30 мая, Минск /Корр. БЕЛТА/. Минская средняя школа №164 им. Б.В.Карпенко 30 мая стала одной из локаций для диалоговой площадки "Патриотизм - от слов к делу" в рамках городской конференции "Мир и созидание через единство, патриотизм, ответственность". О значимости работы по гражданско-патриотическому воспитанию учителей, учащихся и их родителей, музейной педагогике и целях военно-патриотических клубов участники рассказали корреспонденту БЕЛТА.
Учителя и школьники подготовили для гостей учреждения образования насыщенную программу. В ней и выставки-презентации экспозиций школьных музеев, посвященных геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, и презентация работы военно-патриотического клуба "Гранит", и путешествие по интерактивному пространству школьного музея "Ленинский район: вчера, сегодня, завтра"."Сейчас наступило такое время, когда надо очень четко понимать свою гражданскую позицию и быть активным, делая свое дело на своем участке с любовью", - сказала начальник управления по образованию администрации Ленинского района Минска Наталья Кучинская.
Патриотическое воспитание прочно вошло в перечень ключевых направлений работы учреждений образования. Все направления деятельности, по словам Натальи Кучинской, вместимы в три слогана "Я патриот. За честь школы. Люблю Беларусь". Работа по патриотическому воспитанию проводится не только с детьми, но и с их родителями, педагогами, директорским корпусом.
"Очень полезен и эффективен проект "Родительский университет". В этом году мы провели десять районных собраний с различными категориями законных представителей детей по темам, которые для них нужны и важны. В первом собрании принял участие митрополит Вениамин, который очень просто, мудро и доходчиво объяснил, что семья - главное в жизни. Заложенное в семье будет транслироваться ребенком на протяжении всей жизни и сделает его добрым, счастливым и успешным", - добавила Наталья Кучинская.
Поощряется также участие родителей в военно-патриотических и спортивно-массовых мероприятиях, организуемых школами.
Наталья Кучинская рассказала, что большая роль в воспитании из учащихся и их родителей настоящих патриотов отводится школьным музеям. "Не так давно был запущен конкурс "Музейная педагогика", рассчитанный на год. В рамках конкурса школы готовят музейные экспозиции и даже музеи, где проводятся мероприятия для школьников разных возрастов и их родителей. Экскурсоводами выступают сами дети. Музей сейчас становится особым пространством, которое и воспитывает, и рассказывает, и созидает. Это очень важно", - подчеркнула начальник управления по образованию.
Один из таких музеев работает и в минской средней школе №164. Музей "Ленинский район: вчера, сегодня, завтра" открыт в 2019 году. Помещение музея разделено на несколько залов, где представлены экспозиции об административно-территориальном делении района, промышленных предприятиях района, его местах отдыха и парках. Есть здесь и экспозиции, посвященные геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны, - "Нельзя забыть", "Их именами названы...", "История района глазами детей". Недавно в музее появился стенд с фотографиями ветеранов. На почетном месте находится фотопортрет ветерана Бронислава Викторовича Карпенко, имя которого с гордостью носит столичная школа. Ветеран - частый гость школы и музея, благодарный ребятам и учителям за их вклад в благородную и необходимую работу по сохранению исторической памяти. Куратор музея, учитель мировой и художественной культуры Ольга Самусевич заметила, что в скором времени ребята, вовлеченные в работу музея, подготовят экспозицию о ветеране. Да и в принципе главными действующими лицами в школьном музее являются учащиеся. Именно они ищут экспонаты, составляют выставочные экспозиции, проводят экскурсии.
"Мы гордимся тем, что у нас подготовлена группа экскурсоводов, причем ими являются ребята, которые вовлечены в историческую тематику с начальной школы. Наша гордость - наши выпускники, с которыми нам тяжело прощаться. Эти ребята непосредственно создавали наш музей. В их окружении хочется работать, чтобы музей жил и развивался", - добавила Ольга Самусевич.
Выпускник Алексей Дьякон, например, вовлечен в историческую тематику с начальной школы. Одиннадцатиклассник участвовал в олимпиадах по истории и писал научно-исследовательские работы на историческую тематику. Среди перечисленных им сочинений - работы о деятельности лагеря Озаричи и функционировании третьей клинической больницы столицы в годы Великой Отечественной войны. Алексей имеет и нешуточный опыт экскурсоводческой деятельности: вчерашний школьник не только водит экскурсии по музею в родном учреждении образования, но и вывозил собранные экспонаты для демонстрации в мемориальном комплексе "Озаричи". "Тема Великой Отечественной войны близка каждому белорусу. Когда открывалась экспозиция, я просто не мог не поучаствовать", - отметил выпускник.
Связан со школой и военно-патриотический клуб "Гранит". Клуб открылся в ноябре 2021 года на базе войсковой части №5448 и на момент открытия насчитывал 17 человек. По прошествии немногим более двух лет число его участников возросло до 150. Ребята задействованы в большом количестве мероприятий культурной, спортивно-массовой, гражданско-патриотической направленности. В клубе парней и девушек обучают навыкам рукопашного боя, базовым инструкциям обращения с оружием, у ребят есть возможность также посещать секцию по фехтованию. Как заметил куратор клуба Никита Сорока, это дополнительный импульс для развития школьников.
"За нашей войсковой частью давно закрепилось слово "гранит". Оно очень лаконичное и в то же время содержательное. Гранит - это твердая порода камня. Мы выбирали такое название исходя из того, что все наши воспитанники учатся тому, чтобы быть настоящими товарищами и становиться одной большой и крепкой семьей, а крепкая семья нерушима, как камень", - раскрыл идею названия заместитель командира роты, куратор клуба "Гранит" Никита Сорока.
По итогам работы диалоговой группы будут вынесены конкретные идеи для повышения эффективности работы учреждений образования по военно-патриотическому воспитанию.-0-
Фото Татьяны Матусевич