Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Общество
06 апреля 2023, 18:15

"Есть работа - есть будущее". Работники БЕЛАЗа рассказали, почему выбрали предприятие

Машиностроительные гиганты Беларуси уже давно стали национальным достоянием страны. Взять тот же БЕЛАЗ. В советские годы это было одно из самых известных промышленных предприятий. Здесь производили уникальные грузовики не только для союзных республик, но и многих других стран мира: в 70-х годах белорусские карьерные самосвалы занимали 50% мирового рынка. После развала Советского Союза для Белорусского автомобильного завода наступили непростые времена.

Но государству удалось сохранить его, и сегодня БЕЛАЗ - это 8 крупных предприятий, объединенных в один холдинг. Это 550 модификаций карьерной техники для работы в разных климатических условиях. Это самый большой в мире самосвал - БЕЛАЗ-75710, его грузоподъемность 450 тонн. Неудивительно, что грузовик был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Опытные заводчане помнят, как приезд Президента Беларуси Александра Лукашенко на БЕЛАЗ в 1995 году изменил судьбу предприятия, а молодежь готова рассказать, почему предпочитает работать на государство, а не на частника.

Ростислав Ермакович пришел на БЕЛАЗ в ноябре 1988 года. До этого момента он жил в Вилейке, но будущая супруга работала в Жодино.

- Мы познакомились у знакомых на свадьбе. Она порекомендовала мне Жодино: город молодой, перспективный, БЕЛАЗ - тоже перспективное предприятие. И я переехал сюда, - рассказал мужчина. И вот уже почти 35 лет Ростислав Ермакович работает в цехе сборки, испытаний автомобилей и тягачей. Он - слесарь-электромонтажник.

- В 80-е было еще терпимо. Полураспад был, но зарплата была и все остальное. В 90-х годах Союз распался, начались проблемы со всем, - вспоминает заводчанин.

Таких домофонов вы еще не видели. Минские разработчики придумали уникальную систему

Вместе с Советским Союзом развалился и рынок, обеспечивавший работой десятки тысяч человек. Белорусские машиностроительные флагманы уже работали два дня в неделю и дышали, что называется, на ладан. Под видом "реструктуризации, либерализации, приватизации" звучали предложения разрезать и поделить и БЕЛАЗ, и МТЗ, и МАЗ. Да и другие крупные предприятия, на которых держалась и держится вся белорусская экономика. Но приезд Президента на завод в 1995 году поставил точку в этом вопросе.

- Завод как-то смог выкрутиться благодаря нашему бывшему директору (генеральный директор Белорусского автомобильного завода Павел Мариев был одним из первых удостоен звания "Герой Беларуси". - прим. ред.). Александр Григорьевич, наш Президент, категорически запретил продавать такие крупные предприятия, как "Беларуськалий", БЕЛАЗ, МАЗ, тракторный. У нас в цеху была встреча с Президентом. Вот он и объяснил нам "политику партии", что будем выкручиваться, будем делать все возможное. Было, конечно, проблем много, но они решались. И работа пошла, - отметил Ростислав Ермакович.

В 2006-м Александр Лукашенко снова посетил жодинское предприятие. Президенту продемонстрировали новейшую разработку - карьерный самосвал грузоподъемностью 320 тонн.

- Я и сам растерялся, когда увидел огромные цеха, заваленную отдельными деталями территорию. Особенно меня кузова поразили. Вы лучше меня знаете, что тогда было, - вспомнил глава государства о своем первом визите на БЕЛАЗ. - Второе посещение - это уже улыбающиеся ваши лица, прекрасные машины. Вы уже вышли на какой-то уровень производства. Это уникальное предприятие для нашей страны. Это символ нашей страны. Это гордость нашей страны. Мощный, красивый - такую машину под силу делать только умным людям. И далеко-далеко не каждая страна, а редко какие страны делают такие машины.

Почему цитрусовод не ест лимоны? Узнали, как в Ботаническом саду растят экзотику

На предприятии и не скрывают: в истории завода были порой и сложные периоды. Но руководство делало все возможное, чтобы вовремя и в полном объеме выплачивать зарплату работникам.

- Даже в сложные времена. Когда государство контролирует предприятие, является гарантом чего-то - это уже большой плюс, - убежден термист термогальванического цеха Александр Добровольцев. - Закупается новое оборудование. Сейчас идет не только модернизация производства, но и его расширение, увеличение объемов производства. Стараемся идти в ногу со временем.

До трудоустройства на БЕЛАЗ в 2004 году Александр работал на такой же должности на Борисовском заводе "Автогидроусилитель".

- Ситуация там была довольно сложная. Зарплата была маленькая, задерживали ее. Пришлось подыскивать другие варианты. Сразу все понравилось: предприятие большое, все было интересно. БЕЛАЗ на уровне мировых производителей и держит марку. На тот момент он держал, по-моему, около 30% мирового рынка, - рассказывает термист.

Кстати, а чем занимаются термисты? Термообработкой металла. В термогальваническом цехе идут процессы цементации и закалки деталей. Участок здесь полностью компьютеризирован. Температура в печах - около 870 градусов. К термистам поступает стальная деталь, и им необходимо добиться ее определенной твердости.

- Изначально сырая сталь мягкая, - поясняет Александр Добровольцев. - Цементация - это термопроцесс, насыщение поверхностного слоя стали углеродом. Потом происходит закалка - увеличивается твердость детали. Самое приятное, когда получаешь конечный результат.

В 11 лет ее прозвали Опасной Викой. Как школьница выигрывает чемпионаты мира по шашкам?

Александр Авсюк, который трудится на БЕЛАЗе слесарем механосборочных работ, тоже целенаправленно шел работать на этот завод.

- После окончания лицея я пошел служить в Вооруженные Силы. Отслужил, немного отдохнул и решил устроиться работать на БЕЛАЗ: тогда был резкий подъем, поэтому понравились перспективы. Образование подходило. Я пришел на завод, посмотрели на объемы работ, что нужно будет выполнять. Это меня вполне устроило, и я устроился сюда, - рассказал он.

По словам парня, многие его знакомые работают в частных фирмах. Сам же Александр не боялся идти на государственное предприятие.

- Сложилось, наверное, такое мнение (по крайней мере, о БЕЛАЗе), что государственное - значит, стабильное. Есть и друзья, и знакомые, которые работают в частных фирмах, - они такой зарплаты не получают, как я. Плюс у них нет никакой стабильности в работе: сегодня ты работаешь и хорошо зарабатываешь, а завтра уже можешь искать какое-то другое место. У нас более перспективно и надежно, - подчеркивает слесарь.

- Сейчас БЕЛАЗ - перспективное предприятие. Работы сейчас… Заказов много. Раз есть работа - значит, есть и зарплата, есть будущее. Правильно? - риторически резюмирует его коллега по цеху Ростислав Ермакович.

| Михаил Матиевский, скриншоты видео.

Друзья! Мы любим рассказывать вам истории об удивительных белорусах, которые спасают жизни, выхаживают животных, радуют талантами и необычными увлечениями. Нам хочется, чтобы о них узнало как можно больше людей. Если у вас есть такие знакомые, пишите на почту m.matievskii@gmail.com, и они станут героями наших сюжетов.

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Читайте также:

"Меня называют сухарем". Дирижер Виталий Кульбаков - о музыке и любви с первого взгляда

"Ноги на завод уже сами идут". Они пережили худшие времена МТЗ, и вот что говорят

"Она этого достойна". Чтобы сделать предложение девушке, этот сержант удивил всех

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/society/view/est-rabota-est-buduschee-rabotniki-belaza-rasskazali-pochemu-vybrali-predprijatie-559807-2023/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024