Версия для печати
Размер шрифта:
Фото
Печатать
Регионы
06 июля 2023, 10:44

"Нам только борисовские!". Как УП "Бумажная фабрика" Гознака успешно завоевывает новые рынки

План развития предприятия расписан до 2025 года. Что там готовы предложить?

УП "Бумажная фабрика" Гознака, расположенное в Борисове, в 2022-м перешагнуло 120-летний юбилей. Номенклатура выпускаемой продукции превышает две сотни позиций: тетради, конверты, бланки строгой отчетности... Среди новинок – жировлагостойкая бумага, пользующаяся повышенным спросом в пищевой промышленности. Как сегодня работает фабрика? Что и кому предлагает? Почему ее коллективный договор – один из лучших среди предприятий, входящих в состав Белорусского профсоюза работников леса и природопользования, узнали, побывав на производстве.

Тетрадная продукция – экспортная

УП "Бумажная фабрика" Гознака состоит из двух производств – бумажного и полиграфического.

– Нас часто позиционируют как государственное предприятие с полным портфелем заказов, – рассказывает генеральный директор Павел Миронов. – Говорят, что мы производим только бумагу защищенных видов для акцизов, паспортов, печатаем накладные и контрольные знаки. Иногда даже можно услышать версию, будто мы печатаем деньги. Их мы не печатаем.

Да, УП "Бумажная фабрика" Гознака работает по госзаказам, но если в предыдущие годы их было под 60 %, то сегодня примерно половина. Вторая половина – коммерческие заказы, которые приносят фабрике неплохую прибыль. Например, тетради, доля которых в общем объеме продукции порядка 15 %, конверты, бумага для кассовых аппаратов, принтеров, офисной техники.

– Мы экспортно-ориентированное предприятие, – поясняет Павел Миронов. – Около четверти производимой продукции идет на экспорт. Рост его объема по итогам 2022 года составил 130 %.

Что помогает наращивать экспорт? Среди лидеров – школьные тетради! Фабрика производит как обычные 12-листовые (так называемую "зеленку"), так и полуобщие, общие, тетради с различными видами художественной обложки. 95 % тетрадной продукции – экспортная. Она идет в Таджикистан, Казахстан, готовятся поставки в Азербайджан.

– Сегодня на рынке все смотрят в первую очередь на цену, – поясняет Павел Миронов. – Однако есть и постоянные покупатели, которые берут только нашу продукцию. Так, мы более восьми лет тесно сотрудничаем с Таджикистаном, хотя белорусские тетради там дороже аналогов. Наши плюсы – высокое качество и отгрузка в срок. Если мы пообещали два-три вагона тетрадей через месяц, они обязательно приедут в точно заказанном ассортименте. Потому в Таджикистане покупатели специально ищут наши тетрадки: "Дайте нам борисовские!".

Будет участок флексографической печати

– Сегодня мы также производим бумагу для пищевой промышленности с барьерными свойствами, – с гордостью говорит Павел Миронов. – Это аналог пергамента. В нее пищевики заворачивают масло, творог, сыр, используют для выпекания. В рамках экологического направления потребности нашей страны в такой бумаге очень высоки.

В планах руководства УП "Бумажная фабрика" Гознака открыть производство по изготовлению этикеток для пищевой промышленности, так называемый участок флексографической печати.

– Мы в основном офсетчики, а для пищевой промышленности необходима флексографическая печать, – поясняет генеральный директор фабрики. – Поэтому сегодня изучаем этот рынок, подготовили техническое задание и готовы провести конкурс для приобретения соответствующего оборудования.

Отправляемся на производство. В длинном цехе, где изготавливают бумагу, работает бумагоделательная машина БДМ-1. Она производит около 40 тонн продукции в сутки, со скоростью 180 метров в минуту! Рядом чуть меньшая БДМ-2 для изготовления ценных видов бумаг (с волокнами и водяными знаками), ее производительность порядка двух тонн в сутки.

– БДМ-1 запущена в 1982-м, а ее разработка велась с 60-х годов, – рассказывает Павел Миронов. – Сегодня она ограничена в видах изделий, которые мы можем выпускать. У каждой бумаги свои толщина и масса, но рынок диктует требования, отличные от тех, что были ранее. Поэтому БДМ-1 готовим к модернизации. Это инвестиционный проект, состоящий из трех этапов, и сейчас уже идет второй этап, который завершится в этом году. Из-за санкций процесс модернизации затянулся. Сейчас работаем над закупкой, доставкой и монтажом одного из узлов для нашей БДМ-1.

Импортозамещение в действии

Все помнят о проблемах с офисной бумагой, с которыми столкнулись белорусские покупатели в прошлом году. Временные трудности были вызваны не кризисом в отечественной бумажной промышленности, а санкциями против Российской Федерации. Ведь практически вся бумага для офисной техники в Беларуси (порядка 25 тыс. тонн в год!) – привозная.

– У нас есть оборудование для производства бумаги в пачках из собственного сырья, и мы ее делали в меру существующих мощностей, – поясняет генеральный директор фабрики. – Наша доля – примерно 2-3 % рынка офисной бумаги в Беларуси. То, что мы могли поставить на белорусский рынок, поставляли. Особо отмечу, что при этом не повышали цены на свою продукцию. Когда в интернете стоимость пачки доходила до 50-70 рублей, мы торговали по прайсу. Для бюджетных организаций и предприятий Борисовского района делали скидки.

УП "Бумажная фабрика" Гознака санкции коснулись косвенно. Предприятие в основном работает на белорусской беленой целлюлозе, проблем с которой на сегодняшний день нет. Для ее закупки также не требуется валюта. Основные проблемы возникли с поставкой запасных частей для быстро изнашивающихся узлов и оборудования европейского производства.

– После введения санкций ряд европейских поставщиков отказался от поставок запчастей, – говорит Павел Миронов. – Однако благодаря штату вспомогательных служб и своевременным планово-предупредительным ремонтам оборудование работает без вопросов.

Правда, пришлось выстраивать новые цепочки поставки запчастей и некоторых сырьевых материалов через дружественные страны.

– Тем не менее мы тоже без дела не сидели, – утверждает гендиректор фабрики. – Изучили Китай, Индию, Турцию, Казахстан, чтобы найти альтернативное сырье для производства бумаги и полиграфических изделий. С этой задачей удачно справились. Основная сложность – логистика, не всегда хватает вагонов, чтобы доставить сырье из того же Казахстана или Турции. Если раньше материалы мы могли привезти за две недели, то теперь сроки могут растянуться на два-три месяца. Потому приходится закупать с избытком, а это сковывает оборотные средства. Сегодня ситуация стабилизировалась, но на это понадобилось достаточно много времени.

Кстати, продукция УП "Бумажная фабрика" Гознака позволила импортозаместить некоторые виды бумаги, которые из-за тех же санкций больше не ввозятся в нашу страну. В том числе – бумагу для пищевой и табачной промышленности.

– В принципе, наши способности сегодня даже где-то ограничены по мощностям, – признается Павел Миронов. – Поэтому следующая задача после модернизации БДМ-1 – увеличение производительности, чтобы можно было нарастить объем выпускаемой продукции. План развития нашего предприятия расписан до 2025 года. Развиваться нужно постоянно. Если ничего не делать, не вкладывать инвестиции, производство придет в упадок.

Инвестиции в людей

В УП "Бумажная фабрика" Гознака уверены, инвестировать следует не только в оборудование, но и в людей.

– Начинаем с молодежи, – поясняет руководитель фабрики. – К 120-летию предприятия открыли музей, где показываем всю историю производства бумаги. Есть в нем информация и об отечественных предприятиях бумажной промышленности, по истории УП "Бумажная фабрика" Гознака. С момента открытия музея провели более 20 экскурсий для школьников Борисова, и не только по экспозиции, но и на тетрадном производстве. Обязательно дарили тетради. Уверен, кому-то понравится наша профессия, и, позврослев, он придет к нам на работу.

Молодых специалистов фабрика набирает из выпускников Белорусского государственного технологического университета. Тех, у кого нет высшего образования, обучают требуемым специальностям, проводят внутренние экзамены, присваивают разряд.

Известно УП "Бумажная фабрика" Гознака не только размерами заработной платы, но и общественной активностью, социальными проектами.

– Мы как предприятие не можем жить на отшибе, – поясняет заместитель генерального директора по режиму и идеологической работе Александр Хацкевич. – Взаимодействуем и с населением, и властью. Приглашаем на встречи с коллективом депутатов Палаты представителей Лилию Ананич и Александра Шипуло, сенатора по Борисовскому району в Совете Республики Елену Зябликову. Они встречаются с коллективом, отвечают на вопросы, помогают решать проблемы.

Работники фабрики принимают активное участие в общественных мероприятиях: субботниках, поездках к местам боевой славы. Успешно ведется на предприятии и культурно-массовая деятельность. Так, в республиканском чемпионате по игре "Что? Где? Когда?", проводимом среди членов Белорусского профсоюза работников леса и природопользования, активное участие принимает команда предприятия – в этом году заняла первое место. Организуются поездки по Беларуси и за ее пределы, проводятся акции "Наши дети". В прошлом году оздоровление за счет средств предприятия прошли 54 ребенка, из которых 12 – из многодетных семей, 11 – из неполных. Под председательством профсоюзного лидера Елены Милоситовой действует комиссия по содействию семье и школе, которая помогает собирать к новому учебному году детей сотрудников предприятия.

– Девиз УП "Бумажная фабрика" Гознака – "За здоровый образ жизни!" – утверждает Александр Хацкевич. – Работникам оплачивают посещение спортивных и тренажерных залов, бассейнов. Все это прописано в нашем коллективном договоре.

Выноска:

Кстати, по итогам 2021 года коллективный договор фабрики признан лучшим среди предприятий, входящих в состав Белорусского профсоюза работников леса и природопользования. В нем прописаны выплаты, различная помощь, вознаграждения к профессиональным праздникам.

Выноска:

"Сегодня мы также производим бумагу для пищевой промышленности с барьерными свойствами. Это аналог пергамента".

Выноска:

"В Таджикистане покупатели специально ищут наши тетрадки: "Дайте нам борисовские!"

Алексей ГОРБУНОВ

Фото Виталий ПИВОВАРЧИК

Размещение рекламы на БЕЛТА

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу:
http://belta.by/regions/view/nam-tolko-borisovskie-kak-up-bumazhnaja-fabrika-goznaka-uspeshno-zavoevyvaet-novye-rynki-575537-2023/
БЕЛТА - Новости Беларуси, © Авторское право принадлежит БЕЛТА, 1999-2024 гг.
Гиперссылка на источник обязательна. Условия использования материалов.
- размещаются материалы рекламно-информационного характера. - 2024