Наталья Чирицо, или, как ласково называют учительницу школьники, Наталья Владимировна, сочетает в себе редкую инициативность, изобретательность и желание сделать мир вокруг себя чуть добрее и справедливее. Специалист с тремя высшими образованиями, многократный участник республиканских и международных инновационных конкурсов и проектов, любимый своими учениками педагог и просто человек с большим сердцем, Наталья Чирицо на протяжении многих лет доказывает, что делать жизнь особенных детей проще и счастливее можно и нужно. Корреспонденты БЕЛТА стали участниками урока по совершенствованию навыков сенсорной интеграции, разработанного по уникальной методике для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, и выяснили, в чем секрет целебного действия проекта "Живая рука".
Подход к работе с особенными детьми у Натальи Чирицо отнюдь не дилетантский. У минчанки три высших специальных образования. Первое, спортивное, она получила в 1999 году в Смоленском государственном институте физической культуры. Для получения второго дошкольного Наталья Чирицо поступила в Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка. В 2020 году инициативный педагог решила, что необходимо повысить квалификацию, и обратилась за дополнительными знаниями в Российскую академию физической культуры. Выбор кафедры адаптивной физической культуры и спортивной медицины во многом предопределил будущее направление ее работы. "Что я поняла за годы своей учебы, так это то, что самая главная цель адаптивной физической культуры - повышение качества жизни детей с какими-либо отклонениями. Мы учим их, помимо прочего, обслуживать себя самостоятельно. Очень важно, чтобы они чувствовали себя уверенно в социуме", - раскрывает цели своей работы учитель столичной школы.
Разработка полифункциональных тренажеров, внедренная Натальей Чирицо в образовательный процесс столичной школы №111, уникальна. И это не пустые слова. Нигде в республике не существует аналогичных классов адаптивной физической культуры и сенсорной интеграции, функционал которых используют в минском учреждении образования. Проект состоит из двух комплексов. Идея первого из них, полифункциональных тренажеров, направленных на развитие сенсорно-перцептивных функций, представлена еще в 2017 году. Тогда со своей идеей Наталья Чирицо дошла до гранд-финала республиканского инновационного проекта "100 идей для Беларуси". "Первый разработанный мной комплекс ориентирован на совершенствование работы верхних конечностей. Выполняя входящие в него упражнения, мы задействуем межполушарное взаимодействие, развиваем вестибулярный аппарат и когнитивные функции, чтобы ребенок не был ограничен в двигательной активности нижних конечностей, то есть умел ходить, стоять, делать приставные шаги и приседания", - с воодушевлением рассказывает о своей задумке Наталья Чирицо. В кабинете АФК (адаптивной физической культуры) занимаются школьники с диагнозами "спастическая диплегия" 1, 2 и 3 степени, с болезнью Дюшенна и рядом других заболеваний, а также учащиеся начальных классов из специальных медицинских групп.
Используя свои наработки в школьных классах, учитель поняла, что уделять внимание развитию только двигательных навыков у особенных детей недостаточно. Тогда появилась задумка нового проекта "Живая рука", направленного на развитие мелкой моторики детей, ограниченных в движениях. Специалист видела, как тяжело особенным детям с двигательной дисфункцией рук, вызванной контрактурой суставов и эспатичностью кисти, заниматься на уроках, и решила изменить подход к занятиям и воспитанникам. Свою идею Наталья Чирицо вынашивала четыре года. "Я понимала, что мне нужно использовать что-то такое, что способствовало бы расслаблению кисти, потому что ребята приходили ко мне на занятия с сильными спазмами в руках. Они не могли делать правильный хват, им тяжело давался выворот лучезапястного сустава. Мне не хватало воды. Я взяла обычный тазик и наполнила его водой", - посвящает в ход своих мыслей учитель адаптивной физической культуры.
Наталья Чирицо стала практиковать с воспитанниками расслабление кисти в воде перед применением полифункциональных тренажеров. Ребятам делали в воде массаж кисти, они выполняли упражнения с резиновыми мячиками - и рука приходила в норму. После ряда тестирований Наталья Чирицо взялась за разработку второй части своего проекта, которую назвала "Живая рука", - мультипрометрийного комплекса для развития межполушарных связей и коррекции двигательных дисфункций рук у детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Наталья Чирицо вновь решила представить свою разработку в проекте "100 идей для Беларуси" в номинации "Фармация, медицина, медицинская техника", и вновь удача улыбнулась изобретательному педагогу. Проект "Живая рука" победил в номинации и дал своей создательнице дополнительные возможности для развития. По словам героини репортажа, комплекс появился раньше, чем открылся кабинет сенсорной интеграции в средней школе №111. Получить помещение было непросто. И вот, после призового места на конкурсе, отдельный класс был выделен. Наталья Чирицо восприняла это как маленькую победу.
В изготовлении столов (а их в комплексе всего четыре) Наталье Чирицо помогал муж, который по ее эскизам и чертежам собрал учебный комплекс. Проект "Живая рука" многофункциональный: каждый из столов следует проходить последовательно, соблюдая принцип "расслабление руки - нагрузка - расслабление - нагрузка - расслабление", но и по отдельности они не утратят своего лечебного свойства. Все зависит от того, ребенок с каким заболеванием занимается на данный момент и какую цель перед ним ставит педагог. Наталья Чирицо подчеркивает, что самое важное то, что на ее уроке к каждому особенному школьнику индивидуальный подход. Чтобы понять, как работает технология, нам предлагают самостоятельно пройти каждый из тренажеров.
Первый стол - мини-ванна с водой для выполнения специальных комплексов упражнений и массажа рук в воде. Урок начинается с массажа кистей. Вода в ванне теплая, примерно 36-38 градусов по Цельсию. В воде плавают шипованные мячи и ролики, на дне лежат прозрачные и цветные цифры. Это не просто "развлекаловка", каждый из используемых Натальей Чирицо на уроке предметов имеет свою функцию. "Свои занятия адаптивной физкультурой как на двигательную мобильность, так и на сенсорную интеграцию я никогда не провожу просто как занятие адаптивной физкультурой. Я всегда подключаю сюда межпредметную связь: это и математика, и литература, и физика. Например, у нас есть специальные конструкторы, где загораются лампочки, когда мы складываем цепь. Я также стараюсь показать ребятам, как работает та или иная мышца при нагрузке. Из опыта могу сказать, что это мотивирует детей к дальнейшей двигательной деятельности", - рассказывает учитель адаптивной физической культуры.
Не могли не спросить мы и о назначении прозрачных цифр. Оказалось, что в силу заболеваний дети не всегда могут их разглядеть в воде, поэтому выполняют упражнения на зрительно-тактильные ощущения. При помощи же цифр, которые ребята достают из воды, они учат состав числа. Удивительное дело, но, по отзывам ребятам, те примеры и уравнения, которые не получаются у них в учебных классах, школьники щелкают как орешки в кабинете Натальи Владимировны.
Мы подходим к следующему столу, где школьники работают над межполушарным взаимодействием. Каким образом? Во-первых, формируют правильный хват предмета, работают над выворотом лучезапястного сустава. Учитель уточняет, что особенно это полезно, когда школьник приходит на занятие после оперативного вмешательства, и тогда урок - это этап реабилитации. На втором столе ребята выводят линии магнитами, каждый из которых разный по натяжению. Используют школьники и деревянные стилусы. Бывает, Наталья Владимировна усложняет своим воспитанникам задачу, предлагая одновременно нарисовать разнонаправленные линии. Такие упражнения формируют у особенных детей правильную ориентацию в пространстве. На этом же столе размещен дисково-тактильный прибор с мешочками, наполняемость которых абсолютно различная. При выполнении заданий на этом тренажере ребята работают над совершенствованием ассоциативного мышления. Принцип следующий: школьник самостоятельно или по инструкции учителя должен выбрать мешочек любого цвета и описать предмет в нем, который он не видит, но ощущает, а затем провести ассоциацию предмета и материала, из которого он сделан.
Большую часть третьего по счету стола занимает доска для рисования песком. "Казалось бы, песочная терапия всем известна, но я бы сказала, что многие применяют ее довольно примитивно. Начинается обучение с правильного засыпания поля. Рисуют ребята как по заданию учителя, так и полагаясь только на свое воображение. Задается какая-то определенная тема, и ребенок должен эту тему развить с помощью песка. Рисуем пальцами и не только, используем кисти. Дети очень любят процесс засыпания поля песчинками", - уточняет Наталья Владимировна, демонстрируя нам технику рисования песком.
Заканчивается комплекс "Живая рука" столом для массажа. На поверхности мы видим разные приспособления: это установка для веломассажа, валики и многое другое. Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы помассировать кисть руки, но нет, специальная техника есть и здесь. Наталья Чирицо использует методику лечения укладками, которую иначе называют "лечение положением". Пока одна рука ребенка расположена на укладке, учитель с помощью валиков и "ежиков" массирует вторую руку. И наоборот.
В кабинете сенсорной интеграции еще много приспособлений и медицинского инвентаря, которые также применяются на занятиях. Однако Наталья Чирицо подчеркивает, что в первую очередь она обращает внимание даже не столько на правильность выполнения упражнений, сколько на физическое состояние и настроение ребенка. "Бывает, планируешь одно, а выходит совсем по-другому. В этом и состоит вариативная часть урока. Иногда я по ходу занятия меняю задание, которое собиралась дать ученику. Я смотрю на самочувствие, настроение - это очень влияет на результат. Если ученик пришел без настроения, результат будет минимальным. Это все учитывается. В целом, у нас действует правило: в этот кабинет заходите только с улыбкой. Бывает, конечно, что настроение неважное, но дети все равно стараются выполнять все требования. Главное, что я их всех очень люблю", - делится секретами профессионального мастерства Наталья Чирицо.
Очевидно, школьники это чувствуют и отвечают педагогу взаимностью. Второклассники Богдан Камлюк и Виктория Скарина, на урок к которым мы заглянули, уж точно. Ребята души не чают в любимой Наталье Владимировне. Весь комплекс "Живая рука" второклассникам знаком хорошо. Богдану, например, больше всего приглянулся первый стол с мини-ванной. Мальчику нравится выполнять все задания учителя, кроме тех, что связаны с решением примеров. Математику второклассник не очень жалует, другое дело "Человек и мир". Учащийся немногословен, он сосредоточен на задании, поэтому мы решили пообщаться с его одноклассницей. Виктория любит рисовать магнитами. Упражнение сложное, но Вика, как нас уверили, опытная и знает, что делать. Самый любимый предмет девочки - литература, а вот на почетном втором месте - предмет Натальи Владимировны. Несложно догадаться, что основная причина такой привязанности, безусловно, учитель.
Родители благодарны Наталье Чирицо за заботу и участие, проявленные к детям. Педагог рассказала, что в школе действует своеобразная цепочка между ней, законными представителями ребенка, учителем-дефектологом и другими сотрудниками учреждения образования, чтобы выстроить последовательный процесс реабилитации. "Родители очень помогают. Они не просто поддерживают психологически, но и когда я говорю, что нужно, например, сделать детям подставку для ног, с пониманием относятся и идут на контакт. Всегда спрашивают, чем помочь", - с благодарностью отмечает Наталья Чирицо.
В столичной школе № 111 восемь классов интегрированного обучения. У Натальи Чирицо занимаются ребята с 1 по 11 классы. Многие из особенных выпускников школы смогли найти свое место в жизни и стать успешными. Не без гордости учитель адаптивной физической культуры рассказывает о своей воспитаннице Лии Герасименок. Девушка закончила лингвистический колледж и сейчас преподает английский язык. Молодой учитель очень довольна и своей профессией, и своей работой. Еще один достойный пример - выпускник химико-биологического профиля Андрей Щерба.
Заместитель директора по учебной работе Валентина Пашкевич уверена, что главная заслуга в успехе особенных выпускников принадлежит их учителю, Наталье Чирицо. "Мы имеем представление, как должен выглядеть кабинет, чтобы работать на ребенка, и создаем все необходимые условия, чтобы детям было комфортно. Но главный в этом кабинете специалист. Если есть специалист, который знает особенности ребенка, четко понимает медицинское заключение и рекомендации врача и направляет работу по профилактике нарушений у ученика, только тогда достигается результат. Нам с таким специалистов повезло", - заметила в беседе Валентина Пашкевич.
Большой интерес к опыту работы минской школы с особенными детьми проявляют коллеги, и не только из нашей страны. Так, несколько месяцев тому назад учреждение образование принимало гостей из России. В состав делегации входил заместитель министра просвещения России Денис Грибов, у которого продемонстрированные разработки вызвали интерес.
В планах у школы двухкомплексный проект все-таки лицензировать, но ни в коем случае не закрыть для всех желающих. Школа открыта для сотрудничества и всегда готова предоставить площадку для проведения разного уровня мероприятий с целью демонстрации своего опыта. "Наш опыт уникальный, его сложно повторить. Это авторская разработка, поэтому только Наталья Владимировна может непосредственно рассказать, как можно работать с этим комплексом, что каждый из педагогов может использовать у себя. Ведь необязательно внедрять весь комплекс в полном объеме, можно использовать его элементы, если у коллег есть на то возможности и желание", - подчеркнула заместитель директора по учебной работе столичной школы №111.
Инклюзивное образование прежде всего подразумевает принятие детей. Очень важно, когда и администрация школы, и педагогический коллектив, и учащиеся принимают детей с особенностями развития. Психологи утверждают, что совместное обучение дает больше плюсов, чем минусов. Доказательство тому - пример минской школы. Первый инновационный проект учреждения образования был воспитательным по своему характеру - "Формирование модели толерантного отношения социума к учащимся с особенностями психофизического развития". Его реализация дала возможность расположить родителей и учеников школы к принятию особенных детей. Учителя отмечают, что дети стали добрее и милосерднее, начали с пониманием относиться друг к другу. "Мы видим за столько лет работы (а школе уже 17 лет), что изначально выбрали правильное направление. Сказать, что мы полностью инклюзивная школа, нельзя, потому что инклюзивное образование подразумевает единые программы обучения, а вот инклюзивные подходы мы внедряем. Мы вовлекаем особенных детей во все мероприятия, не только внеклассные, но и внешкольные. У нас проводится Неделя толерантности, которая дает возможность активно проявить себя всем детям, а ребятам с особенностями поучаствовать в выставках и конкурсах творческой самодеятельности. Наблюдая за своими детьми, мы видим это принятие, понимание, хорошее отношение к особенным учащимся. Это очень важно в обществе. Мир очень шаткий, и любой из классов, функционирующий в школе, будучи неинтегрированным, в любой момент может стать интегрированным, поэтому общество должно быть к этому готово", - обосновала свою позицию Валентина Пашкевич.
В минском городском банке данных учтено 33 783 ребенка с особенностями психофизического развития (ОПФР), из них 3195 детей-инвалидов. Количество детей с ОПФР ежегодно увеличивается в столице примерно на тысячу. Охват таких детей специальным образованием, коррекционно-педагогической помощью и ранней комплексной помощью составляет 100%. "Сегодня законные представители особенных детей отдают предпочтение интегрированной форме получения образования. Так, в сравнении с прошлым учебным годом значительно расширена сеть специальных групп и групп интегрированного обучения и воспитания в учреждениях дошкольного образования (увеличилось на 45 групп), классов интегрированного обучения и воспитания в учреждениях общего среднего образования (увеличилось на 33 класса), пунктов коррекционно-педагогической помощи (дополнительно открылись в 39 детских садах и 1 средней школе). Главная задача, стоящая перед нами, - обеспечение доступности получения образования детьми с особенностями развития по месту жительства", - прокомментировала первый заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Людмила Борисенко.
Мир неидеален и несправедлив, но инициативность и неравнодушие таких людей, как Наталья Чирицо, позволяют надеяться, что он не потерян для человечества. Важно не оставаться безучастным к проблемам тех, кто в силу прихоти природы или обстоятельств отличается от большинства. Ведь как было замечено, все может измениться, и та проблема, которая еще вчера была чужой, сегодня или завтра может стать личной.
Вера ВАСИЛЕВСКАЯ,
фото Виталия ПИВОВАРЧИКА,
БЕЛТА-0-