Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Круглый стол
04 сентября 2020, 11:00

Организация обучения учащихся в 2020-2021 учебном году

С 1 сентября начался новый учебный год. Около 3 тыс. учреждений общего среднего образования распахнули свои двери, за парты сели более 1 млн учащихся. Вместе с тем поступают вопросы, касающиеся организации учебного процесса, возможности обучения на дому по индивидуальному учебному плану. Об особенностях такого обучения, его плюсах и минусах рассказали участники круглого стола.

Участники:

Ирина Каржова
Начальник управления общего среднего образования - заместитель начальника главного управления общего среднего и дошкольного образования Министерства образования Республики Беларусь;
Наталья Иванова
Главный специалист управления общего среднего образования главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Беларуси
Елена Головнева
Заместитель начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Республики Беларусь
Светлана Ладысюк
Старший преподаватель кафедры психологии ГУО "Академия последипломного образования"
Ирина Столяр
Заместитель директора ГУО "Средняя школа № 111 г. Минска"

Обучение на дому возможно только по медпоказаниям - Минобразования

В Беларуси обучение на дому возможно только по медпоказаниям. Об этом заявила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования - начальник управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова.

"Перечень медпоказаний утвержден Министерством здравоохранения. Такое обучение организуется на основании заявления родителей и справки ВКК, которые родители предоставляют в учреждение образования, где обучался ребенок до того момента, когда поступило основание для обучения на дому. В таком случае ребенок числится в классе, а учителя приходят к нему домой и организовывают ему полноценный образовательный процесс в соответствии с утвержденным для этого учебным планом", - отметила замначальника управления.

Что касается обучения по индивидуальному учебному плану, то в этом случае учащиеся обучаются дома самостоятельно. "Кодексом Беларуси об образовании предусмотрено, что индивидуальный учебный план устанавливает особенности получения общего среднего образования одаренными и талантливыми учащимися, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия или проходить в установленные сроки аттестацию. Законный представитель учащегося должен на имя руководителя учреждения образования подать заявление, в котором указывает причины, по которым необходимо организовать обучение по индивидуальному учебному плану. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие эти причины. Это могут быть спортсмены, которые готовятся к спортивным соревнованиям либо в них участвуют, учащиеся, задействованные в творческих конкурсах, либо те, кто в течение учебного года поменяли место жительства", - добавила Ирина Каржова.

Решение об организации обучения по индивидуальному учебному плану принимает руководитель учреждения образования в течение 20 календарных дней с дня подачи заявления по результатам рассмотрения вопроса на педагогическом совете. Если принято положительное решение, то в течение 5 календарных дней с этого момента до учащегося и его законных представителей доводится решение о сроках и формах проведения аттестации при обучении по индивидуальному учебному плану.

Минобразования: не каждый учащийся способен самостоятельно освоить учебную программу

Не каждый учащийся способен самостоятельно освоить учебную программу, заявила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА главный специалист управления общего среднего образования главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Наталья Иванова.

"Решение об организации обучения по индивидуальному учебному плану или об отказе принимает руководитель учреждения образования, но исключительно по результатам рассмотрения вопроса на педагогическом совете. Учителя наблюдают за детьми на протяжении учебного года и способны оценить возможность ребенка самостоятельно освоить курс того или иного учебного предмета. Поэтому решение принимается не голословно руководителем учреждения образования, а на основании того, насколько это будет полезно для ребенка", - сказала Наталья Иванова.

В случае положительного решения ответственность за результаты освоения учебной программы ложится на родителей. "Мы оцениваем риски, плюсы и минусы, связанные с переводом учащегося на индивидуальный учебный план. На мой взгляд, решение родителей о переводе учащихся на домашнее обучение требует взвешенного решения. Чтобы ребенок благополучно обучался по индивидуальному учебному плану, у него должна быть очень высокая степень самоорганизации, - отметила главный специалист. - Он должен уметь распределять учебный материал, работать с первоисточниками, электронными материалами. Он должен уметь сам себя контролировать. Мы должны понимать, что если при традиционной форме организации обучения учитель на уроке постоянно осуществляет контроль за степенью усвоения учебного материала, имеет возможность сразу же проводить какие-то коррекционные действия, направленные на то, чтобы устранить имеющиеся пробелы, то в данном случае - учитель увидит ребенка только на выходе, на промежуточной либо итоговой аттестации".

Кроме того, есть предметы, которые предусматривают практическую деятельность. "Это химия, биология, физика, где программой предусмотрено проведение практических и лабораторных работ, демонстрационных опытов. Это требует и соответствующего оборудования", - подчеркнула Наталья Иванова. То же самое касается изучения иностранных языков, где необходима языковая практика. Кроме того, у ребенка, находящегося на индивидуальном обучении, могут возникнуть проблемы и с социализацией.

Родители должны понимать, для чего они хотят перевести ребенка на индивидуальное обучение - психолог

Родители должны понимать, для чего они хотят перевести ребенка на индивидуальное обучение. Об этом заявила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА старший преподаватель кафедры психологии Академии последипломного образования Светлана Ладысюк.

"Мы всегда родителям советуем подумать, какие могут быть минусы индивидуального обучения, - сказала Светлана Ладысюк. - Рекомендуем им посетить форумы родителей, которые уже обучают ребенка индивидуально. Подумать, это про вашего ребенка или нет. Потому что перевод на индивидуальное обучение должен начинаться с ответа на вопросы "зачем я это делаю?", "какую проблему при этом я пытаюсь решить?", "это моя проблема или проблема ребенка?", "это реальная проблема ребенка или мне кажется, что она есть?". Более того, опыт показывает: то, что на первый взгляд нам кажется решением проблемы, на практике чаще или уход от проблемы, или, наоборот, порождение новых проблем".

По мнению преподавателя, во время индивидуального обучения ребенок не получает опыта взаимоотношения с одноклассниками. "Какую проблему мы при этом решаем? Или мы только усугубляем? К слову, пример сверстника часто наиболее результативен по сравнению со всеми нашими взрослыми воздействиями. А мы лишаем ребенка возможности посмотреть другой вариант поведения, как сверстники справляются с проблемой. А родители от этого опыта ребенка уводят", - отметила она.

Светлана Ладысюк подчеркнула, что сегодня на рынке труда востребованы надпрофессиональные навыки, которые очень трудно формируются. "Это навыки работы в команде, навыки занять разную позицию: лидера или подчиненного, согласованности своих потребностей с задачами, которые стоят перед коллективом. Как эти навыки сформируются, если мы ребенка изъяли из коллектива? Кроме того, чтобы у ребенка была адекватная самооценка, нужен другой сверстник, глядя на реакцию и поведение которого он может оценить себя и свое поведение", - добавила психолог.

Минобразования: индивидуальная форма обучения требует самоорганизации ребенка

Родители должны подходить взвешенно к выбору индивидуальной формы обучения детей, заявила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель начальника управления социальной, воспитательной и идеологической работы главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Елена Головнева.

"Я бы хотела обратить внимание родительской общественности на такой немаловажный момент, который может возникнуть при организации обучения по индивидуальному плану. Это обеспечение безопасности детей в период их нахождения дома. К сожалению, случаются несчастные случаи с детьми, которые остались без присмотра взрослых. Даже мама просто отвернулась или вышла в другую комнату, а ребенок попал в непредвиденную ситуацию. И такие случаи довольно частые", - сказала Елена Головнева.

Кроме того, принимая решение в пользу выбора индивидуального обучения, родитель должен быть уверенным в том, что его ребенок способен самоорганизовываться. "А у детей эти навыки плохо развиты. И здесь степень ответственности родителя, безусловно, возрастает в разы. Как правило, оставив ребенка дома и возложив на него ответственность за освоение учебных программ, взрослые не только не обеспечивают надлежащего контроля за тем, как это происходит, но и сами дети не имеют возможности развивать свои творческие способности и таланты. Не секрет, что дома дети в своем большинстве сидят в гаджетах и компьютерах. Такая форма обучения должна быть, но к ее выбору родителям нужно подходить взвешенно и ответственно", - добавила она.-0-

Замдиректора школы: перевод ребенка на индивидуальное обучение влечет много сложностей

Перевод ребенка на индивидуальное обучение влечет много сложностей. Об этом заявила во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА заместитель директора средней школы №111 Минска Ирина Столяр.

"Принимая решение о переводе ребенка на индивидуальный план обучения, родители должны думать о сроках и механизме его реализации. Вопрос будет на рассмотрении руководителя учреждения образования в течение 20 календарных дней со дня подачи заявления. Кроме того, решение должно быть принято по результатам рассмотрения вопроса на педагогическом совете. Понятно, что в учреждении образования педсовет не может собираться по одному заявлению. И мы, как правило, проводим заседания один раз в четверть. Поэтому рациональным будет принимать такое решение до начала учебного года, чтобы ребенок вовремя начал обучаться по такой форме", - сказала Ирина Столяр.

Замдиректора подчеркнула: выбирая индивидуальную форму обучения, нужно быть готовым к определенным трудностям. "Решение принято, в течение пяти календарных дней родители получают письменное уведомление, но на этом процедура не заканчивается. Нужно с каждым педагогом согласовать индивидуальный план обучения, форму контроля знаний, содержание и, естественно, время, когда ребенок может прийти на аттестацию. Это самый сложный вопрос. Нередко бывает так, что, когда может педагог, не всегда получается у ребенка. И, конечно, достаточно сложно решать эти вопросы", - отметила она.

Ирина Столяр добавила, что это должно быть очень взвешенное решение. "Нужно этот вопрос сначала согласовать в семье, а потом прийти к руководителю учреждения образования, побеседовать с педагогами, насколько это рационально. На мой взгляд, обязательно должна быть встреча с педагогом-психологом, который проведет какие-то дополнительные диагностики и даст рекомендации родителям. И только взвесив все эти составляющие, стоит определяться с формой обучения", - заключила она.

Фото Рамиля Насибулина

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/roundtable/view/organizatsija-obuchenija-uchaschihsja-v-2020-2021-uchebnom-godu-1278/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024