Беларусь отмечает самый теплый праздник в году - День матери. Открытки, рисунки, цветы, конфеты сегодня для них - для тех, кто всегда рядом, кто любит безгранично, принимает безусловно, заботится самоотверженно, - для мам. Материнство бывает разное. В семье у Елены Пацукевич из Борисова воспитывается 10 детей чужих по крови, но родных по сердцу. Корреспондент БЕЛТА узнала у родителя-воспитателя, что для нее материнство, как полюбить приемных и принять травмированных.
- Елена, как вы пришли к осознанию, что в вашей семье должны быть приемные дети?
- Оно всегда было со мной. В семье, где я родилась, детей было шестеро, в семье мужа - восемь. Вокруг всегда были большие семьи. Такая модель жизни для меня была привычной. Я была четвертая в семье, поэтому приходилось нянчиться с детьми. Я это любила. Так как семья у меня была верующая, мы часто помогали нуждающимся, многодетным, ходили в приюты особенно по праздникам. Помню, еще тогда я просила у родителей взять детей из приюта, чтобы и у них был дом и родители.
С мужем мы поженились 23 года назад. И когда я была на седьмом месяце беременности нашим третьим ребенком и первым сыном, я впала в кому. Потом мне врач, спасавший меня, сказал, что у меня был гестоз, не работал ни один внутренний орган, давление было 190 на 140, я была на аппаратах жизнеобеспечения, и шансов на выживание не было никаких. "Мы приехали к живому трупу", - сказал тогда реаниматолог. Так, неделю я пробыла в коме, месяц - в реанимации, потом еще восстанавливала работу легких в отделении пульмонологии. У ребенка при рождении тоже было много диагнозов, говорили даже, что будет инвалидом. К счастью, прогнозы не подтвердились. Когда все это закончилось - я выжила, ребенок выжил, мы с мужем решили, что будем заботиться о тех, кто в этом нуждается. Вот так мы решили взять детей на воспитание. Правда, от решения до действия прошло некоторое время, за которое мы построили большой дом, чтоб всем места хватало.
- С чего начался ваш путь приемного материнства?
- Мы начали с того, что пришли в отдел образования, где прошли обучение и различные комиссии. После этого нам дали направление на знакомство. С ним нужно идти в приют, где ты узнаешь, кого можно забрать. Ведь взять можно не всех, а только тех, у кого есть соответствующий статус. Изначально мы планировали взять троих. Пришли к ним знакомиться, предложили помочь сделать уроки, поиграли с ними. И тут к нам приводят еще одного мальчика рыжего, как солнышко. Его ведут, а он спрашивает: "А вы нас заберете?". Мы такие люди, что не выбираем детей - этот понравился, этот не понравился, этот умный, а этот не очень. Ну, и сказали, что, конечно, заберем. И забрали всех четверых (им тогда было 8-9 лет): Никиту, Юрку, Алину и еще одного Никиту. Конечно, были у нас и трудности, и период адаптации. Кто-то по началу отставал в учебе, у кого-то были серьезные поведенческие расстройства. Были моменты, что доходило и до вызова милиции. У Алины, например, помимо трудностей в обучении еще хромало и поведение, особенно в межсезонье. Она учится в интеграции, однажды учитель дала ей листок с примерами, которые нужно было решить, Алина швырнула его учителю со словами: "Кто эти примеры писал, тот пусть и решает их". Вот так она проявляла свои буйства. Мы много работали над этим. Ей уже 16, иногда и сейчас она проявляет свой характер, доказывает, что уже взрослая. Садимся, разговариваем об этом, делимся своим опытом и примером.
- Что для вас материнство и приемное материнство? Есть ли между ними разница?
- Для меня нет никакой разницы между этими понятиями. Материнство либо есть, либо его нет. Когда мы брали первых приемных детей, с нами проживали и все биологические дети. Вместе они пошли в одну школу, в одни классы. Мы с мужем никогда их не делили на своих и не своих. Все росли вместе. Некоторые спрашивают, как можно полюбить чужого ребенка. Я не знаю, у меня это произошло само, любовь к приемным детям в душе проснулась сразу. За все время приемного материнства у меня были дети, которых усыновляли, и это было очень тяжело для меня. Но я понимала, что для них это лучше, и приходилось своими руками отрывать часть себя. Отдавать тяжело.
Мама - это человек, который готов отдать своим детям все: заботу, любовь, внимание. Мама - это про любить, поддерживать, помогать, учить, не оставаться в стороне. Правда, на приемное родительство способен не каждый. Человек должен определить для себя, какие у него приоритеты и цели в жизни, готов ли он кому-то помогать, о ком-то заботиться, кого-то любить. Если ты привык жить для себя и в свое удовольствие, то для тебя приемное родительство будет тяжело, ты не справишься.
- Иногда приходится слышать, что приемные родители возвращают детей в систему. Что это за явление?
- Человек, который вернул ребенка, скорее всего был не готов к приемному родительству. В ШПР кандидатам рассказывают, что и как может происходить с детьми после того, как они оказываются в семье. Там всегда говорят, что эти дети отличаются от биологических, потому что они пережили тяжелую травму. И они в этом не виноваты, виноваты те, кто их предал, оставил, проявил мало любви и внимания. Когда ты берешь такого ребенка в свой дом, начинается период адаптации, у каждого он свой. Кто-то легко пройдет этот период, а кто-то нет и будет все крушить вокруг себя, ломать, проверяя, готов ли ты принимать таким. У нас и такое было. Поэтому надо просто запастись терпением. Кому-то года хватает, кому-то надо и три, и пять лет.
У меня никогда не возникала мысль вернуть кого-то даже при больших трудностях. Я никогда не выгорала до такой степени. Да, мы и переживали, и плакали, но я ни разу не хотела сказать, что все, я больше не хочу. Помогает вера и молитва, становится легче, спокойнее.
- Расскажите о радостных моментах жизни вашей большой семьи.
- Самое светлое - это, когда ты берешь детей, видишь их трудности, занимаешься с ними, а потом наблюдаешь эффект от работы, пусть даже самый маленький прогресс. Это доставляет огромную радость. Для кого-то выучить алфавит - это как нечего делать, пять минут и готово. Но есть дети, с которыми ты четыре строчки стишка можешь учить месяц, но когда он его в итоге выучил, это уже большой подвиг и достижение.
- Какие еще интересы есть у вас в жизни помимо детей? Остается ли время на себя?
- Помимо детей я очень люблю заниматься огородом, большое удовольствие доставляет выращивать цветы и кур. Возле дома у нас огородик небольшой, зато есть дача, вот там есть место и детям побегать, и вырастить урожай. А еще у нас есть коты, собаки, черепашки, попугайчик. Когда мы брали детей, кто-то хотел одного питомца, кто-то другого. Вот так и набрали друзей.
Еще из развлечений - это отдых на природе, походы, велосипеды, спорт. Но это все с детьми, с ними интереснее. Еще любим вместе дома посидеть около камина, почитать, пообщаться.
- Вы продолжаете общаться со своими выпускниками? Скучаете по ним, когда они уходят?
- Выпускниками у нас считаются дети, поступившие в колледжи. Три года назад мы выпустили мальчика, в этом году в колледжи ушли еще два парня. В будние дни дети учатся и живут в общежитии, а в выходные и на каникулах приезжают к нам. Тут они и отдохнут, и постирают вещи, и возьмут закатки. Связь мы, конечно, поддерживаем, скучаем по ним. Когда выпускаешь ребенка, чувствуешь гордость, что смогли вырастить его, что он нашел свой путь, выбрал профессию, пошел учиться. Конечно, немножко и переживаем, чтобы у них все было хорошо, чтобы остались на правильном пути.
Честно, я не представляю свою жизнь по-другому. Останавливаться не планирую, чувствую, что готова трудиться и дальше. Мне это нравится. Иногда дети говорят: "Мама, остановись, отдохни". А я отвечаю, что в приютах есть дети, которые тоже хотят, чтобы у них была мама, которые нуждаются в помощи.
Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА.-0-
- Елена, как вы пришли к осознанию, что в вашей семье должны быть приемные дети?
- Оно всегда было со мной. В семье, где я родилась, детей было шестеро, в семье мужа - восемь. Вокруг всегда были большие семьи. Такая модель жизни для меня была привычной. Я была четвертая в семье, поэтому приходилось нянчиться с детьми. Я это любила. Так как семья у меня была верующая, мы часто помогали нуждающимся, многодетным, ходили в приюты особенно по праздникам. Помню, еще тогда я просила у родителей взять детей из приюта, чтобы и у них был дом и родители.
С мужем мы поженились 23 года назад. И когда я была на седьмом месяце беременности нашим третьим ребенком и первым сыном, я впала в кому. Потом мне врач, спасавший меня, сказал, что у меня был гестоз, не работал ни один внутренний орган, давление было 190 на 140, я была на аппаратах жизнеобеспечения, и шансов на выживание не было никаких. "Мы приехали к живому трупу", - сказал тогда реаниматолог. Так, неделю я пробыла в коме, месяц - в реанимации, потом еще восстанавливала работу легких в отделении пульмонологии. У ребенка при рождении тоже было много диагнозов, говорили даже, что будет инвалидом. К счастью, прогнозы не подтвердились. Когда все это закончилось - я выжила, ребенок выжил, мы с мужем решили, что будем заботиться о тех, кто в этом нуждается. Вот так мы решили взять детей на воспитание. Правда, от решения до действия прошло некоторое время, за которое мы построили большой дом, чтоб всем места хватало.
- С чего начался ваш путь приемного материнства?
- Мы начали с того, что пришли в отдел образования, где прошли обучение и различные комиссии. После этого нам дали направление на знакомство. С ним нужно идти в приют, где ты узнаешь, кого можно забрать. Ведь взять можно не всех, а только тех, у кого есть соответствующий статус. Изначально мы планировали взять троих. Пришли к ним знакомиться, предложили помочь сделать уроки, поиграли с ними. И тут к нам приводят еще одного мальчика рыжего, как солнышко. Его ведут, а он спрашивает: "А вы нас заберете?". Мы такие люди, что не выбираем детей - этот понравился, этот не понравился, этот умный, а этот не очень. Ну, и сказали, что, конечно, заберем. И забрали всех четверых (им тогда было 8-9 лет): Никиту, Юрку, Алину и еще одного Никиту. Конечно, были у нас и трудности, и период адаптации. Кто-то по началу отставал в учебе, у кого-то были серьезные поведенческие расстройства. Были моменты, что доходило и до вызова милиции. У Алины, например, помимо трудностей в обучении еще хромало и поведение, особенно в межсезонье. Она учится в интеграции, однажды учитель дала ей листок с примерами, которые нужно было решить, Алина швырнула его учителю со словами: "Кто эти примеры писал, тот пусть и решает их". Вот так она проявляла свои буйства. Мы много работали над этим. Ей уже 16, иногда и сейчас она проявляет свой характер, доказывает, что уже взрослая. Садимся, разговариваем об этом, делимся своим опытом и примером.
- Что для вас материнство и приемное материнство? Есть ли между ними разница?
- Для меня нет никакой разницы между этими понятиями. Материнство либо есть, либо его нет. Когда мы брали первых приемных детей, с нами проживали и все биологические дети. Вместе они пошли в одну школу, в одни классы. Мы с мужем никогда их не делили на своих и не своих. Все росли вместе. Некоторые спрашивают, как можно полюбить чужого ребенка. Я не знаю, у меня это произошло само, любовь к приемным детям в душе проснулась сразу. За все время приемного материнства у меня были дети, которых усыновляли, и это было очень тяжело для меня. Но я понимала, что для них это лучше, и приходилось своими руками отрывать часть себя. Отдавать тяжело.
Мама - это человек, который готов отдать своим детям все: заботу, любовь, внимание. Мама - это про любить, поддерживать, помогать, учить, не оставаться в стороне. Правда, на приемное родительство способен не каждый. Человек должен определить для себя, какие у него приоритеты и цели в жизни, готов ли он кому-то помогать, о ком-то заботиться, кого-то любить. Если ты привык жить для себя и в свое удовольствие, то для тебя приемное родительство будет тяжело, ты не справишься.
- Иногда приходится слышать, что приемные родители возвращают детей в систему. Что это за явление?
- Человек, который вернул ребенка, скорее всего был не готов к приемному родительству. В ШПР кандидатам рассказывают, что и как может происходить с детьми после того, как они оказываются в семье. Там всегда говорят, что эти дети отличаются от биологических, потому что они пережили тяжелую травму. И они в этом не виноваты, виноваты те, кто их предал, оставил, проявил мало любви и внимания. Когда ты берешь такого ребенка в свой дом, начинается период адаптации, у каждого он свой. Кто-то легко пройдет этот период, а кто-то нет и будет все крушить вокруг себя, ломать, проверяя, готов ли ты принимать таким. У нас и такое было. Поэтому надо просто запастись терпением. Кому-то года хватает, кому-то надо и три, и пять лет.
У меня никогда не возникала мысль вернуть кого-то даже при больших трудностях. Я никогда не выгорала до такой степени. Да, мы и переживали, и плакали, но я ни разу не хотела сказать, что все, я больше не хочу. Помогает вера и молитва, становится легче, спокойнее.
- Расскажите о радостных моментах жизни вашей большой семьи.
- Самое светлое - это, когда ты берешь детей, видишь их трудности, занимаешься с ними, а потом наблюдаешь эффект от работы, пусть даже самый маленький прогресс. Это доставляет огромную радость. Для кого-то выучить алфавит - это как нечего делать, пять минут и готово. Но есть дети, с которыми ты четыре строчки стишка можешь учить месяц, но когда он его в итоге выучил, это уже большой подвиг и достижение.
- Какие еще интересы есть у вас в жизни помимо детей? Остается ли время на себя?
- Помимо детей я очень люблю заниматься огородом, большое удовольствие доставляет выращивать цветы и кур. Возле дома у нас огородик небольшой, зато есть дача, вот там есть место и детям побегать, и вырастить урожай. А еще у нас есть коты, собаки, черепашки, попугайчик. Когда мы брали детей, кто-то хотел одного питомца, кто-то другого. Вот так и набрали друзей.
Еще из развлечений - это отдых на природе, походы, велосипеды, спорт. Но это все с детьми, с ними интереснее. Еще любим вместе дома посидеть около камина, почитать, пообщаться.
- Вы продолжаете общаться со своими выпускниками? Скучаете по ним, когда они уходят?
- Выпускниками у нас считаются дети, поступившие в колледжи. Три года назад мы выпустили мальчика, в этом году в колледжи ушли еще два парня. В будние дни дети учатся и живут в общежитии, а в выходные и на каникулах приезжают к нам. Тут они и отдохнут, и постирают вещи, и возьмут закатки. Связь мы, конечно, поддерживаем, скучаем по ним. Когда выпускаешь ребенка, чувствуешь гордость, что смогли вырастить его, что он нашел свой путь, выбрал профессию, пошел учиться. Конечно, немножко и переживаем, чтобы у них все было хорошо, чтобы остались на правильном пути.
Честно, я не представляю свою жизнь по-другому. Останавливаться не планирую, чувствую, что готова трудиться и дальше. Мне это нравится. Иногда дети говорят: "Мама, остановись, отдохни". А я отвечаю, что в приютах есть дети, которые тоже хотят, чтобы у них была мама, которые нуждаются в помощи.
Светлана ПЕКАРЬ,
БЕЛТА.-0-