При рождении Шанель получила имя Габриэль. Она росла в западной Франции в небогатой семье и была вторым ребенком из шести. Мать будущего модельера умерла в молодой, и отец, не справившись со всеми детьми, решил отправить мальчиков работать, а девочек - в женский монастырь. Там Габриэль проведет не один год и научится шить, чтобы в 18 лет переехать и начать работать помощницей в магазине одежды.
Со временем Шанель стала называть себя Коко. Существует несколько версий происхождения имени, которое станет культовым. Одна из них гласит, что так юную Габриэль называл отец в детстве. Но поговаривали, что Коко Шанель любила приукрашивать историю своей жизни, и из ее рассказов не всегда было понятно, где правда, а где фантазии. Поэтому, вероятно, псевдоним был придуман ею взрослой. Работая днем в магазине, по вечерам Габриэль подрабатывала выступлениями в кабаре. Зрителям особенно пришлись по душе песни Ko Ko Ri Ko и Qui qu'a vu Co, благодаря которым девушка получила имя Коко.
Затем Шанель начала свою работу над образом женщины начала ХХ века. Первыми созданными вещами, принесшими ей известность, стали шляпы. Они отличались от тех, что видели современницы ранее: простые, но утонченные и элегантные, без многочисленных перьев и лент. За несколько лет у модельера появляются во Франции несколько бутиков с головными уборами.
Спустя время Шанель разрабатывает и начинает продавать свою линейку одежды - она произведет настоящую революцию в мире женской моды. Платья станут короче, в арсенале у дам появятся брюки и более комфортная и функциональная одежда, например матроски. В моду войдет трикотаж, который до этого был востребован лишь в мужском гардеробе. По словам Шанель, это оказалось отличным решением: ткань мягкая и удобная в носке, а также не такая дорогая, как шелк и атлас.
Но настоящим прорывом стало маленькое черное платье, придуманное Шанель. Несмотря на простоту кроя, оно подчеркивало фигуру и придавало его обладательнице роскошный вид. Модные эксперты того времени писали, что этот непривычный наряд может стать "униформой для женщин со вкусом". Так оно и оказалось. "В моем платье женщина может ходить по магазинам с утра, пить чай во второй половине дня и пойти в театр вечером", - отмечала мадемуазель Коко.
Новаторским в этом изобретении Шанель был не только фасон, но и цвет. В те времена черный считался знаком траура. Сама Шанель, которая с детства видела вокруг себя воспитанниц и монахинь в черно-белом облачении, по-особенному полюбила этот цвет. Рассказывали историю, что однажды Коко, одетая в свое черное платье, встретила коллегу и конкурента - модельера Поля Пуаре. Он спросил, кого она оплакивает. На что Шанель не растерялась и ответила: "Вас".
Еще одним культовым и снискавшим невиданную популярность стал аромат Chanel №5. Он появился благодаря знакомству Шанель и французского парфюмера с русскими корнями Эрнеста Бо. Духи, созданные в 1921 году, перевернули представление о том, как должна пахнуть женщина. До той поры в моде были цветочные ароматы - роза, фиалка. Но Chanel №5 звучал иначе: в нем смешались цветочные, свежие и древесные ароматы - ноты жасмина, иланг-иланга, сандалового дерева, ветивера. А запах усиливался и становился стойким благодаря синтетическим компонентам - альдегидам.
Эрнест Бо признавался, что на создание этого аромата его вдохновила красота природы северных стран, где он проходил военную службу: "Во время полуночного солнцестояния, когда реки и озера излучают особую свежесть… Этот запах я сохранил в своей памяти, и с большим трудом его удалось воссоздать".
Новаторским был и флакон, в который разливали духи: скромностью и простотой формы он напоминал скорее упаковку от мужского одеколона. На это Шанель отвечала, что она продает аромат, а не тару: "Я вложила все в духи и ничего в облик". С тех пор Chanel №5 стал едва ли не синонимом женского парфюма, тем более что лицами Дома Шанель в разные годы становились признанные иконы стиля: Катрин Денев, Николь Кидман, Одри Тоту. К слову, Мерилин Монро, которая никогда не была лицом аромата, сделала очень много для его продаж. Все благодаря известной истории, где она ответила журналисту, что на ночь "надевает" лишь несколько капель этих духов.
Хотя Шанель называла духи "невидимым, но незабываемым модным аксессуаром", однако и в плане дамских украшений ей удалось стать новатором. Модельеру не нравились массивные ювелирные изделия из драгоценных камней. Их она называла "камни ради камней, которые вынимают из сейфа, чтобы показаться вечером". И по-своему решила эту проблему: ввела в моду бижутерию. По словам модельера, украшений должно быть много: "Я делаю фальшивые и очень красивые. Они даже красивее настоящих".
Помимо маленького черного платья, бижутерии, сумок и духов, культовыми от Шанель стали двухцветные туфли, тельняшка, твидовый костюм и расклешенные брюки. Эти вещи составляют визуальный код бренда и сейчас.
Легендарная кутюрье умерла на 88-м году жизни от сердечного приступа в люксовом номере отеля "Риц", напротив созданного ею модного Дома Шанель. Она не прекращала работать до последних дней, до конца воплощая в жизнь свою главную миссию - избавить женщин от корсетов и привнести в их гардероб комфорт и роскошь в простоте. Дело Коко продолжил Карл Лагерфельд, ставший креативным директором бренда в 1983 году. После смерти Лагерфельда его пост заняла Виржини Виар. Модный Дом Шанель продолжает быть одним из флагманов в фешн-мире.
| Материал БЕЛТА+, фото из отрытых интернет-источников.
ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ
Читайте также:
О каких ошибках в жизни можно сожалеть? Отвечает Андрей Кончаловский
Скромник, который после концертов устраивал вечеринки. Как жил Муслим Магомаев?
Каким был последний спектакль Андрея Миронова и почему актер стеснялся петь?