Онлайн-конференция
22 мая 2012, 11:00
ЖКХ: услуги, тарифы, качество
В Беларуси за последние годы многое сделано для улучшения качества оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг, но вместе с тем растет их стоимость. Так, в 2011 году тарифы на ЖКУ увеличились в среднем на 21,6% по сравнению с 2010 годом. Вместе с тем уровень возмещения населением затрат на оказание ЖКУ по итогу прошлого года составил лишь 17%, в планах на 2012 год - достичь показателя в 35%. В 2011 году была внедрена дифференцированная оплата услуг водоснабжения и водоотведения, планируется ввести дифференциацию и при оплате электроэнергии.
Будет ли качество оказываемых услуг соответствовать высокому уровню оплачиваемых тарифов? Как будут рассчитываться нормы потребления электроэнергии? Как решаются вопросы текущего и капитального ремонта жилых домов и какие меры принимаются по улучшению качества дорожного покрытия и освещения улиц? Каких нововведений следует ожидать? На эти и другие вопросы во время online конференции ответит заместитель министра жилищно-коммунального хозяйства Анатолий Васильевич Шагун.
Вопросы конференции
Наталья Орлова
Что ожидает потребителей жилищно-коммунальных услуг с приходом в эту отрасль частников? Как обслуживание жилфонда частными компаниями повлияет на цены за коммунальные услуги?
В Беларуси государство занимается регулированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги, таким образом, они находятся под контролем государства. Сегодня это регулирование осуществляется в виде правительственных постановлений, которые определяют, сколько стоит та или иная услуга. В перспективе это может трансформироваться в решение местных органов власти, возможно, будет дифференциация по регионам, но эта перспектива не близкая, но тем не менее возможная.
Поскольку коммунальные услуги относятся к такой сфере, как естественная монополия, потому что нет возможности выбрать организацию, которая будет оказывать такие услуги, как тепло- и водоснабжение, подача газа и электричества, то, естественно, государственное регулирование тарифов на эти услуги будет всегда. Поэтому не стоит волноваться, что с приходом частных компаний, неконтролируемым образом вырастут цены и тарифы.
В Беларуси будет проводиться политика государства в целом по совершенствованию тарифного регулирования, поэтапному увеличению тарифов на жилищно-коммунальные услуги, исходя из реальных доходов населения. Хочу подчеркнуть, что рост тарифов и приход частников в данном случае никак не будут связаны.
В программе социально-экономического развития страны к 2015 году в Беларуси планируется довести уровень возмещения населением затрат на оказание ЖКУ до 60%, в том числе доведение до 35% уровень возмещения затрат населением - одно из обязательств Беларуси в рамках отношений с Евразийским сообществом с дальнейшим повышением до 60%.
Ирина Голованова
С 1 октября 2011 года в Беларуси была введена дифференцированная плата за услуги водоснабжения и водоотведения. Насколько, по-вашему мнению и оценке, это нововведение для нашей страны себя оправдывает? Планируется ли в будущем дифференцировать плату за другие виды жилищно-коммунальных услуг?
Хочу сразу отметить, что дифференциация – эта переходная мера. Ее главная задача – стимулировать экономный расход такого важного ресурса, как вода. Она носит временный характер, так как дифференциация будет, видимо, присутствовать до тех пор, пока тариф на оказание жилищно-коммунальных услуг для населения не сравняется с экономически обоснованными затратами на оказание данной услуги. Экономически обоснованные затраты - это потраченные на оказание услуги энергия и материальные ресурсы, а также заработная плата и налоги. При достижении этого, вероятнее всего, необходимость в дифференциации услуг отпадет, и тариф сравняется.
Польза от этого мероприятия, конечно же, есть, потому что оно позволяет стране экономить денежные средства, получать определенный объем дополнительной выручки организациям ЖКХ и подготовить людей к будущему повышению тарифов.
Что касается итогов первого квартала 2012 года, то за три месяца потребление воды в Беларуси было снижено примерно на 5,6 млн. куб.м воды по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, это примерно 3-4% экономии воды в физических объемах. Кроме того, дополнительные доходы организаций ЖКХ за январь-март текущего года составили около Br14 млрд. за счет оплаты населением сверхнормативного потребления по тарифам обеспечивающим экономически обоснованные затраты. Соответственно с учетом того, что снижение физических объемов произошло, то вся цифра в целом составляет около Br17 млрд., так как снижены затраты организаций ЖКХ, в частности на энергоресурсы для поднятия, подготовки и очистки воды, которая не была потреблена.
Анна
Говорят, что с введением дифференциации тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, участились случаи недобросовестной сдачи населением показателей счетчиков, а также махинации по их «подкручиванию» в сторону уменьшения показателей. Действительно ли это так? И какие меры наказания применяются к таким мошенникам?
Такие случаи были, есть и будут. Недобросовестные потребители найдутся всегда, они есть в любой стране, даже очень цивилизованной, так как везде есть определенный процент граждан, который не хочет добросовестно выполнять свои обязательства и ищет для этого лазейки. И это относится не только к воде, такая ситуация и по оплате любого учетного ресурса, как электроэнергия, газ и другие.
Есть такая категория граждан, которая старается предоставлять недостоверные данные по потребленному ресурсу. Но они должны понимать, что это не будет продолжаться бесконечно, потому что по квартирам ходят контролеры с проверкам, и в конце концов им придется заплатить за неоплаченные ранее ресурсы. Также есть те, которые ищут технические уловки и возможности для того, чтобы скрыть истинное потребление, таким образом, фактически украсть ресурс у организации, которая его поставляет.
Однако эти случаи не носят массовый характер. Вот смотрите, сегодня кубический метр воды с канализацией стоит Br890, а по повышенному тарифу эта цифра составляет около Br2,5 тыс. Это не те деньги, чтобы попытки уклониться от правильной уплаты за энергоресурсы имели массовый характер. Это достаточно низкие значения тарифа и небольшие платежи, особенно если сравнивать со странами Западной Европы, где кубометр воды вместе с канализацией стоит от 2 до 4 евро. Вода в Беларуси дешевая, этого ресурса в стране достаточно, но это не говорит о том, что нам не нужно заниматься бережливым и экономным отношением к этому ресурсу, поскольку он дается все же с определенным трудом.
Что касается наказаний, то неплательщику насчитывается пеня либо оплачивается по тарифу экономически обоснованному, то есть по более высокому. Когда человек потребляет воду вообще без заключения договора и оплаты, то объем потребленной воды определяется по сечению трубопровода, поскольку определить его в этой ситуации другим способом невозможно, а это выливается в большие объемы оплаты - до Br1-1,5 млн. за месяц. Поэтому мы советуем всем гражданам добросовестно выполнять свои обязательства, чтобы потом не иметь лишних проблем.
Административной ответственности за такие мелкие правонарушения нет, да и необходимости в этом нет.
Татьяна Станиславовна
У многих людей начинается дачный сезон, у жителей сельской местности - посадка, а значит, грядут большие расходы воды для поливов. Насколько справедлива дифференциация платы за услуги водоснабжения и водоотведения, ведь все-таки в сельской местности люди больше воды расходуют для того же полива?
В этой ситуации подход ко всем был один, и граждан на категории никто не делил, то есть государство в этом плане установило единый для всех норматив - 140 литров в сутки на человека, который позволяет удовлетворить санитарно-гигиенические потребности человека и бытовые нужды. Фактически 140 литров все эти расходы покрывает.
Прежде чем установить эту норму, мы анализировали потребление воды гражданами и пришли к выводу, что более 80% граждан даже до введения норматива в среднем в 140 литров в сутки укладывались. Этот норматив был установлен для того, чтобы побудить людей в большей степени к экономии, а не чтобы получить дополнительные доходы. Если главной целью было получение доходов, то норматив был бы определен, к примеру, в размере 80-100 литров в сутки на человека, в который никто б не уложился, вот тогда все оплачивали бы потребление воды по более высокому тарифу. Здесь политика была направлена в первую очередь в сторону экономии, приучить человека к мысли меньше потреблять воду, а значит и меньше платить. То же самое касается и граждан сельской местности.
Br890 за кубический метр воды плюс канализация и Br585 без канализации - очень небольшие деньги, а уровень возмещения затрат населением за оказание услуг водоснабжения и водоотведения достаточно мал и находится примерно на уровне 10-12%, максимум 15% в зависимости от организации ЖКХ. Получается, что, таким образом, государство дает человеку воду на льготных условиях для его личного потребления, а на все, что ему нужно свыше этого, к примеру, на хозяйство, должно оплачиваться по тарифу экономически обоснованному.
Надежда Ус
В Беларуси начался сезон отключения в жилфонде горячей воды для проверки и замены теплосетей, в связи с этим у жильцов квартир значительно увеличится расход холодной воды, и наверняка, превысит положенную норму. Предусмотрены ли какие-то меры в этой ситуации, потому что, согласитесь, оплачивать потребление холодной воды по повышенному тарифу в связи с ее перерасходом из-за отключения горячей не совсем честно, ведь у людей итак за этот период увеличится потребление газа или электричества на подогрев воды.
Относительно этой ситуации каких-то вариантов не предусмотрено, все будет на общих основаниях.
Но хочу отметить, что практика показывает, что в период отключения горячего водоснабжения в жилищном фонде обычно потребление воды наоборот сокращается. К примеру, те, кто не имеет автоматической стиральной машины, откладывает стирку на более поздний срок. Да и вообще в этом случае потребление воды возрастает именно на следующей неделе после подключения горячей воды, но в целом по месяцу выходит такое же потребление воды, как и в обычный месяц.
Андрей Иванович
Сколько должен прослужить жилой дом, прежде чем он будет подлежать капремонту? Как определяется степень износа дома?
Все определено техническо-нормативными правовыми актами. Необходимость проведения капитального ремонта определяется исходя из технического состояния того или иного дома жилищного фонда. При определении влияет все: состояние фундамента, кровли, сроки эксплуатации дома и его инженерного оборудования. Отбор идет по каждому дому на основании результатов общих осмотров жилищного фонда, далее формируется программа.
Анатолий Шагун: Эксплуатация дома и то, насколько своевременно и качественно проводились текущие ремонты, существенно влияют на его техническое состояние и соответственно на принятие решения о том, какой дом в первую очередь необходимо подвергать капитальному ремонту, а какой во вторую и третью.
Анна Мальцева
Могут ли жильцы дома самостоятельно определить, нуждается ли их жилое помещение в ремонте либо утеплении, если да, то по каким критериям они могут провести оценку дома? И если, по мнению жильцов, дом действительно нужно ремонтировать и тепломодернизировать, что им делать дальше, куда они могут обратиться, чтобы их просьба не осталась без внимания?
Жильцы дома могут самостоятельно определить, нуждается ли их дом в капитальном ремонте, если они выбрали такую форму правления, как ЖСК или товарищество собственников.
Сама по себе оценка технического состояния дома проводится в соответствии с техническим кодексом установившейся практики. Ежегодно весной и осенью специалисты осуществляют осмотр жилого фонда и определяют, к примеру, какие неполадки в доме необходимо устранить, какие ремонтные работы нужно провести. Если дом обслуживается организациями местных органов власти, то порядок проведения ремонта осуществляется согласно утвержденному списку. Если же дом эксплуатируется самостоятельно, то есть создано ЖСК или товарищество собственников, и граждане накапливали средства на ремонтные работы, то их можно провести на основе сметно-проектной документации.
Сергей Буров
Сегодня в Беларуси одно из важнейших направлений работы служб жилищно-коммунального хозяйства - расширение системы раздельного сбора коммунальных отходов. А имеет ли смысл тратить наверняка немалые средства на закупку контейнеров для раздельного сбора мусора и мусоровозов, если белорусы пока не приучены к культуре дифференцированного сбора мусора?
Смысл есть всегда, однако, эти работы должны учитывать сегодняшние белорусские реалии и перспективы. Исходя из того, что сегодня человеку, особенно который проживает в старом жилье, достаточно сложно в своей квартире, где кухня 6 кв.м и отсутствует кладовка, собирать раздельно мусор. Кроме того люди постепенно приучаются к системе раздельного сбора, так сначала это были единицы, теперь их количество растет. Поэтому сегодня в Минске принята такая схема, когда все вторичные сырьевые ресурсы собираются в один контейнер. С одной стороны, это минимизирует затраты, так как не надо ставить сразу несколько контейнеров, поскольку пока далеко не все собирают отходы раздельно, и с другой стороны - минимизирует затраты на вывоз.
Екатерина Андреева
Какие меры планируется предпринять для популяризации раздельного сбора коммунальных отходов в Беларуси? Может быть, будут внедряться какие-то меры наказания?
Относительно наказания, теоретически можно было бы это предусмотреть, но практически реализовать очень сложно. Наверное, смысл в этом есть, но эффективно это будет лишь тогда, когда большинство людей начнет собирать мусор раздельно. А пока в силу исторических особенностей люди не собирают отходы раздельно, то на первом этапе целесообразнее не наказывать, а поощрять и вести разъяснительную работу.
В данном направлении министерство сделало определенные шаги, подготовлен проект указа «О некоторых вопросах обращения с отходами потребления». Он будет способствовать развитию как системы раздельного сбора, так и вообще системы обращения с отходами не только традиционного типа, как стекло, бумага, полимеры и текстиль, но и с отходами сложной бытовой техники, элементами питания, которые наносят большой вред окружающей среде и сегодня широко применяются в быту, шинами, маслами и рядом других материалов.
Документ предусматривает принцип расширенной ответственности производителя, который будет обязан поучаствовать в утилизации своего товара после того, как он переходит в отходы. Сложно сказать, когда указ будет принят, но мы рассчитываем, что в этом году.
Николай Николаевич
В Беларуси вот уже несколько лет реализуется госпрограмма "Чистая вода". Какие вопросы обеспечения населения качественной водой уже удалось решить на сегодняшний день? Какие работы еще предстоят?
Первая программа первоочередных мер по обеспечению водоснабжения в Беларуси была принята в 1998 году. Потом на смену ей пришла программа "Чистая вода", сегодня мы реализуем третий этап этой программы на 2011-2015 годы. За прошедшие годы в стране остался один город Минск, который пользуется водой из поверхностных водных источников. Остальные города и городские поселки страны переведены на подземное артезианское водоснабжение. В планах программы "Чистая вода" на 2011-2015 годы в том числе строительство для Минска дополнительных подземных водозаборов, чтобы сократить объемы потребления воды из поверхностных источников и тем самым улучшить качество подаваемой населению воды. Также за прошедшие 5 лет в Беларуси на 7 процентных пунктов увеличился уровень обеспеченности населения централизованным водоснабжением. То есть сегодня 86% населения могут пользоваться водой централизованно. На шахтные колодцы приходится только 14%, в то время как 5 лет назад эта цифра была 21%.
Параллельно решается проблема улучшения качества воды, поскольку имеющиеся запасы подземных вод имеют повышенное содержание железа. Такие концентрации железа для здоровья не опасны, но они ухудшают вкусовые качества и негативно влияют на внешний вид сантехники, бытовых приборов, белья. Поэтому в регионах проводится работа по строительству станций обезжелезивания воды. За прошедшие пять лет построена 91 такая станция и 20 новых водозаборов. На 2011-2015 годы поставлена задача обеспечить строительство в оставшихся населенных пунктах страны станций обезжелезивания, чтобы перейти на нормативное качество воды по содержанию железа. Если за прошедшие пять лет около Br827 млрд. было потрачено на программу "Чистая вода", то в 2011-2015 годах затраты оцениваются в Br2,7 трлн.
Михаил Угрюмов
Правда ли, что в Беларуси планируется ввести возможность переселения собственника квартиры за длительную неуплату жилищно-коммунальных услуг в другое жилое помещение даже за пределы того населенного пункта, где он проживает? Какие еще способы борьбы с должниками планируется внедрить? И будут ли каким-то образом поощряться те плательщики, которые не только своевременно, но и заблаговременно вносят плату?
Проектом Жилищного кодекса, который сегодня подготовлен к принятию во втором чтении Палатой представителей Национального собрания Беларуси, такая норма предусматривается. Там предусмотрено, что при определенных обстоятельствах, в том числе неуплате более 6 месяцев жилищно-коммунальных платежей, невыполнении собственником своих обязанностей по содержанию жилого помещения, что делает невозможным проживание рядом других людей в этом доме, квартире, местные органы власти могут обратиться в суд с иском о понуждении собственника погасить просроченную задолженность. И если задолженность не будет погашена в течение года после того, как суд принял решение и оно вступило в силу, собственник может быть принудительно выселен из жилого помещения. Помещение это будет продано местным органам власти. За счет вырученных средств будет погашена задолженность, приобретено жилое помещение. Нет ограничений, где оно может быть приобретено, в любом населенном пункте, разных потребительских качеств.
Норма, которая сегодня действует по отношению к нанимателям квартир, не уплачивающих своевременно ЖКУ и имеющих большую просроченную задолженность, будет применяться и к собственникам. Здесь будет несколько другой механизм - через реализацию собственности в принудительном порядке, если собственник не примет мер по погашению задолженности самостоятельно. Если ты собственник квартиры, с тебя не снимается обязанность своевременно оплачивать жилье.
В Беларуси большинство людей достаточно законопослушно, количество лицевых счетов с просроченной задолженностью стабильно, держится на уровне максимум 5-6% в течение многих последних лет. Поэтому здесь в большей степени разговор идет о той категории граждан, которые ведут асоциальный образ жизни и не собираются в общем-то платить за ЖКУ никогда.
Гражданам могут выдаваться субсидии на погашение задолженности. Сегодня имеется такой механизм предоставления адресной социальной помощи. Она может предоставляться гражданам как ежемесячно, так и единоразово, в зависимости от ситуации, в которую попал человек. В том числе адресная социальная помощь может расходоваться на оплату жилищно-коммунальных услуг. Если человек действительно находится в сложной жизненной ситуации, не стоит запускать оплату ЖКУ, нужно обратиться за адресной социальной помощью и своевременно платить за услуги, не допускать больших долгов. Поскольку погасить потом значительные суммы составляет определенные проблемы.
Ангелина Ростова
Как в Беларуси развиваются товарищества собственников жилья, получили ли они поддержку в обществе, как себя зарекомендовали, насколько охотно и добровольно люди их создают? И в целом, какая, по вашему мнению, от них польза?
За прошедшие 20 лет в стране произошли значительные изменения отношений в жилищном хозяйстве. Фактически 86% жилья находится в собственности граждан. Показатель даже для развитых стран очень высокий. В связи с чем возникла необходимость дать людям возможность самостоятельно управлять своей собственностью. Закон о совместном домовладении принят у нас в стране достаточно давно. Но тем не менее по пути создания товариществ собственников сегодня идет меньшее количество собственников жилья. Фактически товарищества собственников созданы во всех домах-новостройках.
Если говорить о пользе, то вступление в товарищество собственников - возможность каждого из нас как собственника квартиры принимать решения по управлению своим жильем.
Но ситуация такова, что сегодня большинство людей собственником квартиры чувствуют себя только до выходных дверей. Такая психология, менталитет, может быть, является сдерживающим фактором на пути развития этой формы управления собственным недвижимым имуществом, которая распространена в странах Западной Европы, Европы, США.
Этот процесс длительный. Он связан с изменением ментальности, мировоззрения. Государство пока не делало каких-то жестких шагов в этом направлении, как, например, Казахстан, где обязали собственников создавать товарищества в обязательном порядке.
Наша политика построена на принципе поэтапного движения. В первую очередь начали с новостроек. Есть предложение в обязательном порядке создавать товарищества собственников при капитальном ремонте жилищного фонда. Резких движений пока, думаю, не планируется проводить в этом направлении. Будем работать, повышать заинтересованность человека распоряжаться своим имуществом самостоятельно, совершенствовать формы работы товариществ собственников.
Владимир Греков
В Беларуси в домах начали заваривать мусоропроводы. Это верное решение с точки зрения санитарного состояния подъезда, но вместе с тем это определенные трудности для пенсионеров и людей с ограниченными физическими возможностями. Предусматривают ли организации ЖКХ в связи с этим введение новой услуги по выносу мусора? Если да, то сколько она будет стоить? И когда стоит ожидать ее появления?
Ситуация по республике не единообразная. Есть города, в частности Гомель, где все мусоропроводы были закрыты достаточно давно, найдены возможности установить контейнеры на контейнерных площадках. К этому все абсолютно нормально отнеслись, давно привыкли. Нет никаких вопросов. В части новостроек будущие жители принимают решение исключить из проекта или не строить мусоропровод, а разместить на улице контейнерную площадку. Здесь есть и плюсы, но есть и минусы, в частности, для людей с ограниченными возможностями.
Содержание мусоропроводов требует достаточно частой прочистки, дезинфекции, соблюдения герметичности. В эксплуатируемом жилье, которое построено 30 или 40 лет назад, проблемы с этим есть. Кроме того, в стране ставится задача значительно увеличить количество вторичных материальных ресурсов, собираемых из отходов. Отходы тары, упаковки растут с каждым днем, а это ценный ресурс для государства. Товарность продукции, прошедшей через мусоропровод, намного ниже. С этой точки зрения ликвидация мусоропроводов тоже имеет свои плюсы.
Нет однозначного решения. С точки зрения перспективы перехода на раздельный сбор отходов мусоропровод себя изживет. Проблема сегодня есть, потому что уход от мусоропровода предполагает создание контейнерной площадки, которую далеко не везде в эксплуатируемом жилье можно разместить с соблюдением санитарных норм. Площадка должна хорошо содержаться, желательно быть эстетичной внешне. Все это, конечно, требует денег, поэтому одномоментно достаточно сложно вопрос решить. Хотя перспектива, наверное, все-таки за закрытием мусоропроводов. По крайней мере мы поддерживаем закрытие мусоропроводов. Пока не предлагаем исключить их из проектных решений, люди высказываются сами по этому вопросу.
К одиноким людям, а также с ограниченными возможностями приходят социальные работники и помогают по дому, с приобретением продуктов, лекарств, а также выносом мусора. Отдельно услуга по выносу мусора, думаю, пока не будет востребована.
Светлана Юрьевна
Когда стоит ожидать повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения? И насколько они прибавят в стоимости?
Тарифы на жилищно-коммунальные услуги ориентируются на доходы населения. То есть у нас пока не прогнозируется роста тарифов на ЖКХ выше, чем рост доходов населения. Фактически в последние годы наблюдалась даже несколько обратная картина. Плюс не стоит забывать, что тарифы на ЖКХ влияют на инфляцию. У правительства достаточно жесткая позиция по вопросу инфляции - не более 20% в текущем году. Поэтому повышение тарифов в нынешнем году будет поэтапным, постепенным. И резкого роста оплаты за квартиру не ожидается.
Сергей Новоселов
С 1 января этого года вступил в силу указ Президента Беларуси № 348 "О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации", который разрешил местным органам власти принудительно эвакуировать брошенные автомобили без согласия их собственников. Какая роль отведена в реализации этого указа организациям жилищно-коммунального хозяйства? Можете назвать цифры, сколько за это время вывезено и утилизировано неэксплуатируемых транспортных средств?
По цифрам не скажу. Указ возлагает всю эту работу на местные исполнительные органы власти - исполкомы, администрации районов. Конечно, организации ЖКХ им подчинены, и для нас, как правило, практика применения указа сводится к выявлению на дворовых территориях, улицах, проездах транспортных средств, которые подпадают под категорию "неэксплуатируемые", и предъявлению информации исполкомам. Исполкомы же организовывают дальнейшую работу по эвакуации, поиску собственника. В эвакуации организации ЖКХ также участвуют. Но нельзя сказать, что ЖКХ занимается сбором и утилизацией неэксплуатируемых транспортных средств. В этом вопросе главную роль играют местные органы власти.
Татьяна
Анатолий Васильевич, слышала, чтобы минчане не воровали воду из уличных колонок, власти города решили провести эксперимент: нажимные рычаги на колонках сделают съемными и раздадут их лишь тем жителям частного сектора, которые заключили договоры на водоснабжение. Насколько это, по вашему мнению, мудро и справедливо? Может у вас есть другое представление разрешения этой ситуации?
Для Минска это не такая уж и серьезная проблема, поскольку все-таки водоснабжением из водоразборных колонок пользуется незначительное количество населения. Тем не менее, организации жилищно-коммунального хозяйства ищут все возможности, чтобы упорядочить пользование жилищно-коммунальными услугами, чтобы сократить свои затраты и чтобы услуги, оказанные людям, были оплачены в полном объеме. Такая работа проводилась в городах республики, где больше жилищного фонда, не оборудованного централизованным водоснабжением. Вот, к примеру, Бобруйск. Там сделан переход на индивидуальное пользование колонками, когда каждому заключившему договор дается возможность пользоваться ими. В результате там на 1057 колонок сразу увеличилось количество абонентов. Раньше люди говорили, что пользуются колодцами, которые находятся во дворе или у соседа и так далее. Теперь они вынуждены были придти, заключить договор и честно платить за свои 35-45 л в сутки на одного человека. По Бобруйску, например, 2 тыс.куб.м воды ежемесячно дополнительно стали оплачиваться. Раньше эта вода потреблялась, но не оплачивалась. Кто-то искал лазейки, возможности не заключать с водоканалом договор. Сегодня другая ситуация.
Поэтому работа такая в республике проводится, и вот она дошла до города Минска. Если в частном секторе, где нет централизованного водоснабжения, стоят колонки, то там у всех будут рычаги.
Что касается более современных способов контроля за использованием воды из колонки, то здесь можно рассматривать различные варианты, но ситуация такова, что нужно исходить из экономической целесообразности. Сегодня люди, пользующиеся этими водоразборными колонками, потребляют немного воды, если не брать полив огорода и прочее, если навесить шланг на колонку и не платить за это. Поэтому, наверное, нецелесообразно внедрять суперсовременные технологии ради небольшого объема потребления услуг. Можно простым способом, причем это не ограничивает людей. Все равно для человека выставляется норма воды. В какой-то день, месяц это может быть больше, в какой-то меньше, но средний показатель местными органами утверждается. Социальный стандарт - не менее 35 л в сутки.
Андрей
В Минске существует проблема с дорожным покрытием во дворах жилых домов, в некоторых районах вообще невозможно заехать во двор, не зацепив днищем автомобиля асфальт из-за многочисленных выбоин. Как в целом в Беларуси планируют решать эту проблему? И могут ли жители двора каким-то образом посодействовать и ускорить процесс ремонта дворовых дорог?
Проблема ямочности, в том числе критической, на дворовых территориях имеет место, и не только в Минске, но и в других городах республики. Связана она в том числе и с высокой транспортной нагрузкой на дворовые территории (появляется новая, более тяжеловесная коммунальная техника, увеличивается количество транспортных средств). По Минску хочу сказать, что город поставил себе задачу до 1 июля текущего года завершить все ямочные ремонты во дворах, эти работы выполняются, в общем-то, по графику. Сдерживающими факторами являются наличие финансовых ресурсов и техники для проведения ремонта (во дворе не всегда возможно использовать технику, применяемую на улицах, автодорогах).
Каким образом жители двора могут посодействовать и ускорить процесс ремонта дворовых дорог? Наверное, ничего здесь сделать нельзя. Если субботники по уборке территории, посадке деревьев можно провести, то уложить асфальт, подготовить под него территорию без спецтехники никак не возможно. Единственное, когда будут проводиться работы по ремонту, автовладельцам не должны создавать препятствия для работы.
Иван Андреевич
Анатолий Васильевич, подскажите, необходимо ли мне брать разрешение на установку кондиционера, если я живу на проспекте Независимости, а окна квартиры выходят именно на проспект? Если да, то где и каким образом можно получить это разрешение?
Эти вопросы рассматриваются индивидуально. Лучше всего обратиться в администрацию своего района - либо в отдел архитектуры, либо к работникам, которые ведут жилищно-коммунальное хозяйство. Они подскажут, нужно ли разрешение, если да, то куда обратиться.
Ангелина Ростова
Слышала, что подготовлен проект указа Президента по созданию товариществ собственников после капитального ремонта домов. То есть, политика министерства направлена на то, что государство должно уйти из сферы оказания жилищно-коммунальных услуг?
Данный проект указа, мы думаем, в текущем году будет принят в качестве нормативного документа, конкретные сроки прогнозировать достаточно сложно. Такая мера на самом деле необходимая, потому что имущество собственников не заканчивается квартирой. Это и места общего пользования, и дворовая территория. Создание товариществ собственников - возможность оказания не только основных (водоснабжение, канализация, техобслуживание, сбор, вывоз и захоронение коммунальных отходов, обслуживание лифта, электроснабжение), но и дополнительных коммунальных услуг, совместно решать, как лучше эксплуатировать свой жилищный фонд. Собственники могут выбрать себе организацию, которая будет оказывать услуги по техобслуживанию, уборке территории, и оказывать их качественнее, чем государственные. Сейчас на рынке жилищно-коммунальных услуг практически монополия государства, хотя условия для развития конкуренции есть. Если проанализировать опыт работы в республике товариществ собственников, то положительных моментов здесь больше, чем отрицательных. Есть товарищества, которые можно поставить в пример по организации работ, качеству оказания услуг и вообще соблюдению баланса интересов.
Что касается политики министерства, то она такова: собственники должны активно заниматься вопросами управления совместной собственностью. Из этого следует выбор, кто будет обслуживать жилфонд, развитие конкурентной среды. Сегодня такая работа проводится, но она малопродуктивна в силу различных причин. Организаций негосударственной формы собственности, занимающихся обслуживанием жилищного фонда, достаточно мало. Есть два варианта: либо товарищество самостоятельно обслуживает свой жилищный фонд (заключает трудовой договор с определенными специалистами, платит им зарплату, начинает активно внедряться такой институт, как "хаусмастер", когда работников обучают смежным профессиям, чтобы один человек мог выступить и плотником, и сантехником, и электриком), либо частные организации обслуживают несколько домов, как ЖЭСы, ЖРЭО и др.
Предприятия частной формы собственности здесь пока большой активности не проявляют, и сдерживающим фактором является тарифное регулирование. Население не возмещает 100% затрат. Хотя организация в любом случае возместит свои расходы, но она должна обращаться в бюджет, подтверждать понесенные затраты, правильность оказания услуг, учет, что создает определенные трудности. Программой социально-экономического развития предусмотрено до 2015 года выйти на 60% возмещения населением затрат по жилищно-коммунальным услугам. Возмещение затрат будет в первую очередь доводится до 100% по тем услугам, которые имеют невысокую себестоимость. Это техобслуживание жилфонда, водоснабжение, канализация, вывоз отходов, обслуживание лифтов. По теплоснабжению нам будет достаточно сложно выйти на 100% возмещения (это потребует существенного повышения тарифа), и эти 60% рассчитывались с учетом того, что теплоснабжение в 2015 году и после будет еще в жилищно-коммунальном хозяйстве субсидироваться из бюджета. Когда эти условия будут созданы, мы надеемся, что политика по развитию конкуренции будет набирать обороты.
Людмила
Почему показания счетчика горячей воды нужно сообщать в РСЦ непременно с 25-го числа?
В сравнении со всей республикой в Минске существует определенная специфика. Оплату граждан за воду здесь начисляют расчетно-кассовые центры, т. е. не надо ходить в банк или на почту и там предъявлять показания счетчиков, например, как по электроэнергии. Их можно сообщить в расчетно-кассовом центре. Соответственно, в связи с этим начисляется оплата за подогрев воды. Порядок снятий показаний приборов учета в последние дни месяца установлен нормативными документами. Сделано это с целью более или менее свести месячный баланс потребления.
Максим
У нас в доме проводится капитальный ремонт. Причем ремонтные работы проводят и в субботу, часов с 8 утра, нарушая тем самым покой жильцов. Имеют ли право рабочие проводить свои работы в выходные? Аналогичная проблема у нашей знакомой: рядом с ее домом строят новый дом. И также работы проводят в выходные, мешая жильцам соседних домов. Имеют ли право строители работать в выходной день, если это мешает жителям?
Жилищно-коммунальные организации стараются как можно больше сократить сроки капитального ремонта, именно поэтому ремонтные работы ведутся даже в выходные дни. Но если это приносит неудобства жильцам, то это, конечно, решаемый вопрос. Надо просто обратиться в организацию, проводящую капремонт, к руководителю работ данного объекта.
Екатерина Кропивницкая
В квартире никто не зарегистрирован, соответственно, за все коммунальные услуги платим по другому тарифу. Но с прошлого года, когда ввели дифференцированную оплату за потребление воды, мы продолжали платить за нее так, как и раньше, ждали, что нам пришлют жировку и скажут, сколько платить. Но нам ничего не присылали и мы платили, как и раньше. А потом позвонили из ЖЭСа и сказали о задолженности, потребовали погасить. Почему мы должны за этим следить, почему ЖЭС не мог нас проинформировать об этом заранее?
Сложно ответить на этот вопрос заочно. В данном случае надо смотреть договор с организацией, которая предоставляет услуги. Смотреть, что там написано насчет информирования жильцов.
Сегодня тарифы на жилищно-коммунальные услуги достаточно освещаются в СМИ, также эту информацию можно найти на стендах в жилищных организациях. Обычно в договорах прописано, что поставщики услуг сообщают о каких-либо изменениях через СМИ, а уже потребитель сам должен воспользоваться информацией.
Василина
У нас дома проводится капитальный ремонт. О том, что в квартире будут производиться те или иные работы, нас предупреждают менее чем за сутки. К примеру, уходишь на работу часов в десять, а вечером видишь объявление, что завтра будут проводиться работы по демонтажу того или иного оборудования: жильцы просто не успевают все подготовить. За какое время должны предупреждать рабочие жильцов о том, что у них в квартире будут проводиться работы?
В этом вопросе нормативов не существует. Это надо обговаривать с производителем работ.
Котов Анатолий
Какие основные проблемы сейчас, на Ваш взгляд, в жилищно-коммунальном хозяйстве страны и что делается для их решения?
Есть три главных проблемы жилищно-коммунального хозяйства в республике. На первом месте, конечно, у нас стоит ремонт жилищного фонда. Практически 50% обращений граждан связаны с вопросами эксплуатации жилищного фонда. Проблемы с качеством эксплуатации могут быть устранены при не очень существенных финансовых вложениях. Ряд же вопросов без проведения капитального ремонта, без восстановления потребительских свойств жилья практически решен быть не может. Поэтому увеличение капремонта и вообще ремонта жилищного фонда - первая, главная проблема. По жилищному фонду правительство каждый год утверждает показатели по капитальному ремонту жилья. Задача - каждый год прирастать не меньше чем на 10% к уровню предыдущего года. Есть в данном вопросе концепция, но вопрос очень капиталоемкий.
С точки зрения потребителя имеется вторая проблема - это качество жилищно-коммунальных услуг, в первую очередь воды. По этому направлению есть у нас государственная программа "Чистая вода". Она реализуется и будет, наверно, продолжена после 2015 года. Здесь у нас планы, задачи все определены.
Еще один вопрос - модернизация системы ЖКХ в плане снижения затрат. Наиболее затратным является теплоснабжение, поэтому очень важна модернизация системы теплоснабжения (ремонт, замена тепловых сетей, переход в жилищном фонде на энергоэффективные технологии). Проблема достаточно серьезная, и в ее решении довольно большие подвижки произошли за последние годы. Больше 3,5 тыс.км из 14 тыс.км тепловых сетей в ЖКХ было заменено за последнюю пятилетку. Снижаются и затраты, и потери тепловой энергии. Но тем не менее большой объем работ необходим. Есть у нас проект программы развития жилищно-коммунального хозяйства на период до 2015 года, который находится в правительстве на рассмотрении. Там эти проблемные вопросы освещены.
Александр Шушкевич
Скажите, пожалуйста, покрывает ли в полной мере тариф на вывоз и обезвреживание твердых коммунальных отходов затраты на их транспортировку и захоронение? И планируется ли в ближайшее время менять название и структуру этого тарифа с целью покрытия затрат на сортировку коммунальных отходов, например, в городах с имеющимися мощностями сортировки (переработки) ТКО. Спасибо!
Тарифы на вывоз и обезвреживание твердых коммунальных отходов были реформированы первыми. Если сегодня в стране, например, существуют единые тарифы на воду и электроэнергию, то тарифы на обращение с отходами утверждаются Минским исполнительным комитетом и облисполкомами исходя из затрат по оказанию этой услуги. Платеж на услугу составляет, как правило, не более 1%, поэтому существенного влияния не оказывает, но такое реформирование позволяет учитывать определенные особенности системы сбора вторичных коммунальных отходов. Планируется, что в городах, где затраты на обращение с отходами больше, в том числе за счет мощностей по сортировке и переработке коммунальных отходов, тарифы на эту услугу вырастут.
Катерина
Согласно закону о бюджете, к концу 2012 года уровень возмещения тарифами затрат на оказание услуг ЖКХ должен составить 35%. Сейчас население возмещает только 16,6% затрат. Означает ли это, что до конца года стоимость услуг ЖКХ возрастет более чем в два раза?
Здесь надо учитывать, что жилищно-коммунальные услуги оказываются двумя системами: системой Министерства энергетики (газ, тепло, электроэнергия - их доля в оплате услуг составляет больше 50%) и системой Министерства жилищно-коммунального хозяйства (водоснабжение, канализация, техническое обслуживание жилищного фонда и тепловая энергия). По системе ЖКХ и Минэнерго уровни возмещения затрат различны и по видам услуг.
Этот показатель - 35% является средневзвешенным по всей системе. Когда правительство приняло решение о 35%-ом уровне возмещения затрат на оказание услуг ЖКХ, Министерство экономики рассчитало эти показатели исходя из объемов предоставления услуг, себестоимости, уровня возмещения тарифов, и говорить здесь о том, что оплата вырастет в два раза будет неправильным. Уровни разные и по системам, и по видам услуг, поэтому какие-то тарифы вырастут, а какие-то сдвинутся незначительно.
В стране достаточно невысокий уровень оплаты за жилищно-коммунальные услуги. В бюджете среднестатистической семьи он не превышает 5-8%. В последние годы уровень расходов на услуги ЖКХ существенно снизился, и сегодня мы пришли к тому, что надо выравнивать эту ситуацию проведением политики повышения тарифов. Надо понимать, что эта мера вынужденная: чем меньше мы платим за жилищно-коммунальные услуги, тем большая нагрузка ложится на промышленные предприятия, которые фактически доплачивают за людей в так называемом перекрестном субсидировании, т.е. уровень тарифов для населения и для промышленности значительно отличается.
А ведь уровень тарифов для промышленности влияет на конкурентоспособность белорусской продукции. В конечном счете, это сказывается на нашей заработной плате. Считаю, что нужно постепенно уходить от этого перекрестного субсидирования, снизить нагрузку на реальный сектор экономики, за счет большего возмещения затрат по жилищно-коммунальным услугам гражданами, а также совершенствовать механизмы адресной социальной помощи тем, кто нуждается в ней, в том числе для оплаты услуг ЖКХ. По этому пути будет вестись тарифная политика на жилищно-коммунальные услуги на ближайшие годы.