Общество
22 июля 2024, 10:08
Новые маршруты и снижение рисков. Эксперт о транспортно-логистическом потенциале ШОС
Фото из архива
22 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. Старший преподаватель кафедры экономической теории и маркетинга Белорусского государственного технологического университета Юлия Абухович рассказала корреспонденту БЕЛТА о том, какие логистические возможности для Беларуси открывает потенциал Шанхайской организации сотрудничества.
В сложившихся геополитических условиях международные перевозки претерпели заметные изменения, отметила Юлия Абухович. Из-за распространения санкционных режимов и роста рисков безопасности перемещение людей и грузов стало дольше и дороже, образовались новые маршруты взамен проверенных, но утративших прежнюю привлекательность. Эксперты отмечают повышение роли мультимодальных транспортных решений, сохранение важности зарубежных торговых домов в цепочках поставок и спрос на услуги логистического аутсорсинга для минимизации санкционных рисков.
"Беларусь, насколько это было возможно, минимизировала потерю традиционных логистических схем. Благодаря тесным связям с Россией мы сохраняем доступ к внутриконтинентальным перевозкам и к портовым мощностям государства-союзника с экономически эффективными условиями перевалки грузов. Беларусь приступает к созданию собственных портовых комплексов в Санкт-Петербурге, Мурманской области, в перспективе - в Приморском крае. Учитывая запланированную в России масштабную реконструкцию старых и строительство новых железнодорожных путей, выход к рынкам третьих стран у Беларуси станет еще надежнее", - рассказала она.
Хотя у китайской концепции "Пояс и путь" и его евразийского варианта "Экономический пояс Шелкового пути" три года назад появился конкурент в виде проекта ЕС, движение грузов между КНР и Европой продолжает нарастать. По сведениям Организации сотрудничества железных дорог, перевозки контейнеров из Китая в ЕС транзитом через Россию и Беларусь, замершие после начала военных действий на Украине, быстро восстанавливаются: в 2023 году было отправлено более 17,5 тыс. контейнерных поездов в сообщении Китай-Европа, что на 6% выше уровня 2022 года. Белорусские темпы роста еще выше, подчеркнула эксперт.
"Наша страна испытывает недавно возникшие сложности с перемещением товаров в южно-азиатском направлении. Возможно именно в рамках ШОС удастся ускорить реализацию проекта международного транспортного коридора "Север-Юг", призванного связать Россию, Иран и Индию, а также страны-соседи. Пока Китай не проявляет большого интереса к данной инициативе, но есть вероятность, что логика повышения связности пространства ШОС возобладает над соображениями его конкуренции с Индией и Ираном в транспортно-логистической сфере", - отметила Юлия Абухович.
В этом плане важно отметить, что Беларусь больше не транзитная страна, как мы привыкли считать, обратила внимание экономист. "Сегодня мы - интегральная часть колоссального незападного экономического пространства "мирового большинства". Наша новая многовекторность, складывающаяся после успешного начала разворота на Восток и Юг, прочно встраивает Беларусь в сообщество дружественных стран, совместно решающих задачи развития в трудных условиях политической и экономической фрагментации современного мира", - резюмировала эксперт.-0-