Коварная гололедица, метель, непредсказуемый дождь, туман сплошной пеленой… На скорости на дороге стоит на пару секунд зазеваться, отвлечься, один неверный поворот руля - и машина летит в кювет или навстречу неизбежной катастрофе. В салоне авто - люди, чья жизнь висит на волоске и зависит, пожалуй, лишь от воли случая. Резонансные ДТП, в которых жертвами становятся и взрослые, и дети, бьют жуткими подробностями по нервам обывателей. Каждая спасенная жизнь в таких случаях считается большой победой. Что становится причиной трагедии на дорогах, корреспонденты БЕЛТА пытались узнать вместе с сотрудниками УГАИ УВД Витебского облисполкома, отправившись в профилактический рейд, где главным объектом внимания правоохранителей стали маршрутные такси.
На одной из улиц областного центра сотрудники ГАИ фиксируют дерзкие нарушения водителей. Даже несмотря на присутствие патрульно-постовой машины, маршрутчик лихо разворачивается на светофоре через две сплошных и торопится на остановку забрать пассажиров. На вопрос, почему мужчина так пренебрег ПДД, водитель тут же находит ответ: "Из графика выбивался, хотел нагнать упущенное время". За такое правонарушение по ч.8 ст.18.13 КоАП ему грозит штраф от 1 до 5 базовых величин.
Сотрудники ГАИ проверяют состояние водителя, трезвый ли он, пользуется ли во время движения мобильным телефоном, имеются ли все необходимые документы (лицензия на перевозку, справка о техосмотре, водительское удостоверение), аптечка, огнетушитель, нет ли "перегруза" пассажирами, соблюдаются ли правила высадки и посадки людей и многое другое.
"Для нас главное - предупредить нарушения и не допустить ДТП. Во время акции наши сотрудники также в гражданской одежде ездили в маршрутках, чтобы проверить, берут ли водители в салон больше людей, чем положено по норме, как соблюдают ПДД, скоростной режим, пропускают ли людей на нерегулируемых пешеходных переходах и т.д. Один такой "экстремал" попался на том, что на одном из перекрестков Витебска при красном сигнале светофора перестроился на трамвайные пути и по ним объехал пешеходов", - рассказал командир 4-го взвода межрайонного отдела ГАИ УВД Витебского облисполкома майор милиции Леонид Кубрицкий.
В топ-3 нарушений маршрутчиков - превышение скорости, проезд на красный и "перегруз". Чаще всего виной тому становится спешка и погоня за прибылью. Некоторых нерадивых водителей не останавливают даже штрафы, и они регулярно попадают в сводки ГАИ.
"Главное, что забывают перевозчики и водители, - это ответственность за жизни людей. Выходя в рейс, как в городе, так и на межрегиональном маршруте, первое, о чем они должны помнить, - это безопасность пассажиров. В междугородных микроавтобусах пассажиры в салоне должны быть пристегнуты ремнями безопасности. К сожалению, и водители, и сами граждане, пользующиеся услугами такого транспорта, этот момент зачастую игнорируют. В ДТП с участием маршрутных такси, основной причиной становится человеческий фактор, причем вина лежит как минимум на двух участниках дорожного движения. Невнимательность, спешка, неоправданный риск при совершении маневров на дороге, обгон в неположенных местах - все это может привести к печальным последствиям", - отметил Леонид Кубрицкий.
"Остановите за поворотом, мне тут ближе, а то я опаздываю", - вот на такие просьбы и уговоры пассажиров водители должны категорично отвечать, что высадка производится исключительно на остановочных пунктах. Никаких поблажек здесь быть не может, потому что данное правило тоже не просто из воздуха возникло. Вышел, например, ребенок из маршрутки перед нерегулируемым пешеходным переходом и тут же стал перебегать дорогу, потому что в школу опаздывает, а из-за микроавтобуса появляется другое авто. И все - авария. Если очень повезет, отделается малыш легким испугом. Если же нет, то даже страшно представить, какие печальные последствия могут ждать юного пешехода. Подобная ситуация произошла в прошлом году в Витебске, благо тогда ребенок не сильно пострадал, но вынес урок на всю жизнь.
Традиционная акция Госавтоинспекции по выявлению нарушений и предупреждению ДТП с участием маршруток в Витебской области подходит к завершению, но внимание инспекторов к этим участникам дорожного движения не ослабнет ни на один день.
"Только за время акции к административной ответственности были привлечены около 400 должностных лиц и организаций, в том числе один водитель-бесправник и лицо, допустившее его к управлению транспортным средством. В 54 случаях были выявлены нарушения перевозок пассажиров, 13 водителей маршруток превысили скорость", - рассказала начальник отдела агитации и пропаганды УГАИ УВД Витебского облисполкома Надежда Касперович.
Она добавила, что мониторинг работы маршрутных такси в области проводится в течение года. Пристальное внимание Госавтоинспекция уделяет не только маршрутчикам в городах, но и водителям рейсовых микроавтобусов, которые курсируют между населенными пунктами районов. На трассах местного и республиканского значения, особенно в непогоду, ДТП случаются нередко, порой с трагическим исходом, где страдают пассажиры всех возрастов.
"Контроль за маршрутками и такси ведется постоянно, в отдельные периоды мы усиливаем эту работу и привлекаем внимание общественности к проблеме травматизма в этом виде транспорта. Мы встречались с водителями маршруток и перевозчиками, которые вместе должны отвечать за безопасность пассажиров, тем самым заботиться также и о собственном имидже, обсуждали с ними, как уменьшить травматизм на дорогах. За последнее время СМИ широко освещают аварии с маршрутками, и это тоже влияет на улучшение обстановки на дорогах", - подчеркнул Леонид Кубрицкий.
Жители области, к счастью, и сами понимают, что нельзя потворствовать нарушениям и замалчивать факты, свидетелями которых они становятся. "В последнее время в соцсети и на сайт УГАИ граждане присылают фото и видео, где фиксируются нарушения, в том числе маршрутчиков. Например, не так давно один витебчанин прислал фото, где на дороге в трех полосах рядом едут маршрутки, что недопустимо. Все материалы мы передаем специалистам, они выясняют личности водителей и привлекают их к ответственности. Пассажирам важно понимать, что собственная безопасность находится в их же руках, поэтому не стоит проходить мимо, если вы видите факты нарушения правил дорожного движения", - поделилась Надежда Касперович.
С начала года в Витебской области не было крупных аварий с маршрутками, где погибли бы люди, однако нарушений с их участием фиксируется немало - столкновение с авто, наезды на пешеходов, лихачество на дорогах и многое другое. Неужели для перевозчиков и водителей безопасность людей ничего не стоит? Если их не останавливает даже наказание рублем, то что станет решающим в этом заезде наперегонки со смертью? Возможно, всех этих нарушителей нужно хотя бы раз поставить на место их же "подопечных" - собрать в одной маршрутке и прокатить с ветерком, поручив их такому же лихому собрату по рулю. Хотелось бы, конечно, как-то гуманно и доходчиво объяснить им, что рисковать чужими жизнями себе дороже, да и среди пострадавших в каком-нибудь ДТП могут оказаться их же близкие, если брать в расчет закон бумеранга. Видимо, все же полезно будет взять в привычку поговорку "Тише едешь - дальше будешь".
Алеся ПУШНЯКОВА,
фото Александра ХИТРОВА,
БЕЛТА.-0-