Музыкальное образование – важнейший фактор формирования духовности подрастающего поколения. О том, какие механизмы для достижения этой цели используются в ГУО "Жодинская детская школа искусств", как дополняют друг друга учебный процесс и творческая деятельность, рассказывает директор учреждения Эллина Мирошниченко.
Поддержать ребенка, его ценности и смыслы
– Искусство – уникальное явление в жизни каждого человека. И любой его вид – музыка, танец, живопись – для детей необходимы как воздух. Ребенок, который рисует, танцует, играет на каком-либо инструменте, учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами. Он не только способен воспринимать прекрасное, но и то прекрасное, что воспринял, ощутил, готов отдать окружающим его людям! – так определяет важность искусства в воспитании Эллина Мирошниченко. – Дети всегда смотрят в будущее очень позитивно – широко открытыми глазами.
Задача школы – поддержать ребенка, его ценности, смыслы, цели, поняв, почему он выбрал то или иное творческое направление в искусстве.
– Для нас важно, чтобы каждый из воспитанников смог преодолевать жизненные препятствия, сохранял свое человеческое достоинство и уважал чужое, был способен делиться своим талантом с окружающими, сопереживать им. Задача взрослых состоит в том, чтобы показать им путь к такому будущему – доброму, светлому. И они ждут от нас этого. Ведь мы, взрослые, для детей – идеал.
Чтобы достичь поставленных целей, педагоги должны давать уроки искусства со всей душой, от чистого сердца, говорит Эллина Ивановна и объясняет почему:
– Сегодня это важно как никогда: в современном мире мы видим частую подмену понятий, много жестокости, горя и зла. По этой причине мы должны особое внимание уделять развитию духовного потенциала подрастающего поколения. Система дополнительного образования создает весьма благоприятные условия для этого. Вся наша учеба и творческая жизнь школы искусств объединены в единый цикл. Здесь ребенок оказывается в такой среде, когда связаны воедино учебная, внеклассная и внешкольная деятельность. Дети не только учатся, осваивая новые вершины музыкального, певческого, танцевального искусства в стенах ДШИ, но и выезжают вместе с нами на разные концертные площадки, в том числе и в Белгосфилармонию.
Жодинская детская школа искусств – организатор ряда интереснейших творческих проектов, конкурсов, в том числе областных. В частности, она проводит открытый конкурс юных пианистов "Крещендо", конкурс исполнителей на народных инструментах "Завiруха", где участвуют, к примеру, баян, аккордеон, домбра, гитара, цимбалы и балалайка.
– Роль конкурсов сложно переоценить. Это совершенно другая настройка, наглядный пример творческого взаимодействия и сотрудничества педагогов и ребят. Там нас всех объединяет сцена, – рассказывает руководитель ГУО "Жодинская школа искусств".
Будущей весной на каникулах Жодинская школа искусств организует областной конкурс творчества среди учителей ДШИ имени Анатолия Новикова – педагога этой школы, человека-легенды. Еще ребенком он потерял при эвакуации большую часть руки, позже попал в детдом. Но трагедия не помешала ему осуществить мечту: влюбленный в музыку, он научился великолепно играть на баяне. А еще писал аранжировки для оркестров, преподавал.
– С сентября по июнь мы движемся вперед в огромном творческом потоке: конкурсы, творческие проекты... И хотя нашим педагогам приходится непросто, мы все это делаем с большим интересом, – подчеркивает собеседница.
Цель такой работы – дать возможность детям интересно учиться, развиваться, выходить за рамки образовательной программы.
Когда в Жодинской ДШИ собираются коллективы из всей Минской области, дети переживают друг за друга, поддерживают. Наши школьные коллективы также выезжают в другие регионы, где, случается, до обеда выступают ребята, а во второй половине дня – творческие коллективы педагогов школ.
– Вы не представляете, как наши дети болеют за нас, преподавателей! – тепло вспоминает дни выездов и конкурсов Эллина Ивановна.
От концерта к концерту
Еще один пласт деятельности школы искусств – концертная.
– Одно дело подготовить конкурсный номер, совсем другое – концертный. Наши мероприятия проходят на замечательной сцене ДК ОАО "БелАЗ", где великолепная аккустика, хороший свет и можем использовать спецэффекты.
В подготовке концертных номеров педагоги выкладываются по полной. Впрочем, как и дети. И все они, уверяет директор, справляются на отлично.
В УО "Жодинская детская школа искусств" создан ряд уникальных детских творческих коллективов. В их числе – образцовый ансамбль "Джайв-аккорд", образцовый ансамбль скрипачей "Вдохновение", образцовый камерный хор "Ромашки", ансамбль гитаристов "Fauvorita guitars", ансамбль цимбалистов "Затея", оркестр "Шульверк", театральная студия "Арт-микс".
На одной сцене с детьми выступают творческие педагогические коллективы школы. Три инструментальных ансамбля имеют звание наародных: "Брависсимо" (в нем играет и директор школы Эллина Мирошниченко) , "Арт-альянс", Swing time band. Созданы здесь также инструментальный ансамбль Music Gem, вокальные ансамбли Milagros,"Вокал Band" и "Рандеву", ансамбль скрипачей Sanore, инструментальный ансамбль пианистов "Дивертисмент".
Ближайший большой концерт пройдет 13 декабря в ДК "БелАЗ".
– Там будут представлены все наши коллективы. Честно скажу, для меня сценарий – еще загадка. Коллеги сказали: "Эллина Ивановна, вы увидите все на сцене! Будет очень интересно". Поскольку все наши педагоги – люди творческие, я им полностью доверяю. Ведь то, что они делают, всегда на высшем уровне! – призналась директор.
Тамара МАРКИНА , предоставлены Жодинской ДШИ, УНП 691737242 ГУ "Центр по обеспечению деятельности бюджетных организаций г. Жодино"