Школьник из Минска мастерит сабли, шьет мундиры для кукольных солдат и офицеров и готовится стать военным
Для начала ученик 6 "Г" класса столичной гимназии №43 попробует поступить в суворовское училище: считает, чем раньше начнет осваивать военное искусство, тем более подготовленным защитником Родины станет. К этому поприщу Михаил готовится серьезно – вдохновленный военной историей XIX века, изучает униформу разных полков, подробности знаменитых битв, а также осваивает приемы фехтования в клубе военно-исторической реконструкции.
Эпоха великих сражений
Кто из парней в детстве не мечтал о ратных подвигах и не восхищался героями войны, лихими боевыми офицерами, скромными мужественными солдатами! И хотя бы мысленно не примерял на себя эффектную военную форму – гусарский доломан или колет кирасира. Правда, сегодня не многие мальчишки могут сказать (если не загуглят), как выглядит и чем отличается один из этих мундиров от другого. Юный минчанин Миша Гончар может долго и увлеченно рассказывать о форменных отличиях и даже продемонстрировать миниатюрную униформу разных полков, которую сделал своими руками.
– Сначала рассматриваю рисунки в энциклопедии, потом конструирую выкройку – ее достаточно один раз сделать, а дальше уже по ней можно и другие мундиры кроить. Шью сам. Мама помогает, если что-то не очень получается, – рассказывает Миша и показывает готовую униформу: Вот это мундир московского полка, но такой тип был не только у них, а во многих полках русской армии. Еще я сделал мундир офицера генерального штаба, мундиры пехотинца, кирасира и гусара и хочу пошить форму кубанского казака.
Особый восторг у Михаила вызывает великолепный XIX век. Достижения этой эпохи в литературе, искусстве, в том числе и военном, притягивают внимание многих увлеченных людей. Гимназисту этот период интересен прежде всего военной доблестью. Волнуют юношеское воображение и славные подвиги героев, и эффектная форма – яркие мундиры, эполеты, кивера:
– Тогда было много войн, и военная форма того времени очень красивая. И история интересная – время благородных офицеров, которые борются за освобождение своей Родины от врага, – поясняет Миша.
Парень любит смотреть документальные фильмы, много читает исторической литературы об освободительных войнах и великих полководцах той эпохи. Рассуждая о русских императорах, отмечает, что многие из них достойны восхищения:
– Например, Александр I победил Наполеона, спас свою родину и всю Европу от наполеоновских завоевателей. Александр II – освободил крестьян, отменил крепостное право.
С волнением, так, как если бы это было не 200 лет назад, а только вчера случилось, подросток говорит о судьбе русских декабристов:
– Это были дворяне, образованные и очень благородные, они боролись за права и свободу простых людей. И готовы были за свои идеалы отдать жизнь, пойти на каторгу…
Миша хорошо помнит имена и фамилии казненных декабристов: Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин, Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Петр Каховский. Многое узнал об их судьбе, прочитав книгу Петра Головачева "Декабристы. 86 портретов", а также посмотрев фильм "Союз спасения".
И несмотря на то, что они выступали против императорской власти, личность Николая I тоже привлекательна для юного любителя истории. В самом деле: как бы к императору ни относились его современники, нельзя не отдать должное его мужеству и решительности. Не зная, как поведут себя военные и на чью сторону встанут, Николай I не побоялся выехать на площадь верхом на коне и готов был погибнуть, защищая свою семью...
Погрузившись в эпоху XIX века, Миша захотел побывать в городе на Неве и в летней резиденции российских императоров, о которой узнал из документального фильма "Романовы". В прошлом году мечта осуществилась: отправились с мамой в путешествие в Санкт-Петербург, посетили и Царское Село, окунулись в атмосферу того времени. Узнал много нового для себя, говорит Миша. После этой поездки у него появилась еще одна идея – посетить места ссылки декабристов, чтобы увидеть и лучше понять, как они жили в Сибири, чем пожертвовали ради высокой идеи.
Выбор профессии обсуждению не подлежит
Сейчас Татьяна Михайловна шьет для сына лейбик – это короткая куртка из сукна с железными пуговицами, такие носили в XIX веке.
С трудом нашли подходящего темно-синего цвета 100%-ю шерстяную ткань, заказали пуговицы. Миша с нетерпением ждет, когда можно будет примерить обновку. Сам такую сложную вещь он, конечно, не пошьет. Да и в принципе, говорит, шитье для него – очень сложное занятие. Признается, взяться за иголку его подвигло лишь то, что форма получается как настоящая, только в миниатюре. Хотя уточняет: в основном все детали одежды он шьет сам, а потом уже мама помогает, что-то подправляет. И все же ему больше интересен результат, а не сам процесс.
Рассуждая об интересах подростка и о том, как их связать с выбором профессии, говорим о том, что можно стать, например, дизайнером военной одежды, историком военной моды или военным историком. Миша отрицательно машет головой: только военным. Этот вопрос для 11-летнего парня уже решенный и обсуждению не подлежит. Родители, похоже, тоже смирились: парень бредит службой.
Мальчик уже два или три раза побывал с родителями в Минском суворовском училище, когда там проходили дни открытых дверей. Все в этом учебном заведении притягательно и интересно для него, и Миша очень надеется, что станет курсантом. А если не поступит в суворовское, будет пробовать в лицей МВД. Этот вариант с родителями уже обсудили. Выбор сына они уважают. И считают, что вряд ли он случаен. Как и не случаен выбор имени для сына, родившегося 3 октября, когда Православная церковь вспоминает св. князя Михаила Черниговского, мужественного воина.
"С телефоном в руках его не увидишь!"
Родители активно поддерживают сына в его увлечениях. И, в принципе, подчеркивает мама Татьяна Михайловна, воспитывая детей (в семье есть еще старший сын Иван, он учится в колледже), стремились к тому, чтобы они выросли всесторонне развитыми личностями: прививали им любовь к книге, знаниям, творчеству. Планировали выходные так, чтобы дети не сидели на диване с пультом или гаджетами в руках, а посещали интересные мероприятия, выставки, театры, мастер-классы.
На вопрос, кто привил интерес ребенку к военной истории, мама, не задумываясь, отвечает:
– Папа, конечно! Он сам в юности мечтал быть военным.
Но отец считает, что его роль в этом деле очень скромная:
– Миша сам увлекся. И старший наш сын хотел поначалу быть военным, но потом поступил в колледж связи. На военную кафедру хотел, не подошел по возрасту: в школу отдали рано, еще шести лет не было. Оба они интересовались оружием, военной техникой. Миша с раннего детства увлеченно рассматривал энциклопедии, позже стал более серьезные книги читать, фильмы смотреть документальные. С телефоном в руках его особо не увидишь. Если и смотрит, то что-то тематическое из того, что еще не нашел в специальной литературе. Постоянно занят делом, мастерит, шьет, сабли делает, в принципе – рукастый, не отлынивает от работы. Я на дачу собираюсь в выходные, он: "Ты куда?" – "В ссылку", – говорю в шутку. – "Я с тобой!".
На даче отец и сын вместе работают, а также мастерят что-нибудь для Мишиной коллекции. Навыки папы, инженера-механика, как нельзя кстати, особенно если нужно что-то сложное сделать. Но и сын может дать фору папе в некоторых вопросах:
– Миша более подкован, чем многие взрослые. Иногда задает такие вопросы, на которые уже непросто ответить: надо садиться за литературу и пополнять знания!
Адам Иванович подчеркивает, что хотя ему не удалось стать военнослужащим, но он никогда не навязывал сыновьям свою нереализованную мечту:
– Наоборот, всегда говорю, что военная служба – очень нелегкий и ответственный труд!
Мама Татьяна Михайловна – детский врач-физиотерапевт. В свободное время любит мастерить своими руками, убеждена, что каждый день надо что-то делать для души:
– У меня много увлечений: считаю себя творческим человеком. В молодости много шила, вышивала. Был период, когда рисовала картины для себя и близким, друзьям дарила. Потом решила делать что-то более прикладное и полезное – стала шить сумки и шоперы.
Татьяна Михайловна показывает свою коллекцию – несколько кожаных сумок, рюкзачок из льняной ткани, шопер, расписанный вручную специальными красками по ткани. Кусочки кожи использует и юный дизайнер для шитья миниатюрной военной одежды для своей "гвардии".
"Так воспитывали мальчиков в XIX веке"
Будущий защитник Отечества шьет миниатюрные военные мундиры и собирает коллекцию головных уборов. Первой в ней стала милицейская фуражка, потом ее пополнили и военные – современные и советского периода. Есть и солдатские пилотки:
– Такие носили пехотинцы в период Великой Отечественной войны и в советское мирное время. Их форма не изменилась и сейчас, – уточняет мальчишка. – Коллекция небольшая, что-то мне подарили, что-то приобрели на рынке.
Михаил продолжает изучать историю наполеоновских войн. Уже хорошо осознает: чем больше открываешь для себя, тем более интересным и захватывающим становится прошлое.
А для того чтобы, как говорит собеседник, "лучше влиться в тему XIX века", ощутить его атмосферу и приобрести навыки владения оружием, посещает клуб военно-исторической реконструкции "Секерж" Центра технического и художественного творчества детей и молодежи Фрунзенского района "Зорка". Учится фехтовать саблями: прокрут наружный и обратный, прокрут внутренний, контрудар... Миша в клубе самый младший. Переживает, что пока еще плохо получается движение саблей, которое называется "черт". Легкая кавалерийская сабля весом почти килограмм, помахать такой минут 15-20 не так уж и просто. Но он продолжает тренироваться и отмечает, что казаки своих сыновей с раннего детства обучали владению саблей. И офицеры обучали солдат владеть оружием и вели за собой в бою.
– В мирное время они готовились к войне. Хороший офицер должен думать не только о себе, но прежде всего о своих подчиненных, – отмечает юный философ. И добавляет, что не только военные действия занимали все мысли офицеров: были также балы, тайные общества, красивые девушки.. Но все это, конечно, в мирное время:
– А в принципе военный человек себе не принадлежит – его жизнь отдана Отечеству. Так воспитывали мальчиков в XIX веке, – говорит Миша. – И преодолевать страх перед противником нужно учиться с детства!
Тогда и взрослому воину не страшно, уверят мальчик, отдать свою жизнь за Родину, за своих родных. И эти романтические идеалы ему по душе.
Чтобы лучше ощутить атмосферу XIX века, приобрести навыки владения оружием, Миша Гончар посещает клуб исторической реконструкции "Секерж".
"Сделал мундир офицера генерального штаба, мундиры пехотинца, кирасира и гусара.
И хочу пошить форму кубанского казака".
Волнуют юношеское воображение и славные подвиги героев, и эффектная форма – яркие мундиры, эполеты, кивера.
Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента
Анна МАСЛЯКОВА, фото - БЕЛТА и из семейного архива героя