Новости темы
"Репортаж"
Каждый четверг в течение года малыши столичного детского сада №128 начинают со слов гимна Беларуси. Этой традиции не первый год. Уверенно, слаженно, серьезно "Мы, беларусы - мірныя людзі..." подпевают даже четырехлетки. С пяти лет дети рассказывают о значении цветов и орнаменте флага, элементах герба Беларуси. Понятно, что воспитатели дошкольного образования рассказывают им то, что они могут понять дети в силу своего возраста. Но главное, что малыши в свои 4-6 лет прочно ассоциируют себя с белорусами - красивой и сильной нацией.
"Воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе невозможно без глубокого уважения к истории родной Беларуси. Государственная символика является неотъемлемой частью исторической культуры нашей страны", - подчеркнула заместитель заведующего по основной деятельности детского сада Рита Руцкая, проводя для корреспондентов БЕЛТА мини-экскурсию по детскому садику. Сюда мы зашли в пятницу, 10 мая, в преддверии Дня Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь.
В детском садике уютно, светло и доброжелательно. В коридорах детей и родителей встречают яркие композиции, которые сменяются в зависимости от времени года и актуальности темы. В группах вежливые и внимательные воспитатели. Педагогический коллектив уделяет большое внимание воспитанию у детей чувства патриотизма и любви к своей семье, Родине, гордости за свою страну. Не удивительно, что здесь малыши читают на память стихи на белорусском языке.
"Блакіт нябес, і белы бусел, i кветкі ў полі, як абрус… Мой край завецца Беларуссю, а сам я - хлопчык-беларус", - читал на конкурсе в детском саду, а сейчас продекламировал журналистам пятилетний Владислав, подтверждая слова педагогов.
Мы же поинтересовались, какие государственные символы знает мальчик. А он, не задумываясь ни на секунду, так и ответил: флаг, герб и гимн. А потом рассказал, почему на флаге есть зеленый цвет и то, что гимн звучит, когда белорусские спортсмены побеждают на соревнованиях. Наш визит в детский сад, стоит заметить, не был заранее спланированным.
Папа Владислава, кстати, до недавнего времени преподавал в Специализированном лицее МВД, где обучаются будущие милиционеры и военные. Об этом он рассказал сам, когда пришел за сыном, в то время, когда Владислав активно давал интервью. Мужчина присоединился к беседе и рассказал, что в лицее, будучи начальником курса, также занимался воспитанием и обучением ребят 7-11-х классов, прививал любовь к Родине, патриотизм. Заметил, что неплохо получалось.
Родители маленького Владислава, между тем, на собственном примере прививают детям любовь к Родине. В День Победы всей семьей ходили в музей истории Великой Отечественной войны. "Прадедушка Владика, которого уже нет в живых, тоже воевал, партизанил, был награжден боевыми наградами. Посещаем могилу, рассказываем детям, каким был прадед", - рассказал Андрей.
Как пояснила Рита Руцкая, малышей в детском саду знакомят с государственными символами Беларуси в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Эта работа проводится в течение всего года, но особенное внимание - в дни государственных праздников, праздничных дней. Поскольку День государственных флага, герба и гимна будет отмечаться в Беларуси в выходной, 12 мая, накануне в детском саду прошел музыкальный праздник для детей старшего дошкольного возраста.
О том, как на практике знакомят маленьких граждан страны с государственными символами, мы попросили рассказать воспитателя дошкольного образования первой квалификационной категории Лилию Зуеву. По ее словам, для ребят начиная со среднего дошкольного возраста проводят специальные тематические занятия. Каждый четверг в детском саду белорусскоязычный день, который начинается с прослушивания Государственного гимна Республики Беларусь.
Она заметила, что сначала малыши группы просто подпевали, а потом стали спрашивать, что означают определенные слова гимна. "Подсмотрев идею в журнале "Пралеска", где был размещен материал в помощь педагогам, мы сделали дидактическую игру "Спяваем гімн разам". Суть в том, чтобы каждое слово сопровождалось картинкой. Например, словам "Мы, беларусы" соответствует картинка мальчика и девочки", - поделилась опытом педагог.
Лилия Зуева уверена, что подобные дидактические игры позволяют детям в доступной форме объяснить значение слов Государственного гимна Республики Беларусь. Благодаря опорным словам, составленным в нужном порядке, дети легче запоминают слова. И теперь, уже привыкнув к традиции, малыши из этой группы по четвергам сами интересуются у воспитателя, прозвучит ли сегодня утром гимн.
"Формировать представления о государственных символах в детских садах начинают со средней группы, которую посещают дети от 4 до 5 лет, - рассказала Рита Руцкая. - Учитываются возрастные познавательные особенности малышей. Уже с 4 лет детей не просто знакомят с государственной символикой (флаг, герб, гимн), их учат соблюдать правила исполнения Государственного гимна Республики Беларусь (слушать и подпевать стоя, мальчикам снимать головные уборы)".
В более старшем возрасте, начиная с 5 лет, проводится работа по формированию представлений о Государственном флаге Республики Беларусь как одном из национальных символов. Детям рассказывают о значении цветов и орнамента флага. Малыши с удовольствием рассматривают элементы Государственного герба, отражающие неповторимость и богатство культурных традиций, быта и природы Беларуси.
"Необходимо заметить, что в полной мере понять, осмыслить и запомнить значение государственной символики - непростое дело для ребенка, поэтому перед нами встает задача - помочь ребенку в этом понимании и осмыслении", - заметила заместитель заведующего по основной деятельности детского сада.
По ее словам, в работе используют разные методы и приемы. Например, на занятиях дети рассматривают иллюстрации с изображением государственных символов, а педагогический работник комментирует, объясняет элементы, что позволяет ребенку более четко увидеть детали и различать их. Малыши рассматривают предметы с изображением Государственного герба (обложка паспорта, свидетельство о рождении, марки, награды).
"В процессе проведения бесед с воспитанниками рассказываем о том, где и когда используются государственные символы, используем дидактические игры, игры-викторины, игры с использованием педагогической технологии ТРИЗ "Да-нет" - сужение поля поиска, "1-2-3 - назови и объясни" - классификация по заданному признаку; легоконструирование", - отметила Рита Руцкая.
В дни государственных праздников и общереспубликанских праздничных дней в учреждении дошкольного образования проводятся торжественные линейки с обязательным прослушиванием Государственного гимна и поднятием Государственного флага Республики Беларусь.
Как отметила заместитель заведующего, к участию в образовательном процессе приглашаются родители, им предлагаются проведение бесед, игр-викторин для детей. Используются разные формы работы с родителями: папки-передвижки, выпуск журналов, газет, памяток, проводятся консультации.
"Надо отметить, что родители охотно откликаются для участия в образовательном процессе, что говорит об их активной позиции в ходе патриотического воспитания детей, а значит, и собственной гражданской позиции", - отметила она.
Символика несет в себе огромный потенциал для патриотического воспитания детей, поскольку в ней заложены наиболее устойчивые нравственные качества белорусского народа, уверена Рита Руцкая. "Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на государственных символах, сколько понять, что они означают, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами Беларуси", - заключила она.
Очевидно, что в этом детском саду растят настоящих патриотов, уважающих государственные символы и национальные традиции.
Фото Татьяны МАТУСЕВИЧ,
БЕЛТА.-0-
"Воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе невозможно без глубокого уважения к истории родной Беларуси. Государственная символика является неотъемлемой частью исторической культуры нашей страны", - подчеркнула заместитель заведующего по основной деятельности детского сада Рита Руцкая, проводя для корреспондентов БЕЛТА мини-экскурсию по детскому садику. Сюда мы зашли в пятницу, 10 мая, в преддверии Дня Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Республики Беларусь.
В детском садике уютно, светло и доброжелательно. В коридорах детей и родителей встречают яркие композиции, которые сменяются в зависимости от времени года и актуальности темы. В группах вежливые и внимательные воспитатели. Педагогический коллектив уделяет большое внимание воспитанию у детей чувства патриотизма и любви к своей семье, Родине, гордости за свою страну. Не удивительно, что здесь малыши читают на память стихи на белорусском языке.
"Блакіт нябес, і белы бусел, i кветкі ў полі, як абрус… Мой край завецца Беларуссю, а сам я - хлопчык-беларус", - читал на конкурсе в детском саду, а сейчас продекламировал журналистам пятилетний Владислав, подтверждая слова педагогов.
Мы же поинтересовались, какие государственные символы знает мальчик. А он, не задумываясь ни на секунду, так и ответил: флаг, герб и гимн. А потом рассказал, почему на флаге есть зеленый цвет и то, что гимн звучит, когда белорусские спортсмены побеждают на соревнованиях. Наш визит в детский сад, стоит заметить, не был заранее спланированным.
Папа Владислава, кстати, до недавнего времени преподавал в Специализированном лицее МВД, где обучаются будущие милиционеры и военные. Об этом он рассказал сам, когда пришел за сыном, в то время, когда Владислав активно давал интервью. Мужчина присоединился к беседе и рассказал, что в лицее, будучи начальником курса, также занимался воспитанием и обучением ребят 7-11-х классов, прививал любовь к Родине, патриотизм. Заметил, что неплохо получалось.
Родители маленького Владислава, между тем, на собственном примере прививают детям любовь к Родине. В День Победы всей семьей ходили в музей истории Великой Отечественной войны. "Прадедушка Владика, которого уже нет в живых, тоже воевал, партизанил, был награжден боевыми наградами. Посещаем могилу, рассказываем детям, каким был прадед", - рассказал Андрей.
Как пояснила Рита Руцкая, малышей в детском саду знакомят с государственными символами Беларуси в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Эта работа проводится в течение всего года, но особенное внимание - в дни государственных праздников, праздничных дней. Поскольку День государственных флага, герба и гимна будет отмечаться в Беларуси в выходной, 12 мая, накануне в детском саду прошел музыкальный праздник для детей старшего дошкольного возраста.
О том, как на практике знакомят маленьких граждан страны с государственными символами, мы попросили рассказать воспитателя дошкольного образования первой квалификационной категории Лилию Зуеву. По ее словам, для ребят начиная со среднего дошкольного возраста проводят специальные тематические занятия. Каждый четверг в детском саду белорусскоязычный день, который начинается с прослушивания Государственного гимна Республики Беларусь.
Она заметила, что сначала малыши группы просто подпевали, а потом стали спрашивать, что означают определенные слова гимна. "Подсмотрев идею в журнале "Пралеска", где был размещен материал в помощь педагогам, мы сделали дидактическую игру "Спяваем гімн разам". Суть в том, чтобы каждое слово сопровождалось картинкой. Например, словам "Мы, беларусы" соответствует картинка мальчика и девочки", - поделилась опытом педагог.
Лилия Зуева уверена, что подобные дидактические игры позволяют детям в доступной форме объяснить значение слов Государственного гимна Республики Беларусь. Благодаря опорным словам, составленным в нужном порядке, дети легче запоминают слова. И теперь, уже привыкнув к традиции, малыши из этой группы по четвергам сами интересуются у воспитателя, прозвучит ли сегодня утром гимн.
В более старшем возрасте, начиная с 5 лет, проводится работа по формированию представлений о Государственном флаге Республики Беларусь как одном из национальных символов. Детям рассказывают о значении цветов и орнамента флага. Малыши с удовольствием рассматривают элементы Государственного герба, отражающие неповторимость и богатство культурных традиций, быта и природы Беларуси.
"Необходимо заметить, что в полной мере понять, осмыслить и запомнить значение государственной символики - непростое дело для ребенка, поэтому перед нами встает задача - помочь ребенку в этом понимании и осмыслении", - заметила заместитель заведующего по основной деятельности детского сада.
По ее словам, в работе используют разные методы и приемы. Например, на занятиях дети рассматривают иллюстрации с изображением государственных символов, а педагогический работник комментирует, объясняет элементы, что позволяет ребенку более четко увидеть детали и различать их. Малыши рассматривают предметы с изображением Государственного герба (обложка паспорта, свидетельство о рождении, марки, награды).
"В процессе проведения бесед с воспитанниками рассказываем о том, где и когда используются государственные символы, используем дидактические игры, игры-викторины, игры с использованием педагогической технологии ТРИЗ "Да-нет" - сужение поля поиска, "1-2-3 - назови и объясни" - классификация по заданному признаку; легоконструирование", - отметила Рита Руцкая.
В дни государственных праздников и общереспубликанских праздничных дней в учреждении дошкольного образования проводятся торжественные линейки с обязательным прослушиванием Государственного гимна и поднятием Государственного флага Республики Беларусь.
Как отметила заместитель заведующего, к участию в образовательном процессе приглашаются родители, им предлагаются проведение бесед, игр-викторин для детей. Используются разные формы работы с родителями: папки-передвижки, выпуск журналов, газет, памяток, проводятся консультации.
"Надо отметить, что родители охотно откликаются для участия в образовательном процессе, что говорит об их активной позиции в ходе патриотического воспитания детей, а значит, и собственной гражданской позиции", - отметила она.
Символика несет в себе огромный потенциал для патриотического воспитания детей, поскольку в ней заложены наиболее устойчивые нравственные качества белорусского народа, уверена Рита Руцкая. "Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на государственных символах, сколько понять, что они означают, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами Беларуси", - заключила она.
Очевидно, что в этом детском саду растят настоящих патриотов, уважающих государственные символы и национальные традиции.
Фото Татьяны МАТУСЕВИЧ,
БЕЛТА.-0-