Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Общество
17 июля 2015, 09:29

ДОСЬЕ: К 120-летию авиаконструктора Павла Сухого

Самолеты Су-34 на параде
Самолеты Су-34 на параде

Яркую страницу в историю авиации вписал выдающийся авиаконструктор, основатель советской реактивной и сверхзвуковой техники, создатель первоклассных самолетов СУ Павел Осипович Сухой.

Родился он 22 июля 1895 года в городе Глубокое Витебской области в семье учителя. Родители Осип Андреевич и Елизавета Яковлевна работали в народном училище. В 1897 году родители переехали в Гомель, в 1914 году Павел с серебряной медалью окончил гимназию и поступил на физико-математический факультет Императорского Московского университета, а через год перевелся в Московское высшее техническое училище. С 1916 года служил в армии, был участником Первой мировой войны в качестве прапорщика-артиллериста. На фронте будущий авиаконструктор в полной мере осознал, какую важную роль в войне играет авиация.

С военной службы Сухой демобилизовался по состоянию здоровья. В 1918-1919 годах работал учителем математики в школах Лунинца и Гомеля, а в 1920-1925 годах продолжал учебу в Московском высшем техническом училище. В 1923 году Павел Сухой женился на своей землячке Софье Феликсовне. Молодожены жили вначале в маленькой комнатке Софьи. Здесь у них в 1925 году родилась дочь Ирина, а в 1932 году родился сын Дмитрий. Этот брак был по-настоящему счастливым, семья стала для Павла Осиповича надежным тылом и отдушиной. Летом семья уезжала на родину в Беларусь. Здесь в Гомеле их радушно принимали в доме отца Павла.

Павел Сухой

После окончания МВТУ перспективного инженера Павла Сухого пригласил на работу в конструкторский отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Андрей Николаевич Туполев.

За короткое время профессионализм молодого специалиста значительно вырос. В 1927 году он создал свой первый самолет I-4, который отличался большой скоростью и маневренностью. Затем были спроектированы новые модификации самолета. В конструкторском бюро Павел Осипович работал ведущим конструктором, начальником конструкторской бригады, конструкторского отдела при разработке самолетов РД (АНТ-25) и "Родина" (АНТ-37 бис).

Летчик сидит на крыле И-4 Фото с сайта legendary-aircraft.blogspot.com

В 1936 году командование ВВС объявило конкурс на лучший двухместный одномоторный самолет, "с широким кругом боевых обязанностей": разведчика, ближнего бомбардировщика и штурмовика. Проектирование скоростного самолета под условным названием "Иванов" Туполев поручил бригаде Павла Сухого, которая ранее создала рекордные самолеты АНТ-25 и АНТ-37. На этих самолетах были установлены десятки мировых рекордов и выполнены уникальные перелеты, в том числе и легендарный беспосадочный перелет Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова Москва - Портленд (США) через Северный полюс.

РД-1 во время летных испытаний. Фото с сайта legendary-aircraft.blogspot.com

Велись работы над самолетом, получившим серийное обозначение АНТ-51 "СЗ" (Сталинское задание) - в дальнейшем Су-2, который принял участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны. Группа Су-2 только за один вылет в июле 1941 года разгромила механизированную колонну противника, сожгла 45 танков и 20 автомашин. Облегченные Су-2 (без бомб и реактивных снарядов) применялись в качестве одноместных истребителей. В годы войны Су-2 выполнял функции разведчика и ближнего бомбардировщика. Сотни летчиков Красной Армии в годы Великой Отечественной войны на этих машинах стали Героями Советского Союза, осуществив десятки воздушных таранов. Военные летчики любили "сушки" за легкость, маневренность и скорость.

Один из первых серийных Су-2 с мотором М-87 Фото с сайта legendary-aircraft.blogspot.com

В 1939-1949 годах Павел Осипович Сухой был главным конструктором объединенного конструкторского бюро-29 (АКБ-29), а также директором опытного авиазавода №134. Под его руководством созданы бронированный штурмовик Су-6, реактивный фронтовой истребитель-перехватчик Су-9 с тормозным парашютом и катапультой, сверхзвуковой реактивный истребитель-перехватчик с герметической кабиной Су-15 и другие.

Су-2 2. Фото с сайта legendary-aircraft.blogspot.com

При проектировании боевых машин Павел Сухой стремился довести самолеты до совершенства, искал новые, необычные решения, опирался на новые материалы и технологии. В 1949-1953 годах он являлся заместителем главного конструктора, в 1953 году главным, а с 1956 генеральным конструктором знаменитого ЦАГИ. В 1953-1975 годах под руководством Сухого построен ряд уникальных серийных самолетов, которые на долгое время стали основой советской фронтовой истребительно-бомбардировочной и штурмовой авиации по программам "С" и "Т" (со стреловидными и треугольными крыльями).

Первая публичная демонстрация Су-17М4. Фото с сайта legendary-aircraft.blogspot.com

В 1966 году был создан первый советский истребитель-бомбардировщик со сменной геометрией крыла и его модификации Су-17, где Сухой впервые поставил кресло-катапульту К-36. Это был новый вклад конструктора в развитие боевой авиации. В 1970 году создан всепогодный бомбардировщик Су-24 с системой автоматического огибания рельефа местности (с модификацией). Знаменитые по афганской войне "сушки" прочно вошли в историю мировой авиации. На новых поколениях "сушек" Су-27 летают летчики прославленной эскадрильи "Русские витязи", демонстрируя всему миру искусство высшего пилотажа.

СУ-27

Выдающимся достижением АКБ Сухого стали стратосферный стратегический сверхзвуковой разведчик-ракетоносец Т-4 и его дальнейшие разработки, где впервые в мировом самолетостроении использована кабина экипажа, которая отклоняется вертикально.

СУ-27

За свою творческую жизнь Павел Осипович Сухой вместе с сотрудниками конструкторского бюро создали более 50-ти моделей самолетов, из которых более 20-ти выпускались серийно. На самолетах конструкции нашего земляка установлены рекорды мира по протяженности, высоте и скорости полета.

В жизни Павел Осипович был немногословным, не очень общительным, даже несколько замкнутым, но всегда уравновешенным. Никто и никогда не видел его "заведенным" или впавшим в отчаяние. Сухой есть Сухой, говорили про него коллеги. А летчики-испытатели отмечали, что это был единственный генеральный конструктор, который никогда не отвергал замечаний и предложений, касающихся его машин.

СУ-25

Работал авиаконструктор до последних дней жизни. Умер Павел Осипович Сухой в 1975 году. Имя доктора технических наук, дважды Героя Социалистического Труда, депутата Верховного Совета СССР, дважды лауреата Государственной премии СССР, Ленинской премии навсегда вошло в историю авиации. За выдающиеся достижения в области авиационной техники и науки Павлу Осиповичу Сухому была посмертно присуждена Золотая медаль имени Туполева Академии наук СССР. В 1976 году конструкторскому бюро присвоено его имя.

Талантливым авиаконструктором гордится и его родина - Беларусь. Именем Павла Осиповича назван Гомельский государственный технический университет, улицы в Гомеле, Витебске, Лунинце и Глубоком. В Гомеле в 1977 году установлен его бронзовый бюст. На родине выдающегося авиаконструктора в городе Глубоком в 1996 году появился памятник - самолет Су-17, а в средней школе №1 создан музей Павла Сухого.

Вот, что писали и говорили о Павле Сухом люди, которым довелось с ним работать:

Маршал авиации, Герой Советского Союза Иван Пстыго: "Я горжусь тем, что мне довелось летать на машинах Павла Осиповича Сухого. Это был выдающийся человек и конструктор. Случалось, он принимал решения, которые казалось, противоречили общепринятым представлениям, были непонятны даже для специалистов. Но проходило время, и все убеждались, что идея конструктора правильна. Его способность предвидения всегда поражала".

Украинский генеральный конструктор авиационной техники, Герой Социалистического труда Архип Люлька: "Павел Осипович Сухой создал образцы авиационной техники на острие науки, на грани научной фантастики. Первым среди других генеральных конструкторов он находил решения, определявшие профиль современных самолетов".

Российский авиаконструктор, заместитель генерального авиаконструктора Андрея Туполева Леонид Кербер: "Я познакомился с Павлом Осиповичем Сухим в 1937 году, когда два самолета АНТ-25 начали непосредственно готовить к перелету в США. Сухой был ведущим конструктором этих машин. Необыкновенный педантизм. Врожденные черты характера Павла Осиповича - внутренняя убежденность в своей правоте, невозмутимость. Мне посчастливилось работать со многими крупными авиаконструкторами. И, к чести Павла Осиповича, почти никто из них не обладал такой выдержкой и самоконтролем, способностью сдерживать в себе гнев, раздражительность, возмущение, как Павел Осипович Сухой".

Российский инженер, ведущий авиаконструктор А.К.Аронов: "Мы были наслышаны об особой требовательности Павла Осиповича. Но в первые же дни стало ясно, что перед нами - образец истинного руководителя. Личный пример деловитости, требовательности к дисциплине и порядку, стремление вникать в самую глубину решаемой задачи, корректность в обращении, ни малейшего панибратства и врожденная интеллигентность были присущи нашему новому главному конструктору. Сдержанность и "сухость" Павла Осиповича вовсе не означали его душевную сухость, он был заботлив и чуток к людям".-0-

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/society/view/dose-k-120-letiju-aviakonstruktora-pavla-suhogo-152334-2015/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024