ГОСОРГАНЫГОСОРГАНЫ
Флаг Понедельник, 4 ноября 2024
Минск-Уручье Малооблачно -1°C
Все новости
Все новости
Регионы
16 апреля 2023, 11:50

"И скумбрию привезут", или Как радуют автолавки жителей отдаленных и маленьких сел Витебской области

Среди областей Беларуси в самой северной находится больше всего сельских населенных пунктов. В доброй части из них - всего полсотни жителей, есть и такие, где по вечерам свет в окнах загорается лишь в пяти или только одном сиротливом доме. Стационарные магазины, предприятия и клубы в свое время там закрылись, раз содержать их экономически невыгодно, а сельчане, уже привыкшие к этой земле, уезжать не стали - родные места душу греют. Так и в Островлянах Городокского района. Круглый год здесь живет до 40 человек, в основном - старики, которых по выходным и праздникам навещают дети и внуки. Многие дома выкупили дачники. Среди недели весной деревня кажется очень тихой и практически безлюдной. Оживляется она в определенные часы, когда у развилки дорог, неподалеку от скамейки на обочине, на несколько минут останавливается автолавка. В Островлянах рассказали корреспонденту БЕЛТА, чем радуют жителей деревень Витебской области передвижные магазины и как в торговле работает закон доверия.

Два раза в неделю в среднем в деревню прибывает одна из автолавок Полоцкого рынка Витебска. Всего таких магазинов у предприятия два, в зоне ответственности которых находится часть Витебского и Городокского районов. Груженый товарами автомобиль отправляется из областного центра около 7 утра и колесит по маршруту, пока не обеспечит сельчан всем необходимым.

В то время как машина областного потребительского общества догоняет автолавку, директор рынка Андрей Козик поясняет: "Сегодня этот автомагазин обслуживает восемь населенных пунктов - это среднее число. Все зависит от продолжительности стоянки и удаленности сел друг от друга. В этих восьми деревнях в общей сложности живут меньше пяти сотен человек, в самом большом прописано 144 жителя, в самом маленьком - всего 12. Плечо доставки - 115 километров. В Витебском районе ситуация другая: есть населенные пункты, где два - три человека проживает".

По пути встречаются женщины с полными сумками: видно, уже отоварились и торопятся доставить продукты домой. В двух метрах от автомагазина припаркован синий велосипед с корзинкой и багажником. Его владелица как раз проверяет, все ли купила по списку накануне светлого праздника Воскресения Христова.

"Ну все, Галечка. А пасху я взяла? - спрашивает женщина, получая утвердительный ответ. - Хорошо. А ци есть эстонская или с сальцем что-нибудь? Тогда батончик этой и ливерки. В этот чек все", - сосредоточенно говорит Татьяна Дергачева, утрамбовывая продукты в один из пакетов.

Татьяна Дергачева
Татьяна Дергачева

Чуть позже она просит небольшой кусочек мяса и маленькие глазированные сырки. "А булку, а хуторок", - подсказывает продавец. "Да, точно. Я все забываю. Людям - в первую очередь, а потом себе уже беру", - поясняет женщина.

Татьяна Леонидовна с мужем по распределению приехала в деревню под Городком больше 40 лет назад. Вместе они строили здесь карьеру. Мужчина прошел путь от главного зоотехника до заместителя председателя колхоза. Женщина сначала была почтальоном, позже - бухгалтером, затем занималась сельхозработами, а уже сейчас, на пенсии, стала социальным работником.

Галина Разумовская
Галина Разумовская

"Я не пожалела, что оставила Витебск и приехала сюда. У нас тут красота, озер много и всего 19 километров от Городка. Вы бы знали, как мы тут весело жили. В 1988 году построили клуб двухэтажный, артисты приезжали, и мы сами делали огоньки. Любой город нам бы позавидовал! Приехали по идее на два года, но так и приросли, потому что было хорошо. И теперь не хочу в город, привыкла здесь. Это сейчас мы постарели, а дети выросли и разъехались. Приезжают, конечно, навещают. Тут весело летом, много детворы. И магазин у нас раньше тоже был, лет пять назад еще работал. В деревне в основном старые люди остались, но я же всех не охвачу - уже и сама на пенсии", - делится женщина.

Говорит, автолавок к ним приезжает несколько от разных организаций. Например, по средам привозят только мясо, по пятницам - продукцию одной из птицефабрик. Универсальные - практически мини-маркеты в кузове - заезжают пару дней в неделю. "Автолавкой мы очень довольны. Во-первых, весь ассортимент есть, начиная от туалетной бумаги, спичек, заканчивая молочными продуктами и мясом. Летом и мороженое внукам купить можем, соки, напитки любые, - перечисляет Татьяна Дергачева. - И по заявкам работает. Ведь не всегда бывает, допустим, рыба. И скумбрию привозят, картошку по заказу, комбикорм. Мы уже ничего не держим практически - деревня старая. Только если куры у кого-то есть".

Женщина демонстрирует продуктовую корзину: "Вот, своим подопечным пасхальные куличи взяла, мяско какое-то, копчености, колбасы, хлебушек, творожок, сметанку, спички и фрукты. Кому что по заявкам, здесь практически все есть, выбор хороший. А если что еще нужно, заранее говорим".

Привезти к Пасхе окорок, птицу, определенную колбасу или даже корм для кошек и собак - запросы покупателей на селе абсолютно разные и почти не отличаются от городских. Все строится на доверии. Всегда на связи с жителями деревень продавец автомагазина Галина Разумовская. Сельчане встречают ее как добрую подругу, которая иногда за них помнит весь список покупок.

"Вот она уже подходит, а я знаю, что нужно дать. Даже может и не говорить, только если дополнительно что-то нужно, - поясняет продавец. - Мне нравится работать с людьми, вот эти бабушки, дедушки, к которым нужен правильный подход. Они могут позвонить мне накануне и сказать, что в следующий раз привезти. Стараемся доставить все, что просят. А просят и рыбу свежемороженую. У нас она всегда есть, например, сегодня - минтай. Привозили и небольшую скумбрию: людей устраивает и вес, по полтора килограмма ведь не возьмешь - много, она же прилично стоит". Все же, в топ-3 запросов входит стандартный набор: хлеб, молоко, колбасы.

Теперь экипаж автолавки, состоящий из водителя и продавца, может взять на маршрут в два раза больше товаров, чем год назад. Все это время они выезжают в путь на новом автомобиле грузоподъемностью 10 т (его предшественник мог перевезти только 5 т). Изотермический фургон сделан по заказу, чтобы максимально использовать возможности передвижного торгового объекта и доставить потребителю свежий товар. "Работаем в основном с нашими предприятиями потребкооперации, где есть собственные цеха по производству продукции: мясной, хлебобулочной, минеральной воды. У нас 90% занимают товары белорусского производителя", - говорит директор рынка.

Ассортимент для автолавок подбирают, опираясь на требования постановления МАРТ от 19 ноября 2020 г. №74 "О перечнях товаров". Поскольку в документе перечислены товары первой необходимости, прилавки пополняют и другой продукцией, которая имеет спрос в регионе. Пенсионеры, люди с инвалидностью, многодетные семьи, родители или законные представители детей-инвалидов в возрасте до 18 лет получают скидки до 10% на социально значимые товары первой необходимости. Такие же льготы предусмотрены для получателей государственной адресной социальной помощи в виде ежемесячного пособия.

Андрей Козик
Андрей Козик

"Основным торговым оператором, обеспечивающим работу автомагазинов на селе, остается Витебское областное потребительское общество: 115 передвижных объектов потребкооперации обслуживают почти 3,7 тыс. населенных пунктов с общей численностью жителей более 60 тыс. человек, - рассказала член Совета Республики Национального собрания, начальник главного управления торговли и услуг Витебского облисполкома Ирина Левкович. - Несмотря на специфику территориального расселения (большое количество малонаселенных пунктов, значительное расстояние между ними), доступность торгового обслуживания обеспечена для жителей каждого сельского населенного пункта".

Не становятся помехой как большие расстояния, так и труднопроходимые дороги. "Мы работаем от звонка до звонка. Недавно были эти погодные условия: дождь, снег, слякоть, а машина всегда должна быть на маршруте. И люди знают, что автолавка придет", - вспоминает сложный весенний период Андрей Козик.

Пару недель назад, когда в районах области были подтопления, автолавкам не раз приходилось менять маршрут или задерживаться по пути. Не везде можно было подъехать, определяли другое место остановки. "И буксовали не раз, и вытягивали. Вплоть до того, что двумя тракторами тянули буксующий автомагазин. Такие случаи были и в Витебском, и в Городокском районе. Никуда от этого не денешься - природа, - рассказывает Андрей Козик. - А люди ждут. И не оставишь же человека без хлеба и молока - в любом случае поедешь".

На лето автолавки потребкооперации пересмотрят свои графики и маршруты. Ведь в сельской местности с дачным сезоном и каникулами людей прибавится, а значит и спрос на товары значительно вырастет.

Евгения АРХИПОВА,

фото автора,

БЕЛТА.-0-

Топ-новости
Свежие новости Беларуси