Новости темы
"Репортаж"
Энергетический запас Беларуси с вводом атомной электростанции значительно вырос, и это тот ресурс, который можно использовать и днем, и ночью. Предприимчивые люди ищут способы, как превратить переменный ток в постоянную прибыль, а иные его уже нашли и делают из напряжения в проводах успешный и перспективный бизнес. Частное предприятие в Орше производит зарядные станции для электрокаров и осваивает производство машин, для которых нужно не жидкое топливо, а доступ к электросети. Директор ООО "E-Power" Александр Киреев рассказал корреспонденту БЕЛТА, почему для выпуска своей продукции предпочитают белорусские комплектующие, когда выгоднее заряжать электромобили и почему в спальных районах городов желательно устанавливать так называемые медленные зарядные станции.
Почему отечественное в приоритете
Если идти от истоков зарождения собственного дела E-Power, то, по словам Александра Киреева, вначале было сотрудничество с китайской компанией по реализации почти аналогичных зарядных станций, и шло оно хорошо. Потом решили создать свое производство и изготавливать перспективный для Беларуси продукт на месте. Благо для этого нашлось все - и место, и специалисты, которые прошли подготовку и обучение у компаньонов в Поднебесной. Предприятие начинало производство с двух видов станций, а теперь ассортимент достиг 26 типов. Клиентоориентированность здесь тоже на уровне - станцию сделают и круглую, и квадратную, да хоть разрисованную в горошек.
Слоган "Купляйце беларускае" для предприятия является одним из главенствующих. Зарядные станции, которые здесь производят, на 75% собирают из отечественных составляющих, остальные закупают в Китае. В числе белорусских - автоматы, провода, клеммы, лампы, коннекторы и некоторые другие детали. "Кроме того, что их проще достать в нашей стране, чем везти из-за рубежа, они надежные и качественные, хоть и немного дороже импортных аналогов. И затем наши станции проще подключать к электросчетчикам белорусского производства. Я уверен, что однажды мы придем к тому, что импортозамещение доведем до максимума и почти все комплектующие будем производить сами", - подчеркнул Александр Киреев.
На предприятии предпочтение отдают местным работникам. В компании трудится молодой специалист - уроженец Орши и выпускник БНТУ Егор Шеремет. Свои дипломный проект он писал как раз по зарядным станциям для электрокаров, и на его защите поразил экзаменаторов. "Это достаточно новая тема, малоизученная, но перспективная. Мы видим, какой интерес государство проявляет к созданию электротранспорта и необходимой инфраструктуры. Здесь я на отработке диплома, но, думаю, останусь на предприятии дольше, потому что оно развивается, расширяется, а значит, мне всегда найдется и работа, и новое занятие", - поделился молодой человек.
Большая часть продукции с оршанского предприятия идет за рубеж, преимущественно в Россию. В Санкт-Петербурге есть зарядная станция от E-Power - для электробуса, есть заказ из Краснодарского края для аналогичного транспорта, и каждый месяц в российские регионы отгружают все новые партии. Несмотря на экспортоориентированность, оршанские производители реализуют выпускаемую продукцию и в Беларуси. Чаще всего к ним обращаются предприятия и организации, строительные компании, которым такие станции нужны соответственно для личных нужд и ввода в строй новых объектов. E-Power работает под ключ - от согласования с местными органами власти до установки зарядной станции на указанной точке.
Быстро едешь - заряжаться чаще будешь
Александр Киреев рассказал, что сеть зарядных электростанций в Беларуси растет, сейчас их около 800, и объяснил, в чем разница между различными их видами. Отличаются они по мощности заряда и условно делятся на медленные, средние и быстрые. Какие из них лучше для электрокара, однозначного ответа, равно как и с зарядкой мобильных телефонов, нет, потому что в жизни каждый такой "гаджет" показывает себя по-разному.
Руководитель предприятия рассказал, что медленные зарядные станции, подающие до 22 кВт, считаются более щадящими для аккумуляторов. Оршанцам китайские специалисты еще во время обучения наглядно показали, что происходит с "сердцем" электрокара, когда оно заряжается от мощной станции. Аналогию привели на примере надувного шарика - чем быстрее надувать его, тем скорее он лопнет. Эксперты советуют заряжать аккумулятор процентов на 85 и не разряжать в ноль, тогда он прослужит дольше.
"Мы регулярно общаемся с владельцами электрокаров, чтобы понять не только их спрос на большее количество зарядных станций, но и обменяться пользовательским опытом. Таксисты, которые ездят на таких авто, ставят машины на быструю зарядку, проезжают сотни тысяч километров и не жалуются на аккумуляторы. Здесь тоже есть индивидуальные особенности авто. В целом, если следовать рекомендациям профессионалов, предпочтение все же лучше отдавать медленным зарядным станциям", - отметил директор оршанского предприятия.
Также он пояснил, что такие медленные станции хорошо подходят для спальных районов, больших торговых центров, гаражных кооперативов, дачных поселков, где владельцы оставляют свою "ласточку" не на час и даже не на два. Пока автолюбитель спит или отдыхает, зарядка идет. В среднем она занимает около шести часов. Или, скажем, приехали вы с семьей в гипермаркет на серьезный многочасовой шопинг - устройте машине энергетический "перекус". Вряд ли кто-то в тот же день намотает километраж, который выкачает имеющийся заряд полностью. "Каждому водителю электромобиля следует помнить, что если ехать медленней, то заряжаться надо будет реже, соответственно, быстрая езда требует больших затрат", - сказал Александр Киреев.
Как владелец электрокара он отдает предпочтение именно медленным станциям. Однако по рабочим делам ему приходится ездить по всей Беларуси, и по дороге, например, в Брест останавливаться для подзарядки авто раза два-три. На трассах чаще всего устанавливают быстрозарядные станции - на 150 кВт, которые минут за 40 напитывают аккумулятор до нужного показателя. За это время можно успеть спокойно перекусить на АЗС, отдохнуть от "баранки" и сделать несколько деловых звонков.
Кстати, аналогичный быстрый тип станций в Орше тоже планируют производить, потому что спрос на них возрастает, а значит, с реализацией вопросов не будет. Новую технологию будут изучать в Китае и там же для начала приобретут необходимое оборудование и комплектующие.
Спойлер: ночью - дешевле
Итак, в чем же еще плюсы медленных зарядных станций, кроме щадящего режима для аккумулятора?
"Несомненно, это цена. Ночной тариф для подзарядки электрокара дешевле дневного примерно на Br0,05. К тому же в это время суток освобождаются дополнительные мощности, и чтобы, условно говоря, не закапывать их, можно перевести потребление энергии в дополнительный доход", - озвучил варианты монетизации электричества Александр Киреев.
Еще важный момент - шаговая доступность. Зарядные станции во дворе дома - большое удобство для автолюбителей, это гораздо надежнее, чем оставлять машину на парковке за 2 км от жилья, что можно наблюдать, например, в столице. К тому же наличие такой инфраструктуры побудит белорусов приобретать больше электромобилей. Соответственно, как считают экологи, уменьшится количество вредных выхлопов и воздух в больших городах станет чище.
Разобрать по винтику и собрать аналог
Оршанское предприятие на производстве электрозарядных станций не останавливается. Любознательность славянской натуры, помноженная на предприимчивость, может дать хорошие плоды. Еще в детстве практически любой мальчишка, когда у него оказывается новая машинка, наигравшись, разбирает ее на запчасти, чтобы увидеть, что внутри. Примерно так же действуют и целеустремленные и смотрящие в будущие бизнесмены, причем сотрудники E-Power в этом плане пошли еще и по пути усовершенствования.
"Мы изготовили свой электрогрузовик. Взяли китайскую модель, разобрали, посмотрели, из чего она состоит, и собрали свой автомобиль. Здесь практически все нашего производства. У нашего грузовика более прочная рама. Мы просчитали целесообразность изготовления кабины и пришли к выводу, что самим делать ее будет экономически невыгодно, потому что стоимость такого транспорта возрастет примерно на 80%, так что будем брать готовые китайские. На такой грузовик мы по запросу клиента можем поставить любую кабину, кузов, прицеп, навесное оборудование, вплоть до холодильной установки, дополнять любыми комплектующими, менять его грузоподъемность (у первого нашего экземпляра она составляет одну тонну), скорость, проходимость и так далее. Такой грузовик более экологичный, его можно применять на фермах даже вблизи пастбищ, он более узкий и маневренный, чем существующие аналоги, и может также использоваться в больших складских помещениях", - отметил Александр Киреев.
Карты на стол!
У E-Power есть еще одно некоммерческое предложение для потребителей - приложение под названием "Карта". С его помощью пользователи ставят точку на виртуальной карте, где бы они хотели установить зарядную станцию для электрокара, и на основе подобной обратной связи оршанские производители понимают, где есть потребность в таком оборудовании. Соответственно, это дает предприятию сигнал, с кем можно вести переговоры на реализацию и установку своей продукции и что предложить - от дизайна до "начинки".
"На данном этапе потребитель хочет, чтобы такая станция просто работала. Его не интересует внешний вид, для него важна безопасность собственного автомобиля и возможность зарядить электрокар и в жару, и в мороз. Некоторые станции при повышении температуры воздуха начинают понижать мощность. Мы, к примеру, с китайскими конструкторами разработали контроллер, который распределяет ток и держит зарядные станции в любом температурном режиме без понижения мощности", - пояснил директор предприятия.
Он добавил, что оршанские станции имеют еще и антивандальный корпус, который не боится ударов. Испытания на работу в мороз и в непогоду проходят здесь же, рядом с производственным цехом, где зарядные станции находятся под открытым небом. На них предприятие дает пожизненную гарантию. "У нас до шести степеней защиты. И если будет короткое замыкание, или попадание воды, или какая-то неисправность в машине, то зарядная станция остановит сессию и предотвратит возгорание или другую поломку", - заверил Александр Киреев.
О планах на будущее руководитель предприятия тоже говорит открыто и не держит интригу. "Следующий наш этап - это производство быстрозарядных комплексных станций, в том числе для электробусов, больших грузовиков, и далее коммерческий транспорт - микроавтобусы, маршрутные такси. Мы еще сделали на пробу электропогрузчик, его приобрело местное сельхозпредприятие, и отзывы у него только положительные. Так что будем делать ставку и на такой вид транспорта", - рассказал директор E-Power.
Александр Киреев просчитал все льготы, которые государство предоставляет производителям электротранспорта, а также организациям, которые его приобретают, и видит за этой сферой большое будущее. "Наш Президент четко увидел перспективу использования электротранспорта. Пока это не тренд, но это большой рост. Прежде всего мы хотим насытить Оршу такими станциями, потому что видим, что потребность в них есть, а также хотим показать, что создать инфраструктуру для электромобилей не сложно. К тому же после того, как в массовое производство выйдут электрокары Geely, белорусы смогут приобретать отечественные электромобили. Нишу по созданию соответствующей инфраструктуры мы планируем закрывать вместе с госпредприятиями, с которыми поддерживаем тесную связь и сотрудничество", - заключил он.
Алеся ПУШНЯКОВА,
фото Александра ХИТРОВА,
БЕЛТА.-0-
Почему отечественное в приоритете
Если идти от истоков зарождения собственного дела E-Power, то, по словам Александра Киреева, вначале было сотрудничество с китайской компанией по реализации почти аналогичных зарядных станций, и шло оно хорошо. Потом решили создать свое производство и изготавливать перспективный для Беларуси продукт на месте. Благо для этого нашлось все - и место, и специалисты, которые прошли подготовку и обучение у компаньонов в Поднебесной. Предприятие начинало производство с двух видов станций, а теперь ассортимент достиг 26 типов. Клиентоориентированность здесь тоже на уровне - станцию сделают и круглую, и квадратную, да хоть разрисованную в горошек.
Слоган "Купляйце беларускае" для предприятия является одним из главенствующих. Зарядные станции, которые здесь производят, на 75% собирают из отечественных составляющих, остальные закупают в Китае. В числе белорусских - автоматы, провода, клеммы, лампы, коннекторы и некоторые другие детали. "Кроме того, что их проще достать в нашей стране, чем везти из-за рубежа, они надежные и качественные, хоть и немного дороже импортных аналогов. И затем наши станции проще подключать к электросчетчикам белорусского производства. Я уверен, что однажды мы придем к тому, что импортозамещение доведем до максимума и почти все комплектующие будем производить сами", - подчеркнул Александр Киреев.
На предприятии предпочтение отдают местным работникам. В компании трудится молодой специалист - уроженец Орши и выпускник БНТУ Егор Шеремет. Свои дипломный проект он писал как раз по зарядным станциям для электрокаров, и на его защите поразил экзаменаторов. "Это достаточно новая тема, малоизученная, но перспективная. Мы видим, какой интерес государство проявляет к созданию электротранспорта и необходимой инфраструктуры. Здесь я на отработке диплома, но, думаю, останусь на предприятии дольше, потому что оно развивается, расширяется, а значит, мне всегда найдется и работа, и новое занятие", - поделился молодой человек.
Большая часть продукции с оршанского предприятия идет за рубеж, преимущественно в Россию. В Санкт-Петербурге есть зарядная станция от E-Power - для электробуса, есть заказ из Краснодарского края для аналогичного транспорта, и каждый месяц в российские регионы отгружают все новые партии. Несмотря на экспортоориентированность, оршанские производители реализуют выпускаемую продукцию и в Беларуси. Чаще всего к ним обращаются предприятия и организации, строительные компании, которым такие станции нужны соответственно для личных нужд и ввода в строй новых объектов. E-Power работает под ключ - от согласования с местными органами власти до установки зарядной станции на указанной точке.
Быстро едешь - заряжаться чаще будешь
Александр Киреев рассказал, что сеть зарядных электростанций в Беларуси растет, сейчас их около 800, и объяснил, в чем разница между различными их видами. Отличаются они по мощности заряда и условно делятся на медленные, средние и быстрые. Какие из них лучше для электрокара, однозначного ответа, равно как и с зарядкой мобильных телефонов, нет, потому что в жизни каждый такой "гаджет" показывает себя по-разному.
Руководитель предприятия рассказал, что медленные зарядные станции, подающие до 22 кВт, считаются более щадящими для аккумуляторов. Оршанцам китайские специалисты еще во время обучения наглядно показали, что происходит с "сердцем" электрокара, когда оно заряжается от мощной станции. Аналогию привели на примере надувного шарика - чем быстрее надувать его, тем скорее он лопнет. Эксперты советуют заряжать аккумулятор процентов на 85 и не разряжать в ноль, тогда он прослужит дольше.
"Мы регулярно общаемся с владельцами электрокаров, чтобы понять не только их спрос на большее количество зарядных станций, но и обменяться пользовательским опытом. Таксисты, которые ездят на таких авто, ставят машины на быструю зарядку, проезжают сотни тысяч километров и не жалуются на аккумуляторы. Здесь тоже есть индивидуальные особенности авто. В целом, если следовать рекомендациям профессионалов, предпочтение все же лучше отдавать медленным зарядным станциям", - отметил директор оршанского предприятия.
Также он пояснил, что такие медленные станции хорошо подходят для спальных районов, больших торговых центров, гаражных кооперативов, дачных поселков, где владельцы оставляют свою "ласточку" не на час и даже не на два. Пока автолюбитель спит или отдыхает, зарядка идет. В среднем она занимает около шести часов. Или, скажем, приехали вы с семьей в гипермаркет на серьезный многочасовой шопинг - устройте машине энергетический "перекус". Вряд ли кто-то в тот же день намотает километраж, который выкачает имеющийся заряд полностью. "Каждому водителю электромобиля следует помнить, что если ехать медленней, то заряжаться надо будет реже, соответственно, быстрая езда требует больших затрат", - сказал Александр Киреев.
Как владелец электрокара он отдает предпочтение именно медленным станциям. Однако по рабочим делам ему приходится ездить по всей Беларуси, и по дороге, например, в Брест останавливаться для подзарядки авто раза два-три. На трассах чаще всего устанавливают быстрозарядные станции - на 150 кВт, которые минут за 40 напитывают аккумулятор до нужного показателя. За это время можно успеть спокойно перекусить на АЗС, отдохнуть от "баранки" и сделать несколько деловых звонков.
Кстати, аналогичный быстрый тип станций в Орше тоже планируют производить, потому что спрос на них возрастает, а значит, с реализацией вопросов не будет. Новую технологию будут изучать в Китае и там же для начала приобретут необходимое оборудование и комплектующие.
Спойлер: ночью - дешевле
Итак, в чем же еще плюсы медленных зарядных станций, кроме щадящего режима для аккумулятора?
"Несомненно, это цена. Ночной тариф для подзарядки электрокара дешевле дневного примерно на Br0,05. К тому же в это время суток освобождаются дополнительные мощности, и чтобы, условно говоря, не закапывать их, можно перевести потребление энергии в дополнительный доход", - озвучил варианты монетизации электричества Александр Киреев.
Еще важный момент - шаговая доступность. Зарядные станции во дворе дома - большое удобство для автолюбителей, это гораздо надежнее, чем оставлять машину на парковке за 2 км от жилья, что можно наблюдать, например, в столице. К тому же наличие такой инфраструктуры побудит белорусов приобретать больше электромобилей. Соответственно, как считают экологи, уменьшится количество вредных выхлопов и воздух в больших городах станет чище.
Разобрать по винтику и собрать аналог
Оршанское предприятие на производстве электрозарядных станций не останавливается. Любознательность славянской натуры, помноженная на предприимчивость, может дать хорошие плоды. Еще в детстве практически любой мальчишка, когда у него оказывается новая машинка, наигравшись, разбирает ее на запчасти, чтобы увидеть, что внутри. Примерно так же действуют и целеустремленные и смотрящие в будущие бизнесмены, причем сотрудники E-Power в этом плане пошли еще и по пути усовершенствования.
"Мы изготовили свой электрогрузовик. Взяли китайскую модель, разобрали, посмотрели, из чего она состоит, и собрали свой автомобиль. Здесь практически все нашего производства. У нашего грузовика более прочная рама. Мы просчитали целесообразность изготовления кабины и пришли к выводу, что самим делать ее будет экономически невыгодно, потому что стоимость такого транспорта возрастет примерно на 80%, так что будем брать готовые китайские. На такой грузовик мы по запросу клиента можем поставить любую кабину, кузов, прицеп, навесное оборудование, вплоть до холодильной установки, дополнять любыми комплектующими, менять его грузоподъемность (у первого нашего экземпляра она составляет одну тонну), скорость, проходимость и так далее. Такой грузовик более экологичный, его можно применять на фермах даже вблизи пастбищ, он более узкий и маневренный, чем существующие аналоги, и может также использоваться в больших складских помещениях", - отметил Александр Киреев.
Карты на стол!
У E-Power есть еще одно некоммерческое предложение для потребителей - приложение под названием "Карта". С его помощью пользователи ставят точку на виртуальной карте, где бы они хотели установить зарядную станцию для электрокара, и на основе подобной обратной связи оршанские производители понимают, где есть потребность в таком оборудовании. Соответственно, это дает предприятию сигнал, с кем можно вести переговоры на реализацию и установку своей продукции и что предложить - от дизайна до "начинки".
"На данном этапе потребитель хочет, чтобы такая станция просто работала. Его не интересует внешний вид, для него важна безопасность собственного автомобиля и возможность зарядить электрокар и в жару, и в мороз. Некоторые станции при повышении температуры воздуха начинают понижать мощность. Мы, к примеру, с китайскими конструкторами разработали контроллер, который распределяет ток и держит зарядные станции в любом температурном режиме без понижения мощности", - пояснил директор предприятия.
Он добавил, что оршанские станции имеют еще и антивандальный корпус, который не боится ударов. Испытания на работу в мороз и в непогоду проходят здесь же, рядом с производственным цехом, где зарядные станции находятся под открытым небом. На них предприятие дает пожизненную гарантию. "У нас до шести степеней защиты. И если будет короткое замыкание, или попадание воды, или какая-то неисправность в машине, то зарядная станция остановит сессию и предотвратит возгорание или другую поломку", - заверил Александр Киреев.
О планах на будущее руководитель предприятия тоже говорит открыто и не держит интригу. "Следующий наш этап - это производство быстрозарядных комплексных станций, в том числе для электробусов, больших грузовиков, и далее коммерческий транспорт - микроавтобусы, маршрутные такси. Мы еще сделали на пробу электропогрузчик, его приобрело местное сельхозпредприятие, и отзывы у него только положительные. Так что будем делать ставку и на такой вид транспорта", - рассказал директор E-Power.
Александр Киреев просчитал все льготы, которые государство предоставляет производителям электротранспорта, а также организациям, которые его приобретают, и видит за этой сферой большое будущее. "Наш Президент четко увидел перспективу использования электротранспорта. Пока это не тренд, но это большой рост. Прежде всего мы хотим насытить Оршу такими станциями, потому что видим, что потребность в них есть, а также хотим показать, что создать инфраструктуру для электромобилей не сложно. К тому же после того, как в массовое производство выйдут электрокары Geely, белорусы смогут приобретать отечественные электромобили. Нишу по созданию соответствующей инфраструктуры мы планируем закрывать вместе с госпредприятиями, с которыми поддерживаем тесную связь и сотрудничество", - заключил он.
Алеся ПУШНЯКОВА,
фото Александра ХИТРОВА,
БЕЛТА.-0-