Общество
23 ноября 2024, 14:23
"Эта бабушка купила последнюю булку хлеба". О снимках из 90-х и их реальных историях рассказали их авторы
О пути Беларуси длиной в 30 лет рассказывает уникальный фотопроект БЕЛТА "Беларусь. Взлет". Что называется, почувствуйте разницу!
Благодаря "Марафону единства" уже многие города увидели новый проект Белорусского телеграфного агентства "Беларусь. Взлет". Это 40 плакатов с фото, на которых показано, чем отличается жизнь сегодняшняя и в суровые 1990-е, когда наша страна только-только стала независимой. Некоторые исторические уже снимки сделаны настоящими мэтрами - Аркадием Николаевым, Владимиром Шубой и Александром Дидевичем. Узнали у них, какие реальные истории стоят за каждым из этих фото.
Факты - на плакатПри подготовке выставки авторы не один месяц провели в библиотеках, изучая газеты 1990-х. В некоторые статьи даже вчитываться не пришлось - настолько красноречивыми были у них названия: "Не рожайте, женщины!", "Опасен в гневе... голодный офицер", "Очередь длиною в жизнь", "Не увидим колбасы до осени…", "Телефон для богатых", "Станут ли лекарства доступными?"
То, что для нынешней молодежи уже часть советской истории, то для фотографов БЕЛТА Аркадия Николаева, Владимира Шубы и Александра Дидевича - личные воспоминания, запечатленные на снимках. На одном из них - типичный для 90-х рынок.
- Это Московский рынок, построенный на пустыре в районе Юго-Запада столицы, - уточняет Александр Дидевич. - Поставили навесы и продавали все на свете - сельхозпродукцию, одежду. Я и сам там постоянно отоваривался. Молодежь, наверно, даже не представляет, что их родители когда-то радовались и таким торговым точкам. Потому что не так важен был антураж, как возможность хоть что-то купить, - дефицит кругом! Чтобы приобрести отечественный мебельный гарнитур, к примеру, ждать в очереди приходилось от 10 до 40 лет, а импортный, как подсчитали, - больше века! Сегодня проблема уже другая: как выбрать среди огромного ассортимента товаров то, что нужно.
Еще один говорящий снимок Александра Дидевича - фото двора, посредине которого одиноко стоит деревянная конструкция.
- Это двор моего дома, я там и сейчас живу. Правда, нынче его не узнать: на месте горки - целый игровой комплекс, яркий, современный, - отмечает мэтр.
В долг до лучших временНа снимке Владимира Шубы - пустые торговые точки, которые на разломе эпохи стали обыденностью для миллионов, живших в СССР.
- Это магазин в чернобыльской зоне, - уточняет фотограф. - На переднем плане - бабушка с грустными глазами, которая купила последнюю булку хлеба. Продавец записывает в долговую книгу, кто что покупает. Почему? А потому что зарплаты, пенсии вовремя не выплачивались, денег у людей на руках не было. Брали в долг, до лучших времен.
Еще одна фотография Владимира Шубы - из серии "новые микрорайоны". Построили практически в чистом поле панельку - а вокруг ничего! Разве что неубранные снежные сугробы да пара-тройка машин во дворе.
- Люди были рады получить жилье даже в таких простеньких мапидовских девятиэтажках. Тогда почти все дома были типовыми, одинаковыми, как в известном фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!", - говорит автор. - Хорошо, что сейчас архитекторы могут дать волю фантазии, а дома сдают уже полностью со всей инфраструктурой - с детскими комплексами, подземными гаражами, ландшафтным дизайном. В шаговой доступности магазин, детский сад. А в 90-е же наши дворы стояли полупустыми. Машина действительно считалась роскошью. Кто бы мог подумать, что когда-то в Беларуси на тысячу человек будет приходиться более 300 автомобилей - больше, чем в других странах СНГ?
В столовую со своими вилками?Особенно впечатляет посетителей выставки фотография столовой постсоветских времен. Огромные плакаты на стене предупреждают: "Залоговая цена за вилку и ложку 10 рублей", "Товарищи! Просьба столовые приборы приносить с собой".
- Снимок, кстати, сделан в столовой одного из заводов в самом центре столицы, -поясняет Аркадий Николаев. - Наверно, сегодня такая ситуация кажется абсурдной, нелепой, но все это было, и мы этот "сюр" пережили.
Неповторимую атмосферу 90-х передает и еще один снимок автора: обычный жилой дом, открытое окошко на первом этаже и к нему прямо со двора пристроена лестница. Вверху надпись: "Ремонт обуви".
- Это первые частные предприниматели пытались в меру своих сил и фантазии как-то приспособиться к новым рыночным условиям и отношениям, - улыбается Аркадий Николаев. - Представьте себе, что такой пункт приема обуви вы увидели сегодня. Наверно, многие решили бы, что это розыгрыш. А в те времена такое чудо сервиса - обычное дело.
От дорог с ямами - до широких и удобных трассЖурналисты всегда были наблюдательными, умели ловить живой момент и запечатлевать его в кадре. Шел однажды Аркадий Николаев на работу в БЕЛТА и заметил, как по проспекту Независимости движется чудо техники. Секунда - и для истории пойман ценный сюжет.
- Смекалистый мужчина приспособил верх коляски под прицеп-багажник к своему велосипеду. Умелец, ничего не скажешь, - вспоминает он. - Передвигался он по тротуару, потому что велосипедных дорожек и в помине не было. Конечно, из зарубежных фильмов мы знали, что ими обустраивают улицы, но представить, что когда-то так будет и у нас, не могли.
Да и дороги, чего уж тут скрывать, в 90-е оставляли желать лучшего. Свидетельство тому - еще одна фотография Аркадия Николаева. Возвращался он как-то из командировки по шоссе Минск - Слуцк на служебном "Москвиче-408". И вдруг увидел машину, которая утонула в болоте. Развернулся, остановился и щелкнул кадр на память.
- Оказалось, что утопленник - такой же "Москвич", как у меня, - вспоминает именитый фотограф. - Поэтому я решил подшутить над нашим хозяйственником. Приехал на работу, показываю ему снимок и говорю: "Беда! Нечаянно в болото угодил на своем авто. Сам еле выбрался оттуда". А тот отвечает спокойно: "Не переживай, вытащим". Белтовцы ни в какие времена трудностей не боялись! Кстати, дорога эта была в ужасном состоянии - с ямами, вздыбленным асфальтом. По сути, даже обочины не было.
Наверное, в это сложно поверить, глядя на современную Беларусь с ее шикарными трассами - широкими и удобными для автомобилистов. Сейчас около 90 тыс. км автодорог общего пользования связывают между собой все крупные населенные пункты, областные города и столицу. Причем практически у всех республиканских трасс усовершенствованное покрытие.
Да, по прошествии трех десятков лет многое стало забываться. Тем интереснее такие выставки, как "Беларусь. Взлет", где фотографии напоминают нам непростую историю нашей страны. О том, как, несмотря на все тяготы, невзгоды, бытовую неустроенность, мы не сломались. Как начали писать новую историю - уже суверенной Беларуси.
- Благодаря фотографам БЕЛТА мы можем увидеть на плакатах ту жизнь, которая была в нашей стране несколько десятилетий назад. Осознать, как много было создано за 30 лет, и сделать свои выводы, - отметила генеральный директор БЕЛТА Ирина Акулович. - Фотографии проекта "Беларусь. Взлет" очень проникновенные, человеческие. Они отражают повседневную жизнь простых людей в то время. Мы видим, какими они пользовались тогда велосипедами, таксофонами, стиральными машинами, как отдыхали и обустраивали свой быт. Понятно, что прогресс за прошедшее время затронул не только Беларусь, но и другие страны. Сегодня в нашем распоряжении те же гаджеты и технические новинки, что и в Германии, Австралии или США. Но если оглянуться на 30 лет назад, то нельзя не заметить, что старт у нас был совершенное другой, очень тяжелый. В Германии тогда никто не видел пустых полок и не знал о существовании талонов или купонов, хотя там тоже шли довольно непростые процессы, сопровождавшие так называемое воссоединение страны. А потому успехи и достижения Беларуси и белорусов за этот короткий для истории срок выглядят еще более впечатляющими.
При подготовке фотопроекта "Беларусь. Взлет" использованы кадры начала 1990-х годов, сделанные фотографами БЕЛТА Аркадием Николаевым, Владимиром Шубой и Александром Дидевичем, а также уникальные снимки из Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов. На каждом плакате есть QR-коды. Просканировав их, можно получить больше информации о разных периодах истории нашей страны.
Елена НИКОЛАЕВА,
фото БЕЛТА.-0-