Новости темы
"Репортаж"
Свой профессиональный праздник 28 мая отмечают пограничники. Вместе с ними - и жители Бреста, чья история неразрывно связана с границей. Круглый год с Запада на Восток и в обратном направлении через город над Бугом едут тысячи путешественников. Легковой транспорт и автобусы границу пересекают в единственном на польском направлении пассажирском пункте пропуска "Брест". Естественно, это накладывает отпечаток на обстановку, на пассажиро-транспортный поток. Корреспондент БЕЛТА своими глазами увидела, в каком режиме работают брестские пограничники.
Лукашенко: пограничная служба эффективно решает задачи по охране Государственной границы БеларусиПересечь белорусско-польскую границу сейчас - тот еще квест. Везунчики делятся редкими историями о том, что у них все заняло несколько часов. Однако большинство людей в очередях проводят гораздо дольше. Понятно, что ситуация напряженная.
"Пропускная способность пункта по проекту рассчитана на 12 тыс. человек в сутки в оба направления, 2350 легковушек и 350 автобусов. Однако работа сопредельной стороны оставляет желать лучшего. Необоснованное прекращение запуска и приема транспортных средств, которые оформлены на нашей стороне, может продолжаться от трех до четырех часов. Мы зафиксировали много таких фактов. На данный момент в сутки оформляем до 5 тыс. человек в оба направления, около 2 тыс. транспортных средств. Задержки с белорусской стороны нет. Мы всегда принимаем меры, чтобы пересекающие границу люди чувствовали себя комфортно", - вкратце обрисовал ситуацию начальник отделения пограничного контроля "Варшавский мост" Дмитрий Бриштель.Круглосуточно границу пересекают жители разных стран. В основном по своим делам едут граждане Беларуси, Западной Европы, России, Украины. В зоне ожидания люди могут приобрести еду и напитки, сходить в уборную. Сложнее приходится тем, кто ждет въезда в Польшу, оказавшись на мосту через Буг.
Возможности пункта пропуска позволяют оформить на выезд около 80 автобусов. Фактически же выходит порядка 30-40. Больше не получается при всем желании: белорусы ждут пока транспорт примут польские стражи границы. "Максимальную очередь наблюдали здесь примерно из 70 автобусов. Она образовалась только потому, что сопредельная сторона неритмично принимает транспорт. Доходит до того, что вплоть до четырех часов не берут ни одного транспортного средства", - рассказал Дмитрий Бриштель.В органах пограничной службы он с 2003 года. После срочной службы решил остаться на контракт. За это время прошел профессиональный путь от контролера до руководителя. Всегда служил на сложных и ответственных участках. Отделение пограничного контроля "Варшавский мост" Дмитрий Бриштель возглавляет около полугода.
"В пункте пропуска служат исключительно профессионалы своего дела, коллектив замечательный. Нагрузка, с которой сталкиваются сейчас специалисты, - колоссальная. В таком режиме отработать 12 часов (особенно ночью) - дорогого стоит. Нужно уметь объяснить, сгладить углы, избежать конфликтной ситуации. К сожалению, не всегда люди понимают причины и следствия, почему они проводят долгое время в очереди и терпят неудобства. Многие высказывают претензии тому, кого видят первым. Зачастую им оказывается пограничник. Хочется понимания со стороны пересекающих границу, потому что в этом случае все являются заложниками ситуации", - подчеркнул Дмитрий Бриштель.
Командир подразделения всегда держит руку на пульсе. Его рабочий день может начаться в девять часов утра, а может - в три часа ночи и не заканчиваться в течение двух суток, если возникает внештатная ситуация. Например, начальник отделения пограничного контроля обязательно подключается, если в пункте пропуска выявили что-то незаконное, задержали нарушителя государственной границы.Свое дежурство новая смена начинает с инструктажа и ознакомления с обстановкой, в которой работали коллеги. Пограничники как на ладони видят пункт пропуска и прилегающую к нему территорию. Вся информация стекается в дежурное помещение.
"Дежурный принимает звонки. В соответствии со сложившейся обстановкой по необходимости докладывает мне. Оператор комплекса технических средств с помощью видеокамер отслеживает различные изменения в пункте пропуска. В случае каких-либо нарушений правопорядка докладывает, и мы принимаем меры. Также оператор следит за ритмичностью запуска и выпуска транспортных средств. Если есть скопление автобусов и машин, тогда дополнительно направляем специалистов для оформления людей. В сложившейся обстановке очень часто такое происходит. Польские стражи границы накапливают автомобили в своем пункте пропуска, а потом пачками выпускают к нам", - пояснил заместитель начальника смены отделения пограничного контроля "Варшавский мост" Вячеслав Ящук.
В ряды воинов в зеленых фуражках он тоже влился после окончания срочной службы, решил остаться на контракт. "Работа хоть и сложная, но очень интересная. Встречаем людей из разных стран, в моменты общения постоянно узнаем что-то новое. Делаем полезное для страны дело: за нами Родина. Стараемся делать все, чтобы наш народ был в безопасности", - подчеркнул брестчанин.
Пограничники постоянно начеку. Только за последний месяц в пункте пропуска "Брест" было два случая выявления мелких партий наркотиков. Этой весной также пресечен ввоз около 2,5 кг запрещенных веществ различных видов. Потянув за ниточку, правоохранители вышли на подпольный наркомаркет и задержали организаторов. Помешать планам злоумышленников в провозе запрещенных к обороту веществ и предметов пограничникам помогают собаки.
Старший прапорщик Андрей Ясюк в кинологии уже 15 лет. Сейчас его напарник - трехлетний лабрадор Цидон. "Ищем запрещенное, ограниченное к перемещению через государственную границу в легковых автомобилях и автобусах. Цидон очень активный. Каждый день у нас проходят тренировки, улучшаем свой профессиональный опыт. Дрессировка служебной собаки проходит в виде игры. Все должно быть построено на любви и интересе. Использую игрушки, лакомства, различные поощрения", - рассказал кинолог. Дрессировать щенков начинают с полутора-двух месяцев. Самые смышленые в пять-шесть месяцев уже могут выходить на поиск, некоторым требуется больше времени. "С года - полутора лет собаке можно доверять. Но всю службу тренируемся и постоянно повышаем навыки", - обратил внимание Андрей Ясюк. Естественно, нарушители прибегают к ухищрениям, пытаясь обмануть служебных собак на границе, но тщетно. "Если у собаки меняется поведение, это уже настораживает. Почему мы нюхаем другие машины, а к этой он с опаской подходит? Значит, там какой-то другой запах. Тогда подключаются пограничники", - рассказал кинолог.
Наряду с опытными товарищами службу несут и молодые люди. Дмитрий Кот служит всего месяц. Он один из тех, кто в прямом смысле стоит на последних метрах белорусской земли. Его пост находится на въезде в пункт пропуска на мосту через Буг. "Осуществляем запуск транспортных средств в пункт пропуска, а также их выпуск. Наблюдаем за территорией, прилегающей к государственной границе. Мы - первые люди, кого встречают въезжающие в нашу страну люди. От нашего отношения и поведения зависит настроение гостей, их первоначальное мнение о белорусах, - отметил Дмитрий Кот. - Считаю, что пограничные войска - самые классные. Почетно здесь служить".
Алевтина ЧЕРНОВОЛОВА,
Фото Брестской пограничной группы,
БЕЛТА.-0-