"Мы перевезли столько же пассажиров, сколько людей живет на планете"
Летопись метро начиналась с восьми станций одной линии и электродепо "Московское". Затем появилась вторая ветка и электродепо "Могилевское". В ноябре 2020 года была введена в строй третья - Зеленолужская линия метро. В марте 2023-го стартовали подготовительные работы для продления третьей линии в сторону микрорайона Зеленый Луг: идет перекладка инженерных коммуникаций и транспортных связей. Этот участок линии протяженностью 4,2 км включит в себя четыре станции - "Профсоюзную", "Переспу", "Комаровскую" и "Парк Дружбы народов". Предполагается, что третью линию Минского метрополитена продлят на 16 км, она будет состоять из 14 станций и соединит южный и северный секторы Минска с центральной частью города.
"Метро играет ключевую роль в транспортной инфраструктуре белорусской столицы. Ежегодный объем перевозки пассажиров минским метро составляет до 300 млн. Удельный вес метрополитена в городских перевозках коммунальным пассажирским транспортом приближается к 40%, а среднесуточная перевозка - к 800 тыс., - привел цифры пресс-секретарь Минского метрополитена Андрей Дроб. - За 40 лет мы перевезли почти 8,5 млрд человек. Эта цифра сопоставима с населением всей планеты". Наш золотой коллектив
Директор Минского метрополитена Владимир Сотников перед началом торжественной церемонии награждения лучших из лучших сотрудников подземки, которая прошла в столичном Дворце культуры, в общении с журналистами заметил, что 40-летний рубеж - время говорить об итогах и делать наметки планов на будущее.
"За эти годы метрополитен планово развивался и многое сделал: и в плане внедрения новых современных технологий, и в части обновления подвижного состава. Но моя главная гордость - коллектив, причем в нашем случае это слово пишется золотыми буквами. Без такой команды поезда, наверное, и не ходили бы, - смеется Владимир Тимофеевич. - Профессия машиниста была и остается востребованной среди молодежи. Специалистов мы обучаем в Минском государственном профессионально-техническом колледже железнодорожного транспорта им. Е.П.Юшкевича, откуда ежегодно выпускается от 20 до 25 начинающих машинистов. На произвол судьбы мы ребят, конечно, не бросаем. И теоретически, и практическим навыкам их продолжают обучать наши машинисты-инструкторы, чтобы молодежь чувствовала себя уверенно при движении".
"В первый день работы метро люди спускались сюда, как в музей"
Отдельные машинисты-инструктора, так уж вышло, работают в метрополитене дольше, чем курсируют поезда. В сентябре исполняется 41 год, как условный порог столичной подземки переступил нынешний заместитель начальника службы подвижного состава по эксплуатации Станислав Кублицкий. В тот первый набор на работу приняли 60 машинистов, столько же помощников и группу слесарей. Именно тем еще зеленым парням предстояло взять на свои плечи ответственность за безопасность и комфорт пассажиров пока еще непривычного для минчан вида транспорта, чтобы после уже самим воспитывать новую смену. К слову, с 85-го корочку получили 46 групп машинистов, и многие из вчерашних ребят продолжают работать в метро и сегодня.
"Минский метрополитен и машинисты - визитная карточка города. Мы привычны к пристальному вниманию со стороны пассажиров, всегда очень скрупулезно и требовательно оценивающих нашу работу. Культура обслуживания не пустой звук для нас, она завязана на дисциплине в первую очередь, а во вторую зависит от профессионализма. Пассажиры требуют нежности, плавности и уважения к себе. Так было всегда", - делится ветеран подземки.
В далеком 84-м метро стало диковинкой для города, где на момент начала строительства не было еще и миллионного жителя. Первый день работы метро, по воспоминаниям Станислава Кублицкого, стал днем открытых дверей. Все катались в вагонах бесплатно и сравнивали с экскурсией в историческом музее, ведь станции были красиво оформлены и не похожи друг на друга. Кстати, эту тенденцию Минский метрополитен сохраняет и сегодня, разрабатывая уникальный дизайн для новых станций третьей ветки. Преемственность во всем - эта фраза может стать негласным лозунгом Минского метрополитена, взрастившего не одну трудовую династию. Да и сын самого Станислава Кублицкого, Евгений, пошел по стопам отца и уже 20 лет трудится машинистом столичной подземки. Один слесарем, другой машинистом работают отец и сын Богуславские. И это лишь несколько из многих примеров. Свои династии есть в разных службах метрополитена: и среди электромехаников, и даже в бухгалтерии. Причем речь идет не только о семьях ветеранов подземки, коих не менее восьми сотен, но и о молодежи.
"В метро я работаю 40 лет, пришла сюда еще до пуска первых поездов: училась, работала, в разные годы была дежурной по станции и по посту централизации, начальником станции. Сейчас в должности инженера участка билетной продукции. Родной метрополитен люблю, он в моем сердце! У нас замечательные люди работают, и ветераны, и молодые парни и девушки. К слову, молодежи устраивается много - ребята создают здесь семьи и остаются у нас на очень и очень долгий срок", - переполняют эмоции председателя Совета ветеранов Минского метрополитена Нину Иванькову.
Сотрудничество, основанное на дружбе
Минский метрополитен активно и плодотворно работает в составе международной ассоциации "Метро", объединяющей метрополитены России, Беларуси, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана и Казахстана. Давние партнеры и, более того, друзья приехали в гости, чтобы поздравить столичную подземку с 40-летним юбилеем.
"С белорусским метрополитеном мы взаимодействуем давно. Регулярно наши специалисты встречаются на профильных мероприятиях, где обсуждают перспективные планы развития подземок. Признаюсь, я долгие годы работаю в системе транспорта, но не знаю таких же предприятий, как Минский метрополитен, где бы так тепло и бережно сотрудники относились друг к другу, - высказал мнение Сергей Шамин. - Я остался под приятным впечатлением от посещения станций вашей зеленой ветки: понравилось все - и внешний вид, и техническая оснащенность современными средствами для безопасности движения".
Комфортная и своевременная перевозка минчан и гостей столицы всегда была во главе угла для работников столичной подземки, а потому к вводу новых станций Зеленолужской линии закуплен качественный транспорт. За помощью Минский метрополитен обратился к давнему деловому партнеру - "Метровагонмашу" - и заключил договор на поставку 28 вагонов (семи четырехвагонных составов). Ожидается, что первые составы прибудут в Минск в ближайшее время. "Вагоны отвечают всем современным требованиям комфорта и безопасности и демонстрируют высокую востребованность на международных рынках. Крупные партии поставлены в метрополитены Баку и Ташкента, теперь к ним добавится и Минск, - рассказали в пресс-службе российского "Трансмашхолдинга", управляющей компании "Метровагонмаш". - Версия для Минска сохранит все актуальные для серии преимущества: сквозные проходы, широкие дверные проемы, климатические установки с обеззараживанием воздуха, удобную планировку салона".
Сегодня для минчан и гостей столицы метрополитен остается главной транспортной артерией, быстрым, безопасным и недорогим способом добраться практически в любую точку города. Как подчеркнула первый заместитель председателя Мингорисполкома Надежда Лазаревич, столичная подземка сегодня еще и настоящее произведение искусства, где можно проникнуться историей родной страны, познакомиться с ее самыми известными достопримечательностями и составить план путешествий по родной Беларуси. И это, явно, не конечная остановка. Вот такой он, наш 40-летний метрополитен.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото Минского метрополитена,
БЕЛТА.-0-
- размещаются материалы рекламно-информационного характера.