Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Общество
20 января 2024, 12:18

Сила отваги. Рассказываем, за что Борисов удостоен вымпела "За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны"

В годы Великой Отечественной войны жители сотен белорусских городов и сел сражались с врагом, приближая Победу. Особо отличились 27 населенных пунктов, впоследствии награжденных вымпелами "За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны". Этот знак отличия учрежден 6 октября 2004 года Указом Президента Беларуси Александра Лукашенко к 60-летию освобождения республики от немецко-фашистских захватчиков. За каждой из 27 цитаделей мужества стоит удивительная история храбрости, героизма и веры в одну на всех Победу. Об этом мы расскажем в нашем новом проекте, посвященном 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Второй в списке – Борисов.

Борисов в 1941-1944 гг. стал важными воротами на дороге из Минска в Москву и обратно, за которые велись ожесточенные бои. Почему город одним из первых в современной белорусской истории удостоился вымпела "За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны"?


Самая короткая дорога на Москву

– В плане "Барбаросса", разработанном немцами для вторжения в СССР, на захват Москвы отводилось всего 40 дней, – рассказывает директор Борисовского объединенного музея Лилия Вязович. – Самая короткая дорога на столицу СССР шла через Борисов. Если на границах силы немцев были разбросаны по многим направлениям, то в районе города они объединились в один мощный кулак.

"Цитадели мужества". БЕЛТА начинает проект о 27 населенных пунктах, истории о защите которых поражают храбростью

Уже 26 июня танковые и артиллерийские армады гитлеровцев почти вплотную подошли к городу. Первый бой с захватчиками приняли курсанты Борисовского танково-технического училища под командованием корпусного комиссара Ивана Сусайкова. Молодые бойцы были вооружены стрелковым оружием времен Гражданской вой­ны. У них не было ни мин, ни гранат, а к единственной пушке подвезли снаряды не того калибра. Тогда в ход пошли бутылки с зажигательной смесью, которые наполняли на стекольном заводе и спичечной фабрике. Очевидцы рассказывали: благодаря коктейлю Молотова удалось сжечь и остановить несколько десятков немецких танков…   

– Многие годы училище в Борисове было кавалерийским, лишь в феврале 1941-го его перепрофилировали в танковое, – приводит детали собеседница. – После сражений за Борисов с боями на восток отступили всего около 240 курсантов – меньше половины.

Через три дня отчаянной обороны к городу подошла 1-я Московская мотострелковая дивизия под командованием полковника Якова Крейзера, в которой насчитывалось порядка 200 танков КВ и Т-34. Однако переломить ситуацию не удалось – линия фронта растянулась на 60 километров. Отчаянные бои шли не только на земле.

– Подполковник Степан Супрун 4 июля вылетел во главе 10 истребителей на боевое задание, – продолжает рассказ Лилия Вязович. – На обратном пути получил еще одну задачу и в одиночку ушел чуть севернее, в район Толочина. В воздухе самолет Супруна окружила шестерка "мессершмитов". Бой был неравным.

"Всего с одной пушкой они остановили колонну немецких танков!" Невероятные истории отваги бойцов из Борисова

Один из жителей Толочина стал свидетелем падения машины Супруна. "Миг-3" при ударе о землю раскололся на несколько частей, из кабины выпало обгоревшее до неузнаваемости тело советского летчика. Документов при нем не оказалось, но на груди была Звезда Героя Советского Союза, которую подполковник никогда не снимал...

3 июля 1941 года экипаж летчика Николая Булыгина получил задание уничтожить понтонную немецкую переправу через Березину. На подлете к цели самолет подбили зениткой. Экипаж из четырех человек принял решение пойти на таран наземного объекта. Понтонный мост, на котором находилось до полутора десятков немецких танков, был уничтожен.

Золотыми буквами в историю обороны Борисова вписаны имена советских вое­начальников: Ивана Сусайкова, Якова Крейзера, Александра Лизюкова. Полковник Лизюков фактически возглавил оборону города, хотя оказался в нем волей случая. Ехал на поезде к месту службы, но так туда и не попал – с 26 июня составы из Борисова уже не ходили…  

Несмотря на самопожертвование и героизм советских бойцов, гитлеровцы продвигались на восток. 1 июля 1941-го они захватили правобережную часть города, на следующий день – левую. Уже 4 июля весь Борисовский район оказался под оккупацией.

Вместе с полковником Лизюковым в поезде, доехавшем до Борисова, был и фронтовой корреспондент Константин Симонов. Позже поэт посвятит трагическим страницам обороны города строки: "Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом, по мертвому плачущий девичий крик…"

Партизанская зона

– Оккупировав Борисов, немцы сразу стали устраивать лагеря для военнопленных, – говорит Лилия Вязович. – Самый первый располагался на территории воинской части на пр. Революции. С апреля 1942-го он стал 382-м шталагом, куда в качестве наказания свозили заключенных из других мест.

Сегодня на месте лагеря горит Вечный огонь – один из двух в Минской области, которые никогда не гаснут, второй – в Хатыни. Осенью 1944-го Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков пришла к заключению, что в 382-м шталаге уничтожено более 10 тысяч человек. Подсчет велся приблизительно: вскрыли несколько из 315 могил и взяли за среднее число захороненных в каждой – 16 человек.

– Кроме того, обнаружено шесть огромных, разных по величине ям-могил. Их тоже вскрывали. С помощью формул выводили возможное количество захороненных останков, – приводит страшные подробности директор музея. – Поэтому цифра в 10 тысяч уничтоженных приблизительна.

Условия содержания в лагере, по воспоминаниям выживших, были жуткими. На земле копошился такой слой из вшей, что негде было ступить. Заключенные болели тифом. Баланду им немцы, чтобы не заразиться, сливали через специальный желоб. Смертность была огромной. Трупы выносили на носилках, поливали "белой жидкостью" и хоронили в общих могилах, которые зарывали только тогда, когда тела в них уже не помещались.

По приблизительным подсчетам, в семи лагерях на территории Борисова за три года оккупации было уничтожено более 33 тысяч человек. Эти зверства не могли не вызвать ответной реакции: в городе действовало 17 подпольных групп, которые устраивали диверсии, добывали медикаменты для партизан. Подпольщики же расклеивали листовки, где сообщали жителям о реальной ситуации на фронте, ведь гитлеровцы врали борисовчанам: якобы Москва давно взята, война почти закончена, большевики практически уничтожены… Листовки оставались единственным источником правды, которая вселяла надежду.

Первый партизанский отряд Ивана Яроша начал действовать на Борисовщине уже в июле 1941 года. А в августе 1942-го была создана 1-я партизанская бригада "Дяди Коли" на Палике, положив начало Борисовско-Бегомльской партизанской зоне. Ее создатель – Петр Лопатин, сотрудник НКВД, которого в марте 1942-го забросили на временно оккупированную территорию вместе с разведывательной группой "Бывалые". Благодаря Лопатину, у которого был позывной "Дядя Коля", пять партизанских отрядов смогли объединиться в первую бригаду.

В 1943-м вокруг Борисова действовало уже 14 партизанских бригад и 8 отдельных отрядов. Дядю Колю фашисты искали, но тщетно. Тому, кто поможет в поимке Лопатина, оккупанты предлагали огромные деньги – 15 тыс. рейхсмарок! Но предателей не нашлось.

Гитлеровцы постоянно проводили карательные операции против партизан. По советским данным, в Борисовском районе уничтожено 136 населенных пунктов, но расследования последних лет показывают, что на самом деле их может быть более 170. Точная цифра устанавливается.

Расправиться с народными мстителями гитлеровцам не давали непроходимые болота, на одном из которых даже действовал партизанский аэродром.  

– Иногда там стояло до 50 фанерных планеров, – отмечает Лилия Вязович. – Связано это с тем, что болота не позволяли оборудовать взлетную полосу необходимой длины. Сесть самолет мог, а взлететь – нет. Однако летчик-испытатель Сергей Анохин сумел разработать новый принцип взлета и первым поднял машину с партизанского аэродрома. Путь на большую землю был открыт.

В наши дни Борисовско-Бегомльская партизанская зона считается самой большой в годы Великой Отечественной вой­ны на территории СССР.

Освободить любой ценой

22 июня 1944 года началась одна из крупнейших наступательных операций в истории – "Багратион", благодаря которой Беларусь была освобождена от гитлеровцев. Уже 28 июня подразделения 3-го Белорусского фронта под командованием Ивана Черняховского вышли к Березине, форсировали ее южнее и севернее Борисова и двинулись к Минску. Но сам город, превращенный фашистами в крепость, оставался неприступным.

– Вечером 30 июня четыре танковых экипажа получили задание пойти в разведку на правый берег, так как мост через Березину не был разрушен, – рассказывает Лилия Вязович. – Первые три танка, ворвавшиеся в Борисов, были уничтожены огнем из немецких засад. Замыкающим шел танк лейтенанта Павла Рака. Он смог прорваться в город, но гитлеровцы, решив, что началось наступление, взорвали мост.

Павел Рак немного знал немецкий и из радиопереговоров понял, что враг будет искать танк на окраинах. Поэтому решил идти в центр. Там "тридцатьчетверка" разгромила штаб, комендатуру, склады с боеприпасами, уничтожила две немецкие батареи и обстреляла железнодорожный состав на станции.

– Позже танкисты начали освобождать военнопленных из лагерей, – говорит собеседница. – Благодаря им на свободу вышли 200 заключенных из лагеря в Лядищах. Но в Т-34 повредило гусеницу. Ремонтировать танк, когда его разыскивают немцы, крайне опасно. Поэтому экипаж дождался налета советской авиации и под звуки разрывов ликвидировал поломку. Дальнейшие поиски узников ни к чему не привели – в следующих двух лагерях живых уже не осталось. Накануне гитлеровцы расстреляли и сожгли полторы тысячи заключенных.

Было решено пробиваться к своим – "тридцатьчетверка" налетела на немецкую оборону у моста. После второго попадания осколками брони были убиты механик-водитель Александр Петряев и командир Павел Рак. Стрелок-радист Алексей Данилов сумел выбраться через нижний люк, но был тут же расстрелян врагом.
– Борисов освободили 1 июля, – рассказывает Лилия Вязович. – Существует легенда, что командующий фронтом Черняховский, узнав о подвиге, по оставшимся опорам моста перешел Березину и поклонился обгоревшим останкам танкистов. Там же приказал представить всех троих к званию Героя Советского Союза.

В боях за Борисов многие советские солдаты проявили бесстрашие и отвагу. Артиллерист Иван Кудин смог переправить на занятый фашистами берег два орудия и вел непрерывный огонь по вражеским батареям. Оставшись только с одной пушкой, его подразделение сумело остановить колонну из девяти немецких танков.

В воздухе вели бои советские летчики. Особо отличились летчицы Галина Джунковская, Мария Долина, Надежда Федутенко и Клавдия Фомичева. Все они были удостоены звания Героя Советского Союза.
 
В годы Великой Отечественной войны 11 борисовчан стали Героями Советского Союза. За оборону и взятие Борисова Золотую Звезду Героя получили 29 советских солдат и офицеров.

– Мы относимся к 27 городам Беларуси, которые получили почетный вымпел "За мужество и стойкость в годы Великой Отечественной войны". Для Борисовского региона большая честь иметь такую высокую награду. Вымпел выносится в особо значимые даты, на мероприятиях и праздниках, проводимых на территории района. В этом году мы отмечаем 80-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Во время торжественных мероприятий вымпел также будет представлен, – рассказала начальник отдела идеологической работы и по делам молодежи Борисовского райисполкома Татьяна Чуйкова.

Их именами названы улицы

ул. Рака, ул. Данилова, ул. Петряева

Единственный танковый экипаж за всю историю Великой Отечественной войны, каждый боец которого удостоен звания Героя Советского Союза.

Павел Рак родился в 1910-м, до войны работал трактористом. 23 июня 1941-го ушел на фронт добровольцем, участвовал в битве за Сталинград, был парторгом роты.

Стрелок-радист Алексей Данилов родился в 1923-м. Был отправлен гитлеровцами на принудительные работы в Германию, но по дороге бежал и два месяца пробирался к своим, к линии фронта, которую успешно перешел.

Механик-водитель Александр Петряев родился в 1925-м. Из-за возраста Александру в 1944-м не доверили трактор, но охотно взяли на фронт водителем танка.

Сегодня имена Рака, Данилова и Петряева носят улицы в Борисове.

ул. Яроша

Родился Иван Ярош в 1897 году в деревне Ужинец. В 1941-м создал первый партизанский отряд на Борисовщине. Народные мстители прославились смелыми рейдами против оккупантов в Борисовском, Смолевичском и Холопеничском районах. От партизан тогда требовали диверсий на железных дорогах, но ни мин, ни гранат не было. Задания выполняли практически голыми руками. В Борисовском объединенном музее хранятся выкованные в деревенских кузницах клинья и инструмент, с помощью которых бойцы Яроша разбирали рельсы и пускали под откос немецкие поезда.

Считается, что партизанский отряд выдал предатель, который привел карателей прямо к землянкам. Нескольким бойцам Яроша удалось скрыться в лесу. Сам командир, отстреливаясь до последнего патрона, прикрывал отступавших товарищей, пока каратели не забросали его укрытие гранатами.

В 1968 году на сельском кладбище д. Зачистье открыли памятник Ярошу и его погибшим товарищам. Именем Ивана Яроша названа улица на левом берегу Березины.
ул. Люси Чаловской

Родилась Людмила (Люся) Чаловская в 1924 году в Могилеве. В 16 лет стала участницей Борисовского подполья, с 1942-го – разведчица и связная партизанского отряда "Дяди Коли". Передавала подпольщикам в Борисове взрывчатку, партизанам – бланки документов и медикаменты, собирала сведения об оккупантах, помогала организовывать побеги военнопленных.

В октябре 1943-го Людмила Чаловская пришла на явочную квартиру в городе, но не застала хозяев. Чтобы не привлекать внимания, девушка отправилась на городской рынок, где ее узнал предатель и выдал полицаям. В Борисовской тюрьме подвергалась нечеловеческим пыткам. Казнена в ночь на 7 ноября 1943 года, накануне государственного праздника в СССР. Посмертно награждена двумя орденами Великой Отечественной войны I степени. Именем Люси Чаловской названа улица в западной части Борисова, ей установлен памятник на пр. Революции, деньги на который заработала молодежь на субботниках.

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента

Алексей ГОРБУНОВ, фото - Надежда КОСТЕЦКАЯ

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/society/view/sila-otvagi-rasskazyvaem-za-chto-borisov-udostoen-vympela-za-muzhestvo-i-stojkost-v-gody-velikoj-610440-2024/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024