Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Круглый стол
04 февраля 2016, 12:00

На своем поле: как белорусскому производителю собственный рынок не упустить

Отечественные производители алкогольной продукции в последние годы оказались не в простой ситуации. Единое экономическое пространство в рамках ЕАЭС сталкивается с жестким регулированием рынка в этой сфере со стороны государственных органов стран интеграционного объединения. В результате производители оказываются в неравных условиях, и белорусский потребительский рынок с его более строгим регулированием находится под угрозой захвата его зарубежными конкурентами. Что можно этому противопоставить? Каким образом расширить внутренний спрос и завоевывать новые рынки? Проблемы отрасли обсудили в пресс-центре БЕЛТА эксперты.

Участники:

Игорь Шустов
Генеральный директор ОАО "Минск Кристалл" - управляющая компания холдинга "Минск Кристалл Групп"
Виолетта Брезовская
Начальник управления организации торговли и общественного питания Министерства антимонопольного регулирования и торговли Беларуси
Игорь Юрченко
Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ОАО "Минск Кристалл"
Денис Мороз
Иван Троцкий
Генеральный директор ЗАО "Минский завод виноградных вин" (Беларусь)
Михаил Леончик
Директор ООО "Завод Бульбашъ"

- Уважаемые гости! Для того чтобы оценить ситуацию на белорусском рынке алкогольной продукции, нужно знать, в каком он состоянии. Поэтому наш первый вопрос: с какими результатами ваши предприятия вступили в 2016 год, и какие перспективы вы видите в будущем?

Игорь ШУСТОВ:

- Прошлый год характеризовался тем, что в Беларуси, согласно официальной статистике, резко упало потребление алкоголя. Согласно данным, мы вернулись на уровень 2005 года. Пик потребления алкоголя был в 2011 году - 13 литров на душу населения, в 2015 году по предварительным данным он составил 9 литров.

Этим цифрам можно было бы радоваться, отражай они реальное состояние общества. Дескать, все большее число людей отказываются от спиртного и переходят к здоровому образу жизни - пить стали меньше. Увы. Пить в нашей стране меньше не стали. Только в структуре потребления белорусский качественный алкоголь заменил дешевый контрафакт из стран-соседей, а то и суррогат, опасный для здоровья. В результате отрасль в целом по стране сработала со снижением всех показателей. Продажи крепкого алкоголя - водки, ликеро-водочных изделий - сократились к уровню 2014 года на 13%, вин плодовых - на 40%. Соответственно снижению продаж падали и объемы производства по всей номенклатуре. Единственное: производство шампанского осталось на прежнем уровне и чуть увеличился выпуск коньяка. Эта повлекло за собой снижение экономической эффективности предприятий - как государственного, так и частного сектора. Удельный вес акцизов, к слову, в бюджете - от 4 до 5%.

Игорь ЮРЧЕНКО:

- Пик развития нашей отрасли пришелся на 2011-2012 годы, когда проводимая государством ценовая и акцизная политика препятствовала появлению контрафакта. Одновременно она позволяла нам наращивать внутренний спрос и точечно завоевывать внешние рынки. А вот потом не выверенные, на мой взгляд, решения в части акцизной политики - за последние 3-4 года акцизная ставка возросла примерно в шесть раз, плюс изменение налогооблагаемой базы - привели к тому, что высокодоходная отрасль стала низкорентабельной. Замечу, что и покупательская способность населения существенно снизилась.

Иван ТРОЦКИЙ:

- В последние годы рынок крепкого алкоголя в нашей стране неуклонно сокращается в объемном выражении. В основном, это связано с серьезным увеличением акцизов на ликеро-водочную продукцию. Для потребителя стоимость легального алкоголя существенно возросла, и объемы продаж стали падать. Не стал исключением и 2015 год. Объем продаж ликеро-водочных изделий по данным трех кварталов снизился на 13%.

Проблему заметили, и в настоящий момент появилась тенденция к снижению акцизов. На государственном уровне появилось понимание угрозы для развития отрасли со стороны контрафактной и поддельной продукции.

Одновременно могу отметить, что на любые вызовы времени наше предприятие старается найти адекватные ответы. Мы считаем, что наша задача - регулярно повышать планку в усложняющихся условиях. Наше предприятие постоянно работает над повышением качества продукции и развитием ассортимента. Только в 2015 году мы вывели на рынок около 45 новинок, регулярно проводился рестайлинг уже существующих торговых марок, чтобы сделать их более привлекательными и интересными для покупателей.

Работа с ассортиментом - это наша главная задача на перспективу. Считаю, что необходимо сделать акцент на импортозамещение тех видов продукции, которые можем производить у себя в стране.

Михаил ЛЕОНЧИК:

- По сравнению с 2014 годом рынок у нас, как и у всех, провалился - мы продали продукции на 14% меньше. Поэтому основная цель - рестайлинг, новые виды продукции с лучшим соотношением цены и качества. На сегодняшний день стало больше взаимопонимания с торговлей, решены вопросы расчетов, присутствия в рознице различных форматов. Так что в будущее мы смотрим с определенной долей оптимизма.

- Давайте вспомним ситуацию, которая сложилась на белорусском рынке несколько месяцев назад, когда Президенту пришлось даже проводить совещание по вопросам развития алкогольной отрасли. Речь шла о том, что высокие акцизы и поток контрафактной продукции из стран-соседей по Таможенному союзу привели к резкому падению объемов продаж и, как следствие, производства на внутреннем рынке. Торговля не хотела брать вашу продукцию, а склады производственных площадок были переполнены. Удалось ли преодолеть негативные тенденции?

Игорь ШУСТОВ:

- После совещания у Президента 20 августа 2015 года был предпринят ряд дополнительных мер, направленных на стабилизацию работы отрасли.

Сегодня основная ее проблема - переизбыток предложения. Производственные мощности в нашей стране по водке превышают потребление в 2,7 раза, по винам плодовым - больше, чем в 2 раза, по коньяку - в 1,7 раза. И это создает напряжение на внутреннем рынке алкоголя.

По ассортименту белорусские предприятия - и государственные, и частные - удовлетворяют потребности населения на 100%. Водка в торговле - на 97% отечественная. Коньяки, которые мы начали выпускать по программе импортозамещения с 2004-2005 годов, на 70% белорусские. Начато производство ранее импортируемых напитков - рома, виски, текилы и т.д. Но полностью от импорта мы не уходим - потребитель должен иметь выбор и получать то, что хочет.

Еще одна важная проблема отрасли, которая, к сожалению, на сегодняшний день характерна для всей экономики и отражается на ситуации на потребительском рынке - это дисциплина платежей, то есть возврат денег за поставленную продукцию. Она архиважная и касается не только сегмента алкоголя. С учетом поручений главы государства ситуация была значительно улучшена, МВД и прокуратурой были проведены проверки большинства субъектов хозяйствования, приняты жесткие меры, и положение выровняли.

Иван ТРОЦКИЙ:

- Как я уже отмечал, стратегией нашего предприятия является предложение потребителям наиболее широкого ассортимента высококачественных алкогольных напитков по доступной цене. Мы постоянно изучаем рынок, следим за потребительскими тенденциями. Поэтому проблемы с переполненными складами не стали для нас актуальными ни в прошлом году, ни сейчас.

Разумеется, падение рынка сказалось на сокращении объемов производства, но свою долю на внутреннем рынке мы не потеряли. Покупатель проявил высокую степень лояльности к продукции Минского завода виноградных вин. Однако должен отметить, что в ужесточившихся рыночных условиях необходимо искать новые возможности сбыта продукции.

- В конце минувшего года, когда было принято решение об объединении государственных предприятий отрасли в единый холдинг, речь шла, что это поможет белорусским производителям на равных разговаривать с более сильными конкурентами из России. Особенно актуальным вопрос стал после памятного снижения минимальной цены крепких напитков на российском рынке, когда поставки в РФ нашей продукции стали просто не выгодными. Оправдались ли надежды на создание холдинга? Есть ли подвижки в деле выхода нашей продукции на единый, казалось бы, потребительский рынок?

Игорь ЮРЧЕНКО:

- Главой государства подписан указ о создании белорусского алкогольного холдинга, в который вошли восемь предприятий, а управляющей стала компания "Минск Кристалл". В настоящий момент создана, зарегистрирована и введена в состав холдинга торговая компания, на базе которой будут строиться продажи. Основные перспективы развития нашего объединения как на внутреннем рынке, так и, в первую очередь, на внешних мы связываем с этой структурой. Но это перспектива чуть более отдаленная, а пока внешними рынками каждая производственная площадка будет заниматься самостоятельно под общим контролем холдинга. Иными словами наша задача - наращивать объемы продаж внутри страны и искать возможности для выхода на внешние рынки.

- Безусловно, важнейшим импульсом развития для отечественных производителей является расширение рынков сбыта за рубежом. Какие меры, шаги и действия могли бы способствовать расширению экспорта нашей продукции?

Игорь ШУСТОВ:

- Экспорт остается основным приоритетом для работы наших производителей. Мы его наращиваем и развиваем, входим в такие страны, куда, казалось бы, принципиально тяжело пробиться. Поставляем свою продукцию и в Новую Зеландию, и в США, и в Латинскую Америку, в Африку, Китай, Вьетнам - всего в 26 стран. Зачастую эти поставки носят разовый, брендовый характер, но есть и стабильные долговременные контракты.

Экспортные рынки алкоголя - очень сложные. Каждая страна с учетом того, что алкоголь - акцизная продукция, важная для пополнения бюджета, принимает меры по защите внутреннего рынка. Это касается и ЕАЭС, и Европы. Скандинавские страны, к примеру, подходят очень жестко к регулированию собственных рынков. Чуть либеральнее законодательство в Германии. Казахстан принимает очень жесткие меры, потому что у них высок уровень контрафактных поставок.

Игорь ЮРЧЕНКО:

- Попасть на внешние рынки очень сложно. Возьмем Российскую Федерацию. Там в прошлом году установили минимальную розничную цену 185 российских рублей за бутылку водки объемом 0,5 литра. И что? Малоизвестная компания "Статус групп" тут же набрала 20% российского рынка и за неполные четыре месяца обогнала крупнейших игроков. А наш продукт может заехать в Российскую Федерацию по цене 160-165 российских рублей. Это цена для дистрибьютора, который должен отдать продукт в сеть, которая тоже должна заработать, так что можете представить, какой будет розничная цена. А "Статус групп" отдает свой продукт по цене 107-112 российских рублей.

В Казахстане работать еще сложнее. Там введен обеспечительный платеж. Для того, чтобы продать литр любого алкогольного продукта, необходимо внести обеспечительный платеж, эквивалентный цене трех литров этого продукта. И это без гарантии возврата. Бизнеса здесь не получается никакого.

Игорь ШУСТОВ:

- Это красноречивый пример того, как рынки защищаются от импорта. Все заинтересованы в развитии собственного производителя.

Приведу и другие примеры жесткой акцизной политики. Если у нас в среднем акциз составляет около 5 евро за литр алкоголя, иногда чуть больше, то в Швеции он равен 56, в Эстонии - 18, Бельгии - 21, Латвии - 13, в Португалии и Литве -12. Этот сбор, естественно, отражается на конечной цене продукции. В таких условиях нам, конечно же, тяжело работать.

Игорь ЮРЧЕНКО:

- Сейчас мы идем по пути создания собственных товаропроводящих сетей. Они уже есть в странах Балтии, Армении, в ближайшее время будем открывать в Российской Федерации.

В части экспорта, на наш взгляд, существенную поддержку нам могли бы оказать законодательные акты, регламентирующие возможность маркетинговых выплат зарубежным покупателям, продвигающим нашу продукцию. Законодательством это не запрещено, но хотелось бы иметь нормативную основу для подобных выплат.

Кроме того, мы неоднократно ходатайствовали об увеличении сроков завершения торговых операций. В настоящий момент у нас есть для этого 90 дней на все. Но если говорить про рынки Латинской Америки или Австралии, то там логистика занимает 45-60 дней. У нашего партнера остается буквально 30 дней, чтобы работать с нашим продуктом. А вот другие игроки рынка предоставляют 90 дней только на реализацию.

Михаил ЛЕОНЧИК:

- Экспорт нашего предприятия в минувшем году, конечно, сильно упал - на 45%. Основной наш рынок - Россия, и здесь сыграл роль вопрос курсовой разницы. Мы выходим, как и "Кристалл", на более широкую географию поставок, но с холдингом нам пока тяжело конкурировать, потому что себестоимость продукции у нас гораздо выше за счет цены спирта.

Тем не менее, на 2016 год мы поставили перед собой задачу нарастить объемы выпуска и планируем, что сумеем 5-10% прибавить, в первую очередь - за счет наших экспортных позиций.

Только вчера я вернулся из поездки в Западную Европу. Непросто там. В Словакии ввели новую акцизную марку. Не знаю, как спланировали свою работу наши партнеры, но они весь товар взяли с таможенного склада и уплатили акциз. И тут с 1 февраля появляется новая акцизная марка. А это значит, что взятый товар надо утилизировать. Абсурд, по нашему мнению.

Возьмем Польшу. Она рассматривает белорусский товар как российский. Объяснить, что это не так, очень сложно. Но мы работаем над этим, потому что польский рынок очень интересный, и мы планируем в этом году три-четыре машины в месяц с нашей продукцией отправлять в Польшу.

На иностранных рынках вообще бывает трудно понять логику. Те же поляки начинают закупки с дешевых водок, а затем выходят на более дорогой сегмент. Но нам бы хотелось показать сразу качество, лучшие образцы, а не раскручиваться на дешевых сортах.

С Россией очень тяжело работать. Мы сотрудничаем с "Магнитом", другими сетевыми компаниями, и там очень непросто повышать цену. Но приходится считаться с тем, что Россия - наш основной экспортный рынок, мы в эту страну первые экспортеры.

Иван ТРОЦКИЙ:

- Европейский союз - это в том числе страны винодельческой зоны: Франция, Италия, Испания, Германия. Они ввели очень серьезные заградительные пошлины для винодельческой продукции извне Евросоюза. Даже если у тебя высококачественная продукция с конкурентной себестоимостью, из-за этих пошлин она становится неконкурентоспособной.

Для наращивания экспорта, с нашей точки зрения, важно личное общение производителей с представителями торговых и закупочных организаций, необходима действенная презентация выпускаемой продукции. И ничего лучше специализированных выставок в этом направлении еще не придумано. Однако участие в выставке - весьма недешевое мероприятие с негарантированным эффектом на ближайшую перспективу. На наш взгляд, здесь имеет смысл перенять опыт наших европейских коллег, которым 50% стоимости участия в выставке и обустройства стендов компенсирует государство. Расчет простой - поддержка отечественного производителя на внешних рынках помогает эффективнее продвигать национальную продукцию на экспорт. Выгода для страны очевидна, но в понимании этих тенденций мы, к сожалению, пока отстаем от Европы.

- Виолетта Викторовна, хотелось бы вернуться к проблемам внутреннего рынка и услышать оценку Минторга, как за осень и зиму изменилась ситуация с ассортиментом продукции белорусских производителей в торговой рознице и заведениях общественного питания.

Виолетта БРЕЗОВСКАЯ:

- Торговля всегда в широком ассортименте представляла нашу алкогольную продукцию. Но после совещания у главы государства задачи были усилены. У нас есть своеобразный инструмент защиты отечественного производителя - это постановление Министерства торговли о перечне товаров. Это перечень товаров отечественных производителей, который должен быть на полке каждого магазина в зависимости от его торговой площади. То же самое относится и к алкогольной продукции. Например, в супермаркете площадью от 1-2,5 тыс. кв.м ассортимент водок и ликероводочных изделий отечественного производства сегодня составляет 60-200 видов, вин виноградных - 30-80 наименований, шампанского - 25 наименований, коньяков - от 18 до 35 наименований. То есть количество наименований вин виноградных мы увеличили в этом перечне в четыре раза, водки - в пять. Это достаточно серьезные объемы. Думаю, со мной согласятся производители, что за последнее время остатки нереализованной продукции у предприятий были существенно снижены и сейчас соответствуют нормативам.

Нельзя не отметить, что потребление алкогольных напитков в стране снижается. В 2015 году продажа водки снизилась на 10%, ликероводочных изделий - на 15%, вин виноградных - на 1,6%, плодовых - на 19,7%, коньяка - на 10,9%, вин игристых, включая шампанское, - на 7,9%. В абсолютном пересчете на алкоголь продажи снижены на 10,9%.

Но если брать структуру розничного товарооборота, то продажа алкоголя составляет в нем около 10%. Это одна из доходных товарных позиций розницы.

- Не оставляет ощущение, что статистическое снижение потребления спиртного в странах ЕАЭС не в полной степени отражает реальные цифры. По некоторым оценкам, до 70% российского потребительского рынка спиртного - это контрафактная продукция. Понятно, что отсутствие в цене акцизной составляющей позволяет предлагать недобросовестным производителям сказочно низкую цену, а отсутствие экономических границ делает неизбежным появление контрафакта на нашем рынке. Что можно противопоставить нелегальным продавцам?

Игорь ШУСТОВ:

- И в Росси, и в Беларуси ведется жесткое государственное регулирование в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Наши законодательные акты и Российской Федерации здесь носят зеркальный характер, в том числе и путем установления предельных минимальных отпускных цен, что в определенной степени помогает бороться как с контрафактом, так и с демпингом.

За последние годы с учетом роста акциза и цен объем контрафактной продукции, ввозимой в нашу страну, сильно вырос. По данным МВД, с которым мы очень плотно сотрудничаем в данном направлении, за 2015 год объем выявленных правонарушений в данной сфере увеличился в 4,5 раза. За год выявлено 4738 правонарушений, из нелегального товарооборота изъято 205 тыс. литров спиртосодержащих жидкостей, 459 тыс. литров ликероводочной продукции, 49 тыс. литров вина - всего на сумму почти Br50 млрд.

Стоит отметить, и это подчеркивает МВД, что 90% контрафакта идет к нам из Российской Федерации. Открытые границы в рамках ЕАЭС позволяют недобросовестным поставщикам осуществлять эту противоправную деятельность. Мы с этим боремся и очень сильно.

В прошлом году в результате совместных действий МВД Беларуси и Российской Федерации в Брянске был закрыт спиртзавод, который производил контрафактную продукцию именно для белорусского рынка - шли промышленные поставки водки "Белая береза".

Но наиболее эффективный способ борьбы - экономический. Если бы не было такой разницы в цене, человек бы не покупал контрафакт. Принято решение об ужесточении правил ввоза, но все-таки с восточной соседкой наша граница открыта.

Игорь ЮРЧЕНКО:

- Проблема отражается на деятельности холдинга. Наша минимальная цена на полке - Br55-65 тыс., а контрафактная водка стоит Br30-45 тыс. Например, в Гомельской области магазин в большом селе продает в неделю бутылку водки! Неужели там все стали трезвенниками? Нет, конечно. Это прямое следствие продаж контрафакта. Есть данные, что некоторые "точки" по распространению контрафакта за выходные продают до 50 ящиков алкоголя!

Наверное, прежде всего, необходимо вести профилактическую работу, объяснять людям, что если уж есть необходимость употребить спиртное, то покупать стоит только проверенные и качественные напитки. Нельзя экономить на здоровье.

Также мы обращались с предложением рассмотреть вопрос о снижении стоимости акциза, что в конечном итоге позволит снизить стоимость продукта и выбьет экономическую базу у контрафактных поставок.

Разумеется, нужна и более активная работа правоохранительных органов, ведь продажа нелегального зелья ничем не отличается от распространения тех же спайсов - никто не знает, как отразится употребление суррогатов на здоровье наших граждан.

Иван ТРОЦКИЙ:

- Розничный рынок, особенно в сфере оборота алкоголя, в нашей стране регулируется очень жестко. И надо сказать, что порядка здесь много больше, чем в соседних странах.

Однако участившиеся случаи обнаружения контрафакта, притом, зачастую, в больших объемах, говорят о том, что ликеро-водочная продукция в стране воспринимается потребителями как достаточно дорогой продукт. В результате многие покупатели рискуют здоровьем, приобретая алкоголь по заниженным ценам. Люди понимают, к каким негативным и даже опасным последствиям это может привести, но все равно надеются на авось. Это вызывает большие опасения.

Поэтому я считаю, что наиболее действенные меры по защите как потребительского рынка, так и покупателя - экономические. Когда цены на продукцию на внутреннем рынке будут восприниматься потребителями как приемлемые, тогда и потребность приобретать контрафактную и поддельную продукцию у них отпадет.

В этой связи еще раз хочу отметить, что некоторое снижение акцизов, которое произошло в наступившем году, мы, производители, воспринимаем как факт позитивный, усиливающий конкурентоспособность белорусской отрасли производства алкогольных напитков по сравнению со странами-соседями, партнерами по экономической интеграции.

Надеюсь, что при дальнейшем регулировании алкогольной отрасли правительство будет всесторонне взвешивать принимаемые решения.

Михаил ЛЕОНЧИК:

- Правоохранительные органы, безусловно, работают. Я общаюсь с директором Бобруйского гидролизного завода, куда поставляется весь контрафакт для переработки в спирт для технических целей. Объемы у них выросли в разы.

Нас эта проблема касается чуть меньше, поскольку мы работаем в более дорогом сегменте, а контрафакт - это угроза в первую очередь для самых доступных видов алкоголя.

- На прошлой неделе прозвучало заявление Президента о том, что он не приемлет искусственных запретов на потребительском рынке - любой запрет рано или поздно оказывается лишь на руку нелегальным торговцам. Как вы относитесь к возможностям расширения предложения на новых торговых площадках внутри страны, в частности, в интернет-торговле?

Виолетта БРЕЗОВСКАЯ:

– Запретами действительно ничего не решишь. Но регулирование продаж алкогольной продукции, да и любой другой, которая имеет специфические особенности, в разных странах ведется различными способами. Например, у нас в стране в отношении таких групп товаров, как драгоценные металлы, лекарственные средства, оружие, алкоголь, табак установлены определенные требования к условиям продажи, в том числе, к времени, рекламе. В частности, оптовая и розничная торговля алкоголем - это лицензируемый вид деятельности - то есть субъекты торговли обязаны соблюдать определенные требования, установленные законодательством. В частности, продавать алкоголь можно только в магазине, павильоне с торговой площадью 50 и более квадратных метров, нельзя продавать алкоголь в мелкорозничной сети, в помещениях, где расположены учреждения образования, организации здравоохранения, детские театрально-зрелищные и культурно-просветительные учреждения, общежития, с применением интернет-технологий и др. Эти ограничения сложились исторически, действуют много лет и неукоснительно соблюдаются. Есть право на ограничение времени продажи алкоголя у исполкомов при проведении определенных мероприятий. Но единого по стране временного ограничения продажи алкогольных напитков у нас нет, как, например, в России установлен запрет на продажу алкогольных напитков с 23.00 до 8.00.

Мы понимаем, что необходимо развивать национальную торговлю, в том числе и онлайн, и если вопрос - разрешать ли торговлю алкоголем через интернет-магазины будет поставлен, его необходимо обсудить с общественностью, бизнес-союзами, производителями, правоохранительными и налоговыми органами, поскольку это товар специфический.

Игорь ШУСТОВ:

- Вопрос интернет-торговли уже неоднократно обсуждался на различных уровнях. Проблема, конечно, неоднозначная. В действующем правовом поле осуществление интернет-торговли алкоголем невозможно. Поэтому проработка этого вопроса повлечет за собой существенное изменение нормативной базы.

В Российской Федерации обсуждается вопрос возврата торговли алкоголем в интернет, но с введением очень жестких ограничительных принципов. По информации Росалкогольрегулирования, ежедневно в этой стране закрывается 20 сайтов, которые организовывают нелегальную продажу алкоголя. У нас, к счастью, подобного нет.

Как покупатель, я считаю, что продажа через интернет была бы интересна. Как представитель производителей, я согласен с тем, что интернет-площадки полезны. Этот инструмент, я думаю, повлечет увеличение продаж. Хотя, по информации все того же Росалкогольрегулирования, за 2015 год в России через интернет было продано около 35 млн. бутылок алкоголя, что составляет менее 1% всего товарооборота.

Но как отец несовершеннолетних детей - я против. Потому что может возникнуть вероятность продажи алкоголя несовершеннолетним. Нет гарантии, что недобросовестный курьер или продавец не доставит запрещенный товар несовершеннолетнему. Как наладить здесь контроль, я не знаю. Как, к слову, и контроль за контрафактом. Поэтому считаю, что вопрос имеет право на обсуждение, но нужны механизмы действенного контроля. И обсуждать этот вопрос, я считаю, нужно на общенациональном уровне.

Игорь ЮРЧЕНКО:

- Мне, как производителю, безусловно, интересно увеличивать объемы продаж, в том числе и через онлайн площадки. Однако все страны, где алкоголь запрещен к продаже в интернете, не смогли найти ответ на вопрос, как не продать спиртное несовершеннолетним. И у меня нет ответа. Также нельзя забывать, что данная услуга может сделать бесконтрольным движение контрафакта. Убежден, что компетентные органы проработают эту проблему. Поэтому к этой теме нужно обязательно возвращаться.

Михаил ЛЕОНЧИК:

- Мы - только за, если будет обеспечена безопасность продаж. Потому что дополнительные онлайн-площадки будут способствовать увеличению продаж. Но этот вопрос нужно прорабатывать законодательно.

Иван ТРОЦКИЙ:

- Совершенно согласен с Президентом в том, что любые запреты на легальном рынке лишь способствуют деятельности серых поставщиков и черных продавцов. И поэтому мы, белорусские производители, будем поддерживать открывающиеся возможности для сбыта нашей продукции. В том числе считаем важнейшей задачей снятие запретов на торговлю алкоголем в сети интернет, как это сделано в большинстве стран Европы и практически у всех наших ближайших соседей.

Здесь нужно понять, что речь не идет об алкоголизации населения, о доступности спиртного для несовершеннолетних или поблажках в соблюдении общественного порядка в публичных местах. Все же культуру потребления алкоголя в обществе должен воспитывать не милиционер на пороге магазина, а семья, школа, общественные правила и взаимоотношения. На мой взгляд, гораздо более позитивный эффект для экономики страны и для общественных интересов в целом заключается в том, чтобы предоставить взрослому человеку возможность цивилизованным путем приобрести качественный продукт по приемлемой цене.

Барьеры на пути продажи спиртного совершеннолетним быть обязаны. Преград между добросовестным производителем и правомочным покупателем быть не должно.

Денис МОРОЗ:

- Прежде всего, хотел бы заметить, что проблема алкоголизации населения, доступность спиртного для несовершеннолетних и перспективы развития отрасли, расширения торговых площадок - это две разные темы, которые не стоит увязывать. Можно вообще прекратить производство и продажу алкоголя в стране. Но я уверен, что ситуация со здоровьем нации только ухудшится за счет потребления контрафакта и суррогатов.

Как представитель крупнейшей в стране торговой онлайн-площадки могу заявить, что интернет-магазинам необходимо предоставить право торговать полным ассортиментом продукции. В противном случае об успешном развитии сектора говорить не приходится. Это касается всех групп товаров.

Неужели мы не сможем обеспечить безопасность продаж онлайн, как это делают другие страны? Думаю, что здесь мы способны даже дать им фору. В Германии, Литве или Польше тоже есть несовершеннолетние дети, но там сумели решить вопросы безопасной торговли.

Почему важно именно сейчас рассматривать этот вопрос? Потому что для всех отечественных производителей любой товарной группы проблема увеличения сбыта актуальна.

Это понимание есть у наших российских коллег. Здесь развитию интернета и, в частности, онлайн-торговли внимание уделяется на самом высоком уровне. И успехи россиян очевидны. Не секрет, что два крупнейших интернет-магазина брендовой одежды, которые работают на белорусском рынке и доставляют товары по всей стране, принадлежат российским компаниям. Только вот налоги они уплачивают своему государству, а наши покупатели делают им значительную часть товарооборота.

Сегодня Минпромторг России работает над документом, который разрешит дистанционную продажу алкоголя лицензированным продавцам. Ведь в России, а то же самое можно сказать и о Беларуси, имеется значительный неудовлетворенный спрос потребителей на такую услугу.

Россияне руководствуются тем, что снятие запрета на продажу алкогольной продукции дистанционным способом может положительно отразиться на всем сегменте онлайн-торговли продовольственными товарами. Наличие алкоголя в заказе повышает привлекательность онлайн-сервисов для потребителей, с одной стороны, и, с другой, повышает рентабельность продаж для продуктового интернет-магазина. И, напротив, если нет возможности что-то приобрести онлайн, покупатель отказывается от заказа в интернете в целом - ведь ему все равно придется посетить стационарный магазин.

Это объективный факт, который нужно учитывать, если мы заинтересованы в развитии отечественной интернет-торговли.

- А насколько важным в Минторге считают развитие онлайн-розницы? Видите ли вы угрозу в том, что рынок электронной коммерции Беларуси может быть монополизирован иностранными, в частности, российскими онлайн-продавцами?

Виолетта БРЕЗОВСКАЯ:

- В целом национальный товарооборот интернет-торговли растет довольно динамично. С 2010 года количество магазинов увеличилось больше чем в 3,5 раза. В структуре оборота онлайн в 2014 году составил 1,3%, а когда будут подведены итоги 2015 года, мы ожидаем получить более 1,5%.

Количество посылок из-за границы действительно в последние годы растет, наши граждане все активнее приобретают товары в зарубежных интернет-магазинах. Этот процесс актуален для всех стран ЕАЭС, и наша "пятерка" сегодня серьезно думает над тем, чтобы ввести определенные условия для приобретения товаров в зарубежных интернет-магазинах. Минторг поддерживает такие меры.

У нас сегодня зарегистрировано более 10 тыс. интернет-магазинов. Цифра достаточно большая. В то же время соглашусь, что национальная онлайн-торговля сегодня еще в зародыше, однако нет никаких препятствий, чтобы она развивалась более активно.

Денис МОРОЗ:

- Давайте говорить откровенно: по уровню развития электронной коммерции Беларусь отстала не только от лидеров, но и от большинства развивающихся стран мира. Мы на худших позициях, нас даже не включают в международные рейтинги. Если в развитых странах онлайн-торговля - это 10% от общего товарооборота, то у лидеров - Великобритании и Китая - 15%, у развивающихся стран 3%. В Беларуси – 1%, пусть даже 1,5. При этом 70% товарооборота в онлайне - это деньги, которые белорусы платят на электронных площадках Китая, России, Великобритании, Германии, налоги с которых не попадают в бюджет. Оставшиеся 30% онлайн-оборота - это и есть доля собственно белорусской электронной коммерции, львиная часть которой приходится на интернет-гипермаркет "Евроопт".

Упустим момент - и онлайн-рынок Беларуси "порвут" продавцы из ближних и дальних стран, которые не откажутся поделить пирог европейского государства с почти десятимиллионным населением. Напротив, если снимем лишние запреты и ограничения, пойдем в ногу со временем - есть большой шанс оказаться в лидерах на пространстве Евразийского экономического союза. Мы активно продвигаем белорусские товары через наш российский интернет-магазин на рынке РФ минуя посредников. Ведь все необходимые для этого условия в Беларуси созданы, осталось лишь убрать устаревшие барьеры.

Хочу дополнить коллег некоторыми практическими соображениями, которые побуждают нас с тревогой заглядывать в завтрашний день. Как я уже отмечал, в России в Госдуму уже в ближайшее время будет передан законопроект о легализации дистанционной торговли алкоголем. Российский бизнес ждет снятия запретов. По нашим данным, сегодня все крупнейшие сети этой страны создают собственные интернет-магазины. Как только появится разрешение, онлайн-площадки заработают. И это позволит российским продавцам в ближайшей перспективе развернуть поставку для белорусских покупателей. Крупные российские сети заказывают большие объемы товара, что соответственно сказывается на ценах. В России меньше НДС, цены на товары, которые производятся внутри страны также ниже наших. Нашим поставщикам практически невозможно бороться с ценами, которые предлагаются ретейлерами страны-соседки. Пример уже есть - российская экспансия на белорусском рынке автозапчастей. По оценкам экспертов рынка, российские поставщики взяли в этой сфере уже 20% общего товарооборота запчастей. Ту же картину мы видим и в торговле товарами легкой промышленности, особенно одежды и обуви, о чем я уже говорил. Думаю, все понимают, что произойдет в этой ситуации с белорусскими торговыми компаниями, если и в сфере продовольствия сюда придут крупные российские сети. Ведь российским онлайн-ритейлерам не нужно даже получать разрешений, обслуживание белорусских покупателей всеми группами товаров за исключением алкоголя и табака они смогут вести с распределительных центров из приграничных с Беларусью городов. Эти распредцентры уже постороены, поэтому система доставки товаров покупателям может заработать в считанные недели. Белорусские интернет-магазины, в том числе и Е-доставка, будут вынуждены закрыться в связи с глубокой убыточностью очень быстро. Кроме того, многие наши стационарные торговые сети, которые балансирует на грани до 1% рентабельности, также обанкротятся в короткое время! И это я считаю серьезной угрозой экономической безопасности страны. Возвести барьеры на пути российского бизнеса в пределах единого экономического пространства мы не сможем. Единственный выход - поддержать, пока не поздно, развитие отечественной онлайн-торговли. Если разрешить торговлю в интернете алкоголем и табачными изделиями, этот бизнес станет рентабельным. Им займутся и другие крупные белорусские сети. Мы будем конкурировать между собой, в том числе и ценами, но налоги с розничных продаж на территории нашей страны останутся в Беларуси. И в такой ситуации, когда будет несколько курпных активных белорусских онлайн-ретейлеров быстрая экспансия со стороны российских интернет-магазинов будет крайне затруднительна или невозможна.

Игорь ШУСТОВ:

- Независимо от того, в каком магазине приобрел наш гражданин алкоголь, даже если на территории Российской Федерации, у нас в стране есть ограничение на перемещение физическими лицами алкогольной продукции. Я уже не говорю про юридические лица. И если гражданин перевозит алкоголь свыше установленной нормы, это попадает под правонарушение.

Любая поставка юридическими лицами, независимо от страны происхождения, осуществляется через институт специальных импортеров. То есть у нас импортеры определены для того, чтобы сделать импорт в страну абсолютно прозрачным. Поэтому опасения, что россияне завезут сюда спиртное, я считаю напрасными.

- А есть ли у наших производителей реальный шанс выйти на рынки соседних стран, где разрешена торговля алкоголем в интернете?

Иван ТРОЦКИЙ:

- Шанс освоить новые рынки, привлечь новых покупателей есть всегда, если ты предлагаешь качественный продукт. И интернет-магазины в этом деле являются большим подспорьем для развития новых каналов сбыта. В странах, где разрешена интернет-торговля алкоголем, гораздо больше потенциальных покупателей. Ведь одно дело - зайти в магазин и увидеть на полке неизвестный товар незнакомого производителя. И совсем другое - ознакомиться с составом продукции, с сертификатами качества, с внедренными на производстве стандартами, с завоеванными наградами международных конкурсов-дегустаций и т.д. Мы, белорусские производители алкоголя, сильно ограничены в возможностях продвижения наших товаров на потребительском рынке, а в интернете у нас появляется возможность предоставить потребителю полную и исчерпывающую информацию о товаре. Согласитесь, что у каждого есть право знать, какую именно продукцию он приобретает.

Кроме того, должная представленность в виртуальном пространстве - это еще и прямые возможности для увеличения числа потенциальных оптовых покупателей нашей продукции. Во-первых, мы были бы не связаны с ними региональными рамками, во-вторых, они могли бы торговать нашей продукцией, не привязываясь к стационарным магазинам.

Поэтому снятие ограничительных мер на торговлю алкогольной продукцией в интернете однозначно пошло бы на пользу всем - как белорусским производителям, так и государству. А исключение из оборота контрафактной и суррогатной продукции, не сомневаюсь, оказалось бы очень полезным для наших покупателей.

- Денис Викторович, насколько, по вашему мнению, велики возможности электронной коммерции?

Денис МОРОЗ:

- Несомненно, они превосходят возможности традиционной розницы, особенно в регионах, в сельской местности и малых городах - там, где проникновение магазинов современных форматов еще недостаточно.

Важно, что интернет-технологии позволяют качественно представлять и сотни тысяч, и даже миллионы товарных позиций одновременно. Тогда как ассортимент современного гипермаркета не превышает 50 тыс. позиций. Онлайн-торговля позволяет на виртуальной полке разместить весь ассортимент отечественного производителя. При этом каждый продукт сопровождается информацией о составе или качественных характеристиках, что для производителей алкогольных напитков, при отсутствии какой-либо рекламы, достаточно важно.

- Но сможете ли вы держать на своем складе миллионы товарных позиций?

Денис МОРОЗ:

- А это и не нужно - все решается посредством правильно организованной работы с поставщиками.

Кроме того, интернет не имеет границ, а это значит, что информация о продукции белорусских производителей будет доступна всем покупателям в мире. Им будет легче найти интересующий их ассортимент, сравнить и приобрести необходимые товары.

А если обратиться к опыту конкретно нашей компании, то у нас есть возможность и мы готовы представить продукцию белорусских производителей на собственных торговых площадках, в том числе и виртуальных, а также в интернет-магазинах наших партнеров в Российской Федерации.

- Если представить себе, что законодатели отменят ограничения на торговлю спиртным в интернете, сможем ли мы урегулировать эту сферу так, чтобы не ощутить тех негативных последствий, о которых так много сказано? Существуют ли действенные механизмы адресной реализации алкогольных напитков, препятствующие возможностям приобретения их несовершеннолетними лицами?

Денис МОРОЗ:

- Почему, говоря о торговле алкоголем в интернете, мы сразу пытаемся представлять себе какие-то запредельные картины - несовершеннолетних, компании маргинальных личностей? У нас в стране живет огромное количество образованных, нормально зарабатывающих людей, которые хотят покупать элитные вина, коньяки, и которые сегодня ограничены в этом желании - когда находятся, к примеру, на даче или болеют. Или просто не могут пойти в магазин!

Государство способно создать действенную систему контроля продаж онлайн. Опыт мировых лидеров электронной коммерции свидетельствует, что торговля спиртным в сети контролируется ничуть не менее строго, чем традиционная розница. Технически создать эффективную систему контроля торговли в онлайне гораздо проще, чем в традиционной рознице. Нами изучены лучшие практики на различных зарубежных рынках, и все передовые инструменты контроля могут быть применены в условиях Беларуси. Это должна быть многоступенчатая система не просто контроля - отбора покупателя. Прежде всего, в момент заказа нужно идентифицировать его личность - чтобы это был совершеннолетний и правомочный гражданин. Затем, оформляя расчет в онлайне, мы убедимся в его платежеспособности и в том, что оплачивает товар именно тот, кому предназначен товар. Следующий этап - фото- и видеофиксация момента передачи заказа, предоставление документов, подтверждающих личность и возраст получателя заказа… Ни в одной автолавке, развозящей спиртное по белорусским деревням, нет, к слову, фото- или видеофиксации. Убедиться и документально зафиксировать, что заказ был передан в руки гражданина, которому закон позволяет приобретать алкогольные напитки, на самом деле достаточно просто.

Кроме того, есть и действенные методы не только оперативного контроля, но и выдачи лицензии со стороны регулятора. Лицензию на продажу алкоголя онлайн должны получить только крупные игроки рынка, которые понимают всю ответственность за продажу алкоголя. Что касается оперативного контроля, то может применяться метод тайной закупки, для того, чтобы убедиться в неукоснительном соблюдении установленных правил торговли. Минторг сегодня активно использует этот инструмент. В случае обнаружения нарушений следует жесточайше наказывать нерадивого продавца - исключать из реестров, лишать лицензии, штрафовать, чтобы неповадно было. Так происходит во всех странах, где разрешена онлайн-продажа алкоголя.

- В плане борьбы с алкоголизацией населения Беларусь очень любят сравнивать с Финляндией - вот, мол, с кого следует нам брать пример…

Денис МОРОЗ:

- Существующий в Беларуси, в том числе в среде регулирующих органов, миф о том, что в Швеции, и, особенно, в Финляндии не разрешают продавать алкоголь через интернет, и поэтому все у них хорошо, я считаю некорректным. Мы не похожи на финнов ни в плане жизненного уклада, ни в экономической модели страны, ни в системе законодательства. Сравнивать нас нужно с ближайшими соседями - Польшей, Литвой, Россией и Украиной, особенно с соседями по единому таможенному пространству, с которыми у нас нет границ. И тут сравнение не в нашу пользу.

А в плане употребления алкогольных напитков финнами могу рассказать, что у них есть возможность делать заказы в интернет-магазинах других государств Евросоюза. Правда, норма заказа ограничена двумя литрами алкоголя, но вот их количество не имеет ограничений.

Кроме того, хочу напомнить, как многие скандинавские семьи предпочитают запасаться алкоголем, приезжая на пароме и загружая полные машины алкоголя в портах Риги и Таллинна. Финские алкотуры - широко известное явление за пределами Финляндии. И если посчитать потребление алкоголя в этой стране с учетом не только статистики внутренних продаж, но и с тем, что ввозится, то цифры потребления на душу населения удвоятся. Для экономики Финляндии, видимо, не является проблемой, что налоги с потребления ее гражданами алкоголя получают другие страны. А вот для бюджета Беларуси - это актуально.

Не так давно в интервью финской экономической газете Kauppalehti специальный помощник министра по вопросам семьи и базовой социальной защиты Ханна-Майя Каусе заявила, что Министерство социального обеспечения и здравоохранения Финляндии готовит проект реформы закона о продаже алкогольной продукции. Действующее с 1994 года законодательство необходимо привести в соответствие с современной конституцией страны, считают в Хельсинки. Министерство выяснит, какие из действующих сейчас ограничений можно отменить. График продажи алкогольной продукции в Финляндии планируется расширить, а высокоградусные напитки разрешить продавать посредством сети интернет. По данным Kauppalehti, алкогольный монополист Alko откроет интернет-магазин уже в нынешнем году.

Приверженцы запретов на торговлю алкоголем любят ссылаться на опыт этой страны. Но, как видим, даже наши северные соседи поняли, насколько неэффективными оказываются запретительные меры.

- Давайте подведем итоги. Куда мы движемся? Какие шаги следует предпринять? Считаете ли вы возможным развивать каналы сбыта на внутреннем рынке посредством онлайн-торговли?

Михаил ЛЕОНЧИК:

- Мы - только за интернет-торговлю. Считаю, что она намного уменьшит поступающий в страну контрафакт. Продукт станет более доступным - я захотел, заказал, мне привезли. Здесь все прозрачно. Я считаю, что легализация торговли алкоголем в интернете увеличит продажи и обороты как торговли, так и производителей.

Иван ТРОЦКИЙ:

- Как производитель, я за то, чтобы у нас появились новые рынки сбыта в виде интернет-площадок. Это будет способствовать увеличению продаж, отчислению налогов. А так как мы достаточно крупные налогоплательщики, улучшение экономических показателей будет на пользу не только нашему предприятию, но и нашей стране. А по поводу опасений… Считаю, что раз в других странах удается решить эту проблему, значит, и мы справимся.

Игорь ЮРЧЕНКО:

- Вопрос очень тяжелый. Как производитель я бы хотел дополнительные рынки сбыта. Как потребителя меня смущают пока многие аспекты, которые необходимо прорабатывать. При полном решении всех проблем, о которых сегодня говорили, можно запустить в действие систему продаж алкоголя в интернете.

Денис МОРОЗ:

Торговля алкоголем и табаком в интернете - это не самоцель. Цель - выращивание сильных национальных операторов, которые смогут противостоять онлайн-операторам других стран. Не создав условий для своих игроков, мы эту борьбу проиграем. Причем, в ближайшие месяцы. Напротив, если государство обеспечит для развития электронной коммерции конкурентоспособную среду, то я убежден, что Беларусь способна очень быстро вырваться на ведущие позиции в этой сфере, от чего выиграли бы все - и страна, и производители, и население.

Да, как правильно отмечалось, в нашей стране есть определенные ограничения на ввоз алкоголя физическими лицами. Но давайте не будем закрывать глаза и на существующие возможности беспрепятственного провоза любого количества товаров через открытую белорусско-российскую границу. Никто не остановит легковушку физического лица, даже если багажник машины будет под завязку забит алкоголем. Остановить этот поток крайне сложно.

Исправлять ситуацию в отрасли, на мой взгляд, надо следующим образом - снизить акциз до уровня, когда водка на прилавках отечественных магазинов будет стоить Br35–40 тыс. Это сделает невыгодным поставку в Беларусь контрафакта. Более того, активнее белорусскую водку станут покупать иностранные граждане, ведь в их странах этот продукт стоит дороже. В результате бюджет получит дополнительные средства даже при сниженных акцизах. При этом обвинения Беларуси в несогласованной акцизной политике можно считать несостоятельными, ведь большая часть водки в России - контрафактная. Формально цена российской водки не может быть ниже 185 российских рублей или Br50 тыс. На практике же контрафактная водка составляет 70% всех продаж в России и стоит на российском рынке около 130 рублей, на белорусском рынке - Br40 тысяч. Таким образом, именно в России не выполняются условия согласованной акцизной политики.

Только экономическими мерами, а не запретами, можно вытеснить с рынка нелегальный алкоголь. И если мы справимся с этим вызовом - сумеем обеспечить и дополнительные поступления в бюджет, позволим производителям расширить рынки сбыта посредствам онлайн-торговли и защитить здоровье нации от употребления некачественного, несертифицированного и поддельного спиртного.

Виолетта БРЕЗОВСКАЯ:

- Любые изменения законодательства проводятся в установленном порядке. Поэтому, если такой вопрос возникнет на повестке дня, он будет прорабатываться в соответствующем порядке.

Игорь ШУСТОВ:

- Решения по оптимизации производства и по условиям выпуска алкоголя в Республике Беларусь действуют, и их достаточно. Решения по защите внутреннего рынка тоже приняты, и их достаточно. Пусть они непопулярны и идут вразрез с некоторыми обязательствами в рамках интеграционных объединений - интересы у каждой страны есть свои, и они останутся. Об этом глава государства говорил неоднократно.

Алкоголь доступен сегодня для всех, кроме тех, кому продавать его запрещено. Интернет - это просто удобство для потребителя. Но эта тема должна обязательно и очень широко обсуждаться. Выслушать нужно все стороны. Инициировать обсуждение могут хозяйствующие субъекты, госорганы, объединения предпринимателей, бизнес-сообщества и союзы.

Мы не говорим этой теме категоричное "нет", но "да" должны сказать потребители.

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/roundtable/view/na-svoem-pole-kak-belorusskomu-proizvoditelju-sobstvennyj-rynok-ne-upustit-816/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024