Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
В мире
24 ноября 2023, 20:41

Сначала перевозчики, теперь фермеры. Протесты на границе Польши и Украины набирают обороты

Фото Unsplash
Фото Unsplash

Польские водители фур уже три недели блокируют границу с Украиной. Вчера к ним присоединились фермеры. Под угрозой поставки в Украину лекарств, продовольственных товаров и топлива. В Киеве говорят, что на границе также застряла продукция военного назначения. Украина требует от польских властей незамедлительно принять меры и разблокировать границу. Однако у поляков на этот счет свои планы: Варшава собирает пул лоббистов, чтобы потребовать от Еврокомиссии отменить льготы для украинских перевозчиков.

От любви до ненависти. Что посеяло раздор между Украиной и Польшей

После начала украинского конфликта Варшава примерила на себя роль ближайшего союзника Киева. Польша стала одним из лидеров по военным поставкам в Украину, а также приняла наибольшее среди стран ЕС число украинских беженцев. Встречи лидеров двух стран Анджея Дуды и Владимира Зеленского проходили на регулярной основе. В Украине также был принят закон об особых гарантиях для граждан Польши, предоставляющий полякам беспрецедентные права на украинской территории.

Польские производители сахарной свеклы попросили ввести эмбарго на сахар из Украины

Однако летом в отношениях двух стран наметился серьезный разлад. Поводом тому стало эмбарго польской стороны на ввоз украинского зерна. Экспорт агропродукции из Украины в страны ЕС был облегчен в мае 2022 года благодаря так называемым линиям солидарности - сухопутным путям, по которым в страны Евросоюза вывозится украинское зерно, а обратно направляется топливо и военное снаряжение.

Польские перевозчики на границе перекрыли поставку в Украину военных грузов

Однако помощь украинским аграриям обернулась катастрофой для европейских фермеров. В Польше дешевое украинское зерно начало вытеснять местную продукцию, что поставило польских фермеров на грань банкротства. В стране начались протесты. В итоге был введен запрет на поставки в Польшу украинского зерна.

Подобные шаги вызвали волну критики со стороны Киева. Вот что на этот счет заявлял украинский премьер-министр Денис Шмыгаль: "В это критическое время Польша намерена продолжать блокировать экспорт украинского зерна в ЕС. Это недружественный и популистский шаг, который серьезно повлияет на глобальную продовольственную безопасность и экономику Украины. Мы призываем наших партнеров и Еврокомиссию обеспечить беспрепятственный экспорт всей украинской сельскохозяйственной продукции в ЕС".

Однако призывы Киева не впечатлили Варшаву, и в сентябре поляки пролонгировали эмбарго на украинское зерно. Аналогичные меры предприняли Венгрия и Словакия, чьи аграрии также пострадали из-за украинской продукции. В ответ Киев подал иски во Всемирную торговую организацию против Венгрии, Польши и Словакии.

Польские перевозчики заблокировали еще один пункт пропуска на границе с Украиной

Реакция Варшавы на действия Киева была жесткой. Так, президент Польши Анджей Дуда сравнил Украину с утопленником и пообещал, что не позволит Киеву утянуть на дно и поляков. "Каждый, кто когда-то участвовал в спасении утопающего, знает, что он невероятно опасен, что он может затянуть на глубину… Украина ведет себя как утопающий, хватающийся за все, но мы, помогая ей, имеем право защищаться от причинения нам вреда", - сказал Дуда.

В канцелярии польского президента заявили, что Польша справится без дружбы с Украиной и Киеву следовало бы ценить помощь со стороны поляков. "Мы в НАТО, у нас сильная армия, мы в ЕС, у нас хорошо функционирующее государство. Украина сейчас в беде, и она должна заботиться о том, чтобы Польша ее поддерживала. Если нет, не надо ее принуждать", - сказал министр.

Пикировка между двумя странами становилась все более ярой по мере приближения парламентских выборов в Польше. Польские политики, чувствуя настроения в обществе, не стеснялись использовать антиукраинскую повестку в электоральной кампании.

Rzeczpospolita: украинцы грабят и забрасывают камнями фуры польских дальнобойщиков

Однако после выборов ситуация ничуть не улучшилась. Варшава показала, что готова конфликтовать с Киевом даже в таком чувствительном для украинцев вопросе, как вступление в Евросоюз. В ноябре замглавы МИД Польши Павел Яблонский заявил, что Украине даже не стоит мечтать о вступлении в ЕС, если Киев не решит проблему с эксгумацией останков поляков, погибших во время Волынской резни на украинской территории.

В этом месяце украинцы получили еще один удар. Польские перевозчики начали блокировать границу с Украиной. 23 ноября к акции присоединились фермеры. Многочисленные просьбы, увещевания и требования со стороны Киева эффекта не возымели.

"Украинское зерно раздражает польских фермеров, украинские товары раздражают польских производителей, украинские дальнобойщики раздражают польских перевозчиков", - отмечало на этот счет издание "Политика".

Ломают рынок. Что спровоцировало польских перевозчиков

Вот уже почти три недели польские перевозчики блокируют границу с Украиной. Как отмечает украинское издание "Страна", протестующие обвиняют украинцев в демпинге и заявляют, что украинские перевозчики ломают польский, а заодно и европейский рынок перевозок, тем самым лишая доходов транспортников из стран ЕС.

Перевозчики требуют отменить льготы, которые ЕС в прошлом году предоставил украинским перевозчикам, восстановить прежний порядок лицензирования коммерческого грузового транспорта из Украины и аннулировать разрешения, выданные украинским транспортным компаниям после 24 февраля 2022 года.

Как пишет портал польского радио RMF 24, в очереди на выезд из Польши в Дорогуске стоит около 800 грузовиков. Время ожидания составляет 117 часов, то есть почти пять суток. На пункте "Краковец - Корчова" в очереди на таможенное оформление стоят 700 грузовиков. Аналогичная ситуация в Хребенном.

Украина намерена подать иски в суд в связи с блокировкой пунктов пропуска на границе с Польшей

В ночь на 23 ноября на границе с Польшей умер украинский водитель - второй с начала блокады. Об этом сообщил вице-президент Ассоциации международных автоперевозчиков Украины Владимир Балин. "Скорее всего, причиной смерти была физиология, но в любом случае стресс, который водители получают из-за этой забастовки, из-за того, что вынуждены жить в кабинах и непонятно, когда они смогут попасть в Украину, добавляет негатива и вызывает определенные ситуации", - сказал Балин.

В социальных сетях можно найти видео, которые публикуют украинские дальнобойщики. Они показывают, как готовят еду рядом с фурами на газовых горелках. Также некоторые дальнобойщики топят снег или собирают воду во время дождя, чтобы была возможность помыть руки.

По словам главы ассоциации международных экспедиторов и владельца транспортной компании Виктора Берестенко, в целом ситуация "очень некрасивая". "Собралась группа польских перевозчиков, среди которых, кстати, есть и украинцы, которые выехали в соседнюю страну и открыли там бизнес. Теперь они хотят, чтобы наши транспортники не сбивали им цены, а Украина открыла доступ к системе "Шлях", чтобы они еще и наших водителей могли нанимать. Это как если бы таксисты перекрыли центральный ж/д вокзал, требуя выгнать "чужаков" и возить пассажиров по тысяче гривен вместо 200-300", - цитирует Берестенко "Страна".

Посольство Украины в Варшаве уже обратилось в польский МИД в связи с ситуацией на границе. По словам посла Василия Зварича, забастовка грозит не только экономике, но также жизни и здоровью людей. Она представляет значительную опасность дорожному движению, что позволяет Польше на законных основаниях потребовать от протестующих остановить акцию. "Мы призываем польские власти к решительным действиям по разблокированию движения и недопущению, чтобы украинские, польские и иностранные водители грузового автотранспорта простаивали в многокилометровых очередях без надлежащих для этого условий - становились заложниками действий организаторов протеста", - подчеркнул он.

Цены на доставку грузов из Польши в Украину из-за забастовки выросли более чем в три раза

Однако ожидать, что польские перевозчики закончат акцию, пока не приходится. В этом месяце в Польше состоялись переговоры протестующих перевозчиков с властями. Они шли три часа, но по итогу - результат нулевой. Госсекретарь Польши Рафал Вебер сказал, что восстановление разрешений для украинских перевозчиков находится вне досягаемости польского правительства - этого нужно добиваться в Брюсселе.

Как отмечает "Страна", чтобы запустить пересмотр "безвиза" для украинских грузов, польская сторона пытается заручиться поддержкой других стран, в частности Словакии, Венгрии, Румынии и государств Балтии. Точно так же происходило, когда решалась проблема с зерном. Таким образом, поляки собирают пул лоббистов, рассчитывая, что Еврокомиссия разрешит им устанавливать свои правила для украинских перевозчиков.

И единомышленники у поляков, похоже, уже есть. Словацкие перевозчики уже дважды за последние дни блокировали границу. Союз автоперевозчиков Словакии критикует Брюссель за льготы для украинских транспортников и грозит полностью заблокировать границу с Украиной.

Однако Брюссель идти на уступки пока не готов. Как сообщает RMF FM, Еврокомиссия пригрозила Варшаве "карательной процедурой", если власти Польши не разрешат ситуацию на границе. В Брюсселе заявили, что Варшава обязана восстановить грузопоток товаров согласно законодательству ЕС.

"Некоторые в Еврокомиссии считают, что польские власти не делают все, чтобы решить проблему и прекратить протесты польских перевозчиков. Брюссель явно теряет терпение", - сообщает RMF FM.

Еврокомиссия отказалась подробнее комментировать ситуацию, сославшись на продолжающиеся переговоры. Однако, как выяснили журналисты RMF FM, на этой неделе состоялись два раунда переговоров и оба закончились провалом.

Между тем в самой Украине уже поняли, что ожидать понимания от Варшавы нет смысла. Поэтому Киев ждет середины декабря, когда в соседней стране сменится власть и правительство Польши возглавит Дональд Туск. "Вчера отправили официальные запросы в воеводы из Люблина и Подкарпатского воеводства, чтобы они обеспечили необходимые условия нашим водителям. Хотя бы так. А говорить о разблокировке, наверное, уже будем с новым правительством", - сказал замминистра инфраструктуры Украины Сергей Деркач.

Быть или не быть. Что движет польскими фермерами

На фоне блокировки границы многие перевозчики начали пускать фуры в объезд - через пропускные пункты, которые пока не охвачены забастовками. Одним из таких пунктов до недавнего времени был "Шегини - Медика". Однако 23 ноября и он оказался заблокированным. На этот раз польскими фермерами.

В четверг в очереди на Медике выстроилась очередь из грузовиков длиной 30 км. Время ожидания составляет порядка 130 часов. То есть водителям придется стоять на границе более пяти суток.

Фермеры говорят, что присоединились к протесту перевозчиков, потому что хотят защитить польскую экономику и польский рынок.

Брюссель теряет терпение. ЕК может наказать Польшу за блокирование погранпереходов с Украиной

"Мы не можем вынести такого положения, в котором находятся наши фермеры. Кукуруза в Подкарпатье упала с 900 до 300 злотых. Как нам продолжать существовать и содержать свои семьи? Речь идет о том, быть нам или не быть на рынке", - объясняет один из протестующих фермеров.

Аграрии требуют от властей выделить субсидии и снизить сельскохозяйственный налог. При этом протестующие фермеры готовы оставаться на границе длительное время. Сначала одна группа, затем ее сменит другая.

"Мы вас пока предупреждаем. Мы хотим, чтобы власть имущие осознали, что они совершают ошибку, не прислушиваясь к нашим голосам. Петиция, которую мы подали воеводе, осталась без ответа. Может быть, мы увидим реакцию, когда очередь из грузовиков дойдет до Жешува, может быть, тогда власти одумаются?" - заявил один из фермеров.

Он отметил, что польские власти убивают транспортную и аграрную отрасли. "Вот я и спрашиваю правительство, какую отрасль польской экономики добьют третьей?" - с горечью иронизирует протестующий. Он также надеется, что 3 января, когда акцию планируется завершить, к протестующим выйдет "кто-то из новой власти".

На данный момент с участниками демонстрации в Медике пообщались два депутата Сейма: Кшиштоф Босак от "Конфедерации" и Михал Колодзейчак от "Гражданской платформы", сообщает польское издание Money.pl.

Украинская продукция выдавливается со всех рынков. Как забастовка польских перевозчиков бьет по Украине

"Преданы и перевозчики, и фермеры. Правительство поддержало неблагоприятные для этих отраслей правила ЕС. Оно безоговорочно поддержало аграрный рынок Украины", - сказал Босак.

"Я вижу, что происходит. Новому правительству придется предпринять конкретные шаги для вмешательства в этот вопрос, поскольку уходящее правительство капитулировало. Это проблема, которую они оставили нам решать. У ПиС был доступ к информации, которая показывала, насколько велики проблемы и сколько компаний покупают зерно в Украине. Эти миллиарды заработало польское сельское хозяйство. Мы еще долго будем страдать от икоты", - отметил в свою очередь Колодзейчак.

Между тем глава Министерства сельского хозяйства Польши Роберт Телус заявил, что в ближайшие дни в Медику не поедет. Это значит, что польским фермерам надеяться на нынешние власти бесполезно.

Ситуация катастрофическая. Чем грозит Украине блокировка границы

В Ассоциации международных перевозчиков Украины заявили, что из-за блокировки границы ситуация катастрофическая. Еще в середине ноября вице-президент Ассоциации международных автоперевозчиков Украины Владимир Балин заявил, что финансовый год для украинских перевозчиков можно считать закрытым, если забастовка продлится еще несколько недель. С тех прошло почти две недели, а ситуация лишь ухудшается.

Через польскую границу проходит почти половина украинского импорта и экспорта. Поэтому нынешняя ситуация отражается на поставках, приводит к удорожанию логистики и, как следствие, к росту стоимости товаров.

Представитель одной из транспортных компании рассказал "Стране", что из-за блокады границы польскими перевозчиками цены на доставку грузов из Польши в Украину выросли в разы. "Если до начала блокады стоимость доставки груза массой в 22 т из порта в польском городе Гданьск в Киев стоила около 1000 евро, то сейчас цены доходят до 4000 евро", - рассказал собеседник.

Тем временем в Украине уже начались перебои с доставкой многих товаров. Службы доставки предупреждают, что оговоренные ранее сроки сейчас не действуют, и вообще не берутся назвать конкретные даты доставки.

Украина потеряла более 400 млн евро из-за забастовок перевозчиков на границе с Польшей

На перебои с доставкой жалуются промышленники и фармацевты. "Есть задержки в поставках примерно на неделю - это очень много. Плюс еще больше выросла стоимость доставки. Никто не знает, что будет дальше, поэтому приходится заказывать товар с запасом, хотя для нас это и невыгодно. И уже понятно, что вырастет ценник на готовую продукцию из-за такой логистики", - сказал "Стране" глава концерна "Ярослав" Александр Барсук.

Директор компании "Алкалоид Киев" Артем Матвеев рассказал, что есть проблемы с импортом вакцин. При транспортировке медпрепаратов необходимо соблюдать требования по температурному режиму, что не всегда просто в стоящих фурах.

Польские перевозчики также блокируют поставки в Украину военного оборудования и другого критического импорта. Как сообщает "Страна", в пробках на границе застряли топливо, дроны, тепловизоры, товары медицинского назначения и гуманитарная помощь.

"Мы зафиксировали многочисленные факты, когда цистерны с топливом и гуманитарка стоят в очередях. Передаем информацию об этих случаях польским коллегам из Министерства инфраструктуры. Ждем ответа, как это соотносится с заявлениями польской стороны о беспрепятственном пересечении таких грузов", - написал на своей странице в Facebook замминистра инфраструктуры Украины Сергей Деркач.

В Киеве заявили, что на границе с Польшей заблокированы около тысячи украинских грузовиков

На этой неделе с обращением к польским властям выступила Верховная рада Украины. В заявлении говорилось, что блокировка границы наносит ущерб военным поставкам для украинской армии.

"В условиях блокировки Российской Федерацией судоходства в Черном море перевозка грузов через западную сухопутную границу Украины является единственным способом торговли Украины с миром и единственным способом обеспечения импорта в Украину, в том числе поставок для военных целей", - говорится в тексте документа.

Тем временем польское издание Rzeczpospolita прогнозирует, что блокада границы с Украиной продлится долго. Более того, между странами будет появляться все больше спорных тем. Анализируя ситуацию со своей, польской, стороны, издание отмечает, что проблемы между Польшей и Украиной возникли из-за неумения или нежелания последней слышать доводы других. Сначала Киев игнорировал просьбы Варшавы о проведении эксгумации польских жертв Волынской резни. Затем украинские власти не слышали доводов польских коллег в вопросе поставок зерна. Сегодня в Украине отказываются понимать, почему польские перевозчики и фермеры выходят на протесты. Закрывая глаза на причины кризиса, в Киеве продолжают искать во всем скрытые смыслы.

Интересен взгляд и с украинской стороны. Издание "Страна" видит подоплеку конфликта в банальной конкуренции. "Поляками почти не воспринимается главный аргумент Украины о том, что своими действиями они играют на руку Путину. То ли в Польше не видят для себя в реальности большой угрозы от Путина, то ли считают не меньшей угрозой потерю доминирующего положения на рынке автоперевозок ЕС. Экономически на европейском рынке Украина и Польша - это ближайшие конкуренты. И поляки такими акциями, как блокада границы, показывают, что интересы свои они будут отстаивать предельно жестко. Тем более что Польша как страна - член ЕС имеет право выставлять условия кандидатам в члены Евросоюза в процессе переговоров о вступлении", - резюмирует издание.

Вита ХАНАТАЕВА,

БЕЛТА.-0-

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/world/view/snachala-perevozchiki-teper-fermery-protesty-na-granitse-polshi-i-ukrainy-nabirajut-oboroty-601708-2023/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024