В Могилевском районе сделали реконструкцию народного праздника Юрьев день, который носит название в честь Георгия Победоносца или по-простому Юрия, Егория. Этот святой считается покровителем домашних животных, ему молились, чтобы защитить поголовье от хищников, падежа и болезней, получить хорошие удои и привесы. На Юрье сельские жители проводили обряд первого выгона скота - коров омывали святой водой и выводили в поле. Сам же пастух должен был обязательно обойти с молитвой свои посевы и умыться утренней росой, а после угоститься колотухой - омлетом с салом, приготовленном на открытом огне. Неотъемлемой частью праздника стали гадания на судьбу, молодежные гуляния и хороводы. Корреспонденты БЕЛТА также побывали на этом необычном празднике.
Въезжаем в деревню Голынец Могилевского района ранним утром. Центральная улица еще совсем пустая, даже окна домов с удивлением смотрят на таких неожиданных гостей. Кажется, что вся округа спит, да и природа пока не пробудилась после ночной дремы: воздух свежий и чистый, а весенний ветерок безмятежно спрятался где-то на ветвях деревьев. На одном из столбов вдоль сельской улицы замечаю аиста. Пернатый вестник счастья стоит нахохлившись в своем просторном гнезде и даже не думает доставать из-под теплого крылышка длинный красный клюв - прохладно и пасмурно. Все замерло.Спустя несколько минут где-то за высоким забором началось движение и на всю улицу раздалось протяжное приветственное: "Муууу….". К нему подключились еще пару таких же голосов. Несколько ворот с лязгом распахнулись и на улицу неспешно вышли пестрые буренки, подгоняемые своими хозяевами. Вот и начало Юрьева дня - почитаемого в народе праздника, традиции которого чтят и берегут в Могилевском районе.
"В этот день глава семьи вставал очень рано и выходил с накануне испеченным караваем на свой участок, где посеяны озимые, - рассказала хормейстер Могилевского районного центра культуры Ирина Яковлева. - Он три раза обходил свое поле с молитвой - читал "Отче наш" и просил хорошего урожая. Когда доходил до последней межи, ложил каравай в озимые, чтобы проверить, прячется ли он в подросших молодых посевах. Если да - в этом году дом будет богат хлебом. Затем хозяин умывал лицо росой и приговаривал: "Добрая раса - будзе ў дастатку аўса". После обряда каравай попадал на утренний стол, и вся семья начинала со сдобного кусочка свой завтрак".
Коров в этот день выгоняли на поле очень рано, пока не опала роса. Перед выходом из хлева хозяин расстилал кожух, через который обязательно должна была перешагнуть рогатая, чтобы были хорошие надои. На одежду клали замок - защита от хищников, безмен - пусть буренка прибавляет в весе, крашеное яйцо - чтобы ее не одолевали различные хвори. Животное окропляли святой водой и ласково побивали по бокам веточками вербы - считалось, что так кормилице прибавляется здоровья.
Житель Голынца пенсионер Валерий Радьков на Юрьев день выводит из хлева двух своих любимиц - Малышку и Чернику. Рогатые красавицы с опаской косятся на чужаков, но после сахарного угощения и почесывания за ухом начинают охотно позировать фотографу. Буренки проделали весь народный церемониал и примкнули к общему стаду, чтобы на пастбище полакомиться сочной травой. По пути дорогу им перегородили местные девушки - красавицы пришли гадать на суженого и выяснять, кто первой выскочит в этом году замуж. Крашеные яйца или по-местному "крашенки" покатились под копыта мирно идущего на луг стада. По народному поверью, чье яйцо корова растопчет первым, та и будет надевать свадебное платье. Стоит ли говорить, что девушки с энтузиазмом проверяют эту примету. "Зараз пагуляем, на шчасце пагадаем, ці пойдзем, дзевачкі, у лугі-лужочкі завіваць вяночкі".
"Нельзя сказать, что все обряды на Юрьев день присущи только Могилевскому району, ведь в этой местности очень много приехавших людей - "набраці", как говорят местные дедушки и бабушки, - делится Ирина Яковлева. - Каждый из них представляет свою малую родину и привез сюда свои неповторимые обычаи и традиции. Все это сплелось в единую нить и получился такой большой и интересный праздник. Исследователи народной культуры часто спрашивают, откуда вы взяли этот обрядовый элемент, ведь у него, например, полесские корни? Часто оказывается, что традицию привезли переселенцы, и она осталась в местном фольклоре, прижилась на нашей земле. Воедино сплелись традиции разных регионов, и это очень интересный ассимиляционный процесс. В этом наша особенность".
Наш герой Валерий Григорьевич, хоть и родился в этих местах, но более 15 лет прожил в Самаре - в свое время семья спасалась от радиации после взрыва на Чернобыльской АЭС. Теперь снова перебрались в родные места, завели большое хозяйство - 3 коровы, 2 поросенка, штук 20 курей, а еще более 1 га земли в поле (яровые и травы на корм домашней скотине). Обрабатывают и приусадебный участок, где есть все - картошка, сад, грядки. Дом богат всей необходимой техникой для обработки земли. "Традиции Юрьева дня - наши исконно белорусские: молодежи интересно о них узнать, да и нам хорошо вспомнить давно забытое старое, - улыбается пенсионер. - Это нужно и правильно".
Валерий Радьков трудиться привык с детства - у родителей были конь, коровы, козы, овцы и даже кролики. "Разве это много?! - удивляется местный житель. - Это же все для души - если не любить, то не надо и заниматься своим хозяйством. И к людям, и к животным, и к земле нужно относиться с добром, такая же будет отдача. А еще не лениться трудиться, труд - всему основа. Не люблю, когда грязь и бесхозяйственность, все должно быть на своих местах - доделано и доведено до ума. Лучше сделать один раз хорошо, чем 10 раз плохо - вот мой жизненный принцип. Сейчас весна, работы значительно прибавилось - раньше полуночи спать не ложусь. Уверен, если хочешь, все успеешь. Даже с таким плотным графиком нахожу время с утра сбегать на рыбалку, занимаюсь охотой. Движение - это жизнь".
Традиции Юрьева дня продолжились в Голынце праздничным угощением. Прямо в поле местные пастухи разожгли особым способом колоду и, как она хорошо прогорела изнутри, поставили на нее неглубокий казанок. Дно посуды щедро уложили домашним салом. После того как все зашипело и зашкварчало, сверху вылили заранее подготовленную колотуху-омлет. На этот ароматный запах прибежали молодые девушки. К импровизированному столу они принесли каравай, который парни должны были выкупить. И только после этого все приступили к праздничной трапезе. Досыта наевшись, наши девчата затянули народную песню и пустились в хороводы. Танцами и весельем завершался народный обряд.
Анастасия Поштавцова работает культорганизатором сельского Дома культуры в агрогододке Заводская Слобода. Девушка участвовала в реконструкции и была очень впечатлена происходящим. "В таком обряде участвую впервые, хотя раньше мы восстанавливали Сороки, Коляды и Громницы, - делится она. - О традициях и истории этого праздника я раньше не знала, поэтому мне все было интересно и ново. Гадала на суженого сегодня тоже впервые - к сожалению, удача улыбнулась другой девушке, если все сбудется, то замуж выйдет моя подруга. Я уверена, что молодежи важно сохранять нашу культуру и традиции, не забывать и поддерживать фольклорное наследие. Белорусская культура очень богата - постоянно узнаешь что-то новое: читаешь в книгах, слышишь от бабушек в деревнях. Очень хочется все это передать и последующим поколениям".
Юлия ЕВМЕНЬКОВА,
фото Олега ФОЙНИЦКОГО,
БЕЛТА.-0-