Правительство Беларуси недавно утвердило пакет документов, которые предусматривают механизмы реализации комплекса мер по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. С 1 июля 2017 года распространение на территории Беларуси информационной продукции, в том числе произведенной за пределами страны, без присвоения ей знака возрастной категории, будет запрещено.
Каким образом будет производиться маркировка информационного контента? Кто и как будет определять возрастные категории? Какая ответственность предусмотрена за неправильное присвоение знака возрастной категории? Будет ли меняться сетка телевещания? На эти и другие вопросы, интересующие пользователей сайта БЕЛТА, ответят эксперты.
Закон разработан в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, направленными на обеспечение информационной безопасности детей, в том числе закрепленными в ратифицированной Республикой Беларусь Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.).
При разработке закона изучались правовые нормы и опыт многих стран в сфере обеспечения информационной безопасности детей. В том числе США, Канады, Германии, Великобритании, Нидерландов, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Австрии, Франции, Италии, Испании, Японии, России, Украины, Молдовы, Литвы и других.
Также были использованы положения модельного закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", принятого Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ в 2009 году.
В законодательстве указанных стран предусмотрены ограничения и запреты на распространение среди несовершеннолетних информации, способной нанести вред здоровью и развитию детей, проведение соответствующей экспертизы информационной продукции, осуществляется возрастная классификация такой продукции; установлены временные рамки трансляции передач, созданы специальные контрольно-надзорные органы по защите детей от информации, наносящей им вред, установлены меры ответственности за незаконный оборот информационной продукции среди несовершеннолетних.
Положения белорусского законодательства в области информационной безопасности детей направлены на унификацию и гармонизацию с нормами международного права, а также с законодательством стран - участниц Евразийского экономического союза.
Конкретный порядок обозначения информационной продукции знаком возрастной категории определен Положением о порядке присвоения информационной продукции знака возрастной категории и некоторых особенностях ее распространения, утвержденным постановлением правительства от 25 октября 2016 года №871. Согласно документу информационная продукция в зависимости от ее категории и вида обозначается соответствующей цифрой и знаком "+", например "6+", "18+" и т.д. Исключение составляет продукция радиовещательного СМИ, которая обозначается соответствующим звуковым предупреждением, например: "для детей старше 6 лет", "запрещено для детей" и т.д.
Порядок присвоения информационной продукции знака возрастной категории зависит от ее вида.
Практически каждому из видов информационной продукции в постановлении правительства посвящена отдельная глава, где подробно расписывается порядок ее маркировки.
В зависимости от тематики, жанра, содержания и художественного оформления информационной продукции, особенностей восприятия содержащейся в ней информации детьми определенного возраста, а также от возможности причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и развитию детей информационной продукции присваиваются следующие знаки возрастной категории: "0+" - без возрастных ограничений (универсальная), "6+" - предназначена для лиц, достигших 6 лет, "12+" - для лиц, достигших 12 лет, и, соответственно, "16+" и "18+".
В нормативном правовом акте раскрыты дефиниции основных видов информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, которые были определены в статье 371 закона "О правах ребенка".
Содержательные характеристики указанных видов информации были сформированы на основании результатов сравнительно-правового анализа нормативных правовых актов государств ближнего зарубежья (России, Литвы, Молдовы), регулирующих вопросы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, а также международных систем рейтингов и классификаций различной информационной продукции. Это, в частности, Entertainment Software Rating Board (США и Канада), Pan European Game Information (PEGI, Европейский союз), Unterhaltungssoftware Selbstkontrolle (Германия).
Для определения условий допустимости распространения среди детей информации, способной причинить вред их здоровью и развитию (критериев), использована такая качественная характеристика информации, как ее семантическая (смысловая) адекватность для лиц определенной возрастной категории.
Предлагается максимально исключить распространение среди несовершеннолетних так называемой побудительной информации. Речь идет об информации, направленной на формирование мотивации к совершению конкретных антисоциальных действий либо способной оказать негативное воздействие на социально-психологические установки несовершеннолетнего, в том числе путем внушения, подражания (формирования положительного эмоционального отношения, восхищения объектом подражания).
В этой связи предполагается присвоение возрастной категории "для лиц старше 18 лет" следующим видам информации:
вызывающая желание употреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, потреблять наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества, табачные изделия;
дискредитирующая институт семьи и брачно-семейные отношения;
информация, побуждающая к совершению преступления или иного общественно опасного деяния, в том числе к занятию проституцией, попрошайничеством, бродяжничеством, участию в азартных играх, совершению действий, связанных с изготовлением, распространением порнографических материалов или предметов порнографического характера;
положительно оценивающая преступление или идеализирующая преступников, поощряющая поведение, ущемляющее человеческое достоинство, в том числе совершение насильственных действий по отношению к людям и животным;
препятствующая формированию здорового образа жизни;
информация, содержащая нецензурные слова и выражения;
информация, побуждающая к нанесению телесных повреждений или к самоубийству, описывающая средства или обстоятельства самоубийства;
поощряющая или положительно оценивающая жестокость, физическое, психическое, сексуальное насилие, сексуальную эксплуатацию, сексуальные отношения с участием детей;
отображающая издевательства над человеком или группой людей, либо их унижение в связи с этническим происхождением, национальной, расовой, религиозной, языковой, половой принадлежностью, убеждениями или взглядами, социальным положением, заболеванием.
В отношении информации, связанной с перечисленными явлениями, но не имеющей побуждающего характера (так называемой констатирующей информации), в целях нивелирования ее возможного негативного воздействия на детей установлены "дозированные" условия распространения (кратковременный, эпизодический показ, демонстрация) с учетом особенностей ее восприятия детьми различных возрастных категорий. Это связано с тем, что такого рода информация не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому (например, изображение курящего человека либо лица, употребляющего алкоголь, в том числе в позитивном ключе).
Кроме того, определены условия, позволяющие распространять такую информационную продукцию. В частности, должно выражаться отрицательное, осуждающее отношение к соответствующему социальному явлению и его допустимости, или имеет место осуждение, выражение сострадания, либо имеет место иная минимизация возможного негативного воздействия.
Для информационных интернет-ресурсов законодательством предусмотрен добровольный порядок маркировки. Если владельцем информационного ресурса будет принято решение промаркировать свой интернет-сайт, то знак возрастной категории должен быть размещен на главной странице сайта или в ином удобном для обозрения месте, быть отчетливо различимым и ясно видимым. При этом он должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационного сообщения и (или) материала, распространяемого на данном информационном ресурсе.
Несмотря на то, что для владельца интернет-ресурса маркировка является правом, а не обязанностью, наличие доброй воли владельцев на осуществление маркировки всех сайтов, находящихся в национальном сегменте сети интернет, будет позитивно воспринято в обществе. Полагаю, что добросовестные владельцы ресурсов сами должны быть заинтересованы в ограждении детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию.
Для всех интернет-сайтов, как было сказано ранее, законом установлен добровольный порядок их маркировки.
Что касается технических ограничений доступа детей к "вредным" сайтам, то такие ограничения в виде административных, организационных мер, программно-аппаратных и программных средств, позволяющих не допускать распространения среди детей вредной информации, обязаны применять собственники компьютерных клубов, интернет-кафе, иных мест, в которых обеспечивается коллективный доступ пользователей в интернет, учреждения образования.
Кроме того, обеспечение защиты детей от информации может быть реализовано и родителями посредством заключения с поставщиками интернет-услуг договора на оказание услуг по ограничению доступа к информации в интернете либо путем применения организационных мер, программно-аппаратных и программных средств.
Знак возрастной категории радиопередачам присваивается редакцией средства массовой информации в соответствии с критериями, определенными постановлением №871.
Озвучивать возрастной ценз в радиоэфире будет распространитель радиопрограммы в начале трансляции, а также при каждом возобновлении ее трансляции (после прерывания рекламой и (или) иной информацией).
Положением об общественно-консультативном совете по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, утвержденным постановлением №871, предусмотрено рассмотрение советом вопросов, связанных с применением законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Пока общественно-консультативный совет не приступил к своей работе, приводить конкретные примеры вопросов рано. Вместе с тем полагаем, что это могут быть вопросы о необходимости присвоения той или иной информационной продукции знака возрастной категории, о соблюдении порядка ее присвоения, о соответствии присвоенного знака возрастной категории критериям и ряд других.
Общественно-консультативный совет не уполномочен привлекать к ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в сфере защиты детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию.
Решения совета носят рекомендательный характер для государственных органов, осуществляющих государственное регулирование вопросов, связанных с защитой детей от вредоносной информации.
В отношении информационной продукции эротического содержания, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию, а также продукции сексуального назначения закреплена норма о необходимости получения заключения Республиканской экспертной комиссии по предотвращению пропаганды порнографии, насилия и жестокости.
Присвоение знака возрастной категории другим видам информационной продукции не требует проведения обязательной экспертизы.
Знак возрастной категории присваивается информационной продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по производству информационной продукции, а распространяемой посредством культурных мероприятий - организаторами культурных мероприятий. В случае распространения продукции иностранного средства массовой информации – распространителем данной продукции.
Законодательных требований к процессу организации работы по присвоению знака возрастной категории (созданию комиссии, ее составу и т.д.) не установлено. Следовательно, субъект хозяйствования самостоятельно определяет порядок осуществления данной процедуры.
Законодательство не содержит требований к расстановке книг и других изданий в библиотеке, магазине и иных местах согласно маркировке.
Нет в законе и требований к порядку размещения и хранения книг и других печатных изданий в библиотеках. Следовательно, администрация библиотеки по своему усмотрению решает вопрос о размещении печатных изданий со знаком "18+".
Материалы печатного СМИ, которому присвоен знак возрастной категории "18+", могут размещаться на официальном сайте в любой его составной части. При этом предпочтительно, чтобы данный сайт также был промаркирован таким же знаком возрастной категории.
Знак возрастной категории, присвоенный газете или любому другому печатному СМИ, должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационного сообщения и (или) материала, распространяемого в данном выпуске печатного СМИ.
Понимая невозможность полного ограничения детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию, изначально суть закона сводилась к закреплению комплекса превентивных мер, позволяющих минимизировать возможность негативного воздействия информации на позитивное развитие несовершеннолетних.
Одной из таких мер и является маркировка информационной продукции, предназначение которой - в предупреждении родителей и иных лиц, ответственных за воспитание детей, о содержании информационной продукции и возможном ее негативном воздействии на детей.
А лица, ответственные за воспитание детей, обязаны научить детей правильно воспринимать и оценивать информацию, а также принять все возможные меры по ограждению ребенка от информации, которая может причинить вред его здоровью и развитию. Форму и способы реализации данных ограничений выбирают родители.
Особенность присвоения знака возрастной категории печатным СМИ, в том числе газетам, заключается в том, что данный знак присваивается не каждому информационному сообщению и (или) материалу в отдельности, а в целом средству массовой информации, и должен соответствовать самой старшей возрастной категории информационного сообщения и (или) материала, распространяемого в данном выпуске печатного СМИ.
Законодательство не содержит ограничений по распространению печатных СМИ со знаком "18+" на рекламных акциях, за исключением продукции эротического содержания, продукции, содержащей элементы эротики, насилия и жестокости, продукции по сексуальному образованию и половому воспитанию, в отношении которой постановлением Министерства культуры от 8 мая 2007 года введены определенные ограничения.
В частности, рекламирование вышеназванной продукции может осуществляться только при наличии экспертного заключения об отсутствии в продукции элементов пропаганды порнографии, насилия и жестокости на каждое наименование такой продукции.
Кроме того, продажа печатной эротической продукции осуществляется в запечатанных непрозрачных упаковках в специально предназначенных для этого местах и помещениях, определяемых для этих целей местными исполнительными и распорядительными органами.
При показе, прокате, продаже и рекламировании эротической продукции данная продукция должна содержать информацию о принадлежности ее к эротической.
Законодательство не содержит особых требований к порядку реализации печатных СМИ, в том числе газет, со знаком возрастной категории "16+", "18+". Исключение составляет продукция эротического содержания, продукция, содержащая элементы эротики, насилия и жестокости, продукция по сексуальному образованию и половому воспитанию, в отношении которой введены соответствующие ограничения, о которых мы уже упоминали.
Также законодательство не содержит мер ответственности продавцов за реализацию такой продукции детям, возраст которых не соответствует присвоенному информационной продукции знаку. В данной ситуации это задача родителей и иных лиц, ответственных за воспитание детей, - не допустить их к такой продукции.
Сейчас есть инструкция, что фильмы категории **** ("18+") должны показываться не ранее 23.00 и не позднее 4.00.
С 1 июля 2017 года нельзя будет показывать продукцию "18+" с 6.00 до 24.00. Фильмов с маркировкой "16+" это не касается.
Сейчас на все фильмы, которые выходят у нас в публичный показ, получается государственное регистрационное удостоверение, где ставится индекс возрастного ограничения. Т.е. у нас не карточки, а государственное регистрационное удостоверение, и киновидеопрокаты заранее получают необходимую информацию по ограничениям.
Если фильм имеет возрастное ограничение "16+", то зритель младше 16 не проходит - такие правила действуют уже сейчас. Это на совести кинотеатра - он не должен пропускать лиц младше указанного возраста.
Принятие закона направлено прежде всего на широкую информационную кампанию для родителей и законных представителей детей, которые должны знать и понимать, что на государственном уровне сегодня проблема защиты детей от информации, причиняющей вред здоровью и развитию, является наиболее актуальной в вопросах защиты детства. Сегодня развиваются айти - технологии, дети активны в интернет-пространстве, поэтому важна широкая информационная кампания среди родительской общественности. Эта тема будет подниматься не единожды на родительских собраниях во всех учреждениях образования: начиная с учреждений общего среднего, профессионально-технического образования и заканчивая дошкольным.
Безусловно, это имеет значение в вопросах подготовки педагогических работников. На всех курсах повышения квалификации, подготовки, переподготовки кадров идет массовое информирование сотрудников отрасли о том, что есть такой закон и в его развитие постановления приняты, что нужно проводить в соответствии с законодательством разъяснительную работу. И я думаю, что к началу следующего учебного года у нас будут спланированы тематические классные часы в учреждениях образования, собрания групп молодежи, может быть, какие-то объединения даже в интернет-пространстве среди одноклассников и обучающихся в учреждении, например, системы профессионально-технического образования, где будет обсуждаться тема защиты от вредной информации, разъясняться нормы законодательства. Министерство образования принимало непосредственное участие в разработке закона и продолжит широкую информкампанию, прежде всего, еще раз хочу обратить внимание, среди родителей.
Министерство информации в свою очередь будет проводить работу среди распространителей, изготовителей печати, средств массовой информации по правилам Бебешко Юриймаркировки. Думаю, возникнут вопросы к владельцам информационных ресурсов в этой части. Своего рода изменения в закон о СМИ внесены, все приведено в соответствие с данным законом. Осталась разъяснительная работа.
В целях обеспечения эффективной работы всех субъектов правоотношений в сфере защиты детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию, Министерство информации готово принимать активное участие в обсуждении новаций законодательства в данной сфере, а в дальнейшем – и в их реализации в части, касающейся Мининформа.
Безусловно, в каждом учреждении образования есть компьютерные классы и доступ детей в интернет. Административные меры есть уже сейчас - назначение ответственных педагогических работников, чтобы не допускать распространения среди детей вредной информации. Ответственные назначаются при проведении детских массовых мероприятий.
Полагаю, что каких-то дополнительных средств и введения штатных единиц не потребуется. Наверное, просто будет усилен административный ресурс в части определения ответственных должностных лиц в учебных кабинетах информатики с выходом в интернет. Педагогический работник, который помогает детям при знакомстве с компьютером, сетью Интернет, следит за тем, чтобы информация, которую получает ребенок, соответствовала его возрасту.
Важна и разъяснительная работа, сотрудничество с руководителями учреждений культуры, других учреждений, где проходят массовые мероприятия с участием детей.
Конечно, Министерство информации в целях контроля за исполнением законодательства о средствах массовой информации, издательском деле, осуществляет мониторинг, контроль СМИ, издательской продукции. Соблюдение требований законодательства о маркировке также будет отслеживаться ведомством.
Законом не предусмотрены меры ответственности за неправильное присвоение информационной продукции знака возрастной категории. Данный закон - новшество, люди должны привыкнуть, и изготовители, и распространители к проставлению маркировки.
Вместе с тем предусмотрена ответственность за отсутствие такого знака, когда его наличие является обязательным. Для редакции средства массовой информации и распространителя продукции иностранного СМИ - это письменное предупреждение, а для издателя и распространителя печатного издания - приостановление действия свидетельства о государственной регистрации.
Наверное, нужно, чтобы семья больше внимания уделяла вопросам воспитания детей, говорить об ответственности родителей. Зачастую ребенок сидит дома в интернете, мама - на кухне у плиты, папа - на диване с журналом, и никто не знает, чем занимается ребенок. Наверное, нужно говорить о том, что ребенку и родителям нужны совместные времяпрепровождение и отдых. Если в семье родители слышат и понимают своего ребенка, то он получит правильные ориентиры. В школе он общается с одноклассниками, участвует в мероприятиях, но дома он может остаться один на один дома с компьютером, и никто не следит, что он там видит и читает, как воспринимает эту информацию.
Если ребенок обсудит негативную информацию с близким человеком, то он поможет дать правильную оценку произошедшему, различить плохое и хорошее, определить в качестве ориентиров доброту, заботу, милосердие, дружбу. Наверное, тогда ребенок не попадет в такую громкую историю. К сожалению, по моему личному мнению, в основе такого детского поведения, о котором идет речь в вопросе, лежит родительская неактивность в жизни детей.
РЭК (республиканская экспертная комиссия по предотвращению порнографии, насилия и жесткости) работает по заявительному принципу. Есть обращение - мы на него отвечаем. Если нет обращения - то мы не ходим по кинотеатрам и не отлавливаем никого. Обращаются как обычные граждане, так и правоохранительные органы. Суды также обращаются.
Вопрос немного некорректный, у нас есть заявление или постановление, если это правоохранительные органы. Мы на него отвечаем, но дальнейшую судьбу человека, по чьему поводу пришло это постановление, мы не отслеживаем. У нас есть конкретный вопрос - присутствует ли в данном материале, который принесли, порнография, насилие или жестокость? Мы на него конкретно отвечаем, а решение принимает суд.
Положения закона не распространяются на печатные средства массовой информации и печатные издания, выпущенные в свет до вступления его в силу, то есть до 1 июля 2017 года.
Следовательно, маркировать СМИ и печатные издания, выпущенные в оборот до 1 июля 2017 года, не требуется.
При этом печатные издания, произведенные на территории Беларуси, должны маркировать издатели. Продукция, которая поступила из-за пределов республики, маркируется распространителем.
На данный момент поднимать возрастную планку мы не планируем. Вопрос поднятия этой планки не обсуждался.
Чтобы что-то менять, давайте сначала попробуем. Закон у нас только принят, он еще не вступил в силу и, конечно, сегодня у всех возникают по нему разные вопросы, которые человек формирует на основании своего жизненного опыта, а у каждого из тех, кто задает вопрос, - свой жизненный опыт. И говорить о том, что сегодня будет какая-то повсеместная единообразная практика, которая будет обязательно диктовать нам условия, что нужно продлить возраст детей или пересмотреть вообще подходы к маркировке продукции, - пока преждевременно. Пойдет работать закон, будет заседать наш общественно-консультативный совет, рассматривать наиболее злободневные вопросы - мы готовы будем тоже рассматривать этот момент, но у нас по законодательству о браке и семье в 18 лет все граждане становятся дееспособными, совершеннолетними, не нуждаются в опеке и попечительстве. Поэтому говорить о том, что надо поднимать возрастной ценз для фильмов? Думаю, если привито ребенку, что все должно быть постепенно и по возрасту, то он вряд ли пойдет смотреть тот фильм, который не хотелось бы, чтобы он смотрел.
Кодекс Республики Беларусь о культуре, который вступает в силу 3 февраля 2017 года, содержит все возрастные ограничения. Сегодня в Министерстве культуры существует классификационная комиссия, которая будет работать и далее. Ее главная задача - отсмотреть всю кинопродукцию, которая к нам поступает, главным образом, для публичного показа. Их задача - выставление возрастного ограничения.
Будет сформирована база, где расписаны все фильмы. Там будет содержаться информация о возрастных ограничениях, о запрете на распространение того или иного фильма. Мультфильмы - это тоже кинопродукция.