В преддверии Дня медицинских работников, который будет отмечаться 21 июня, Василий Жарко расскажет о достижениях и перспективах развития белорусской медицины.
По итогам 2014 года удалось снизить коэффициент общей смертности населения до 12,8 на 1 тыс. человек (целевой показатель - 13,5‰). Белорусские медики в прошлом году выполнили 286 трансплантаций почки (в том числе 18 - детям), 68 трансплантаций печени (в том числе 7 - детям), 45 трансплантаций сердца, 2 трансплантации комплекса "почка-поджелудочная железа", 1 трансплантацию комплекса "печень-почка", 1 трансплантацию комплекса "печень-легкое". Проведено 14 037 оперативных вмешательств на сердце и грудной аорте, что на 7,3% больше уровня 2013 года. Ведущие нейрохирурги республики в минувшем году выполнили 1 395 высокотехнологичных медицинских вмешательств по поводу лечения артериальных аневризм, артериовенозных мальформаций, опухолей центральной нервной системы. В специализированных отделениях республики выполнено 5 069 эндопротезирований тазобедренного сустава и 1 163 - коленного сустава, что на 6% и 24,3% больше, чем в 2013 году.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения отметили, что благодаря достижениям системы здравоохранения в 2013 году Беларусь заняла 50-е место среди 187 государств и входит в группу стран с высоким уровнем человеческого развития.
Действительно, белорусскими трансплантологами проведен полный комплекс подготовительных мероприятий к трансплантации комплекса "сердце-легкие". Это оперативное вмешательство может произойти в любой момент, когда для пациента-реципиента будут подобраны подходящие по всем параметрам совместимости органы для трансплантации. В настоящее время не только отрасль хирургии, но и все здравоохранение развивается очень активно. Так, в частности, новый этап в своем развитии получила нейроонкология. Высокими темпами развиваются методики медико-генетического консультирования и лечения злокачественных опухолей. Активно развивается сосудистая хирургия, эндоскопическая хирургия с применением методик лазерной коагуляции и малоинвазивных технологий, в том числе в регионах.
В настоящее время освоен выпуск 62 наименований лекарственных препаратов, которые раньше не производились в нашей стране. За январь-апрель 2015 года доля белорусских лекарственных средств на рынке составила 46,4%.
На сегодняшний день в амбулаторно-поликлинических организациях созданы все диагностические возможности для прохождения диспансеризации. Для удобства пациентов во многих поликлиниках назначаются дни, в том числе и выходные, когда пациенты могут пройти диагностический скрининг без очереди. Однако в эти дни приходит очень мало людей, не более 5% от числа приглашенных. В то же время сохраняется достаточно высокий процент взрослого населения, проходящего медицинский осмотр. За 2014 год всего осмотрено 7 554 163 чел. (98,2%), трудоспособного населения - 5 409 102 чел. (98,6%). Снижена доля впервые выявленных заболеваний от 45,9% в 2009 году до 28,5% в 2014 году, что обусловлено улучшением качества диспансерного наблюдения. В текущем году продолжаются медицинские осмотры и ежегодная диспансеризация населения. К 1 мая текущего года завершены профилактические медицинские осмотры инвалидов и участников Великой Отечественной Войны и воинов-интернационалистов. Эта категория пациентов, как правило, осматривается в 100% случаев.
В Беларуси в 2014 году заготовлено свыше 211 тыс. л донорской крови и свыше 103 л плазмы. Ежедневно производится 1500 донаций крови. За последние две недели проведены масштабные акции по безвозмездному донорству крови. Начало этому было положено работниками РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий, студентами БГУ, работниками РНПЦ "Мать и дитя" и работниками компании "Кока-Кола". Подобные акции были проведены во всех районных и областных центра республики. Количество безвозмездных доноров на сегодняшний день составляет 27 тыс. человек.
База данных доноров в республике существует и насчитывает более 800 тыс. человек. Однако эта программа позволяет учитывать доноров только по регионам республики. В настоящее время создается новая программа, которая охватывает всех доноров республики, т.е. является Единой базой доноров. В дальнейшем она будет интегрирована в информационную систему "Поликлиника" и диспансеров. Это позволит в режиме реального времени получать информацию о доноре, и каждый донор может сдать кровь в любой точке нашей страны. Срок реализации данной программы - декабрь 2016 года.
Планирование приема осуществляется на основании текущей и перспективной потребности учреждений здравоохранения по заявкам органов управления на местах. Контрольные цифры приема на бюджетной основе в текущем году уже сформированы и утверждены практически на уровне прошлого года с учетом текущей потребности. Поступление после медицинского колледжа в медицинские университеты возможно только на общих основаниях на первый курс. На второй курс проводится зачисление в заочной форме получения образования на фармацевтическом факультете для получения второго высшего образования. Практики зачисления после медицинского колледжа на 2-3-й курсы не было и ранее, в советское время был дифференцированный конкурс для лиц, имеющих стаж работы в системе здравоохранения не менее 2 лет.
В вузы в этом году планируется принять 2830 человек, из них на бюджетной основе - 1955, в том числе на условиях целевой подготовки - 718 (37% от всех бюджетников). Прием прошлого года составил 2834 человека, бюджет - 2040 , целевики - 794 (39% от бюджетников). В ссузы планируется принять 3818 человек, в том числе 2740 на бюджетной основе, из них до 60% на целевой основе. В 2014 году принято 3982 учащихся, на бюджетной основе 2940, в том числе на целевой основе - 1330 (45,3%). В течение 2014 и 2015 годов в соответствии с новыми правилами прием на обучение на целевой основе увеличен в вузах до 40%, в ссузах до 60% от поступающих на обучение на бюджетной основе. Если для учреждений высшего образования по сравнению с 2013 годом эта цифра возросла в 2,18 раза, то для учреждений среднего специального образования - уже в 4,9 раза.
У нас есть фундаментальные и прикладные исследования. Совместно с Академией наук мы сегодня проводим фундаментальные исследования со стволовыми клетками, в области генетики. Большинство наших научных разработок имеют практическое применение. Что касается прикладных исследований: практически все республиканские научно-практические центры имеют свои разработки, которые и внедряют у себя. Наша медицинская наука результативна.
К операции по пересадке легкого, которую провели в феврале 2015 года, мы были готовы два года назад. Сегодня мы можем провести и пересадку комплекса "сердце-легкие": технически мы умеем. Вы правильно сказали, что это штучные операции. С одной стороны, тяжело подобрать и донора, и реципиента. С другой, сама операция чревата последствиями: когда достаешь орган, на него садятся микробы из внешней среды - убить их очень тяжело, поэтому не каждый организм может выжить после операции. Я не могу сказать, когда в Беларуси проведут пересадку комплекса "сердце-легкие". Когда у нас появится такой пациент и донор, мы сделаем ее. Любая операция по трансплантации органов всегда должна завершаться положительным результатом, мы не можем проводить ее только ради того, чтобы провести.
Эта проблема женского здоровья есть, и лечение затратное. Поэтому в Минске создали такой центр. Думаю, что в ближайшее время во всех областных центрах появятся, может быть, не центры, а кабинеты для организации консультативной помощи. Для лечения у нас зарегистрировано собственное лекарственное средство. Оно уже разработано, прошло клинические испытания и в ближайшее время будет производиться на предприятии "Белмедпрепараты". Это значительно снизит стоимость лечения. Производство будет налажено уже в этом году.
Центр для лечения эндометриоза открылся в соответствии с приказом Комитета по здравоохранению Мингорисполкома от 05.03.2015 №143 "Об открытии "Городского центра эндометриоза" на базе гинекологического отделения УЗ "Городская гинекологическая больница". Его работа направлена на оказание специализированной высокопрофессиональной амбулаторной и стационарной помощи жительницам Минска. Запись осуществляется по телефону 2 раза в неделю, очередности для консультации и госпитализации пациенток нет.
В настоящее время формируется городской реестр и диспансерная группа больных эндометриозом согласно ежемесячно подаваемой информации стационаров города по корпоративной сети MeDok.
Врачи-андрологи - штучные специалисты в Беларуси. Но андрологией занимаются все урологи, это составная часть урологической службы. Сказать, что уролог не специалист... Обыватель, когда он недоволен, скажет, что это не специалист. Но как не специалист? Если он пришел на должность, прошел вузовскую, последипломную подготовку и переподготовку по специальности, по которой работает? Этим занимаются урологи. Есть в медико-генетических консультациях ставки андролога.
У нас соглашение с кубинской стороной. Мы договорились о трансфере их технологий в нашу страну. "Эберпрот-П" - человеческий рекомбинантный эпидермальный фактор роста производства компании Manufacturer Center for Genetic Engineering and Biotechnology. Он создан с помощью методов генной инженерии и показан при лечении трофических язв у пациентов с сахарным диабетом. Данное лекарственной средство показало высокую эффективность в комплексном лечении выраженных стадий трофических язв (снижение количества хирургических вмешательств, длительности заживления ран, снижение количества ампутаций) у пациентов с сахарным диабетом, по данным экспериментальных и клинических исследований, проведенных на Кубе. В настоящее время проводится III стадия клинических испытаний в 100 клинических учреждениях мира, с целью дальнейшей регистрации лекарственного средства "Эберпрот-П" в странах Евросоюза (2015-2016 годы).
В Беларуси в прошлом году началось проведение пострегистрационного клинического испытания "Эберпрот-П", произведенного на Кубе и упакованного РУП "Белмедпрепараты" на базе УЗ "10-я городская клиническая больница" Минска. Испытания на первых 10 человеках показали хороший результат. Да, есть оговорки, не всем он подходит. Но если подобран правильно, то результат есть.
Завершение клинического испытания планируется в июле 2015 года, получены предварительные положительные результаты применения лекарственного средства "Эберпрот-П" у пациентов с выраженными стадиями трофических язв при синдроме диабетической стопы.
Больной человек не должен засиживаться возле кабинета врача. Систему электронной очереди во всех поликлиниках Минска планируется внедрить к концу 2015 года. В здравоохранении система электронной очереди будет действовать по аналогии с той, что применяется в банках. Это позволит упорядочить поток пациентов и снять нервную обстановку в ожидании очереди. Сегодня система электронной очереди по аналогии с банковской уже функционирует в 39-й поликлинике Минска. Пациент на терминале выбирает функциональное подразделение и ждет своей очереди. В ближайшее время к системе будут подключены еще три столичные поликлиники. Дальше этот процесс в зависимости от финансовых возможностей распространится на все поликлиники Минска и многие поликлиники регионов.
Информатизация белорусских поликлиник продолжается не первый год. Разработан комплекс мер для получения талонов к врачу. Пациент может записаться на прием к врачу не только через многоканальную телефонную связь, но и посредством интернет-технологий. Для заказа талонов практически во всех столичных поликлиниках функционируют терминалы, инфокиоски. Практически все поликлиники Минска и многих областных центров имеют сайты. Около 10 столичных поликлиник работают в онлайн-режиме, то есть пациенты через интернет могут получить ответы на определенные волнующие их вопросы, не приходя на прием к врачу. В некоторых столичных поликлиниках функционирует программно-аппаратный комплекс по приглашению пациентов на диспансеризацию, различные обследования. Кроме того, усовершенствована работа по выписке рецептов. 15 поликлиник Минска подключены к компьютерной технике по выписке электронных рецептов. Есть возможность получить по электронной почте результаты лабораторных анализов и заказать по интернету выписки из медицинской документации. К концу года электронный рецепт начнет функционировать практически по всей стране.
В следующем году мы будем разрабатывать новую лабораторную карту больного - с чипом. Она будет внедряться не локально для одного только Минска, а работать по всей стране, чтобы пациента могли принять без проблем в любом учреждении здравоохранения и увидеть его историю болезни.
В соответствии со ст.27 закона "О здравоохранении" в организациях здравоохранения созданы условия для проведения предабортного психологического консультирования, и врач-специалист имеет право отказаться от проведения искусственного прерывания беременности, предварительно поставив в известность руководителя организации здравоохранения и если отказ непосредственно не угрожает жизни и (или) здоровью женщины.
В Беларуси 78% учреждений здравоохранения проводят искусственное прерывание беременности, которое обеспечивается психологическим предабортным и послеабортным сопровождением. Психологическое консультирование проводят врачи - акушеры-гинекологи, психотерапевты и психологи.
Практика психологического предабортного консультирования была начата в городе Новополоцке Витебской области вместе с Православной церковью. Уже в первый месяц произошло снижение количества абортов на 20%. Эта практика получила распространение во всей стране. Когда женщине дается время осмыслить тот шаг, на который она идет, решаясь прервать новую жизнь, многие принимают правильное решение. Возвращаясь через две недели, 20-30% женщин оставляют беременность. Предабортное консультирование позволяет сохранить жизнь многих детей. Ведь женщина могла принять решение об аборте в угнетенном эмоциональном состоянии, а поговорив после консультирования в своей семье, зачастую она его меняет. В Беларуси созданы все условия для материнства и детства, наша страна занимает четвертое место в рейтинге стран с низким уровнем материнской и младенческой смертности. Мы этим гордимся.
Мы только недавно начали развивать нашу фармацевтическую промышленность. На сегодняшний день развитие идет хорошими темпами – 130% к прошлому году. Задачи по освоению детских форм перед нами стоят, но не в текущем году. Это особое производство, особые дозировки, они идут небольшими объемами. Сначала мы должны просчитать и лечебную, и экономическую составляющую. В первую очередь мы осваиваем лекарственные средства, которые входят в перечень основных и жизненно необходимых, а уже потом все остальные. Все сразу не охватишь. В будущем – да, для этого мы и развиваем фармацевтическую промышленность.
"Детские формы" лекарственных средств для приема внутрь, такие как растворы, сиропы, суспензии, капли, в республике достаточно широко используются врачами-педиатрами. Все указанные лекарственные формы включены в республиканский формуляр, и закупка их организациями здравоохранения осуществляется через РУП "Белфармация".
В настоящее время на рынке страны представлен широкий спектр "детских форм" следующих лекарственных средств: противокашлевых, жаропонижающих, антигистаминных, сульфаниламидов, противогрибковых, антивирусных, средств для лечения туберкулеза, препаратов железа, противоглистных. Также широко представлены и антибиотики всех групп: пенициллины, защищенные пенициллины (в сочетании с клавулановой кислотой), макролиды, цефалоспорины. Сегодня в педиатрии этим лекарственным формам отдается предпочтение, особенно при амбулаторном лечение детей.
Там есть специалист. Почему я должен его ограничивать? Он ставит диагноз, назначает лечение, человек потом идет в поликлинику и просит: "Дай больничный лист, потому что мне назначили лечение". Я сказал: "Повторно начинайте эту работу. Это снимет очень большую нагрузку на нашу сферу". Да, были подходы разные. Не все центры были готовы. Но мы определимся. Нужно, чтобы в каждом таком центре кто-то отвечал за контроль, за обоснованность выдачи больничного листа, чтобы не было злоупотреблений.
По поручению Совета Министров Беларуси Минздравом был проработан вопрос о целесообразности разрешения выдачи листков нетрудоспособности организациям, оказывающим платные медицинские услуги, независимо от формы собственности, на основании соответствующей аттестации Минздрава. В рамках реализации данного поручения Минздравом был подготовлен пакет нормативных документов. Вместе с тем в ходе обсуждения указанного вопроса с заинтересованными государственными органами (Минтруда и соцзащиты, Министерство экономики и др.) были высказаны различные мнения, в том числе прямо противоположные. Единым было мнение о нецелесообразности наделения в настоящее время правом выдачи листков нетрудоспособности организаций здравоохранения негосударственной формы собственности. Вернуться к рассмотрению данного вопроса запланировано во втором полугодии 2015 года.
Если брать Кодекс о здоровье нации, как вы его называете, то он практически во всех нормативных документах разработан: часть Минздрава, Минспорта, Мининформа. Сделать один Кодекс о здоровье из различных документов можно, он будет более удобен для работы, но не принесет ничего нового. Он станет просто аккумуляцией тех нормативных актов, которые у нас есть на сегодняшний день.
Вклад системы здравоохранения составляет в решение этой проблемы не более 10%. Поэтому независимо от названия этой программы основная цель ее должна быть в консолидации всего сообщества в целом и самого гражданина в сохранении и укреплении здоровья белорусского народа.
Приказ - это один из методов продвижения. Мы сами, наши врачи должны знать про белорусские лекарственные средства. А приказ в первую очередь нацелен на это: чтобы каждый медицинский работник знал, что у нас выпускается, осваивается. Мы освоили новое лекарство и сразу доводим до медицинского работника, что оно у нас прошло клиническое испытание, зарегистрировано и надо применять в практике. Показываем производства, проводим семинары, во врачебные коллективы идут фармацевтические работники, рассказывают о наших лекарствах. А как по-другому? Мы должны говорить: у нас есть лекарственные средства. Одно действующее вещество и эффективность, качество, безопасность одни и те же. Почему мы должны зарубежное пропагандировать, а свое нет? Пациент имеет право выбора, по какой цене взять - за 20 тыс. или 220 тыс.
Мы их не ограничиваем. Пожалуйста. Хочешь рассказать - приди на врачебную конференцию и расскажи. По кабинетам ходить нечего.
Министерство здравоохранения совместно со всеми заинтересованными продолжает работу над одним из важнейших блоков Национальной программы демографической безопасности Беларуси на 2016-2020 годы - подпрограммой "Здоровье населения, профилактика и контроль неинфекционных заболеваний". Она практически разработана и включает в себя комплекс мероприятий и мер по снижению вреда от неинфекционных заболеваний. Мероприятия разработаны с учетом сложившейся ситуации как по заболеваемости, так и по смертности населения от основных причин. Вектор усилий направлен на болезни БСК, онкологические заболевания, сахарный диабет и обструктивные заболевания легких, а также наиболее распространенные факторы риска - алкоголь, табак, неправильное питание и недостаточную физическую активность.
Что касается содержания мероприятий, направленных на сохранение здоровья здоровых и укрепление здоровья тех, кто имеет с ним проблемы, мы охватываем весь жизненный цикл человека - от рождения до пожилого возраста.
Учитывая, что воздействию факторов риска неинфекционных заболеваний подвержены абсолютно все категории населения: дети, взрослые, пожилые люди - в программе широко представлены профилактические мероприятия, основанные на совместной работе всех заинтересованных министерств с обязательным привлечением общественных организаций, мероприятия, направленные на охрану здоровья матери и ребенка, сохранение репродуктивного здоровья, трудоспособного населения и пожилых людей.
Кроме того, в рамках программы будет осуществляться стажировка наших медицинских кадров за границей. Когда наши специалисты приезжают со стажировок, они привозят новые технологии. Без них мы бы не смогли в 2014 году сжать демографические ножницы.
У нас реализована программа борьбы с онкологическими заболеваниями. Мы практически переоснастили все наши онкологические диспансеры по всей территории страны, которые сейчас позволяют проводить лучевую терапию и обеспечивают доступность химиотерапии. Создали практически во всех областях (за исключением Гродненской, где нет самостоятельного онкологического диспансера, отделение расположено на базе областной больницы) самостоятельные онкодиспансеры. Диспансер в Гродно будет открыт года через два-три. Все остальные диспансеры модернизированы.
Кроме того, в Минской области идет строительство диспансерного отделения на базе Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова, которое будет принимать жителей Минска и всей республики, что снизит напряженность.
В первую очередь, мы обеспечили доступность. Во вторую очередь, мы оснастили и создали базу (еще завершаем). Увеличили мощности, поставили хорошее и диагностическое, и лечебное оборудование для лучевой, контактной терапии. У нас выделяется достаточно средств для закупки и проведения химиотерапии.
Диагностикой онкологических заболеваний занимается первичное звено. Когда участковый терапевт или хирург, например, увидит признак онкологического заболевания, тогда он для углубленного исследования и дальнейшей тактики определения лечения отправляет к онкологу. Онкологи в каждом районе есть. Но еще раз повторяю, что этим занимается первичное звено. Оно на это и нацелено.
Раньше у нас был низкий процент смертности от онкологических заболеваний, когда мы начинали - это было 6-8%. Сейчас - 12-14%. А из-за чего? Из-за улучшения диагностики. Мы выявили более реальную картину онкологической заболеваемости. Раньше не знали. Раньше все умирали от чего? В связи с сердечно-сосудистой недостаточностью или еще чем-нибудь. А сейчас реально видим, что есть ежегодный прирост онкологической заболеваемостью. На это мы реагируем, к этому мы готовы. Раньше диагноз онкология был приговор. Сейчас - нет.
Это непростая ситуация. Всех пустить под один шаблон, давать всем разрешение - тогда непонятная ситуация будет в центрах занятости и у работодателей. Поэтому подход должен быть взвешенным, и мы с Министерством труда и социальной защиты в данном вопросе работаем и выработаем такой подход, который бы не ограничивал ни самого инвалида, не ставил бы в неудобное положение работодателя.
С этой целью с 15 июля по 15 декабря 2014 года Минздравом совместно с Минтруда и соцзащиты проведен 1-й этап пилотного проекта в Заводском районе Минска, в соответствии с которым в индивидуальной программе реабилитации инвалида МРЭК не указывала конкретный перечень профессий (специальностей) для трудоустройства, а только противопоказанные неблагоприятные факторы или необходимость организации специальных условий труда для инвалида. По итогам 1-го этапа совместного пилотного проекта отмечены как положительные результаты (отпала необходимость многократных повторных обращений инвалидов в МРЭК с целью коррекции трудовых рекомендаций), так и возникли определенные трудности со стороны центров занятости, на которые легла нагрузка по подбору профессий (специальностей) для инвалидов. Принято решение о проведении 2-го этапа совместного проекта по 31 декабря 2015 года в Бресте, Витебске, Гомеле, Волковысском районе и трех районах Минска (Первомайском, Советском, Центральном). На основании полученных результатов пилотного проекта и будет принято окончательное совместное решение о целесообразности отмены указаний в ИПР (индивидуальной программе реабилитации) конкретного перечня профессий и специальностей для трудоустройства инвалидов.
Сейчас, когда человек умирает раньше, чем 80 лет, говорят, что он рано уходит. То, что увеличивается продолжительность жизни, - хорошо. К этому мы стремимся и к этому должны идти. Человек родился для того, чтобы прожить долгую, плодотворную, хорошую жизнь. У нас увеличивается средняя продолжительность жизни. Надо этим гордиться. За последние 10 лет практически больше чем в 10 раз сократилась естественная убыль. Это достижение не только здравоохранения, но в целом власти и общества. Это истинно социально ориентированное государство, где все делается для человека, чтобы он жил, работал и имел защищенность.
В связи с укреплением международного сотрудничества, увеличением миграции населения, расширением спектра туристических услуг не исключен завоз ближневосточного респираторного синдрома коронавируса (БВРС-КоВ) на территорию Беларуси. Вводить какие-либо ограничения на поездки или торговлю в связи с этой ситуацией ВОЗ не рекомендует. Вместе с тем ВОЗ настоятельно рекомендует всем государствам-членам продолжать эпидемиологический надзор за тяжелыми острыми респираторными инфекциями и внимательно изучать какие-либо их необычные проявления.
Для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по БВРС-КоВ в нашей стране усилен санитарно-карантинный контроль лиц, прибывающих на территорию Беларуси, в том числе из стран, неблагополучных по этой инфекции. Обеспечена готовность организаций здравоохранения к выявлению лиц с симптомами, не исключающими БВРС-КоВ, их своевременной изоляции и оказанию им медицинской помощи с соблюдением необходимых мер биологической безопасности, а также проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий. Этот вопрос находится под постоянным контролем со стороны Министерства здравоохранения Беларуси.
Значительное повышение заработной платы медицинским работникам было осуществлено в 2014 году. Приняты два постановления Совета Министров Беларуси по этому вопросу: тарифные оклады терапевтам и участковым педиатрам, службе скорой медицинской помощи повышены на 60%, всем другим врачам - на 50%, средним медицинским работникам первичного звена и скорой медицинской помощи - на 50%, всем другим средним медицинским работникам - на 40%, санитаркам - на 30%. Принятые меры позволили за 2014 год сократить разрыв между среднемесячной заработной платой в здравоохранении и в целом по народному хозяйству на 10 пунктов: с 25,0% в январе до 13,0% в декабре.
В 2015 году осуществляются мероприятия по сохранению достигнутого уровня оплаты труда в здравоохранении. В соответствии с полномочиями местной исполнительной власти, определенными Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь", во всех регионах, исходя из их финансовых возможностей, планируются бюджетные средства на оплату труда и материальное стимулирование работников во исполнение декрета №29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины".
Так, в Гродно и Гродненской области с 2014 года повышены на 30% тарифные оклады работникам скорой медицинской помощи. В Минской области с 2015 года запланированы средства на повышение тарифных окладов медицинским работникам на 20%. Наиболее значительные в денежном выражении для каждого работника и охватывающие наибольшее количество работников решения приняты в Минске: планируются бюджетные средства на повышение тарифных окладов медицинских работников согласно декрету №29 и на выплату ежемесячных доплат.
Количество вакантных ставок должностей специалистов с высшим медобразованием на 1 января 2015 составило 2080 с медицинским и 388 с фармацевтическим образованием. После окончания интернатуры в 2015 году с 1 августа приступят к работе 2381 специалист. Выпуск 2015 года составит 3320 человек. С учетом молодых специалистов, приступающих к работе в текущем году, и выпускников, направленных на интернатуру, практически все вакантные должности будут заполнены.
Для закрепления кадров на местах руководители учреждений здравоохранения по мере надобности ходатайствуют перед райисполкомами в оказании содействия в предоставлении служебного жилья, мест в общежитиях молодым специалистам, прибывшим на работу, о внеочередном включении их в ЖСК, а также перед руководителями СПК о выделении домов в агрогородках специалистам, прибывшим на работу в сельскую местность. Молодым специалистам повышается тарифная ставка по контракту на 20% и более. Предоставляется возможность работать по совместительству. Для первичного бытового обустройства оказывается материальная помощь в размере 5 базовых величин. При проживании на условиях найма на частных квартирах ежемесячно оказывается материальная помощь в размере до 3 базовых величин. Руководители и специалисты учреждений здравоохранения проводят профориентационную работу по привлечению выпускников школ района на учебу в высшие и средние специальные медицинские учреждения образования для их дальнейшего закрепления в районе. Во всех управлениях (главном управлении) здравоохранения облисполкомов, комитете по здравоохранению Мингорисполкома, в каждой организации здравоохранения разработаны и утверждены планы по закреплению специалистов, определены лица, ответственные за их выполнение, источники финансирования.
Принятие декрета №3 "О социальном иждивенчестве" в какой-то мере способствует притоку кадров младшего медицинского персонала. Но на сегодняшний день значительных изменений, связанных с принятием декрета, в кадровой ситуации по отрасли нет.
Разработан комплекс мер для получения талонов к врачу. Пациент может записаться на прием к врачу через многоканальную телефонную связь. Для заказа талонов практически во всех столичных поликлиниках функционируют терминалы, инфокиоски. При укомплектованности поликлиник врачами-специалистами к ним можно будет заказать талон через интернет.
Ведомственные поликлиники чаще закрывают сами предприятия, так как их содержание бывает им не под силу. Чаще мы видим дублирование функций ведомственными поликлиниками территориального здравоохранения. Поэтому мы нацеливаем их работу на профилактику заболеваний, в том числе профессиональных, что позволит снять часть объемов медицинской помощи и разгрузить государственное здравоохранение.
Позиция Министерства здравоохранения по поводу введения оплаты первых трех дней листка нетрудоспособности за счет средств нанимателя с изменением при этом объема отчислений нанимателем в Фонд социальной защиты Минтруда и соцзащиты, а также предоставления нанимателем работнику в случае его болезни трех дней освобождения от работы без оформления листка нетрудоспособности в эпидемический период неоднократно высказывалась и отражалась в письмах в адрес Минтруда и соцзащиты и других заинтересованных. Однако данные предложения не были поддержаны. Минздрав по-прежнему считает, что принятие этой меры способствовало бы заинтересованности нанимателя в формировании надлежащих условий труда и формировании здоровьесохраняющего поведения населения.
Число бригад скорой медицинской помощи (СМП) в Беларуси соответствует минимальным социальным стандартам. В соответствии с профилем вызовов и востребованностью бригад за период с 2011 по 2015 год в общей структуре увеличилось число специализированных бригад с 164 до 170. В связи с высоким уровнем неотложных вызовов и необходимостью оптимального использования кадров и материально-технических ресурсов увеличилось число фельдшерских бригад с 575 до 586.
В работу службы СМП активно внедряются современные информационные технологии. Усовершенствована работа диспетчерской службы СМП за счет компьютеризации рабочих мест диспетчеров по приему и передаче вызовов и повсеместного внедрения автоматизированной системы управления службой СМП. Во всех регионах проходит внедрение системы дистанционной передачи ЭКГ по средствам стационарной и мобильной связи от бригад СМП к врачу консультанту для консультирования и определения тактики действий в отношении пациента. С 2011-2012 годов для повышения оперативности бригад начата работа по оснащению автомобильного парка службы СМП системами GPS-навигации. В настоящий момент оборудовано более половины (54%) имеющихся автомобилей.
Кроме того, активно осуществляются закупки медицинской техники (дефибрилляторы, электрокардиографы, аппараты ИВЛ, аппараты для проведения оксигенотерапии и др.) для службы СМП. Ведется работа по постоянному обновлению автомобильного парка службы СМП. Число реанимобилей, имеющихся на оснащении службы СМП, за 2011-2015 годы увеличилось с 18 до 55.
Приказом Минздрава Беларуси от 7 апреля 2014 года №732 "Об утверждении индикаторов качества оказания медицинской помощи населению в амбулаторных условиях" поручено начальникам управлений здравоохранения облисполкомов, председателю комитета по здравоохранения Мингорисполкома обеспечить систематический анализ деятельности врачей-специалистов (включая руководителей), оказывающих медицинскую помощь пациентам в амбулаторных условиях, в том числе и деятельности участковых врачей специалистов.