Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
В мире
13 ноября 2023, 10:23

Украинская продукция выдавливается со всех рынков. Как забастовка польских перевозчиков бьет по Украине

Фото Unsplash
Фото Unsplash

13 ноября, Минск /Корр. БЕЛТА/. Украинско-польская граница остается заблокированной. Польские перевозчики продолжают протестовать, а в Украине теряют контракты и готовятся к росту цен. В Ассоциации международных перевозчиков Украины заявили, что ситуация катастрофическая. О том, как забастовка на границе меняет ситуацию в украинской экономике, пишет украинское издание "Страна".

Три часа переговоров, результат нулевой

В Польше переговоры протестующих перевозчиков с властями провалились. Они шли три часа, но по итогу - нулевой результат.

Разногласия на границе. Почему польские перевозчики грозят заблокировать границу с Украиной

"Накануне начались переговоры активистов с представителями Мининфраструктуры Польши и Люблинского воеводства. Но в итоге границу так и не разблокировали, переговоры сорвались", - рассказал вице-президент Ассоциации международных перевозчиков Украины Владимир Балин.

Основное требование перевозчиков - возврат разрешительной системы для украинских транспортников - польские власти выполнить не могут, так как эту систему отменили власти Евросоюза. Госсекретарь Польши Рафал Вебер пояснил, что восстановление разрешений для украинских перевозчиков находится вне досягаемости польского правительства - этого нужно добиваться в Брюсселе. Чтобы запустить пересмотр "безвиза" для украинских грузов, польская сторона пытается заручиться поддержкой других стран, в частности Словакии, Венгрии, Румынии и государств Балтии, чтобы было "как с зерном". То есть поляки собирают пул лоббистов, рассчитывая, что таким образом Еврокомиссия разрешит им устанавливать свои правила для украинских перевозчиков, что сработало в ситуации с ограничениями для экспорта украинской агропродукции в несколько восточноевропейских стран.

Как отмечает издание RMF 24, ожидать, что польские перевозчики закончат акцию, пока не приходится. Ситуация на границе тем временем ухудшается.

Польские дальнобойщики жалуются на конкуренцию с перевозчиками из Украины

Что касается Украины, то, как сообщил "Стране" источник в правительстве, Минвосстановления попросило польских коллег официально изложить требования, и те "пообещали прислать письмо".

По словам главы ассоциации международных экспедиторов и владельца транспортной компании Виктора Берестенко, в целом ситуация "очень некрасивая". "Собралась группа польских перевозчиков, среди которых, кстати, есть и украинцы, которые выехали в соседнюю страну и открыли там бизнес. Теперь они хотят, чтобы наши транспортники не сбивали им цены, а Украина открыла доступ к системе "Шлях", чтобы они еще и наших водителей могли нанимать. Это как если бы таксисты перекрыли центральный ж/д вокзал, требуя выгнать "чужаков" и возить пассажиров по тысяче гривен вместо 200-300", - возмущается Виктор Берестенко.

Очереди растут, у водителей заканчиваются еда и топливо

Как пишет RMF 24, очередь на выезд из Польши в Дорогуске увеличилась с 39 до 50 часов, и в ней скопилось около 900 грузовиков. В Хребенном время ожидания составляет 130 часов, в очереди около 1300 машин. Забастовщики пропускают не больше одной машины в час. С украинской стороны очереди еще больше.

По данным "Укртрансбезопасности", в е-очереди на пропускном пункте "Ягодин - Дорогуск" на 10 ноября было 4836 машин, а за сутки проехало всего 29 фур. На пункте "Рава-Русская - Хребенное" очередь из 1370 машин, за сутки проехало всего 20 фур. То есть эти пропускные пункты фактически заблокированы.

В Киеве заявили, что на границе с Польшей заблокированы около тысячи украинских грузовиков

Лучше всего обстоят дела на пункте "Краковец - Корчова", который за сутки прошло 256 машин при общей очереди около 2,2 тыс. фур. Но пропускают в основном гуманитарку, топливо и скоропортящиеся товары. Грузовики с другой продукцией просто стоят.

"У водителей уже проблемы с водой и едой, мы сегодня этот вопрос решили. Плюс заканчивается топливо, собираем заявки, кому сколько нужно. Уже нужно думать о вывозе водителей, они же не могут жить в фурах неделями, есть, в конце концов, бытовые и гигиенические потребности, обеспечить которые в очередях просто нереально. Но если начнем вывозить водителей, возникает вопрос парковки множества машин. То есть ситуация крайне сложная", - рассказал Балин.

Граница может стать непроездной, причем везде

Многие перевозчики, особенно те, кто сейчас едет из Европы в Украину, уже начали пускать фуры в объезд, через другие пропускные пункты, не охваченные забастовками, - на границе как с Польшей, так и с другими европейскими странами. И это уже привело к увеличению там очередей.

По данным RMF 24, выросла очередь на "Медике" (пропускной пункт "Шегини - Медика", который официально забастовками не охвачен), время простоя в очередях увеличилось за сутки с 65 до 109 часов. Очередь растянулась на 50 км.

Берестенко рассказывает, что пустил несколько десятков фур своей компании через Румынию и Венгрию. "Это большой крюк, но все равно выгоднее, чем стоять в очереди и ждать с моря погоды", - рассказал Берестенко.

По информации Балина, через Румынию и Венгрию массово поехали фуры со скоропортящейся продукцией. Стоять в очередях на польской границе они не могут - товар попросту испортится и его можно будет выбросить. Поэтому готовы объезжать, хотя нередко это двойной километраж, пояснил Балин.

Из-за объездов, по его словам, начали расти очереди на других участках границы, где никаких забастовок нет. В частности, увеличиваются очереди на румынском "Сирете" на въезд в Украину.

Переговоры польских властей с бастующими перевозчиками не принесли результата

"На "Сирете" растет очередь на въезд в Украину. Там идет реконструкция, пропускная способность снижена с 300 до 220 машин в сутки, так что постепенно увеличивается время ожидания в очередях. Это катастрофа. Если забастовка продлится еще несколько недель, финансовый год для нас уже можно считать закрытым, так как с середины декабря начнется традиционное рождественское затишье в Европе", - рассказал Балин.

Он прогнозирует проблемы и для импорта, и для экспорта, что чревато перебоями в поставках товаров, их подорожанием и огромными убытками как для перевозчиков и их заказчиков, так и для украинской экономики в целом.

На пропускном пункте "Ужгород - Више Немецьке" (граница со Словакией) 6 ноября была очередь из 1489 авто, за сутки проехало 128. 10 ноября очередь увеличилась, но не критично - до 1668 машин, а проехало границу меньше фур - 112. То есть время ожидания в очередях растет.

Похожая ситуация на пункте "Чоп - Захонь" (граница с Венгрией). 6 ноября в очереди было 2585 машин, за сутки проехало 242 фуры. 10 ноября в очереди уже почти 2700 фур, а за сутки прошло границу 219 машин.

Но в любом случае, чем больше перевозчиков станут выбирать объездные маршруты (а если забастовки польских перевозчиков не закончатся в ближайшие дни, то, скорее всего, так оно и будет), тем длиннее станут очереди на других участках границы.

"Граница может стать фактически непроездной, причем везде. Единственный выход - восстанавливать контейнерные перевозки по морю, на которые можно перебросить грузы из Турции и Болгарии, а также других стран. Это позволило бы уменьшить нагрузку на сухопутную границу на 50 тыс. фур в год. Но нужно содействие властей", - говорит Берестенко.

Украинская продукция выдавливается со всех рынков

Ситуацию на границе эксперты называют "угрожающей". "Через польскую границу идет до 50% всего украинского импорта и экспорта, поэтому будут серьезные последствия", - говорит Берестенко.

По его словам, начинает еще больше дорожать логистика. "Каждые сутки простоя - это плюс 150 евро на фуре к ценнику. Понятно, что часть расходов перевозчики попытаются покрыть за свой счет, но среднестатистический рейс подорожает на 300-500 евро с фуры", - рассказал Берестенко.

И это при том, что цены на перевозки уже и так бьют рекорды. Скажем, доставка из Литвы в Украину за последние несколько месяцев подорожала с 1300 до 3000 евро за фуру, а с учетом польских забастовок будет стоить до 3,5 тыс евро. Доставка из Бельгии вместо 2,5 тыс. евро уже стоит 4 тыс. евро, а будет 4,5 тыс. евро.

Понятно, что эти затраты напрямую лягут в стоимость товара. Львовские оптовики, торгующие продуктами питания и напитками из Италии и Польши, уже предупреждают, что все новые поставки подорожают в среднем до 10%. Поэтому предлагают клиентам покупать товары со складов в Украине прямо сейчас, "пока есть по старым ценам".

Очереди фур на польско-украинской границе растут, растягиваясь на десятки километров

Руководитель агентства "А-95" Сергей Куюн говорит, что в октябре через польскую границу в Украину заехало 36% от общего импорта пропан-бутана, 18% бензина и 16% дизеля. И если по бензину из-за блокировки границы проблем не будет, по дизелю "приятного мало, но прорвемся", то по сжиженному газу может быть "грустно". Автогаз и так подорожал за последний месяц на 20% - до 31,5 гривны, и очереди на границах (еще до забастовок, из-за увеличения агроэкспорта) сыграли тут не последнюю роль.

Чтобы привезти прежние объемы, нужно больше машин, а "лишнего" транспорта просто нет. Поэтому замедляется логистика и возможны перебои с поставками и дальнейший рост цен.

Глава Федерации работодателей Украины и совладелец Костопольского завода стеклоизделий Дмитрий Олейник отмечает, что логистика дорожает в 2,5 раза, а это плюс 7-8% к себестоимости продукции.

Кроме того, ноябрь-декабрь - это время заключения договоров на следующий год. И уже сегодня европейские компании задаются вопросом, стоит ли продлевать контракт, если к уже существующим рискам военного времени в Украине добавляется еще и логистический. Как отметил Олейник, некоторые контрагенты уже сокращают объемы заказов и пытаются заместить украинскую продукцию, например, польской.

В компании Modern-Expo, которая занимается производством и экспортом торгового оборудования, отметили, что в очередях сейчас стоит 53 их фуры, и они уже неделю не могут поставить 16 контейнеров клиентам на Ближний Восток.

"Мы уже получаем жалобы от наших дилеров и клиентов. Пришли гневные письма из Великобритании и Арабских Эмиратов", - говорит руководитель отдела логистики Василий Маркевич.

В Федерации работодателей Украины отметили, что многие украинские компании рискуют потерять часть контрактов, что вынудит их сокращать производство.

"Каждый день блокировки ключевых пунктов пропуска на украинско-польской границе - это существенное повышение стоимости логистики для наших импортеров и экспортеров, что приведет к повышению цен на товары на 7-10%. Но дело не только в ценниках. Есть риски срыва многих контрактов, украинская продукция таким образом выдавливается не только с европейского, но и с мировых рынков", - говорит глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.-0-

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/world/view/ukrainskaja-produktsija-vydavlivaetsja-so-vseh-rynkov-kak-zabastovka-polskih-perevozchikov-bjet-po-599192-2023/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024