Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Общество
29 ноября 2023, 17:07

Почему МиГ выбирают в 20 странах? Как создавали и улучшали легендарный истребитель

"Оружейка" - проект информационного агентства БЕЛТА и телекомпании "ВоенТВ" Министерства обороны о вооружении, военной и специальной технике белорусской армии. Зарекомендовавшие себя с советского времени, поступившие на вооружение в новой истории и перспективные образцы, которым только предстоит завоевывать доверие людей в погонах. Расскажем об оружии и покажем его в деле.

Многоцелевой истребитель МиГ-29 - пожалуй, самая известная боевая машина четвертого поколения, которая эксплуатируется более чем в 20 странах. Детище конструкторского бюро Микояна воплотило в себе лучшие и самые передовые разработки тогда еще советского ВПК. Бортовое оборудование и вооружение самолета обеспечивают решение боевых задач днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.

Проектировался с заделом на модернизацию

С самого начала своей истории, еще на бумаге, истребитель МиГ-29 проектировался с заделом на длительную службу. В его конструкцию были заложены возможности неоднократной модернизации по мере появления нового вооружения и бортового оборудования.

Главным предназначением самолета заказчик определил завоевание превосходства в воздухе над районом боевых действий, вторым, но не менее важным, - нанесение ударов по наземным целям.

При проектировании истребителя конструкторы Московского машиностроительного завода "Зенит" (сейчас ОКБ имени Микояна) должны были решить несколько задач: разработать легкий, массой до 12 тонн самолет с повышенными характеристиками маневренности и тяговооруженности, но пониженным расходом топлива, внедрить новую авионику и высокоэффективные средства поражения, но при этом сделать истребитель простым в пилотировании, производстве и эксплуатации.

Чтобы ускорить создание самолета, конструкторы приняли решение разделить процесс на два этапа. На первом - построить и испытать планер с имеющимися на тот момент системами управления вооружением и параллельно работать над перспективной начинкой. На втором этапе - соединить их в единый комплекс. Впрочем, уже в 1975 году оба направления были практически готовы, и от промежуточного варианта решили отказаться, сосредоточив усилия на итоговом изделии.

Опытный экземпляр МиГ-29 был готов в августе 1976 года. Свой первый полет истребитель совершил в октябре 1977-го. Дальнейшие доработки и испытания заняли почти 6 лет и завершились только в 1983 году. На вооружение военно-воздушных сил Советского Союза самолет МиГ-29 был принят в 1987.

Впрочем, к этому времени истребитель был достаточно хорошо знаком пилотам. Более того, освоен авиаторами. Не только учебные части, но и строевые стали получать машины данного типа сразу после завершения испытаний. В том числе 968-й истребительный авиационный полк, который дислоцировался в поселке Россь Гродненской области. Сейчас белорусские МиГи несут боевое дежурство в Барановичах на 61-й истребительной авиационной базе.

Маневрирует на больших углах атаки

МиГ-29 - сверхзвуковой истребитель. Он предназначен для перехвата широкого круга воздушных целей в простых и сложных метеоусловиях, а также в условиях постановки помех. Кроме того, МиГ-29 может применяться для поражения наземных целей неуправляемым оружием. Экипаж - один человек, в варианте учебно-боевого - двое.

Длина самолета МиГ-29 - 17,32 м, высота - 4,73 м, размах крыла - 11,36 м.

В отличие от собратьев по классу, на МиГе впервые применена оригинальная конструкция планера, позволяющая маневрировать на больших углах атаки. Фюзеляж и крыло образуют здесь единый несущий корпус, что обеспечивает меньшее лобовое сопротивление и большую подъемную силу. При этом около 40% приходится на корпус и 60% - на крыло.

Проект микояновцев впервые в истории самолетостроения был призван не столько идти к увеличению скоростных характеристик, сколько к маневренности и тяговооруженности. И здесь вместе с конструкцией планера особую роль сыграли новые двигатели. Железные сердца истребителя - два газотурбинных РД-33 с регулируемым соплом и отклоняемым вектором тяги. Они обеспечили машине высокую скорость и невероятную тягу - каждый двигатель в режиме "полный форсаж" выдает почти 8,5 тыс. килограмм-сил. Это значит, что с работающим двигателем истребитель весом почти 12 тонн может "стоять на хвосте" и даже набирать высоту с ускорением, практически как ракета.

Максимальная скорость: у земли - 1500 км/ч; на высоте - 2450 км/ч. Крейсерская скорость - 850 км/ч; тяга двигателя - 8300 кг/сил.

В самолетном режиме эти двигатели позволяют машине с максимальным взлетным весом в 18 тонн подниматься на высоту в 18 тыс. метров и пролетать без дополнительных баков 1,5 тыс. километров, а с резервным топливом - больше 2 тыс.

Максимальный взлетный вес - 18,1 т, практический потолок - 18 тыс. м, дальность полета - 1430 км.

Кстати, на борту МиГа сразу 7 баков - пять фюзеляжных и два крыльевых общей емкостью 4,3 тыс. литров авиационного керосина. Но можно добавить еще и подвесной топливный бак на 1,5 тыс. литров.

Подготовка самолета к вылету занимает около 50 минут. В это время специалисты заправляют машину жидкостями и газами, проводят проверку всех систем. Впрочем, подготовить МиГ-29 можно не только в условиях стационара, но и в полевых. К примеру, при посадке самолетов на аэродромные участки дороги.

Подобная практика в Беларуси отрабатывается с 2007 года. Тогда на импровизированную ВПП приземлились несколько типов летательных аппаратов, в том числе истребители МиГ-29. В последующем подобные тренировки авиаторы стали проводить с завидной регулярностью.

Управление самолетом осуществляется в ручном и автоматическом режимах. Автопилот позволяет максимально точно выдерживать заданные высоту и курс полета. Истребитель оборудован множеством систем, позволяющих пилоту ориентироваться в пространстве без привязки к ориентирам на земле. Они же помогут предотвратить выход в режим сваливания, обеспечат информацией о предельных нагрузках и выведут точно на взлетно-посадочную полосу или на объект перехвата или преследования.

Не только атакует, но и защищается

Система управления вооружением истребителя МиГ-29 состоит из радиолокационного прицельного комплекса средней дальности и оптико-электронного прицельно-навигационного малой дальности. Вместе они обеспечивают обнаружение воздушных целей даже при наличии естественных и организованных активных и пассивных помех. Пилот истребителя без помощи с земли может искать воздушные объекты, обнаруживать их, в том числе скрытно, и опознавать по системе "свой/чужой". При этом в прицеле может находиться до 10 объектов.

Количество сопровождаемых целей - 10. Минимальная разница скорости с целью - 150 км/ч. Скорость атакуемой цели - 230-2500 км/ч. Высота атакуемой цели 30-23 000 м. Боевая нагрузка - 2,18 т.

Для уничтожения назначенных целей на борту предусмотрен комплекс авиационных средств поражения. Максимальный вес боевой нагрузки самолета - больше 2 тонн. Помимо 30-миллиметровой пушки на 150 снарядов, самолет на 6 точках подвески может нести авиационные ракеты "воздух-воздух" разных типов и неуправляемые реактивные снаряды. Бомбардировочное вооружение самолета включает в себя авиабомбы калибра 250 и 500 килограммов и зажигательные баки. Кабина истребителя оснащена системой отображения информации на фоне лобового стекла, а также нашлемной системой целеуказания. Последняя позволяет пилоту мгновенно произвести захват цели головками самонаведения ракет, лишь посмотрев на нее.

МиГ-29 умеет не только атаковать, но и защищаться, - оснащенная комплексом обороны машина предупреждает летчика об угрозе нападения, информирует о направлении возможной атаки, а в случае необходимости ставит помехи системам наведения ракет противника. Для защиты от средств поражения, имеющих тепловое наведение, выбрасываются ложные цели - тепловые ловушки.

К слову, сегодня спектр возможностей самолета МиГ-29 значительно расширился. В ходе глубокой модернизации уже МиГ-29БМ оснастили системами дозаправки в воздухе, новой спутниковой системой навигации, расширили номенклатуру авиационных средств поражения, а еще научили работать по наземным целям современными высокоточными видами оружия, в том числе с телевизионными и лазерными головками самонаведения, работающими по принципу "пустил и забыл". Так что в истории этой боевой машины точку ставить еще очень рано.

| Подготовлено по видео БЕЛТА и "ВоенТВ", скриншоты видео.

Читайте также:

Самое мощное оружие белорусской армии. Рассказываем, что такое "Полонез"

Т-72Б: едет под водой, стреляет на 9 км. Говорим об основном танке белорусской армии

Как обстоят дела в белорусской армии? Обсуждаем с экспертами

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/society/view/pochemu-mig-vybirajut-v-20-stranah-kak-sozdavali-i-uluchshali-legendarnyj-istrebitel-602495-2023/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024