коллег.
Я и моя тень. Педагоги-психологи рассказали о стереотипах про близнецов
"Психология - очень интересная профессия, которая в первую очередь позволяет изучить самого себя, - делятся девушки. - Ведь помочь другим невозможно, пока ты не поможешь себе. Для психолога главное - умение слышать, ведь половина проблем решается именно в процессе разговора. Начинаешь говорить с детьми - и у них загораются глаза, для них это важно и нужно. Для учителей также важно выговориться, не всегда хватает терпения на все рабочие моменты. Еще один нюанс - психолог всегда должен быть на виду, чтобы те же учащиеся могли к нему обратиться с любым вопросом или проблемой".
Во время разговора не смогла не спросить: фильм "Двое: я и моя тень" - ваш любимый? "Конечно! - последовал ответ. - Мы в детстве его просто обожали, ведь очень мало где можно увидеть репрезентацию близнецов. А сестры Олсен в фильме тоже одинаковые, и это не оставило нам равнодушными! Ведь чаще всего близнецов показывают очень стереотипно. Например, всегда есть главная героиня, популярная девочка, за которой ходят две одинаковые подпевалы. Но это ведь не так, и это очень обижает - близнецы разные и не могут быть полностью одинаковыми. Кстати, есть еще несколько распространенных стереотипов, из которых любимый - то, что мы читаем мысли друг друга. Хотя мы и вправду очень хорошо чувствуем друг друга, и в этом наша сила".
Юлия ЕВМЕНЬКОВА,
Олег ФОЙНИЦКИЙ,
БЕЛТА.-0-