Онлайн-конференция
06 июня 2012, 11:00
Занятость населения
Повысится ли размер пособия по безработице? Ожидается ли в ближайшие месяцы значительное высвобождение рабочей силы на предприятиях? Сколько белорусов работает за рубежом? Что нужно предпринять для повышения престижа рабочих профессий? Какие специальности в дефиците на рынке труда республики, какие - в избытке? Введут ли в Беларуси страхование от безработицы? На эти и другие вопросы можно получить ответы во время online конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты. В ней примут участие первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник, специалисты министерства.
Вопросы конференции
Михальчук М.М.
В каких регионах Беларуси самая высокая безработица? Где больше всего напряженность на рынке труда исходя из количества вакансий и численности безработных?
Уровень регистрируемой безработицы на 1.05.2012 составил 0,7 процента по республике, по областям - от 0,3 процента в г. Минске до 1,0 процента в Гомельской области. Из 130 регионов республики в 110 уровень безработицы 1 процент и ниже, в 20 – от 1,1 до 1,5 процента. Самые высокие показатели: в Лельчицком и Рогачевском районе Гомельской области уровень безработицы составил 1,4 процента, в Лоевском и Ельском районах Гомельской области и Ганцевичском районе Брестской области – 1,3 процента, в Лепельском и Поставском районах Витебской области, Буда-Кошелевском, Наровлянском и Октябрьском районах Гомельской области – 1,2 процента. При этом во всех регионах республики уровень безработицы находится в пределах прогнозных показателей.
Напряженность на рынке труда республики составила 0,5 безработных на вакансию, при этом в Гомельской области – 0,9 безработных на вакансию, в Брестской – 0,8, в Витебской – 0,7, в Гродненской и Минской областях – 0,6, в Могилевской – 0,5, а в г. Минске – 0,1 безработных на вакансию. Самые высокие показатели напряженности наблюдаются в таких районах, как Ивановский (2 безработных на вакансию), Столинский (2,7), Браславский (2,9), Россонский (5,4), Калинковичский (1,9), Лельчицкий (1,8), Островецкий (2,7).
Состояние рынка труда в таких регионах под особым контролем Министерства труда и социальной защиты, районных и областных органов по труду, занятости и социальной защите, которые разрабатывают меры по содействию в трудоустройстве незанятых граждан.
Марковская Надежда
Каков Ваш прогноз в целом по стране по ситуации на рынке труда в текущем году?
Ситуация на рынке в 2012 г. остается управляемой и не выходит за рамки прогнозных показателей.
Снизилась численность граждан, обращающихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве и соответственно регистрация безработных (в январе – апреле обратилось 90,6 тыс. человек, или 93,7 процента к соответствующему периоду 2011 года, зарегистрировано безработными 63,9 тыс. человек, или 94,5 процента; на 1 мая 2012 г. состоит на учете 30,6 тыс. человек, или 93,6 процента к маю 2011 года).
Увеличилось количество вакансий и на 1 мая 2012 г. составило 59,0 тыс., или 114,1 процента к 1 январю 2012 г. При этом на одного безработного приходится 1,9 вакансии, а в г. Минске – 7 вакансий. Структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась. Рынок труда, как и в 2011 году, ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 77,8 процента от общего количества вакансий.
Уровень регистрируемой безработицы на 1.05.2012 составил 0,7 процента по республике, по областям - от 0,3 процента в г. Минске до 1,0 процента в Гомельской области. Из 130 регионов республики в 110 уровень безработицы 1 процент и ниже, в 20 – от 1,1 до 1,5 процента. При этом во всех регионах уровень безработицы в пределах прогнозных показателей.
Вынужденная неполная занятость в январе – апреле 2012 года составила 63,4 тыс. человек или 1,9 процента от списочной численности работников и увеличилась по сравнению с 2011 г. на 28,3 процента (в январе – апреле 2011 года 49,4 тыс. человек или 1,4 процента). При этом следует отметить, что в апреле текущего года наблюдалось снижение вынужденной неполной занятости по сравнению с мартом в два раза – с 20,2 тыс. человек до 10,1 тыс. человек.
За январь – апрель 2012 года принято на работу 238,4 тыс. человек, что на 16,7 тыс. человек или на 6,5 процента меньше, чем в 2011 году. Уволено 266,6 тыс. человек, что на 6,4 тыс. человек или на 2,5 процента больше, чем в 2011 году. Прием восполнил выбытие в текущем году на 89,4 процента, в то время как в 2011 году – на 98 процентов.
Массового высвобождения работников не ожидается. Согласно сведениям нанимателей в июне ожидается высвобождение 215 работников из 10 организаций.
Тенденции на рынке труда позволяют полагать, что резкого ухудшения ситуации с занятостью населения и безработицей в 2012 году не ожидается.
Меры по обеспечению занятости населения определены принятой Правительством Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год.
Реализация мероприятий программы позволит обеспечить сохранение стабильной ситуации на рынке труда и удержание уровня безработицы к концу 2012 года в социально допустимых пределах, не превышающих 1,5 процента.
Дитленко Станислав
Добрый день, Петр Петрович! Ожидаются ли в ближайшие месяцы крупные высвобождения рабочей на предприятиях? И на каких?
Мы контролируем ситуацию с массовым высвобождением работников предприятий с целью оказания им содействия в трудоустройстве после высвобождения. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» наниматель обязан письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о массовом высвобождении работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников. В ближайшее время массового высвобождения работников не ожидается. Согласно сведениям нанимателей в июне ожидается высвобождение 215 работников из 10 организаций.
Жаркова Светлана
Добрый день, уважаемый Петр Петрович! Как складывается ситуация в Беларуси по вынужденной неполной занятости? Какова динамика в этом вопросе и каковы ближайшие перспективы?
Вынужденная неполная занятость в январе – апреле 2012 года составила 63,4 тыс. человек или 1,9 процента от списочной численности работников и увеличилась по сравнению с 2011 г. на 28,3 процента (в январе – апреле 2011 года 49,4 тыс. человек или 1,4 процента).
При этом следует отметить, что в апреле текущего года наблюдалось снижение вынужденной неполной занятости по сравнению с мартом в два раза – с 20,2 тыс. человек до 10,1 тыс. человек. А по отношению к апрелю 2011 года вынужденная неполная занятость снизилась на 25,2 процента.
Жевнерук Оксана
Добрый день! Как свидетельствует статистика, в Беларуси продолжается отток рабочей силы (прием не восполняет увольнение). Ситуация эта вызывает тревогу у министерства, у правительства? Как повернуть процесс вспять?
Законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», вступившим в силу 12 июля 2011 года, определено, что трудоустройство за пределами Республики Беларусь граждан, постоянно проживающих в Республике Беларусь, может осуществляться при содействии юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей либо самостоятельно.
Из Республики Беларусь граждане для временного трудоустройства выезжают преимущественно в Российскую Федерацию в рамках договоренностей Союзного государства, Соглашений о формировании единого экономического пространства, в соответствии с которыми предусмотрена свобода перемещений рабочей силы.
Действительно, в определенной степени несколько увеличились объемы трудовой миграция наших граждан в сопредельные страны, и преимущественно в Россию. По официальным данным МВД о внешней трудовой миграции в 2011 году на основании трудовых договоров и контрактов выехало из республики 5522 человека (в 2010 году – 5066 человек), из них в Россию - 4237 человек, в США - 828, в Польшу - 224, Германию - 68 и т.д. Въехало для работы в республику 8434 человека (в 2010 г. – 6816 человек).
За первый квартал текущего года выехало из страны 1177 человек, что в 1,9 раза больше, чем в первом квартале 2011 года, въехало 1593 человека, что в 1,2 раза меньше, чем в прошлом году.
При этом основным мотивом выезда является привлекательный уровень оплаты труда за рубежом. В связи с этим мы видим необходимость, прежде всего, повышения мотивации труда наших работников.
В настоящее время в республике в реальном секторе экономики законодательством о труде создана система, позволяющая организациям самостоятельно регулировать вопросы оплаты труда работников. Многие коммерческие организации достаточно успешно используют предоставленные им возможности в данной области.
Принятие Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 и Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 позволило снять государственное регулирование в области оплаты труда и предоставить возможность нанимателям применять гибкие системы оплаты труда, направленные на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда, увеличении реализации продукции, снижении запасов готовой продукции и повышении ее конкурентоспособности.
Повышение заработной платы не может быть без роста производительности труда. Законодательство о труде позволяет нанимателям с учетом финансового состояния организации формировать размеры оплаты труда работников, соблюдая опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.
Таким образом, в республике создана система, позволяющая коммерческим организациям самостоятельно регулировать вопросы оплаты труда, и многие организации достаточно успешно используют этот механизм. Большое количество в основном градообразующих, валообразующих организаций имеют достаточно высокий уровень оплаты труда работников.
С другой стороны, нельзя забывать, что трудовая миграция несет и определенный положительный эффект. В частности, снижается давление на национальный рынок труда, сокращается потенциальная база роста безработицы.
Кроме того, трудящиеся-мигранты зарабатывают валюту, что способствует увеличению её поступлений из-за рубежа. Одновременно выезжающие приобретают опыт работы, знания, осваивают новые технологии, повышают свою конкурентоспособность.
При этом миграционные процессы - объективная реальность, в особенности в нынешних условиях, когда границы стран ЕЭП открыты.
Отток и приток кадров происходил во все времена, как в нашей стране, так и в других странах, и мы считаем, что отток кадров не носит угрожающего характера для экономики республики.
Намеченные и реализуемые меры позволят стабилизировать миграционную ситуацию в Республике Беларусь.
Что касается объемов внешней трудовой миграции, то в определенной степени о них можно судить по динамике списочной численности работников организаций республики, которая в январе-апреле текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года снизилась на 79,1 тыс. человек.
Босовец Игорь Фёдорович
Есть ли причина отказать мне в отпуске с мотивацией: "в связи с производственной необходимостью" после отработанных мною 11 месяцев(отпуск до этого не брал).
Согласно статье 170 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск, как правило, в течение каждого рабочего года (ежегодно). В исключительных случаях, когда предоставление полного трудового отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальной деятельности организации, допускается с согласия работника перенос части отпуска на следующий рабочий год. При этом в текущем рабочем году наниматель обязан предоставить не менее четырнадцати календарных дней трудового отпуска, а оставшуюся часть перенести на следующий рабочий год.
Запрещается непредоставление трудового отпуска работникам, имеющим право на дополнительный отпуск в связи с вредными и (или) опасными условиями труда.
Таким образом, до конца текущего рабочего года наниматель обязан предоставить Вам не менее четырнадцати календарных дней трудового отпуска.
Смирнитская Жанна
Раньше приводились цифры белорусов, работающих за рубежом, - 700-800 тыс. человек. А каковы они сейчас?
Законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», вступившим в силу 12 июля 2011 года, определено, что трудоустройство за пределами Республики Беларусь граждан, постоянно проживающих в Республике Беларусь, может осуществляться при содействии юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей либо самостоятельно.
Из Республики Беларусь граждане для временного трудоустройства выезжают преимущественно в Российскую Федерацию в рамках договоренностей Союзного государства, Соглашений о формировании единого экономического пространства, в соответствии с которыми предусмотрена свобода перемещений рабочей силы.
По официальным данным МВД о внешней трудовой миграции в 2011 году на основании трудовых договоров и контрактов выехало из республики 5522 человека (в 2010 году – 5066 человек), из них в Россию - 4237 человек, в США - 828, в Польшу - 224, Германию - 68 и т.д. Въехало для работы в республику 8434 человека (в 2010 г. – 6816 человек).
За первый квартал текущего года выехало из страны 1177 человек, что в 1,9 раза больше, чем в первом квартале 2011 года, въехало 1593 человека, что в 1,2 раза меньше, чем в прошлом году.
При этом следует отметить, что миграционные процессы - объективная реальность, в особенности в нынешних условиях, когда границы стран ЕЭП открыты.
Отток и приток кадров происходил во все времена, как в нашей стране, так и в других странах, и мы считаем, что отток кадров не носит угрожающего характера для экономики республики.
Что касается объемов внешней трудовой миграции, то в определенной степени о них можно судить по динамике списочной численности работников организаций республики, которая в январе-апреле текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года снизилась на 79,1 тыс. человек.
Иванченко Сергей
Здравствуйте! Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год предусматривается создание информационного портала службы занятости в рамках выполнения мероприятий Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011-2015 годы. Как продвигается эта работа?
В рамках мероприятий Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий осуществляется интеграция и развитие информационных ресурсов и электронных услуг посредством создания информационного портала службы занятости. В текущем году определена структура портала, проработан механизм взаимодействия с пользователями портала, осуществляется разработка программного обеспечения и дизайна портала.
Разработка информационного портала будет способствовать созданию электронной службы занятости в республике и позволит обеспечить развитие эксплуатируемых информационных ресурсов и систем в данной области и создать условия для оказания электронных услуг и предоставления информационных сервисов:
наглядное предоставление состояния рынка труда в регионах республики;
возможность пройти обучение;
визуализация услуги содействия трудоустройству через размещение резюме, организация открытых и закрытых форумов и многое другое.
Во втором полугодии 2013 года планируется информационный портал электронной службы занятости запустить в эксплуатацию.
Синкевич Даниил
Уважаемый Петр Петрович, когда в Беларуси введут страхование от безработицы? Какое в этой сфере законодательство других стран?
Вопрос о необходимости введения системы страхования от безработицы рассматривается.
Министерством труда и социальной защиты совместно с заинтересованными изучается опыт страхования от безработицы за рубежом.
Кроме того в этом году мы получим первые результаты обследования домашних хозяйств по вопросам занятости по методологии МОТ, что позволит оценить не только регистрируемую, но и реальную безработицу.
После получения результатов проведенной работы и будет приниматься решение о разработке системы страхования от безработицы.
Даниленко Светлана
Почему в этом году снизили объемы летней вторичной занятости?
Ежегодно в Государственной программе содействия занятости населения предусматриваются объемы финансирования на организацию временной трудовой занятости молодежи за счет средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, о которых заявляют наниматели, организующие данные работы. Для организации временных работ нанимателям выделяются денежные средства на приобретение спецодежды, инвентаря, инструмента, материалов, бланков трудовых книжек, оплату труда молодых граждан.
В 2012 году на обеспечение временной трудовой занятости молодежи в свободное от учебы направляется 18,2 млрд. рублей, что в два раза больше чем в 2011 году.
Что касается количества учащихся привлекаемых к труду в свободное от учебы время, то фактическое их количество будет гораздо выше, так как зачастую значительная часть молодежи трудоустраивается на свободные рабочие места, заявленные нанимателями. Для этих целей уже сегодня органами по труду, занятости и социальной защите сформированы региональные банки вакансий для трудоустройства учащейся и студенческой молодежи, которые постоянно обновляются.
Ростоцкая Евгения
Как утверждает ФПБ, размер пособия по безработице в Беларуси - самый низкий на пространстве СНГ, не говоря уже о европейских странах. На Ваш взгляд, Петр Петрович, это оправдано? Может есть смысл повысить размер пособия до какой-то более-менее приличной цифры?
Государство проводит целенаправленную политику регулирования рынка труда, которая осуществляется в двух основных формах: активной и пассивной. При этом приоритет отдается активным мерам политики занятости.
Активная политикана рынке труда, в отличие от пассивной, состоящей в выплате пособий по безработице, имеет своей целью развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия существующих рабочих мест, а также новых рабочих мест, когда они появятся путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования и т.д.
Для этого государством осуществляются следующие меры:
создана единая система доступной информации о наличии вакансий (вакансии размещаются на сайте Минтруда и соцзащиты в открытом доступе, граждане, не имеющие доступа в сеть интернет могут ознакомиться с интересующей их информацией в районных отделах занятости);
организована система обучения (переобучения, повышения квалификации) безработных граждан, по профессиям (специальностям) востребованных на рынке труда страны;
обеспечивается содействие в организации предпринимательской деятельности, осуществляется переселение на новое место жительства и работы, стимулируются наниматели, создающие рабочие места, а так же осуществляющие профессиональное обучение у себя работников, впервые трудоустроенных и не имеющих профессии, действуют специальные программы по трудоустройству целевых групп, испытывающих особые трудности в трудоустройстве (инвалиды, молодёжь и др.).
Активная политика поощряет активность каждого человека, направленную на поиск работы. Это в свою очередь сокращает его зависимость от политики поддержки доходов за счёт соц. выплат, уменьшает затраты госбюджета, снимает напряжённость в обществе, увеличивает производительность труда.
При этом следует отметить, что сегодня на 1-го безработного приходится 2 вакансии, а в городе Минске — около 7 вакансий Таким образом, проводимая политика на рынке труда реально способствует трудоустройству граждан.
Естественно, на временный период поиска работы необходимо соответствующая социальная поддержка граждан в виде пособия по безработице. На сегодняшний день она не столь значительная, от одной до двух базовых величин.
Вопрос повышения размера пособия по безработицене снят с повестки дня. Изучается опыт других стран по данному вопросу, одновременно прорабатывается вопрос целесообразности введения системы государственного социального страхования от безработицы.
Королев Максим
Скажите, как часто людей лишают статуса безработного и за что?
Согласно статьи 25 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» снятие с учета безработных, в том числе безработных, не получающих пособия по безработице, производится в случае:
признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным ст. 2 Закона о занятости (кроме случаев, предусмотренных Законом о занятости);
направления его на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
подачи им письменного заявления об отказе от услуг органов по труду, занятости и социальной защите;
неявки безработного более трех месяцев с даты последней явки в органы по труду, занятости и социальной защите без уважительных причин;
попытки получения либо получения им пособия по безработице обманным путем;
назначения ему в соответствии с пенсионным законодательством пенсии по возрасту, за выслугу лет, профессиональной пенсии;
отказа безработного от двух предложений подходящей работы или от двух предложений прохождения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
переезда безработного на другое место жительства;
смерти безработного;
истечения 36 календарных месяцев со дня регистрации безработного;
осуждения его по приговору суда к исправительным работам, аресту, ограничению свободы, лишению свободы или пожизненному заключению;
направления на лечение в лечебно-трудовые профилактории Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
За январь-март 2012 г. органами по труду, занятости и социальной защите снято с учета 14,5 тыс. безработных, из них:
5 тыс. – направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации,
4,9 тыс. – неявка в органы по труду, занятости и социальной защите более трех месяцев.
Васьковец М.П.
Довольно часто по ТВ слышу информацию о переселении семей безработных? А как практически это сделать? Существуют ли обязательства переселенцев перед госслужбой занятости и нанимателем? И чем грозит их невыполнение? Применялись ли такие меры к кому-нибудь?
Переселение безработных и членов их семей на новое место жительства производится в соответствии с постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27 июня 1996 г. № 51 «Об утверждении инструкции о порядке и условиях переселения безработных по направлениям государственной службы занятости населения Республики Беларусь».
Переселению подлежат безработные (с их согласия) в возрасте: мужчины от - 18 до 60 лет, женщины - от 18 до 55 лет - и их семьи.
Безработному, заключившему договор о переселении на новое место жительства и работы, производится выплата денежных средств в размере семикратной величины бюджета прожиточного минимума.
При переселении на новое место жительства безработного, в составе семьи которого несколько безработных, семикратная величина бюджета прожиточного минимума выплачивается каждому из них при условии заключения с ними договора и предоставлении гарантированного рабочего места. При этом с представлением ознакамливают одного из безработных.
Дополнительно производится выплата денежных средств безработным в размере двукратной величины бюджета прожиточного минимума при переселении безработных из городов на новое место жительства и работы в малые,средние городские поселения, в сельскую местность, а также города–спутники.
Выплата денежных средств осуществляется органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя в срок до 5 дней с даты трудоустройства безработного в соответствии с договором.
В случае неисполнения договорных обязательств:
наниматель возмещает в двухнедельный срок органу по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя все расходы, связанные с переездом безработного и членов его семьи на новое место жительства (в том числе и выплаченные органом по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя Гражданину и членам семьи денежные средства).
Если гражданин, переселившийся на новое место жительства, в течение двух недель с момента заключения договора, не приступит к работе, а также проработает у нанимателя менее 12 месяцев, он обязан вернуть органу по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя расходы, связанные с переездом самого гражданина и членов его семьи на новое место жительства (в том числе и денежные средства, выплаченные органом по труду, занятости и социальной защите гражданину и членам семьи), и уплатить штраф нанимателю в размере пятикратной величины бюджета прожиточного минимума.
Гражданин, отказавшийся от выполнения подписанного им договора без уважительных причин, возмещает органу по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения нанимателя все расходы, связанные с переездом безработного и членов его семьи на новое место жительства, предусмотренные договором.
Крюковский Михаил Вас.
Добрый день, Петр Петрович! Какие изменения вносятся в законодательство о занятости?
В мае 2012 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь одобрен проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь». Проект Закон направлен на совершенствование норм Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» с учетом практики его применения, предусматривает реализацию отдельных поручений Главы государства и Правительства по вопросам занятости населения, решения Конституционного Суда Республики Беларусь, а также корректировку его норм с учетом ранее принятого Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» и Кодекса Республики Беларусь об образовании.
Вносимые изменения касаются сужения перечня оснований прекращения трудового договора, вследствие которых безработному может быть отказано в назначении пособия по безработице, а также из-за которых стипендия безработному назначается в минимальном размере. В частности граждане, уволенные по собственному желанию, но по уважительной причине, смогут реализовать право на получение стипендии в увеличенном размере и назначение пособия по безработице.
Кроме того, во исполнение поручений Президента Республики Беларусь, данных на VI съезде Федерации профсоюзов Беларуси, а также в целях повышения социальной поддержки безработных, потерявших работу, предусмотрено увеличение размеров стипендий.
Для граждан утративших работу в результате модернизации производства или оптимизации численности при направлении их органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональное обучение предлагается установить стипендию в размере 8 базовых величин.
Для остальных категорий безработных предлагается сохранить дифференцированный размер стипендии в зависимости от причин потери работы,установил её размер от 2 до 5 базовых величин.
В Закон о занятости вводится статья, определяющая обязанности безработных.
Установление обязанностей безработных призвано закрепить систему взаимоответственности службы занятости, нанимателей и граждан в решении вопросов трудоустройства, а также позволит увязать выполнение обязанностей безработного с его правом на получение социальных выплат (например, государственной адресной социальной помощи, материальной помощи безработному и др.).
Одновременно проектом уточняются обязанности нанимателей. Предлагается, чтобы наниматели письменно, в течение 3-дней, информировали органы по труду, занятости и социальной защите о введении режима неполного рабочего времени, а также образования свободных рабочих мест (вакансий), что позволит оперативно реагировать на изменения, происходящие на рынке труда.
С принятием проекта Закона возможность пройти профессиональное обучение и за счет средств, выделяемых на мероприятия по обеспечению занятости населения, получат женщины, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3-х лет, с выплатой в период обучения стипендии.
Законопроектом предлагается полностью или частично производить оплату расходов нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение своих работников находящихся, под угрозой увольнения. Одновременно определяются и категории работников, находящихся под угрозой увольнения.
Помимо этого, проектом Закона урегулированы пробелы, выявленные в практике применения Закона о занятости.
Гуликова Галина Владимировна
Если во время нахождения в очередном отпуске работадатель в приказном порядке вызывает на конференцию продолжительностью 12 часов, будет ли продлен отпуск и на какое количество дней?
В Вашем вопросе речь идет об отзыве из трудового отпуска, что регулирует статья 174 Трудового кодекса.
Согласно указанной норме трудовой отпуск может быть прерван по предложению нанимателя и с согласия работника (отзыв из отпуска). Отзыв из отпуска предполагает перерыв в его использовании, о котором работник и наниматель заранее не договаривались. Необходимость в отзыве работника возникает в процессе использования трудового отпуска и должна быть отражена приказе об отзыве работника из отпуска.
Согласно части третьей статьи 174 Трудового кодекса неиспользованная в связи с отзывом часть отпуска по договоренности между работником и нанимателем компенсируется одним из трех способов:
предоставляется в течение текущего рабочего года в срок, определяемый соглашением между работником и нанимателем;
по желанию работника присоединяются к отпуску за следующий рабочий год;
по желанию работника компенсируется в денежной форме.
Не допускается отзыв из отпуска работников моложе восемнадцати лет и работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Таким образом, наниматель может отозвать Вас из трудового отпуска только с Вашего согласия и на определенное количество календарных дней, но не часов. Способ компенсации неиспользованных в связи с отзывом дней отпуска Вы вправе определить самостоятельно.
Иванов И.И.
Парадоксальная ситуация: наши строители пашут за рубежом (в первую очередь, в России), а в Минске на стройобъектах работают турки, таджики... Может, если бы белорусским строителям платили, как зарубежным, то и профессиональные кадры сохранились бы?! Как Вы считаете?
И вообще, что рекомендует Минтруда и соцзащиты для сохранения кадров строителей, водителей, врачей, чтобы предотвратить отток рабочих рук и мозгов в сопредельные страны?
Законом Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции», вступившим в силу 12 июля 2011 года, определено, что трудоустройство за пределами Республики Беларусь граждан, постоянно проживающих в Республике Беларусь, может осуществляться при содействии юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан за границей либо самостоятельно.
Из Республики Беларусь граждане для временного трудоустройства выезжают преимущественно в Российскую Федерацию в рамках договоренностей Союзного государства, Соглашений о формировании единого экономического пространства, в соответствии с которыми предусмотрена свобода перемещений рабочей силы.
Действительно, в определенной степени несколько увеличились объемы трудовой миграция наших граждан в сопредельные страны, и преимущественно в Россию. По официальным данным МВД о внешней трудовой миграции в 2011 году на основании трудовых договоров и контрактов выехало из республики 5522 человека (в 2010 году – 5066 человек), из них в Россию - 4237 человек, в США - 828, в Польшу - 224, Германию - 68 и т.д. Въехало для работы в республику 8434 человека (в 2010 г. – 6816 человек).
За первый квартал текущего года выехало из страны 1177 человек, что в 1,9 раза больше, чем в первом квартале 2011 года, въехало 1593 человека, что в 1,2 раза меньше, чем в прошлом году.
При этом основным мотивом выезда является привлекательный уровень оплаты труда за рубежом. В связи с этим мы видим необходимость, прежде всего, повышения мотивации труда наших работников.
В настоящее время в республике в реальном секторе экономики законодательством о труде создана система, позволяющая организациям самостоятельно регулировать вопросы оплаты труда работников. Многие коммерческие организации достаточно успешно используют предоставленные им возможности в данной области.
Принятие Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 и Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2011 г. № 181 позволило снять государственное регулирование в области оплаты труда и предоставить возможность нанимателям применять гибкие системы оплаты труда, направленные на усиление материальной заинтересованности работников в повышении производительности труда, увеличении реализации продукции, снижении запасов готовой продукции и повышении ее конкурентоспособности.
Повышение заработной платы не может быть без роста производительности труда. Законодательство о труде позволяет нанимателям с учетом финансового состояния организации формировать размеры оплаты труда работников, соблюдая опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.
Таким образом, в республике создана система, позволяющая коммерческим организациям самостоятельно регулировать вопросы оплаты труда, и многие организации достаточно успешно используют этот механизм. Большое количество в основном градообразующих, валообразующих организаций имеют достаточно высокий уровень оплаты труда работников.
С другой стороны, нельзя забывать, что трудовая миграция несет и определенный положительный эффект. В частности, снижается давление на национальный рынок труда, сокращается потенциальная база роста безработицы.
Кроме того, трудящиеся-мигранты зарабатывают валюту, что способствует увеличению её поступлений из-за рубежа. Одновременно выезжающие приобретают опыт работы, знания, осваивают новые технологии, повышают свою конкурентоспособность.
При этом миграционные процессы - объективная реальность, в особенности в нынешних условиях, когда границы стран ЕЭП открыты.
Отток и приток кадров происходил во все времена, как в нашей стране, так и в других странах, и мы считаем, что отток кадров не носит угрожающего характера для экономики республики.
Намеченные и реализуемые меры позволят стабилизировать миграционную ситуацию в Республике Беларусь.
Что касается объемов внешней трудовой миграции, то в определенной степени о них можно судить по динамике списочной численности работников организаций республики, которая в январе-апреле текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года снизилась на 79,1 тыс. человек.
Двинский Вячеслав
Не пора ли отменить Декрет 18 в части трудоустройства обязанных лиц? Толку от этого никакого (они прогуливают, деньги не зарабатывают все равно). Только напряг всем - и милиции, и службе занятости, и нанимателю, и трудовому коллективу...
Реализация норм Декрета Президента Республики Беларуси от 24 ноября 2006 г. №18 № О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях показала, что профилактическая работа с семьями в случае своевременного вмешательства позволяет достаточно эффективно решать проблемы выявления семей из социально опасного положения и создании условий, необходимых для жизни и воспитания детей, сдерживать рост социального сиротства.
Целенаправленная системная работа с родителями, уклоняющимися от исполнения родительских обязанностей, позволила обеспечить возмещение 66,4 процентов расходов, затраченных в 2011 году государством на содержание детей на государственном обеспечении.
К обязанным лицам, уклоняющихся от работы принимаются меры по привлечению их к уголовной ответственности, направляются в лечебно-трудовые профилактории.
Имеется множество фактов, когда родителям, имеющим постоянное место работы, возвращаются дети. Наверное, это и есть самое главное.
Васькина Мария Ив.
Здравствуйте. У меня такой вопрос. Мой сын в следующем году заканчивает школу. К сожалению, никак не может определиться
с выбором будущей профессии. Подскажите, пожалуйста, есть ли возможность пройти тестирование на склонность к определенной специальности и насколько точны его результаты?
В соответствии с законодательством граждане Республики Беларусь имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах государственной службы занятости населения в целях выбора рода занятий, трудоустройства, возможности профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Органы по труду, занятости и социальной защиты в целях оказания практической помощи гражданам в выборе сферы деятельности, профессии с учетом личных способностей и наклонностей, а также потребностей рынка труда бесплатно предоставляют консультации специалистов по профессиональной ориентации. Граждане могут ознакомиться с информацией о состоянии рынка труда, потребностях региона в кадрах, со спецификой и требованиями, предъявляемыми к той или иной профессии. На основании оценки психофизиологических качеств граждан специалисты-профконсультанты помогают им определить наиболее приоритетные сферы деятельности, с учетом их профессиональной пригодности к тому или иному роду деятельности и выбрать профессию и учреждение образования для прохождения профессионального обучения.
Кроме того, для получения такой помощи можно обратиться в центры профессиональной ориентации молодежи, которые расположены в г. Минске, г. Гродно и г. Витебске.
Свирская Надежда
Здравствуйте! Каков в Беларуси период поиска работы в среднем (и для мужчин, и для женщин)? Чем это обусловлено? Каковы аналогичные цифры предыдущих лет?
Результатом предпринимаемых мер в области политики занятости, в том числе реализации мероприятий Государственной программы содействия занятости населения является снижение продолжительности безработицы.
В 2011 году средняя продолжительность безработицы по республике составляла 3.7 месяца. При этом продолжительность безработицы у мужчин - 3.1 месяца, у женщин - 4.2 месяца , молодежи - 3 месяца.
Справочно: в 2005 году средняя продолжительность безработицы по республике составляла 5.8 месяца, у мужчин - 4.9 месяца, у женщин - 6.2 месяца, у молодежи - 5.1 месяца.
Фролькова Зинаида
Какие специальности в дефиците на рынке труда, какие – в избытке? Когда, наконец в Беларуси будет набор на специальности в вузы и ссузы соответствовать перспективной потребности в кадрах?
Министерство труда и социальной защиты дважды в год (по состоянию на 1 июня и 1 декабря отчетного года) проводит мониторинг спроса и предложения рабочей силы на основании сведений нанимателей о наличии свободных рабочих мест и численности безработных по профессиям (специальностям), зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите.
Наиболее востребованными на рынке труда являются строительные профессии, а именно: арматурщик, плотник-бетонщик, каменщик, штукатур, производитель работ (прораб), монтажник строительных конструкций, кровельщик, электрогазосварщик.
Наряду со строительными профессиями, востребованы на рынке труда: врач-специалист, зоотехник, животновод, швея, портной, кондитер, водитель, дорожный рабочий, тракторист, электромонтер и др.
Наименее востребованными на рынке труда: оператор ЭВМ бухгалтер, менеджер, секретарь, учитель, экономист, юрист.
Данные, полученные в ходе мониторинга спроса и предложения рабочей силы направляются в республиканские органы государственного управления, в том числе и в Министерство образования Республики Беларусь для учета в формировании контрольных цифр приема в учебные заведения.
Федорович Татьяна
Сколько в Беларуси насчитывается неработающих граждан в трудоспособном возрасте? Какова структура этой категории населения?
По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь в 2010 году численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, незанятого в экономике, составляла 1412,6 тыс. человек. В том числе: безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите – 39,2 тыс. человек, лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет – 228,3 тыс. человек, лица, обучающиесяв учреждениях образования, не совмещающие обучение с трудовой деятельностью– 554,9 тыс. человек, граждане, находящиеся на профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите– 8,4 тыс. человек, граждане, получающие пособие по уходу за ребенком-инвалидом, инвалидом Iгруппы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста– 46,0 тыс. человек, лица, содержащиеся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах– 17,7 тыс. человек, граждане Республики Беларусь, работающие за границей(по данным переписи населения Республики Беларусь 2009 года) – 41,8 тыс. человек, другие – 476,3 тыс. человек.
Данные за 2011 год будут представлены Белстатом в июне текущего года.
Савицкая Елена Мих.
Доброе утро, Петр Петрович! Как Вы считаете, что нужно предпринять для повышения престижа рабочих профессий? Крупные предприятия уже начинают испытывать дефицит квалифицированных рабочих рук?
Рынок труда Республики Беларусь сегодня испытывает потребность в рабочих различных профессий.
Из общего числа заявленных нанимателями в службу занятости вакансий почти 80 процентов – по рабочим профессиям.
В целях формирования намерений молодежи на приобретение рабочих профессий, востребованных на рынке труда необходимо развивать и совершенствовать систему профессиональной ориентации молодежи.
При этом должны быть объединены усилия всех заинтересованных структур - органы госуправления, объединения нанимателей, профсоюзы, общественные объединения, наниматели.
Значительную роль здесь должны сыграть СМИ, деятельность которых должна быть направлена на популяризацию рабочих профессий (публикации в печати, передачи, документальные и художественные фильмы, реклама и т.д.) и ориентацию на высококвалифицированных специалистов, добившихся вершин мастерства в своей профессии, сумевших передать свое мастерство по наследству, и как следствие - сложившиеся рабочие династии.
Это системная работа по формированию знаний о ситуации на рынке труда, мире профессий и требованиях к ним, умений ориентироваться в этом мире профессий. Это помощь в выборе профессий с учетом личностных особенностей каждого.
Это внедрение новых высокоэффективных технологий производства, создание достойных условий труда, т.е. модернизация производства. Это система мер, направленная на закрепление кадров на рабочем месте, достойная заработная плата, хороший социальный пакет и др.
Данилюк Тамара Павловна
Готовится ли проект госпрограммы содействия занятости населения на 2013 год? Каковы ее
приоритеты?
Прежде чем выделить приоритеты государственной программы содействия занятости на 2013 год, в настоящее время осуществляется прогнозирование рынка труда на следующий год.
Ряд мер активной политики занятости апробированной на практике останется. Прежде всего, останутся меры содействия нанимателям в структурной перестройке экономики, повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда через направление их на переподготовку, повышение квалификации, содействие в организации самозанятости, переселение безработных и членов их семей на новое место жительства и работы, содействие в трудоустройстве целевым группам населения – создание рабочих мест для трудоустройства на них инвалидов, адаптация инвалидов к трудовой деятельности, трудоустройство в счет брони приема и многое другое.
Леончиков Михаил Александрович
Добрый день! Какие меры реализуются в Беларуси по содействию в трудоустройстве людям, вернувшимся из МЛС и ЛТП? Сколько их будет трудоустроено в 2012 году?
В целях совершенствования работы по оказанию содействия в трудоустройстве лицам, вернувшимся из мест лишения свободы, Минтруда и соцзащиты внесены предложения в МВД о дополнении Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. <Об основах деятельности по профилактике правонарушений> нормой, предусматривающей установление финансовых преференций за счет средств, направляемых на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, нанимателям, создающим рабочие места для лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.
Такая мера позволит повысить конкурентоспособность данной категории граждан на рынке труда, расширит в дальнейшем возможности их трудоустройства, и фактически будет являться трудовой реабилитацией лиц, вернувшихся из мест лишения свободы.
Кроме того, в целях принятия всех мер по вовлечению в трудовую деятельность лиц, освобожденных из мест лишения свободы, совместным постановлением Минтруда и соцзащиты, МВД от 30 марта 2012 г. ? 47/93 утверждена Инструкция о порядке взаимодействия органов по труду, занятости и социальной защите, территориальных центров социального обслуживания, территориальных органов внутренних дел и администраций исполнительных учреждений по трудовой и социальной реабилитации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы.
На 2012 год в соответствии с Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь местными исполнительными и распорядительными органами нанимателям установлена броня приема на работу 3,5 тыс. граждан, освобожденных из мест лишения свободы, а при необходимости броня нанимателям может быть установлена дополнительно.
Вместе с тем, граждане могут заниматься поиском работы и самостоятельного через автоматизированную информационную систему "Общереспубликанский банк вакансий", которая доступна для посещения любому пользователю глобальной сети Интернет по адресу: http://mintrud.gov.by.
Трудоустроиться может каждый при личной заинтересованности, тем более, что сегодня на одного безработного приходиться две вакансии, а в г. Минске - около семи.
Говор С.Е.
Объсните, пожалуйста,почему безработный, желающий пройти переквалификацию(в частности получить водительское удостоверение категрии С)и зарегистрировавшийся в Центре занятости должен ждать неизвестно сколько времени пока сформируется группа таких же желающих и только тогда организрванно проходить обучение. Муж прождал месяц. Пошел учиться за свои деньги. Неужели нельзя делать это более оперативно? Почему нельзя ежемесячно помогать людям. Даже, если это всего лишь два-три человека. Или возвращать деньги, затраченные на учебу самостоятельно? Ведь оплата идет официально через банк. Ведь так можно прождать и год. Заранее спасибо за ответ.
Порядок организации профессионального обучения безработных определен Положением о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных. В соответствии с Положением наполняемость учебных групп при организации обучения безработных устанавливается в количестве 20-30 человек. Период ожидания обучения связан с необходимостью формирования таких групп безработных.
В целях сокращения периода ожидания обучения группы формируются как на региональном, областном, так и на республиканском уровне, т.е. из числа безработных не только данного района, города, но и соседних, в том числе других областей.
Таким образом у безработного есть возможность пройти обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите не только по месту жительства, но и в других населенных пунктах. При этом органы по труду, занятости и социальной защите берут на себя оплату не только обучения, но и проживания безработного, а также проезда к месту учебы в другой населенный пункт и обратно.
Выбрать место обучения можно воспользовавшись общереспубликанским планом-графиком профессионального обучения безработных, формируемым в Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь на основании предложений областей. С планом-графиком профессионального обучения безработных можно ознакомиться в органах по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации безработного.
Ирина Рожкова
Моя иногородняя родственница, студентка столичного ВУЗа,во время летнихканикул планирует 2 месяца поработать в Миснке. Есть ли служба, в которую она может обратиться за помощью при временном трудоустройстве?в существует ли электронный банк вакансий для такой категории соискателей?
Подобрать свободное рабочее место возможно через Общереспубликанский банк вакансий, расположенный в сети Интернет по адресу http://mintrud.gov.by, используя дополнительный критерий - временная работа. Также Вы можете обратиться в любой отдел трудоустройства управления занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома:
отдел трудоустройства "Заводской" - по телефону 273-32-99;
отдел трудоустройства "Ленинский" по телефону 214-74-68;
отдел трудоустройства "Московский" по телефону 201-89-44;
отдел трудоустройства "Октябрьский" по телефону 213-29-55;
отдел трудоустройства "Партизанский" по телефону 245-69-01;
отдел трудоустройства "Советский" по телефону 216-13-55;
отдел трудоустройства "Фрунзенский" по телефону 252-40-88;
отдел трудоустройства "Центральный" по телефону 284-43-70.
Боровков Геннадий
Сколько человек получили содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма с предоставлением финансовой поддержки в виде субсидий? Каков средний размер субсидии в текущем году? Планируется ли вносить изменения в порядок предоставления субсидий, расширять категории и увеличивать суммы?
Право на получение субсидии, предусмотренной Положением о содействии безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2008 г.? 342, имеют только безработные. Субсидии предоставлеятся всем категориям безработных, достигшим 18-летнего возраста, при отсутствии нарушений законодательства о занятости.
Субсидия предоставляется в размере 11 кратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее - БПМ), действующего на дату заключения органами по труду, занятости и социальной защите с безработным договора о предоставлении субсидии, а при организации предпринимательской деятельности в сельской местности или в малых городах с устойчиво высоким уровнем безработицы субсидия предоставляется в размере 15 БПМ.
Необходимо отметить, что в текущем году Положение дополнено нормой, предусматривающей предоставление субсидии в размере 20 БПМ при организации безработными предпринимательской деятельности, связанной с внедрением результатов научных исследований и разработок. С 1 мая 2012 г. БПМ составляет 743 020 рублей.
В течение 2011 года получили финансовую поддержку около трех тысяч безработных, из них проживающих в сельской местности 459 безработных, малых городах - 801, в текущем году финансовая поддержка оказана 717 безработным, из них ремесленную деятельность организовали 38 безработных, деятельность в сфере агроэкотуризма 7 безработных.
Можайский В.С.
Получила ли распространение в Беларуси кадровая диагностика? Что она из себя представляет и какова результативность ее применения?
В условиях структурных изменений национальной экономики и инновационного пути ее развития и отмечающейся объективной тенденции снижения трудовых ресурсов на первый план выдвигается новая задача – повышение эффективности их использования, обеспечение не только полной, но и эффективной занятости.
Многие проблемы рынка труда сегодня сосредоточены непосредственно на предприятиях, с одной стороны – наличие излишней численности, с другой стороны - дефицит высококвалифицированных работников. Профессионально – квалификационный уровень работников не всегда соответствует новым требованиям.
Сохраняя низкую экономическую эффективность занятости на производстве, невозможно продвигаться в решении задач инновационного развития и модернизации экономики.
Безусловно, модернизация потребует сокращения неэффективных рабочих мест, оптимизации численности работников.
При этом нам предстоит решить очень важную задачу – не допустить стихийного перераспределения рабочей силы в ходе структурной перестройки производства, обеспечить социальную защиту граждан, потерявших работу, и содействие им в трудоустройстве.
Однако для этого мы должны быть вооружены полной информацией как о состоянии внутренних рынков предприятий, так и о сроках, конкретных предприятиях, где будет проводиться приватизация, модернизация, реализовываться инвестиционные проекты.
В целях содействия нанимателям в структурной перестройке экономики постановлением Министерства одобрены разработанные НИИ труда Методические рекомендации по проведению кадровой диагностики организаций с целью выявления потенциально избыточной численности персонала. Разработана система мониторинга результатов кадровой диагностики организаций для прогнозирования возможного высвобождения работников.
Методические рекомендации по проведению кадровой диагностики предназначены для оказания методической помощи организациям в определении потенциально избыточной численности персонала.
Алгоритм проведения кадровой диагностики включает следующие этапы:
анализ основных экономических показателей организации;
оценка потенциально избыточной численности персонала;
определение направлений оптимизации численности персонала.
Кадровая диагностика осуществляется на основе анализа данных бухгалтерского учета, статистических и расчетно-аналитических показателей деятельности организации и направлена на оптимизацию численности работников и затрат на их содержание, что обеспечивает повышение конкурентоспособности организаций.
Одновременно сведения о потенциально избыточной численности персонала организаций используются при формирования мероприятий по обеспечению занятости населения каждого конкретного региона.
Петрукович М.А.
Раньше в Беларуси безработица была с женским лицом. В последнее время ситуация стала меняться - численность женщин и мужчин со статусом безработных сравнялась. Чем это объясняется?
Какие меры и в дальнейшем будут предприниматься для снижения женской безработицы?
Начиная с 2009 года наблюдается тенденция увеличения регистрации мужчин в качестве безработных. Однако мужчины быстрее находят себе работу и, как следствие, период трудоустройства у мужчин значительно короче, чем у женщин, так как большинство вакансий составляют профессии рабочих, которые ориентированы на применение мужского труда. Так в 2011 году в целом период трудоустройства составил 1,5 месяца, у мужчин - 1,2 месяца, у женщин – 2 месяца. В течение января-марта 2012 года регистрация мужчин в органах по труду, занятости и социальной защите составила 65,5 процента от всех зарегистрированных безработных, женщин соответственно 34,5 процента. В результате по состоянию на 1 апреля 2012 г. на учете состояло 50,4 процента женщин, среднестатистический безработный – это женщина в возрасте 34 лет с общим средним образованием.
Таким образом, проблема женской безработицы и конкурентоспособности женщин на рынке труда продолжает оставаться актуальной и сегодня.
В Государственной программе содействия занятости населения на 2012 год отдельным блоком выделены мероприятия по содействию занятости женщин, предусматривающих первоочередное содействие в трудоустройстве безработным из числа женщин-матерей, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком.
В целях принятия дополнительных мер по обеспечению занятости женщин, с принятием проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», будет предоставлена возможность женщинам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 3-х лет, пройти профессиональное обучение за счет средств, выделяемых на мероприятия по обеспечению занятости населения, с выплатой в период обучения стипендии.
Мещеряков Дмитрий Викторович
Напишите как можно приехать к вам на постоянное место жительства, что для этого нужно. У меня семья, трое деток, очень хотелось бы переехать к вам в Беларусь.
В целях информирования населения, в том числе за пределами республики, о наличии свободных рабочих мест (вакансий) на основании информации, предоставляемой нанимателями о потребности в работниках, Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь формирует общереспубликанский банк вакансий, который располагается на сайте Министерства по адресу: http://www.mintrud.gov.by в сети Интернет. Сведения о вакансиях обновляются ежедневно. Всем желающим трудоустроиться предоставляется возможность производить поиск вакансий по следующим категориям: профессия, размер заработной платы, регион и т.д. Осуществлена возможность подписаться на ежедневную рассылку вакансий по выбранным критериям.
Кроме того, в республике функционирует и постоянно обновляется банк вакансий с предоставлением жилья в сельскохозяйственных организациях республики. Данная информация ежемесячно обновляется на сайте Министерства в сети Интернет по адресу: http://www.mintrud.gov.by.
Для уточнения условий труда, размера заработной платы, а также другой интересующей Вас информации следует обращаться непосредственно в организации по указанным телефонам.
Для получения информации по вопросам въезда, пребывания, регистрации, а также получения гражданства или вида на жительство в Республике Беларусь Вы можете обратиться на сайт Министерства внутренних дел Республики Беларусь по адресу: http://www.mvd.gov.by.
Сикорский
Как выполняются в Беларуси планы по созданию новых рабочих мест в 2012 году (в том числе в разрезе регионов и видов деятельности)?
Структурные преобразования и модернизация экономики предполагает модернизацию и реконструкцию производств, организацию новых производств с введением высокопроизводительных рабочих мест. Создание высокопроизводительных рабочих мест реализуется в рамках государственной программы инновационного развития республики, программы развития промышленного комплекса и др. Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2012 год предусмотрено стимулирование нанимателей на создание рабочих мест для граждан не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда – инвалидов, молодежи, в целях получения практики работы по имеющейся у них профессии, женщин через различные формы: финансирования и компенсации затрат на создание и сохранение рабочих мест для инвалидов, адаптации инвалидов к трудовой деятельности, частичной компенсацией нанимателям на оплату труда молодежи, выделения бюджетных ссуд для создания рабочих мест, предоставления безработным субсидий для организации предпринимательской деятельности.