Общество
17 июня 2024, 19:58
Роль наставничества при подготовке научных кадров изучают в Беларуси
Фото из архива
17 июня, Минск /Корр. БЕЛТА/. Роль наставничества при подготовке научных кадров высшей квалификации в условиях цифровизации белорусского общества изучают в Беларуси, сообщила БЕЛТА научный сотрудник Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров, председатель Совета молодых ученых Института социологии НАН Беларуси Алеся Соловей.
"При поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (грант для молодых ученых "Наука М") сейчас нами реализуется проект по значимой для молодых исследователей (аспирантов, докторантов) теме: "Роль наставничества в системе подготовки научных кадров высшей квалификации в условиях цифровизации белорусского общества", - отметила Алеся Соловей.
По ее словам, эта тема особенно актуальна для различных государственных направлений по расширению возможностей преемственности опыта между поколениями. Во внимании находится как академическая, так и вузовская наука для последующего сравнения и изучения роли наставничества в повышении эффективности подготовки научных кадров высшей квалификации и определения основных направлений дальнейшего развития института научного наставничества в Беларуси.
Система научного наставничества как форма поддержки и обеспечения профессиональной адаптации и развития научной карьеры молодого ученого сейчас активно развивается. Наставники могут выступать в качестве вдохновляющих и мотивирующих "ролевых моделей" для молодых ученых. Опыт социологических исследований прошлых лет, проведенных Институтом социологии НАН Беларуси в среде академических ученых, показал важность морально-психологического климата и творческой атмосферы в научном коллективе, профессиональной помощи, передачи опыта и поддержки со стороны коллег.
Так, большинство молодых ученых до 35 лет указали, что в их институте есть ученые, которые являются примером профессионала лично для них, - 78,2%. Абсолютное большинство молодых ученых отметили, что при необходимости могут обращаться за помощью по научной работе к своим коллегам - 97,5% (в т.ч. 72,8% - "да, всегда", 24,7% - "скорее да"). Психологическим климатом в коллективе удовлетворены 80,3% молодых исследователей. Испытывают чувство причастности к коллективу своего структурного подразделения и к коллективу своего института в целом 92,5% и 76,9% опрошенных респондентов соответственно.
Алеся Соловей добавила, что в зависимости от интеллектуальных способностей и творческих задатков мотивированная на исследовательскую деятельность молодежь может реализовать свой научный потенциал. В целом в Беларуси 32,4% исследователей младше 35 лет, в ведущем научном учреждении страны (НАН Беларуси) таких 28,7%.-0-