Главная задача профессиональных союзов – объединение усилий трудящихся для защиты своих социально-экономических и политических прав и интересов. Накануне Дня международной солидарности трудящихся и Праздника труда в Беларуси руководитель профсоюзного движения страны поделится своим взглядом на роль профессиональных союзов в современных социально-экономических условиях, расскажет о наиболее важных направлениях работы и законодательных инициативах ФПБ, ответил на вопросы посетителей сайта БЕЛТА. В том числе были затронуты такие темы, как аттестация рабочих мест, контрактная форма найма, коллективно-договорное регулирование трудовых отношений, результаты профсоюзного мониторинга цен на социально значимые товары и услуги и многие другие.
В первую очередь хочу еще раз подчеркнуть, что, на наш взгляд, это важный и нужный документ. Поскольку он направлен на решение главнейшего для нас вопроса - вопроса занятости людей. Сегодня профсоюзы всего мира обеспокоены проблемой теневой экономики и неформальной занятости, поскольку это ведет к снижению защиты человека. И принятие декрета - одна из мер, которая будет способствовать легальности трудоустройства.
При разработке документов по этому вопросу мы вносили свои предложения. Например, предложили существенно расширить перечень категорий людей, которые не будут относиться к незанятым в экономике и к которым, соответственно, не будут применяться нормы декрета №1. Это касается уволенных по сокращению, окончивших учебное заведение, имеющих детей и некоторые другие. Большинство наших предложений были учтены. Сегодня наша задача в первую очередь в том, чтобы максимально были учтены интересы каждого человека, который попал в трудную жизненную ситуацию.
Если говорить о работе комиссий по содействию занятости на местах, то надо отметить, что в каждом районе страны есть наш представитель, который координирует работу всех первичных профсоюзных организаций. Он на постоянной связи с председателями всех первичных профсоюзных организаций в районе и, как правило, обладает самой оперативной информацией по ситуации на предприятиях, о том, что где-то требуются работники, и таким образом может помочь в трудоустройстве тем, кто реально хочет найти работу.
Кроме того, мы приступили к созданию уникальной базы данных вакансий по всей стране. На профсоюзном портале 1prof.by создается сервис, где будут аккумулироваться данные о вакансиях всех центров занятости. Кроме того, в этой базе будет оперативная информация о вакансиях, которые будут поступать в режиме онлайн от всех наших первичных профсоюзных организаций, а это практически 20 тыс. первичек. Благодаря этому люди смогут очень оперативно получать информацию о вакансиях по сформированному запросу.
Вместе с тем в сфере занятости есть вопросы, которые требуют своего решения на законодательном уровне. Далеко не всегда люди остаются без работы по собственному желанию. Сегодня мы по-прежнему видим, что недобросовестные наниматели действуют по принципу "скрытого" сокращения. Например, когда предлагают изменить условия труда таким образом, что человеку лучше просто уволиться. В результате в считаные дни человек оказывается без работы и без поддержки.
Поэтому мы и говорим, что в рамках содействия занятости населения нужно на законодательном уровне поставить заслон "скрытому" сокращению. Чтобы в случаях, когда реально есть необходимость оптимизации штата, применялась исключительно установленная процедура сокращения. Это дает человеку время сориентироваться на рынке труда, подыскать необходимую вакансию, возможно, пройти какую-то переподготовку. Кроме того, в этом случае у человека будет материальная поддержка, что позволит ему какое-то время в спокойном режиме искать подходящую работу. В любой процедуре оптимизации штата должен быть социально ответственный подход.
Мы должны поддержать трудолюбивых людей, тех, кто хочет работать, - через предоставление гарантий занятости и гарантий социальной поддержки.
Мы видим, что сегодня эти вопросы достаточно актуальны для людей. Здесь, например, можно вспомнить случаи с ОАО "Милкавита", где наши юристы защищали интересы 200 работников, Гомельского ликеро-водочного завода, где также при содействии юристов ФПБ работников освободили от необоснованных штрафов за пропажу продукции.
Проблема материальной ответственности работников имеет два аспекта. Во-первых, согласно законодательству, работникам, занятым по трудовому договору, коллективным договором может устанавливаться ограниченная материальная ответственность, а работникам, занятым по контракту, - нет. Это ставит работников в неравные условия, и мы предлагаем установить право ограниченной материальной ответственности для всех работников. Для решения этого вопроса национальным профцентром разработаны предложения по внесению изменений в Трудовой кодекс.
Во-вторых, в своей работе профсоюзные юристы не раз сталкивались с фактами, когда за причиненный ущерб работник наказывался дважды. При выявлении контролирующими органами нарушений сначала работника привлекают к административной ответственности (в случае его виновности), а затем наниматель взыскивает с работника в судебном порядке штраф, возложенный на юридическое лицо контролирующими органами. При этом работникам вменяются к выплате астрономические суммы, исчисляющиеся сотнями тысяч рублей. По нашему мнению, такая практика не отвечает принципам социальной справедливости. Для решения проблемы Национальный совет по трудовым и социальным вопросам направил обращение в Верховный суд с предложением пересмотреть сложившуюся судебную практику взыскания штрафов с работников. И в ближайшее время этот вопрос будет рассмотрен.
Это настолько важный вопрос, что я бы посвятил ему всю онлайн-конференцию. Было принято постановление правительства, в котором четко определено: для того, чтобы росла заработная плата, надо, чтобы с опережением возрастала производительность труда. Но мы должны понимать: если нет модернизации на предприятии, если человек не повышает квалификации, откуда эта производительность труда возьмется?
Определенные шаги в этом направлении наниматели делают, отправляя работников для повышения квалификации за границу. В Беларуси тоже есть специальные центры, но их недостаточно. Для сравнения могу привести несколько примеров других стран. В Германии на протяжении всей трудовой деятельности повышают свою квалификацию 80% трудящихся, примерно столько же - в Японии. У нас - 20-25%.
В новой экономике, которую мы строим, человек должен повышать квалификацию непрерывно. И здесь должна быть выстроена такая система, при которой у него будет личная потребность учиться и для этого будут все возможности. Конечно, сегодня надо заняться этой проблемой, о чем мы и говорим постоянно, стараемся это закладывать в коллективные договоры. Важно учесть ряд составляющих. В работающих по старинке институтах повышения квалификации должны произойти изменения. Они должны стать современными центрами, перестроиться.
У человека, имеющего личное желание повысить квалификацию, может быть недостаточно средств, чтобы оплатить обучение. Но государство понимает, что если оно вкладывает копейку в такого человека, то затем на производстве он будет показывать лучшие результаты. И в целом тогда все будет складываться в экономике лучше. Для поддержки таких людей должны быть предусмотрены финансовые инструменты, льготное кредитование, например.
В свою очередь перед нашими первичными организациями мы ставим задачу, чтобы нормы о повышении квалификации вносились в коллективные договоры, чтобы ими создавались благоприятные условия для работников, желающих повышать свою квалификацию. Они должны иметь достаточно времени для повышения квалификации, то есть проходить обучение с отрывом от производства, но с сохранением зарплаты и так далее.
Президент очень метко дал название нашему мониторингу цен - это народный контроль. Мы сегодня стараемся делать это достаточно открыто и объективно, чтобы избежать искажений. Для этого попросили одну из информационных компаний сделать нам соответствующую компьютерную программу. Она собирает со всех районов данные, и раз в месяц мы делаем по этой программе расчет по ценам. В каждом районе и городе страны определены магазины шаговой доступности, сетевые, районного подчинения, торговые объекты Белкоопсоюза, где мы изучаем цены. Для этого мы не берем все товары из корзины потребления, а только те продукты питания, которые человеку нужны каждый день - около 98 наименований. По ним наши руководители районных и городских объединений смотрят цены, вносят их в программу, и в течение небольшого количества времени программа просчитывает и выдает анализ изменения цен. Хочу сказать, что цены на продукты питания стабилизировались. Есть небольшой рост с начала года, но он находится в пределах 1,9%.
При этом главное внимание уделяем вопросам соотношения роста цен и роста заработной платы населения. И если видим, что есть какие-то серьезные колебания цен, несоответствие их роста доходам населения, совместно с представителями главного ценового регулятора - Министерства антимонопольного регулирования и торговли, отраслевыми ведомствами смотрим, насколько обоснован этот рост и какие могут быть механизмы для его снижения. Также мы регулярно поднимаем эти вопросы на заседании Национального совета по трудовым и социальным вопросам и настаиваем на том, что должно выполняться одно из главных положений генерального соглашения - рост цен должен компенсироваться адекватным ростом доходов населения. Мы понимаем, что в январе-феврале традиционно зарплаты проседают, а уже в марте практически по всем районам страны отмечается рост. Это говорит о том, что экономика работает, мы надеемся, что падение будет выравнено и рост доходов населения продолжится, баланс между ростом цен и заработной платы будет достигнут.
Видим, что определенная работа по сдерживанию необоснованного роста цен ведется. Например, в прошлом году мы неоднократно говорили о том, что нас беспокоит постоянный рост цен на молочные продукты. По результатам первого квартала этого года мы также видим небольшой рост по этим товарам. И сегодня МАРТ уже взял этот вопрос под особый контроль и предпринимает определенные меры для его решения. В целом наша позиция однозначная: если нет роста доходов, то не должно быть и роста цен. На наш взгляд, такие подходы должны быть в основе ценовой политики каждого ведомства.
В постановлении №744, с точки зрения здравого смысла и математического расчета, абсолютно правильно все прописано. Заработная плата должна зарабатываться. Она не должна расти искусственно. Если это происходит, надо ожидать инфляции.
С другой стороны, когда мы проанализировали ситуацию, то где-то обнаружили искусственное сдерживание роста заработной платы. В декабре, после того как мы обратились в правительство, Совмин пересмотрел подходы по этому постановлению. Документ в определенной степени позволяет учесть влияние внешних условий хозяйствования, не зависящих от предприятия, дает возможности для повышения заработной платы.
Мы и дальше будем отслеживать практику применения этого постановления, продолжим вносить свои предложения. Мы полностью поддерживаем этот документ в той части, что производительность должна расти, а зарплата зарабатываться. Это несомненно. Но документ должен быть гибким.
Что касается заработной платы работников бюджетных организаций, то в Генеральном соглашении заложена норма, согласно которой уровень зарплаты работников бюджетных организаций должен быть не ниже 80% заработной платы в целом по республике. Средняя заработная плата у работников бюджетных организаций в январе-марте 2018 года составила Br686,6.
На наш взгляд, надо в корне менять систему оплаты труда в этой сфере. Министерством труда уже подготовлены нормативные правовые акты по изменению условий оплаты труда работников бюджетных организаций. В них предусматривается установление базовой ставки (вместо тарифной ставки первого разряда) на уровне бюджета прожиточного минимума; переход от централизованного к смешанному регулированию оплаты труда работников бюджетных организаций; расширение прав руководителей бюджетных организаций в стимулировании работников за инициативу и результативный труд.
Наша позиция в данном вопросе следующая: да, необходимость изменения оплаты труда в бюджетных организациях назрела давно. Но при введении предложенной системы необходимо предусмотреть дополнительное финансирование, чтобы сохранить возможности стимулирования труда работников.
В 2017 году на производстве погибли 115 человек. Снижение травматизма есть, но сегодня еще очень многое надо сделать, чтобы вообще не иметь проблем, чтобы люди не погибали и не наносили вреда своему здоровью.
Мы обязательно расследуем каждый случай. Часто причиной становится человеческий фактор. Либо человек сам беспечно относится к технике безопасности, либо наниматель недостаточно внимателен к этому вопросу. ФПБ постоянно проводит мониторинг по технике безопасности. Во время посевной в сельхозпредприятиях прошел месячник общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. За месяц было выявлено около 1,5 тыс. нарушений: где-то не проводилось медобследование водителей, где-то не было должного обеспечения средствами индивидуальной защиты. Было и много других нюансов, которые можно объединить одним понятием "человеческий фактор".
Убежден, что нам надо стать более внимательными к тому, чтобы с точки зрения безопасности труда все правила соблюдались. Они все прописаны и выверены.
У ФПБ большая техническая инспекция, есть общественные инспекторы труда. Это специалисты, которые непосредственно находятся на предприятиях каждый день и могут оперативно заметить и потребовать устранения недостатков по охране труда. Мы также добились того, чтобы выявленные нами недостатки в регионах в обязательном порядке рассматривались районным исполнительным комитетом. Дается административно-правовая оценка нарушениям, устанавливаются жесткие сроки, в которые они должны быть исправлены, и ответственные за это. У меня практических нет таких примеров, когда выявленные нами недостатки не исправлялись. От этого зависит жизнь и здоровье людей.
На устранение большинства выявленных нарушений не требуется значительных финансовых и временных затрат и, как правило, наниматели их исправляют в кратчайшие сроки. Наши технические инспекторы в обязательном порядке это отслеживают.
В целом за год наши технические инспекторы выявили и потребовали устранения более 64 тыс. нарушений правил и норм охраны труда.
Что касается изменений закона об охране труда, то данный законопроект детально отрабатывался технической инспекцией труда профсоюзов. И на сегодня он содержит ряд новых и полезных норм. В частности, внесены нормы по повышению безопасности тех, кто занят по гражданско-правовым договорам, прописаны нормы, касающиеся охраны труда надомных работников, домашних работников. Также обеспечивается больше защиты людям, которые находятся в командировке. Мы эти и другие вопросы ставили, и сегодня с удовлетворением отмечаем, что наши предложения поддержаны.-0-
Любая проверка отвлекает людей от работы. Сейчас стоит задача, чтобы со стороны и правоохранительных органов, и других организаций, которые имеют право проводить проверки, таковых было меньше. Сегодня упор сделан на более эффективную профилактику. Важнее упредить, чем потом наказывать. Для этого, безусловно, нужно подтянуть уровень культуры производства.
Также хочу подчеркнуть, что для повышения безопасности труда надо повышать личную ответственность каждого работника за выполнение прописанных правил и норм. Возьмем для примера строительную отрасль, где происходит больше всего различных происшествий с пострадавшими людьми. Когда замечают работника без каски (хотя каску ему выдали), наказывают не его, а мастера цеха или начальника, который отвечает за 200 человек. Он может попросту не уследить конкретно за этим человеком. Необходимо повышать личную ответственность каждого работника. Важно исключать формальный подход при ознакомлении с техникой безопасности. Ознакомление с правилами и нормами займет всего минуту или полторы, но в будущем это может спасти человеку жизнь.
Что касается изменений в законе об охране труда, то данный законопроект детально отрабатывался технической инспекцией труда профсоюзов. И на сегодня он содержит ряд новых и полезных норм. В частности, внесены нормы по повышению безопасности тех, кто занят по гражданско-правовым договорам, прописаны нормы, касающиеся охраны труда надомных работников, домашних работников. С учетом практики проведения медицинских осмотров предлагается закрепить норму о том, что наниматель будет нести расходы за прохождение медицинских осмотров не только работников, но и лиц, принимаемых на работу.
В целом работа по совершенствованию законодательства в сфере охраны труда не ограничивается только этим законопроектом. Мы сейчас активно работаем с профильными министерствами над изменением норм по выдаче спецодежды людям, занятым на уборке урожая. Эту проблему в прошлом году поднимали практически все механизаторы. Та спецодежда, которую они получают, фактически не пригодна для работы в жаркую погоду. И люди ей не пользуются, выходят на работу в шортах, сланцах. И иногда это становится причиной травматизма. Поэтому мы обратились в Министерство сельского хозяйства и продовольствия с инициативой поменять нормы в этой сфере. Совместно с "Беллегпромом" уже подобрали образцы возможной спецодежды и обуви, которые бы позволяли комфортно работать в летнюю жару.
Также мы сейчас работаем над усовершенствованием правил аттестации на химических производствах, чтобы максимально учитывались все вредные факторы, воздействующие на людей.
Здесь есть несколько важных моментов. Например, новые правила однозначно предусматривают, что в случае гибели работника не будет определяться степень его вины. Это даст право семьям погибших получать страховые выплаты, предусмотренные законодательством, в полном объеме.
К слову, в генеральном соглашении заложена рекомендательная норма о том, что семье погибшего по вине нанимателя выплачивается единовременная помощь в размере не менее 10 годовых заработков погибшего. И мы на постоянной основе отслеживаем, чтобы эта норма была перенесена в отраслевые соглашения и коллективные договоры и, таким образом, приобрела характер обязательной для нанимателя.
Также новой редакцией правил улучшены гарантии защиты работников, которые находятся в командировке, несколько расширены полномочия профсоюзных организаций.
Правовая инспекция труда ФПБ ведет постоянную работу по защите трудовых и социально-экономических интересов работников. И это не только возвращение незаконно удержанных средств, но и восстановление на работе, контроль за правильностью применения дисциплинарных взысканий, порядок увольнения и принятия на работу.
Вот только несколько конкретных цифр. По итогам 2017 года было выявлено более 43 тыс. нарушений законодательства о труде. Это самые разные случаи: вопросы найма и увольнения, применения дисциплинарных мер к работникам, начисления и своевременности выплаты заработной платы и другие.
Если говорить конкретно о возврате незаконно удержанных или невыплаченных денежных сумм, то по итогам прошлого года мы вернули людям более Br3,2 млн.
За год при помощи профсоюзов восстановлены на работе 86 человек, которые были уволены незаконно.
Сегодня, накануне Праздника труда, мы подводим своеобразный итог очередного профсоюзного года, и я хотел бы отметить, что за этими цифрами стоит ежедневная кропотливая работа профсоюзов, которые защищают законные права трудящихся, стоят на страже социальных гарантий, следят за соблюдением коллективных договоров, представляют интересы работников в судах, чтобы отстоять их права, и т.д. Эта работа дает очень хороший результат. И за эту работу нам не стыдно.
Рынок труда меняется. Соответственно, необходимо регулировать и законодательство в этой сфере. Для нашей страны это достаточно актуально. У нас активно развивается ИТ-сфера, где многие работают удаленно.
В проект закона по изменению Трудового кодекса внесены нормы, которые касаются дистанционных работников – тех, кто трудится на удалении от офиса нанимателя. В частности, дано определение дистанционной работы и прописано, что на работника, который осуществляет дистанционную работу, распространяется трудовое законодательство РБ с учетом определенных особенностей. Так, на него распространяется норма о 40-часовой рабочей неделе (без привязки к 8-часовому рабочему дню) и минимальной продолжительности трудового отпуска.
Несмотря на то, что работа дистанционная, предусматривается заключение между работником и нанимателем трудового договора. И это правильно. Иначе работник будет незащищен. Именно в трудовом договоре прописываются конкретные условия работы – от заработной платы до порядка использования оборудования, которым пользуется работник. Причем законопроектом предусмотрено, что трудовой договор может быть заключен только при личном присутствии работника, а вот его дальнейшее изменение возможно и посредством электронного обмена информацией.
Это первый шаг в данном направлении. В дальнейшем необходимо работать и по другим направлениям. В частности, надо совершенствовать систему получения и признания квалификации работников.
В указе главы государства от 11 апреля 2016 года №137 "О совершенствовании пенсионного обеспечения" рекомендовано руководителям организаций шире применять практику добровольного дополнительного пенсионного обеспечения.
За 2017 год заключено в 1,6 раза больше договоров добровольного страхования дополнительной пенсии. Но в целом, конечно, процент застрахованных лиц небольшой и составляет меньше 5% занятого населения. Во многом это обусловлено финансово-экономическим положением предприятий и организаций.
Для сравнения: в зарубежных странах наиболее высокий уровень распространения негосударственного пенсионного страхования на наемных работников в Нидерландах (95% населения) и Швеции (порядка 90%), более 40% – в США, Германии, Японии.
Профсоюзы активно работают над тем, чтобы включать такие дополнительные гарантии в коллективные договоры. Хорошая практика в этом отношении есть у отраслевого профсоюза работников химической промышленности.
Буквально недавно мы обсуждали этот вопрос на заседании Национального совета по трудовым вопросам. И договорились, что выработаем предложения по предоставлению предприятиям, которые реализуют подобные программы, дополнительных льгот и преференций.
В данной ситуации очень многое зависит от того, какие нормы прописаны в коллективном договоре вашей организации. Обязанность и срок уведомления нанимателем профсоюзной организации о непродлении трудовых отношений с работником могут быть предусмотрены именно в коллективном договоре, действующем в организации. В случае наличия такой нормы в коллективном договоре наниматель обязан ее исполнить.
Также именно в коллективном договоре могут быть предусмотрены какие-то дополнительные гарантии занятости для общественных инспекторов, общим трудовым законодательствам этот вопрос не регулируется.
Поэтому ваш вопрос надо рассматривать предметно с изучением норм вашего коллективного договора. И я порекомендовал бы вам обратиться за разъяснениями, например, в районное объединение профсоюзов по месту жительства. Также можете обратиться с вашим вопросом на бесплатный профсоюзный правовой прием, который проходит каждый месяц в каждом районном центре.
В генеральное соглашение внесена норма, согласно которой соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы работников должно быть не ниже 40%. До недавнего времени этот показатель выдерживался. По итогам 2017 года это соотношение составило 38%.
Безусловно, для реализации этой задачи необходимо наличие финансовых средств в ФСЗН. Наполняемость ФСЗН зависит от стабильной работы реального сектора экономики. Немаловажную роль играет и вывод бизнеса и доходов населения из тени.
Количество пенсионеров увеличивается, в то время как количество работающих на одного пенсионера сокращается. Около 25% пенсионеров продолжают работать по достижению пенсионного возраста.
Мы сегодня говорим, что есть необходимость законодательно закрепить норму о продлении или перезаключении контрактов с добросовестными работниками. Такая норма включена в качестве рекомендательной в Генеральное соглашение. Также она перенесена в ряд отраслевых соглашений и многие коллективные договоры. И в этих случаях наниматель обязан продлевать трудовые отношения с добросовестными работниками. Но для того, чтобы эта норма применялась повсеместно, чтобы исключить субъективизм при принятии решений о продолжении трудовых отношений с работниками, считаем необходимым закрепить ее в Трудовом кодексе.
В сегодняшних условиях, когда приняты комплексные решения по развитию и упрощению ведения частного бизнеса, эти вопросы крайне актуальны. На рынок выходит большое количество новых компаний, нанимателей. Далеко не у всех есть понимание и опыт ведения социально ответственного бизнеса, необходимый уровень культуры ведения бизнеса. В этих условиях крайне важно установить такие правила и нормы на рынке труда, которые бы гарантировали защиту интересов человека. Не должно быть субъективизма, положение работника не должно зависеть от доброй воли нанимателя.
Приняты решения, направленные на стимулирование занятости людей. Одновременно мы должны стимулировать и поощрять добросовестных работников, в том числе через предоставление им гарантий занятости. Это в свою очередь будет способствовать и развитию предприятий. Потому что когда человек не уверен в своем завтрашнем дне, не уверен, будет он тут работать или нет, у него и стимула хорошо трудиться нет. И работает он спустя рукава. Что называется, день простоять и ночь продержаться. А если будет знать, что от качества его работы, добросовестности зависит продление трудовых отношений, если будет видеть перспективу на завтра, то и выкладываться на производстве будет на все 100%. Все эти нормы мы предложили включить в законопроект по изменению Трудового кодекса. И рассчитываем, что законодатели к нам прислушаются и примут эти предложения.
В целом мы внесли около 40 предложений по изменению статей ТК. Например, об ограничении неполного рабочего дня. Мы предлагаем, чтобы при изменении существенных условий труда устанавливался неполный рабочий день продолжительностью не менее половины обычной продолжительности рабочего дня. Это предложение обусловлено проблемой скрытого сокращения, когда отдельные наниматели для того, чтобы уменьшить выплаты при оптимизации штата, вместо процедуры сокращения применяют процедуру существенного изменения условий труда. И, например, устанавливают неполный рабочий день продолжительностью 1-2 часа с соответствующей оплатой труда. Это вынуждает работников прекратить трудовые отношения в связи с изменением существенных условий труда. В результате человек получает выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка, а не трехкратного среднемесячного заработка, как это предусмотрено при сокращении работников. Конкретный пример: женщине установили рабочий день с 12.00 до 13.30, при этом обед - с 12.30 до 13.00. На наш взгляд, надо на законодательном уровне поставить заслон таким манипуляциям со стороны недобросовестных нанимателей.
В целом ФПБ за 2017 год рассмотрела около 50 законодательных актов, которые касаются трудовых и социально-экономических интересов работников. Где-то мы соглашаемся с разработчиками, где-то вносим свои замечания.
Мы запланировали акции и проекты во всех регионах страны. Так, на республиканском субботнике начали масштабную работу по приведению в порядок мест захоронений и воинской славы. Особое внимание уделяем малоизвестным захоронениям, где-то в лесах, небольших деревнях и так далее.
Буквально через несколько дней, 5 мая, стартует еще один проект, посвященный теме малой родины. Мы планируем в ряде регионов провести масштабные мероприятия по чествованию людей, которые внесли вклад в развитие региона. Также будем привлекать к этой акции известных в стране и за рубежом белорусов.
Большую работу планируем проводить с молодыми специалистами, которые по окончании учебы возвращаются на свою малую родину.
Вопросам защиты прав и интересов молодых специалистов мы всегда уделяем особое внимание, так как они только выходят на рынок труда и далеко не всегда знают о своих правах. Поэтому мы настраиваем свои первичные профсоюзные организации на то, чтобы у каждого молодого специалиста был свой наставник, который поможет войти в курс дела на производстве, научит и подскажет. Ориентируем свои первичные профсоюзные организации, чтобы в коллективных договорах были положения, направленные на поддержку этой категории работников, такие как предоставление жилья, определенные доплаты.
Что касается нарушения прав молодых специалистов, то такие случаи, к сожалению, тоже есть. Например, это ситуации, когда по прибытии на первое место работы молодым людям предоставляется работа не по специальности или неправильно начисляется заработная плата. В каждом таком случае, когда к нам обращаются за поддержкой, мы стараемся максимально разрешить вопросы в пользу людей.
Есть и примеры, где наши юристы содействуют получению места в общежитии, помогают решать вопросы, связанные с перераспределением, если на это имеются законные основания.
Приведу один из последних примеров. Молодые люди были распределены в сельскохозяйственную организацию. Но на месте выяснилось, что работать им приходилось не по специальности, зарплата постоянно задерживалась. Люди обратились к нам за помощью. К сожалению, наниматель доводы наших юристов не принял. И в итоге мы защищали интересы этих молодых людей уже в суде. В результате молодые люди получили все законные выплаты, смогли уволиться с этого предприятия, чтобы перераспределиться на другое место работы.
Безусловно, генеральное соглашение является очень важным документом как для нашей организации, так и государства в целом. На заседаниях Национального совета по социальным и трудовым вопросам мы рассматриваем разные вопросы. Но один из самых важных - это выполнение договоренностей по генеральному соглашению. Этот документ содержит практически все разделы, которые имеют отношение к нашей жизни.
Между тем есть вопросы, которые по тем или иным причинам не выполняются, и мы требуем это исправить, в первую очередь, это заработной платы бюджетников, которая должна быть не ниже 80% по отношению к средней зарплате по стране. В настоящее время этот показатель составляет 76%. Есть падение к 2016 году. Мы видим, что в 2017 году неплохо сложилась экономика, есть рост по промышленности. Будем надеяться, что данный уровень будет выполнен по стране. В генсоглашении есть очень важный показатель, который мы тоже отслеживаем. Это соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы работников на уровне не ниже 40%. Сейчас это 38%. Поскольку принято решение о повышении пенсии, то этот показатель выйдет на уровень, определенный в документе.
У нас есть и другие вопросы, которые мы выносили на рассмотрение Национального совета. В частности, необходимость более активного развития сектора так называемой накопительной пенсии. Чтобы наниматель осуществлял страхование дополнительных пенсионных выплат при выходе людей на пенсию. Такие рекомендации о развитии этой системы есть наряду с солидарной системой, которой мы сегодня пользуемся. Страховая система работает во многих странах и очень хорошо себя зарекомендовала. Например, в Нидерландах 95% нанимателей пользуются накопительной системой, Швеции - 90%, Германии и США - 40-50%, Японии - 40-60%. Наниматель активно страхует людей, чтобы человек уверенно себя чувствовал при выходе на пенсию. В Беларуси этот показатель пока небольшой - около 5%, но мы находимся в начале этого пути. Такая система может стать стимулом повышать свою квалификацию, стремиться к более высокооплачиваемой работе, что повлечет большее накопление средств к пенсии. Наряду с активным развитием накопительной пенсии, считаю, что солидарную пенсию надо сохранять. Она важна тем, что является гарантированной. Есть разные ситуации в трудовой деятельности каждого человека.
Важным моментом является постоянная работа над повышением своей квалификации. Причем в этом движении должны быть заинтересованы две стороны производственного процесса - и работник, и наниматель. Мы озвучивали эти вопросы на заседании Национального совета и стараемся их перенести в коллективные договоры. Работодатель должен заботиться о повышении квалификации сотрудников. В противном случае предприятие будет снижать свои конкурентные преимущества, не будет идти в ногу с прогрессом и технологиями, которые приходят в производство. С другой стороны, и сам человек должен заботиться о повышении квалификации. Работник должен понимать, если что-то случится с производством и ему придется столкнуться с поиском нового места работы, то, чем выше будет его уровень квалификации, тем выше будут шансы трудоустроиться и стать более востребованным. Соответственно, и заработная плата станет выше.
И в этом комплексе вопросов, которые мы вынесли на Национальный совет и активно обсуждаем с правительством, Министерством труда и социальной защиты, говорим, что должны быть созданы и механизмы. Надо создать человеку условия для повышения квалификации. В первую очередь необходимо создать современные центры, поскольку многие институты, которые занимались этим направлением, просто устарели, а их методики стали непригодными.
Что касается положения о Национальном совете, то мы сегодня говорим о том, что необходимо повысить ответственность сторон за принятые советом решения. Одним из механизмов здесь может быть то, чтобы решения Национального совета реализовывались через принятие соответствующих постановлений Совета Министров, а также руководящих органов профсоюзов и нанимателей. Соответствующий проект документа о внесении изменений в положение о Национальном совете уже подготовлен.
Эти цифры мы мониторим практически каждый день. Наши данные сравниваем с официальной статистикой и, если видим, что есть различия, сразу информируем об этом Министерство труда и социальной защиты.
За январь-февраль в режиме неполной занятости находилось 50,5 тыс. работников, что составляет 1,7% от среднемесячной численности всех людей, занятых в реальном секторе. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года этот показатель сократился практически в два раза, что свидетельствует о том, что экономика набирает обороты. Такая информация собирается по каждой из отраслей, и соответствующий профсоюз анализирует все выявленные факты.
Этот вопрос чрезвычайно важен для профсоюзов. Не может быть так, чтобы человек, отработав месяц, пришел домой без заработной платы. А ему необходимо платить коммунальные, ходить в магазин. При наличии информации о предприятиях с неполной занятостью, простоями, задержкой заработной платы профсоюзы сразу туда выдвигаются. Мы обращаем внимание и правительства, и министерств, и органов исполнительной власти на такие предприятия. По возможности стараемся помочь.
Один из последних примеров - ОАО "Строительный трест №8" в Бресте. Это крупная строительная компания, которая была и, надеемся, останется флагманом строительной отрасли. Но был период, когда они закредитовались и сейчас вынуждены платить большие проценты по кредитам, что легло бременем на предприятие и, как следствие, стало следствием его тяжелого экономического положения. А там тысяча людей работает. Мы обратились в правительство с просьбой оказать помощь. На недавней встрече в профцентре с руководством Нацбанка обсудили ситуацию на этом предприятии и предложили некоторые меры, которые позволили бы улучшить ситуацию. В частности, приостановить на время выплаты по кредитам, чтобы предприятие могло выйти на нужный уровень. Банки должны быть заинтересованы в этом, иначе и вовсе потеряют клиента.
Сегодня есть проблема выплаты заработной платы работникам организаций, которые попадают под банкротство. В 2016 году на момент ликвидации у 319 должников осталась неудовлетворенная задолженность в сумме более Br1,2 млн именно по заработной плате, платежам в Фонд социальной защиты населения, а также страховым взносам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве. Эта проблема затронула 1152 человека. В 2017 году на момент ликвидации у 406 должников осталась неудовлетворенная задолженность в сумме Br1,96 млн.
Мы проанализировали опыт других стран, в частности Литвы, Латвии, посмотрели, как там решается эта проблема. Провели консультации с социальными партнерами, учеными, зарубежными коллегами. Мировой опыт показывает, что эту проблему можно решить через создание специальных фондов страхования рисков невыплаты заработной платы. Мы предлагаем внедрить такую практику и у нас. Речь идет о том, что все организации, которые теоретически могут попасть в процедуру банкротства, образуют специальный фонд. И в случае, если организация не может рассчитаться с людьми, этот фонд и погашает задолженность предприятия перед людьми по заработной плате. Здесь можно привести аналогию с Агентством по гарантированному возмещению банковских вкладов, фонд которого формируется из вносов банков.
Такой фонд позволит предприятию подстраховаться, а самое главное - подстраховать людей, которые отработали, но не получили законно заработные деньги. Для нас самое главное - чтобы не страдали люди.
Мы отработали целую систему, показали, как видим работу этого механизма. Образуют фонд предприятия, которые теоретически могут быть обанкрочены. Под банкротство у нас не могут попасть бюджетные организации, общественные и религиозные. Каким образом будет формироваться компенсационный фонд, мы сейчас обсуждаем с правительством. Предполагается, что его управлением будет заниматься Министерство экономики. Также будет создан наблюдательный совет (по примеру, в частности, Латвии, Литвы, Германии, Бельгии), куда войдут наниматели и профсоюзы. Каждый случай будет рассматриваться индивидуально.
Мы понимаем, что этот вопрос затрагивает большой круг организаций и предприятий. И здесь надо взвешенно подойти к его решению. Безусловно, механизм должен быть работоспособным.
Договоренность об этом была достигнута буквально пару дней назад. Общественно-консультативный совет при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли - это площадка, на которой рассматриваются все решения по вопросам ценообразования.
Профсоюзы, работая непосредственно с людьми, на предприятиях и в организациях, из первых уст получают информацию, какие вопросы сейчас актуальны для трудящихся, что необходимо менять, а с чем лучше повременить. Поэтому то, что мы будем участвовать в обсуждении готовящихся документов со всеми заинтересованными в рамках общественно-консультативного совета при МАРТ, для нас действительно важно. Это даст нам возможность участвовать в обсуждении тех или иных документов и добиваться принятия решений с учетом потребностей человека труда еще на стадии их разработки.
Согласно регламенту Совета Министров, проекты нормативно-правовых актов, затрагивающие трудовые и социально-экономические интересы граждан, направляются в Федерацию профсоюзов Беларуси для внесения возможных замечаний и предложений. И только за прошедший год более 50 проектов нормативных актов были направлены в ФПБ для согласования.
Могу точно сказать, что число предприятий, задерживающих выплату работникам заработной платы, снижается. Если на 1 марта было 202 таких предприятия, то на 1 апреля осталось 165. За год их количество уменьшилось более чем на 20%.
Это значит, что происходит оздоровление предприятий, они выходят на нормальную экономику. А что может быть важнее? Если человек работает, у него должна быть достойная заработная плата. Это основное требование профсоюзов. И этот вопрос находится на первом месте наряду с вопросами охраны труда.
В адрес ФПБ поступают обращения граждан и профсоюзных комитетов организаций о росте стоимости проживания в общежитиях предприятий и организаций.
На фоне увеличения стоимости коммунальных платежей одной из причин повышения общей суммы оплаты является введение отдельной платы за пользование общежитиями. В квитанциях помимо выставляемых ранее коммунальных платежей появилась строка "Плата за пользование жилым помещением государственного жилищного фонда в общежития". И одномоментно плата за общежития у людей повысилась до 90%. И если еще в феврале человек платил Br60-70, то в марте - практически в два раза больше. Разумеется, это вызвало всплеск непонимания у людей, и к нам пошли обращения. В частности, с этим вопросом обратились работники ОАО "Белшина", когда мы проводили там встречу с трудовым коллективом.
Мы выступаем за пересмотр этих решений, поскольку такой резкий рост оплаты не соответствует росту доходов людей. Ведь, как правило, в общежитиях проживают люди с невысоким доходом - молодые специалисты, семьи с детьми. Для многих из них на определенном этапе жизни общежитие - практически единственный способ решения жилищного вопроса. И сегодняшние суммы для них просто неподъемные.
На наш взгляд, это невзвешенный подход, и он требует своей корректировки. Поэтому на данный момент мы уже обратились к правительству с предложением пересмотреть принятые решения и не допускать такого резкого повышения оплаты. Это очень обременительно для людей с небольшими доходами.
Это отдали на откуп областям. И сегодня три региона приняли такое решение: Минск, Могилев и Минская область.
Мы этот вопрос не оставим, потому что он действительно объективный. Получается, что человек должен ползарплаты выложить за общежитие. А за что ему жить дальше? Люди к нам обращаются с этой проблемой. Для того профсоюзы и существуют, чтобы реагировать и высказывать народную, коллективную, солидарную точку зрения, что мы и делаем.
Да, сегодня матерям троих детей декретный отпуск включается в общий трудовой стаж в полном объеме. Для тех, у кого пятеро и более, предусмотрены дополнительные льготы. А вот матерям четверых детей в общий стаж идет только 75% всего периода декретного отпуска. Это, конечно, неправильно. Семья должна получать и на четвертого ребенка общий стаж.
Мы вносили предложения, они были поддержаны Министерством труда и социальной защиты. В ближайшее время мы внесем соответствующие предложения.
Этот вопрос находится у нас на контроле и однозначно будет отрегулирован.