ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Четверг, 5 декабря 2024
Минск-Уручье Сплошная облачность -3°C
Все новости
Все новости
Регионы
05 июля 2024, 20:10

Минское метро - 40 лет в пути. Среди рекордсменов по многим показателям и с четким планом для развития 

Фото Минского метрополитена
Фото Минского метрополитена
Столичная подземка празднует 40-летие с момента пуска. За это время Минскому метрополитену удалось отметиться высокими результатами: сегодня по объемам перевозок белорусы занимают третье место среди метро СНГ и гордятся достойными технико-эксплуатационными показателями. Например, Минск стал третьим городом в мире вслед за Лондоном и Ванкувером, сделавшим возможной бесконтактную оплату проезда одновременно на всех станциях подземки. Не прекращается прокладка новых путей: в 2024 году метростроители сдадут в эксплуатацию три станции третьей линии - "Аэродромную", "Неморшанский Сад", "Слуцкий Гостинец" и электродепо "Слуцкое", а в перспективе Минский метрополитен будет включать четыре линии общей протяженностью около 70 км. Подвели итоги, обсудили планы, наградили передовиков по случаю собственного юбилея работники белорусской подземки. Корреспондент БЕЛТА стала участником торжества.

"Мы перевезли столько же пассажиров, сколько людей живет на планете"


Летопись метро начиналась с восьми станций одной линии и электродепо "Московское". Затем появилась вторая ветка и электродепо "Могилевское". В ноябре 2020 года была введена в строй третья - Зеленолужская линия метро. В марте 2023-го стартовали подготовительные работы для продления третьей линии в сторону микрорайона Зеленый Луг: идет перекладка инженерных коммуникаций и транспортных связей. Этот участок линии протяженностью 4,2 км включит в себя четыре станции - "Профсоюзную", "Переспу", "Комаровскую" и "Парк Дружбы народов". Предполагается, что третью линию Минского метрополитена продлят на 16 км, она будет состоять из 14 станций и соединит южный и северный секторы Минска с центральной частью города.
"Метро играет ключевую роль в транспортной инфраструктуре белорусской столицы. Ежегодный объем перевозки пассажиров минским метро составляет до 300 млн. Удельный вес метрополитена в городских перевозках коммунальным пассажирским транспортом приближается к 40%, а среднесуточная перевозка - к 800 тыс., - привел цифры пресс-секретарь Минского метрополитена Андрей Дроб. - За 40 лет мы перевезли почти 8,5 млрд человек. Эта цифра сопоставима с населением всей планеты".

Наш золотой коллектив

Директор Минского метрополитена Владимир Сотников перед началом торжественной церемонии награждения лучших из лучших сотрудников подземки, которая прошла в столичном Дворце культуры, в общении с журналистами заметил, что 40-летний рубеж - время говорить об итогах и делать наметки планов на будущее.
"За эти годы метрополитен планово развивался и многое сделал: и в плане внедрения новых современных технологий, и в части обновления подвижного состава. Но моя главная гордость - коллектив, причем в нашем случае это слово пишется золотыми буквами. Без такой команды поезда, наверное, и не ходили бы, - смеется Владимир Тимофеевич. - Профессия машиниста была и остается востребованной среди молодежи. Специалистов мы обучаем в Минском государственном профессионально-техническом колледже железнодорожного транспорта им. Е.П.Юшкевича, откуда ежегодно выпускается от 20 до 25 начинающих машинистов. На произвол судьбы мы ребят, конечно, не бросаем. И теоретически, и практическим навыкам их продолжают обучать наши машинисты-инструкторы, чтобы молодежь чувствовала себя уверенно при движении".
"В первый день работы метро люди спускались сюда, как в музей"

Отдельные машинисты-инструктора, так уж вышло, работают в метрополитене дольше, чем курсируют поезда. В сентябре исполняется 41 год, как условный порог столичной подземки переступил нынешний заместитель начальника службы подвижного состава по эксплуатации Станислав Кублицкий. В тот первый набор на работу приняли 60 машинистов, столько же помощников и группу слесарей. Именно тем еще зеленым парням предстояло взять на свои плечи ответственность за безопасность и комфорт пассажиров пока еще непривычного для минчан вида транспорта, чтобы после уже самим воспитывать новую смену. К слову, с 85-го корочку получили 46 групп машинистов, и многие из вчерашних ребят продолжают работать в метро и сегодня.

"Минский метрополитен и машинисты - визитная карточка города. Мы привычны к пристальному вниманию со стороны пассажиров, всегда очень скрупулезно и требовательно оценивающих нашу работу. Культура обслуживания не пустой звук для нас, она завязана на дисциплине в первую очередь, а во вторую зависит от профессионализма. Пассажиры требуют нежности, плавности и уважения к себе. Так было всегда", - делится ветеран подземки.
В далеком 84-м метро стало диковинкой для города, где на момент начала строительства не было еще и миллионного жителя. Первый день работы метро, по воспоминаниям Станислава Кублицкого, стал днем открытых дверей. Все катались в вагонах бесплатно и сравнивали с экскурсией в историческом музее, ведь станции были красиво оформлены и не похожи друг на друга. Кстати, эту тенденцию Минский метрополитен сохраняет и сегодня, разрабатывая уникальный дизайн для новых станций третьей ветки.

Преемственность во всем - эта фраза может стать негласным лозунгом Минского метрополитена, взрастившего не одну трудовую династию. Да и сын самого Станислава Кублицкого, Евгений, пошел по стопам отца и уже 20 лет трудится машинистом столичной подземки. Один слесарем, другой машинистом работают отец и сын Богуславские. И это лишь несколько из многих примеров. Свои династии есть в разных службах метрополитена: и среди электромехаников, и даже в бухгалтерии. Причем речь идет не только о семьях ветеранов подземки, коих не менее восьми сотен, но и о молодежи.

"В метро я работаю 40 лет, пришла сюда еще до пуска первых поездов: училась, работала, в разные годы была дежурной по станции и по посту централизации, начальником станции. Сейчас в должности инженера участка билетной продукции. Родной метрополитен люблю, он в моем сердце! У нас замечательные люди работают, и ветераны, и молодые парни и девушки. К слову, молодежи устраивается много - ребята создают здесь семьи и остаются у нас на очень и очень долгий срок", - переполняют эмоции председателя Совета ветеранов Минского метрополитена Нину Иванькову.

Сотрудничество, основанное на дружбе

Минский метрополитен активно и плодотворно работает в составе международной ассоциации "Метро", объединяющей метрополитены России, Беларуси, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана и Казахстана. Давние партнеры и, более того, друзья приехали в гости, чтобы поздравить столичную подземку с 40-летним юбилеем.

"С белорусским метрополитеном мы взаимодействуем давно. Регулярно наши специалисты встречаются на профильных мероприятиях, где обсуждают перспективные планы развития подземок. Признаюсь, я долгие годы работаю в системе транспорта, но не знаю таких же предприятий, как Минский метрополитен, где бы так тепло и бережно сотрудники относились друг к другу, - высказал мнение Сергей Шамин. - Я остался под приятным впечатлением от посещения станций вашей зеленой ветки: понравилось все - и внешний вид, и техническая оснащенность современными средствами для безопасности движения".  
Комфортная и своевременная перевозка минчан и гостей столицы всегда была во главе угла для работников столичной подземки, а потому к вводу новых станций Зеленолужской линии закуплен качественный транспорт. За помощью Минский метрополитен обратился к давнему деловому партнеру - "Метровагонмашу" - и заключил договор на поставку 28 вагонов (семи четырехвагонных составов). Ожидается, что первые составы прибудут в Минск в ближайшее время.

"Вагоны отвечают всем современным требованиям комфорта и безопасности и демонстрируют высокую востребованность на международных рынках. Крупные партии поставлены в метрополитены Баку и Ташкента, теперь к ним добавится и Минск, - рассказали в пресс-службе российского "Трансмашхолдинга", управляющей компании "Метровагонмаш". - Версия для Минска сохранит все актуальные для серии преимущества: сквозные проходы, широкие дверные проемы, климатические установки с обеззараживанием воздуха, удобную планировку салона".

Сегодня для минчан и гостей столицы метрополитен остается главной транспортной артерией, быстрым, безопасным и недорогим способом добраться практически в любую точку города. Как подчеркнула первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич, столичная подземка сегодня еще и настоящее произведение искусства, где можно проникнуться историей родной страны, познакомиться с ее самыми известными достопримечательностями и составить план путешествий по родной Беларуси. И это, явно, не конечная остановка. Вот такой он, наш 40-летний метрополитен.

Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото Минского метрополитена,
БЕЛТА.-0-
Топ-новости
Свежие новости Беларуси