Новости темы
"Репортаж"
В этой мастерской шутят, что увидеть у них готовые музыкальные инструменты - большая редкость: сразу же забирают заказчики. Корреспондентам БЕЛТА посчастливилось понаблюдать, как талантливые руки превращают деревянные брусья в певучие балалайки и домры.
Единственная такая в Беларуси мастерская находится в Пинске. Существует она меньше пяти лет. Там трудятся Руслан Макаревич и его помощник Николай Ярмольчук. Когда-то они оба и предположить не могли, что будут создавать народные струнные инструменты. Руслан Макаревич считает, что на это повлияло стечение ряда обстоятельств.
"В детстве ходил в музыкальную школу по классу фортепиано. Особой страсти не было. Возможно, к тому времени я еще не услышал свою музыку. Ближе к выпускным классам нужно было выбрать дополнительный предмет. Так получилось, что оказался в оркестре народных инструментов. Одна из репетиций была среди недели, вторая - утром в воскресенье. Никогда не пропускал, нравилось", - вспомнил Руслан Макаревич.
После окончания школы он поступил в Белорусский институт механизации сельского хозяйства (сейчас это Белорусский государственный аграрный технический университет). Каково было удивлением молодого человека, когда он узнал, что в вузе есть оркестр народных инструментов. Пинчанин играл на балалайке-секунде, выступал вместе с коллективом на концертах, ездил на гастроли. В оркестре встретил и свою будущую жену.
"Ремонтом и техническим обслуживанием народных инструментов в Беларуси никто не занимался. Для этого нужно было ехать в Россию (чаще всего в Москву) и искать мастера. Я уже окончил университет, получил диплом инженера и решил совместить любовь к творчеству и тягу к "делай сам", скажем так. Было обидно за народный инструмент, который стали забывать. Искал в библиотеке литературу, чертежи. Шаг за шагом нашел материалы", - поделился Руслан Макаревич.
Упорства и храбрости ему было не занимать: он позвонил известному на весь Советский Союз балалаечнику Павлу Нечепоренко и попросил подсказать адреса мастеров, у которых можно было бы перенять опыт.
Пинчанин трудился на основной работе инженером, а в свободное время делал свою первую балалайку. Конечно, тот инструмент был далек от идеала. Это подстегнуло мужчину оттачивать свое мастерство. Около десяти лет ему понадобилось, чтобы набить руку.
"Долгое время совмещал основную работу с изготовлением музыкальных инструментов. Было очень тяжело. В середине 1990-х переключился только на инструменты. У нас была трехкомнатная квартира, одну из комнат выделил для мастерской. Лет семь-восемь в одиночку занимался. Время было трудное, а инструменты - не предмет первой необходимости. Деньги зарабатывал скромные. Понял, что так не выжить, и устроился на работу по специальности, но хобби не бросал", - подчеркнул полесский мастер.
Поворотным оказался 2018 год. До того времени в Беларуси все еще не было производства балалаек и домр. Глава государства поручил оказать содействие пинчанину в организации производства. Под мастерскую по выпуску и ремонту струнных музыкальных инструментов предоставили помещение на территории Пинского государственного колледжа строителей. Открылась она летом 2019 года. Дело пошло более споро.
Мастера создают разные виды балалаек и домр. Кстати, однажды был заказ на балалайку-контрабас, однако полешуки отказались: для изготовления такого инструмента требовались другие площади и материалы.
Древесина для народных струнных инструментов нужна особая. Искать приходится в прямом смысле по всему миру. "Ищем поставщиков, налаживаем связи. Экспериментируем, пробуем разные виды древесины - из Южной Америки, Африки, Юго-Восточной Азии. Покупали и тигровое дерево, и падук, и кедр. Пришлось самому съездить в Индию, нашел там контакты, поставщиков, и посылками нам оттуда присылают черное дерево", - отметил Руслан Макаревич.
Оптимальными для изготовления корпуса считаются клен и палисандр, верхнюю деку делают из северной либо горной ели. Пинчане создают настоящие произведения искусства, сочетая различную древесину, что придает инструменту неповторимый вид. Например, сейчас мастерят домру, корпус которой будет из палисандра, зебрано, падука, ольхи и клена.
"Я начинал изготавливать музыкальные инструменты в 1982 году. Занимался электрогитарами, ремонтировал иногда акустические инструменты. Именно народными плотно занялся с основания этой мастерской, - рассказал Николай Ярмольчук. - Вообще, в изготовлении музыкальных инструментов есть много аспектов, в том числе мистических, духовных. Может показаться бредом, но хороший инструмент не получится, если у тебя плохое настроение. Чтобы инструмент звучал, нужно с чистым сердцем браться за работу".
В мастерской за год в среднем изготавливают 25 домр и балалаек. Также ремонтируют инструменты. Вместе с балалайками и домрами нередко приносят гитары, скрипки. Несколько раз просили отремонтировать цимбалы - хоть инструмент и не профильный, мастера взялись.
В основном обращаются детские музыкальные школы, колледжи искусств, музыкальные колледжи, учреждения культуры. Иногда напрямую выходят студенты-музыканты, которым нужны новые инструменты. Заказы поступают со всех регионов Беларуси.
"Пока заготовки пилишь, дым столбом - это рутина. Но когда уже занимаешься подгонкой, отделкой, пробуешь струны на первый звук, то чувствуешь вдохновение. Делать музыкальные инструменты, как табуретки, не получится. Это довольно сложно, требует серьезных навыков, большого опыта, поэтому и мастеров немного", - обратил внимание Руслан Макаревич.
За плодотворную работу по возрождению традиций изготовления музыкальных инструментов он удостоен специальной премии Президента. "Честно говоря, было неожиданно, радостно и приятно, - поделился эмоциями полешук. - За эти 4,5 года мы сделали больше сотни инструментов, все они разошлись по музыкальным школам, учреждениям культуры. Наши домры и балалайки есть в каждой области Беларуси. Отзывы получаем хорошие. Заказов для нас двоих довольно много".
В своем труде Руслан Макаревич и Николай Ярмольчук используют множество специальных инструментов. На вооружении у них есть даже миниатюрные рубанки, которые неопытному человеку могут показаться кукольными. У каждого есть по несколько ручных фрезеров, дрелей, шуруповертов, масса струбцин, несколько видов шильев, кисточек и другого инвентаря. Пинчане постоянно ищут способы ускорить работу.
"Чтобы производство стало серийным, хотели бы еще приобрести два станка: фрезерную и лазерную установки с числовым программным управлением. Правда, если их здесь поставить, работать будет негде. Надо переходить на следующий уровень - полупромышленный масштаб, нужно больше площадей. Иначе нам не справиться со спросом. Мастеров найти трудно, остается только надеяться на автоматизацию", - заметил Руслан Макаревич.
Полешуки гордятся тем, что делают востребованные музыкальные инструменты для всей Беларуси, но одновременно расстраиваются, что этим ремеслом в стране больше никто не занимается. "Внимание вопросу уделяется на самом высоком уровне, это нужно делать для страны. Мы стараемся соответствовать. Отзывы о том, как у нас получается, надо спрашивать у музыкантов, но они нас радуют. Значит, работаем не зря", - подытожили пинчане.
Алевтина ЧЕРНОВОЛОВА,
Фото Вадима ЯКУБЁНКА,
БЕЛТА.-0-
Единственная такая в Беларуси мастерская находится в Пинске. Существует она меньше пяти лет. Там трудятся Руслан Макаревич и его помощник Николай Ярмольчук. Когда-то они оба и предположить не могли, что будут создавать народные струнные инструменты. Руслан Макаревич считает, что на это повлияло стечение ряда обстоятельств.
"В детстве ходил в музыкальную школу по классу фортепиано. Особой страсти не было. Возможно, к тому времени я еще не услышал свою музыку. Ближе к выпускным классам нужно было выбрать дополнительный предмет. Так получилось, что оказался в оркестре народных инструментов. Одна из репетиций была среди недели, вторая - утром в воскресенье. Никогда не пропускал, нравилось", - вспомнил Руслан Макаревич.
После окончания школы он поступил в Белорусский институт механизации сельского хозяйства (сейчас это Белорусский государственный аграрный технический университет). Каково было удивлением молодого человека, когда он узнал, что в вузе есть оркестр народных инструментов. Пинчанин играл на балалайке-секунде, выступал вместе с коллективом на концертах, ездил на гастроли. В оркестре встретил и свою будущую жену.
"Ремонтом и техническим обслуживанием народных инструментов в Беларуси никто не занимался. Для этого нужно было ехать в Россию (чаще всего в Москву) и искать мастера. Я уже окончил университет, получил диплом инженера и решил совместить любовь к творчеству и тягу к "делай сам", скажем так. Было обидно за народный инструмент, который стали забывать. Искал в библиотеке литературу, чертежи. Шаг за шагом нашел материалы", - поделился Руслан Макаревич.
Упорства и храбрости ему было не занимать: он позвонил известному на весь Советский Союз балалаечнику Павлу Нечепоренко и попросил подсказать адреса мастеров, у которых можно было бы перенять опыт.
Пинчанин трудился на основной работе инженером, а в свободное время делал свою первую балалайку. Конечно, тот инструмент был далек от идеала. Это подстегнуло мужчину оттачивать свое мастерство. Около десяти лет ему понадобилось, чтобы набить руку.
"Долгое время совмещал основную работу с изготовлением музыкальных инструментов. Было очень тяжело. В середине 1990-х переключился только на инструменты. У нас была трехкомнатная квартира, одну из комнат выделил для мастерской. Лет семь-восемь в одиночку занимался. Время было трудное, а инструменты - не предмет первой необходимости. Деньги зарабатывал скромные. Понял, что так не выжить, и устроился на работу по специальности, но хобби не бросал", - подчеркнул полесский мастер.
Поворотным оказался 2018 год. До того времени в Беларуси все еще не было производства балалаек и домр. Глава государства поручил оказать содействие пинчанину в организации производства. Под мастерскую по выпуску и ремонту струнных музыкальных инструментов предоставили помещение на территории Пинского государственного колледжа строителей. Открылась она летом 2019 года. Дело пошло более споро.
Мастера создают разные виды балалаек и домр. Кстати, однажды был заказ на балалайку-контрабас, однако полешуки отказались: для изготовления такого инструмента требовались другие площади и материалы.
Древесина для народных струнных инструментов нужна особая. Искать приходится в прямом смысле по всему миру. "Ищем поставщиков, налаживаем связи. Экспериментируем, пробуем разные виды древесины - из Южной Америки, Африки, Юго-Восточной Азии. Покупали и тигровое дерево, и падук, и кедр. Пришлось самому съездить в Индию, нашел там контакты, поставщиков, и посылками нам оттуда присылают черное дерево", - отметил Руслан Макаревич.
Оптимальными для изготовления корпуса считаются клен и палисандр, верхнюю деку делают из северной либо горной ели. Пинчане создают настоящие произведения искусства, сочетая различную древесину, что придает инструменту неповторимый вид. Например, сейчас мастерят домру, корпус которой будет из палисандра, зебрано, падука, ольхи и клена.
"Я начинал изготавливать музыкальные инструменты в 1982 году. Занимался электрогитарами, ремонтировал иногда акустические инструменты. Именно народными плотно занялся с основания этой мастерской, - рассказал Николай Ярмольчук. - Вообще, в изготовлении музыкальных инструментов есть много аспектов, в том числе мистических, духовных. Может показаться бредом, но хороший инструмент не получится, если у тебя плохое настроение. Чтобы инструмент звучал, нужно с чистым сердцем браться за работу".
В мастерской за год в среднем изготавливают 25 домр и балалаек. Также ремонтируют инструменты. Вместе с балалайками и домрами нередко приносят гитары, скрипки. Несколько раз просили отремонтировать цимбалы - хоть инструмент и не профильный, мастера взялись.
В основном обращаются детские музыкальные школы, колледжи искусств, музыкальные колледжи, учреждения культуры. Иногда напрямую выходят студенты-музыканты, которым нужны новые инструменты. Заказы поступают со всех регионов Беларуси.
"Пока заготовки пилишь, дым столбом - это рутина. Но когда уже занимаешься подгонкой, отделкой, пробуешь струны на первый звук, то чувствуешь вдохновение. Делать музыкальные инструменты, как табуретки, не получится. Это довольно сложно, требует серьезных навыков, большого опыта, поэтому и мастеров немного", - обратил внимание Руслан Макаревич.
За плодотворную работу по возрождению традиций изготовления музыкальных инструментов он удостоен специальной премии Президента. "Честно говоря, было неожиданно, радостно и приятно, - поделился эмоциями полешук. - За эти 4,5 года мы сделали больше сотни инструментов, все они разошлись по музыкальным школам, учреждениям культуры. Наши домры и балалайки есть в каждой области Беларуси. Отзывы получаем хорошие. Заказов для нас двоих довольно много".
В своем труде Руслан Макаревич и Николай Ярмольчук используют множество специальных инструментов. На вооружении у них есть даже миниатюрные рубанки, которые неопытному человеку могут показаться кукольными. У каждого есть по несколько ручных фрезеров, дрелей, шуруповертов, масса струбцин, несколько видов шильев, кисточек и другого инвентаря. Пинчане постоянно ищут способы ускорить работу.
"Чтобы производство стало серийным, хотели бы еще приобрести два станка: фрезерную и лазерную установки с числовым программным управлением. Правда, если их здесь поставить, работать будет негде. Надо переходить на следующий уровень - полупромышленный масштаб, нужно больше площадей. Иначе нам не справиться со спросом. Мастеров найти трудно, остается только надеяться на автоматизацию", - заметил Руслан Макаревич.
Полешуки гордятся тем, что делают востребованные музыкальные инструменты для всей Беларуси, но одновременно расстраиваются, что этим ремеслом в стране больше никто не занимается. "Внимание вопросу уделяется на самом высоком уровне, это нужно делать для страны. Мы стараемся соответствовать. Отзывы о том, как у нас получается, надо спрашивать у музыкантов, но они нас радуют. Значит, работаем не зря", - подытожили пинчане.
Алевтина ЧЕРНОВОЛОВА,
Фото Вадима ЯКУБЁНКА,
БЕЛТА.-0-