Онлайн-конференция
30 сентября 2013, 11:00
Занятость и безработица
Онлайн-конференция на тему "Занятость и безработица" пройдет 30 сентября с 11.00 до 12.00 на сайтах БЕЛТА и Министерства труда и социальной защиты.
Планируют ли в Беларуси ввести страхование от безработицы? Какие специалисты и рабочие наиболее востребованы на рынке труда, а какие - в избытке? Кто такие профессиональные безработные? Какую помощь могут получить наниматели при трудоустройстве отдельных категорий безработных? Стоит ли на повестке дня вопрос о повышении размера пособия по безработице? На эти и другие вопросы можно получить ответы во время онлайн-конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты.
Ответы будут опубликованы 30 сентября после 11.00 по мере готовности.
Вопросы конференции
Швырко Ж.Д., Гомельская область
Будет ли в новой госпрограмме содействия занятости отдельный раздел, посвященный поддержке мужчин на рынке труда?
Традиционно мужчин в качестве безработных регистрируется значительно больше, чем женщин. Например, в 2012 году доля мужчин в числе зарегистрированных безработных составила 64,9% (в 2009 году - 60,9%).
Вместе с тем, мужчины более мобильные, легче меняют работу, быстрее трудоустраиваются. Средний период трудоустройства у мужчин традиционно меньше, чем у женщин. Так, в 2012 году средний период трудоустройства у мужчин составил 1,2 месяца (у женщин - 1,9 месяца, а в целом по республике - 1,4 месяца). Это связано, прежде всего, с тем, что около 80% вакансий, заявленных нанимателями, по рабочим профессиям и ориентированы в основном на применение мужского труда.
Мирошниченко Дмитрий, Солигорск
Будет ли повышаться в Беларуси размер пособия по безработице?
Государство проводит целенаправленную политику регулирования рынка труда, которая осуществляется в двух основных формах: активной и пассивной. При этом приоритет отдается активным мерам политики занятости.
Активная политика на рынке труда (в отличие от пассивной, состоящей в выплате пособий по безработице) имеет своей целью развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия существующих, а также новых рабочих мест.
Для этого реализуются различные меры. Так, создана единая система доступной информации о наличии вакансий (вакансии размещаются на сайте Минтруда и соцзащиты в открытом доступе, а те, кто не имеют доступа в Интернет, могут ознакомиться с интересующей их информацией в районных отделах занятости). Организована система обучения, переобучения, повышения квалификации безработных по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда страны. Обеспечивается финансовое содействие в организации самозанятости. Осуществляется переселение на новое место жительства и работы. Действуют специальные программы по трудоустройству целевых групп, испытывающих особые трудности при трудоустройстве (инвалиды, молодежь и др.).
Активная политика поощряет активность каждого человека, направленную на поиск работы. Это в свою очередь сокращает его зависимость от политики поддержки доходов за счет социальных выплат, уменьшает затраты государственного бюджета, снимает напряженность в обществе, увеличивает производительность труда.
При этом в настоящее время ситуация на рынке труда реально способствует трудоустройству граждан: сегодня на одного безработного приходится 3 вакансии, а в городе Минске - более 10 вакансий.
Естественно, на временный период поиска работы необходима социальная поддержка граждан в виде пособия по безработице. На сегодняшний день она не столь значительная - от одной до двух базовых величин. И это тоже в определенной степени стимул мотивирующий к быстрейшему трудоустройству.
Кусков Д.Д., Минск
Каковы приоритеты госпрограммы содействия занятости населения на 2014 год? Какие планируются новации? Когда проект поступит в правительство?
В настоящее время на многих предприятиях сохраняется дефицит высококвалифицированных рабочих и специалистов наряду с избытком рабочей силы, высокий уровень текучести кадров. С учетом этого, в числе основных направлений разрабатываемой программы занятости планируется, прежде всего, содействие нанимателям в обеспечении их кадрами, проведении социально-ответственной реструктуризации, обеспечивающей снижение социальных издержек при оптимизации численности работников и реализацию мер по обеспечению содействия занятости работников, находящихся под угрозой увольнения и высвобождаемых в результате экономической и организационной модернизации, реструктуризации производств.
В целом планируемые мероприятия государственной программы занятости будут нацелены на решение вопросов согласованности рынков труда и образовательных услуг, восстановления системы непрерывного профобучения непосредственно на производстве, проведения информационно-пропагандистских кампаний по повышению престижа рабочих профессий и профессионального мастерства, содействия развитию предпринимательства, развития новых форм занятости, повышения территориальной мобильности рабочей силы.
Не останутся без внимания вопросы содействия в трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной поддержке (инвалидам, молодежи, гражданам, освободившимся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, длительно неработающим людям).
Таким образом, мероприятия государственной программы в следующем году будут направлены на повышение эффективности занятости населения и обеспечение уровня безработицы в социально-допустимых пределах.
Крук Михаил Васильевич, Витебск
Сколько предприятий провели кадровую диагностику? С каким результатом?
В первом полугодии 2013 года кадровую диагностику провели 257 организаций. Избыточная численность в количестве 297 штатных единиц выявлена в 17 организациях.
Жихарев Игорь, Минск
Какое количество жителей Беларуси, по оценке, относится к экономически неактивному населению? Какова его структура?
По данным Национального статистического комитета, в 2012 году численность экономически неактивного населения составляла 1 млн. 424,4 тыс. человек. В из числе лица, осуществляющие уход за ребенком до достижения им возраста трех лет, - 272,5 тыс. человек; обучающиеся в учреждениях образования, не совмещающие обучение с трудовой деятельностью, - 497,4 тыс. человек; получающие пособие по уходу за ребенком-инвалидом, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, - 58,3 тыс. человек; лица, содержащиеся в исправительных учреждениях, - 16,2 тыс. человек; граждане Беларуси, работающие за границей, - 55,4 тыс. человек. Среди незанятого населения также люди, не имеющие работы, ведущие домашнее хозяйство; находящиеся в поиске работы; не имеющие необходимости или желания работать и другие неработающие граждане.
Кузнецов Александр, Могилев
Какие специалисты и рабочие наиболее востребованы на рынке труда, а какие - в избытке?
Наиболее востребованными на рынке труда являются профессии строительной отрасли (монтажник, каменщик, облицовщик-плиточник, кровельщик, бетонщик, штукатур, плотник, маляр). Наряду со строительными профессиями востребованы на рынке труда водитель автомобиля, слесарь, слесарь-сантехник, сборщик обуви, столяр, токарь, тракторист, электросварщик, фрезеровщик, электромонтер, швея, официант, кондитер, повар и др. Среди специалистов и служащих востребованы врачи, фельдшеры, ветврачи, зоотехники, агрономы, мастера, инженеры различных профилей, в том числе инженеры-программисты.
Наименее востребованными на рынке труда являются менеджер, секретарь, экономист, юрист, учитель, оператор ПЭВМ.
Мирко Д.Л., Минская область
Какой в Беларуси будет безработица к концу года?
Тенденции, сложившиеся на рынке труда республики, позволяют полагать, что ухудшения ситуации с занятостью населения и безработицей в 2013 году не ожидается. Меры по обеспечению занятости населения определены принятой правительством Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2013 год. Реализация мероприятий программы позволит обеспечить сохранение стабильной ситуации на рынке труда и удержание уровня безработицы к концу 2013 года в социально допустимых пределах, не превышающих 1,5%.
Тропах Г.С., Лида
Добрый день, Петр Петрович! Ожидается ли в ближайшие месяцы массовое высвобождение рабочей силы на предприятиях?
В соответствии с законом "О занятости населения Республики Беларусь" наниматель обязан письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о массовом высвобождении работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников. Согласно сведениям нанимателей в октябре ожидается высвобождение 324 работника из 6 организаций.
Усик Светлана, Витебская область
Добрый день, уважаемый Петр Петрович! Как складывается ситуация в Беларуси с вынужденной неполной занятостью?
Вынужденная неполная занятость в январе-июле 2013 года составила 50,1 тыс. человек, или 1,5% от списочной численности работников. По сравнению с январем-июлем 2012 года показатель уменьшился на 29,3%. В территориальном разрезе показатели вынужденной неполной занятости варьируются от 3,8% в Брестской области до 0,4% в Витебской области.
Кононович Мария, Слуцк
Кто такие профессиональные безработные? Сколько их в Беларуси?
Термин "профессиональные безработные" в Беларуси не используется.
При этом следует отметить, что средняя продолжительность безработицы и период трудоустройства безработных в республике снижаются. Так, в первом полугодии 2013 года средняя продолжительность безработицы составила 3,4 месяца, период трудоустройства безработных - 1,4 месяца.
На 1 июля текущего года на учете в органах по труду, занятости и соцзащите состояло 22,6 тыс. человек. При этом удельный вес безработных, состоящих на учете более одного года, был 5,1%.
Зайцева Зинаида Ивановна, Минск
Добрый день! Уже больше года в Беларуси безработица - с мужским лицом. С чем это связано (в остальных странах удельный вес безработных женщин больше)?
Традиционно, как я уже говорил, мужчин в качестве безработных регистрируется больше, чем женщин. А средний период трудоустройства их меньше: в январе-июне у мужчин он составил 1,2 месяца, у женщин - 1,8 месяца, средняя продолжительность безработицы - 2,9 и 4,1 месяца соответственно. Связано это, прежде всего, с тем, что около 80% вакансий, заявленных нанимателями, - по рабочим профессиям и ориентированы в основном на применение мужского труда.
Кстати, по данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, удельный вес женщин в общей численности безработных в июле 2013 года составил 43,8%, а средняя продолжительность поиска работы у женщин - 6,8 месяца, у мужчин - 6,9 месяца.
Завьялова Л.И., Гродненская область
Здравствуйте! У меня такой вопрос. В каких регионах Беларуси самый высокий уровень зарегистрированной безработицы, в каких - самый низкий?
Уровень регистрируемой безработицы на 1 сентября текущего года по республике равнялся 0,5%. Что касается регионов, то этот показатель составил от 0,1% в Минске до 0,7% в Брестской и Гомельской областях.
Из 128 регионов республики на 1 августа нынешнего года в 122 уровень безработицы был 1% и ниже, в шести - от 1,1% до 1,2%. Так, в Ельском районе Гомельской области - 1,2%, в Лоевском, Наровлянском и Рогачевском районах Гомельской области, в Россонском районе Витебской области и Краснопольском районе Могилевской области - 1,1%. Самый низкий уровень безработицы - в Воложинском, Дзержинском Смолевичском, Стародорожском районах Минской области, Могилевском и Шкловском районах Могилевской области - 0,2%, в Минском районе и Минске - 0,1%.
Во всех регионах республики уровень безработицы находится в пределах прогнозных показателей.
Демьяков Игорь, Украина, Киевская область, г. Тетиев
Здравствуйте! Мы с женой и двумя детьми хотим продать дом на Украине и переехать в Беларусь (в Брест или Брестскую область) жить и работать. Есть ли у нас шансы легально трудоустроиться в Беларуси и со временем получить гражданство? Куда обращаться, чтобы найти работу?
Для содействия в оперативном поиске подходящей работы различным категориям граждан Министерство труда и социальной защиты формирует общереспубликанский банк вакансий, который содержит информацию о наличии свободных рабочих мест, а также сведения об имеющихся в организациях республики вакансиях с предоставлением жилого помещения. Сведения в банке вакансий обновляются ежедневно, он размещен на сайте
mintrud.gov.by и обеспечивает широкий доступ к информации как граждан Беларуси, так и иностранных граждан.
В этом банке размещена информация о наиболее востребованных вакансиях у нанимателей в разрезе областей и Минска. Поиск вакансий производится по следующим категориям: профессия (должность), требуемый уровень образования, размер заработной платы, регион, характер и режим работы, период, на протяжении которого вакансия заявлена нанимателем. Для получения более подробной информации об условиях труда следует обращаться непосредственно к нанимателю.
Следует отметить, что трудоустройство иностранных граждан у конкретного нанимателя в случае отсутствия у них разрешения на постоянное проживание в стране осуществляется при наличии специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в республике. Оно выдается по ходатайству этого нанимателя подразделением по гражданству и миграции управления внутренних дел областного либо Минского городского исполнительного комитета по месту регистрации нанимателя.
За более подробной информацией по вопросам привлечения иностранной рабочей силы, временного проживания иностранных граждан в Беларуси, оформления вида на жительство следует обращаться непосредственно в Министерство внутренних дел по адресу: 220050, г. Минск, ул. Городской Вал, 4, по тел. 218 76 02, а также на сайт МВД по адресу:
mvd.gov.by.
Иванов Сергей, Минск
Каким образом обеспечивается трудоустройство безработных граждан, не имеющих профессии (специальности) или утративших профессиональные навыки из-за длительного перерыва в трудовой деятельности?
В целях предоставления гражданам, зарегистрированным в установленном законодательством порядке безработными, возможности получения необходимых для возобновления или начала трудовой деятельности профессиональных знаний, умений и навыков органами по труду, занятости и социальной защите обеспечивается направление их на обучение. Оно организуется с учетом ситуации на рынке труда и в соответствии с имеющимися у безработных склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных по направлению органов по труду, занятости и соцзащите осуществляются за счет средств государственного фонда содействия занятости.
Обучение организуется по специальностям, востребованным на рынке труда, с ориентацией в первую очередь на строительные, торговые, коммунальные специальности. Это маляр, штукатур, облицовщик-плиточник, машинист крана, монтажник санитарно-технических систем и оборудования, плотник, слесарь-сантехник, электрогазосварщик, продавец, контролер-кассир, повар, водитель, водитель погрузчика, тракторист, электромонтер, машинист, оператор котельной, лифтер и пр.
Для решения вопроса о направлении на обучение безработным необходимо обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите по месту своей регистрации.
Екатерина, Минск
Каким категориям безработных предоставляется преимущественное право на содействие в организации предпринимательской деятельности? Какие приоритеты предусмотрены при выделении субсидии?
Государство гарантирует безработным содействие в организации предпринимательской деятельности.Преимущественное право на содействие в организации предпринимательской деятельности предоставляется безработным, которые в связи с положением на рынке труда не имеют возможности получить подходящую работу и организуют наиболее значимые для данной административно-территориальной единицы виды предпринимательской деятельности, определенные местными исполнительными и распорядительными органами.
Финансовая поддержка в виде субсидии предоставляется безработному в размере 11-кратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (БПМ), действующего на дату заключения органами по труду, занятости и социальной защите с безработным договора о предоставлении субсидии.
При организации безработными предпринимательской деятельности в малых городах и населенных пунктах с устойчиво высоким уровнем безработицы, перечень которых ежегодно определяется государственной и областными программами содействия занятости населения, а также в сельских населенных пунктах субсидия предоставляется в размере 15-кратной величины БПМ.
При организации безработными предпринимательской деятельности, связанной с внедрением результатов научных исследований и разработок (объектов права промышленной собственности - изобретения, полезной модели, промышленного образца, сорта растения, топологии интегральной микросхемы), субсидия предоставляется в размере 20-кратной величины БПМ.
Дмитрий, Гомельская область
Может ли служба занятости оплатить проезд и проживание при переезде для работы в другую местность. Что нужно для получения такой услуги?
Переселение безработных и членов их семей на новое место жительства производится при предоставлении безработным работы в другой местности в целях содействия их занятости, обеспечения нанимателей работниками и осуществляется в пределах республики на добровольных началах.
Переселение безработных осуществляется исходя из информации о наличии свободного жилья и вакансий, заявленных нанимателями в общереспубликанский банк данных свободных рабочих мест (он размещен на сайте Министерства труда и социальной защиты).
Общереспубликанский банк вакансий ежемесячно располагает около 1,5 тыс. свободных рабочих мест (вакансий) с предоставлением жилья в сельской местности.
Безработным, переезжающим на новое место жительства и работы, за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, направленных на финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения, производится выплата денежных средств в размере семикратной величины БПМ. Безработным также возмещаются затраты на переезд: расходы по проезду, перевозу имущества, дополнительные личные расходы (суточные) за время нахождения в пути.
При переселении на новое место жительства безработного, в составе семьи которого несколько безработных, семикратная величина БПМ выплачивается каждому из них при условии заключения с ними договора и предоставлении гарантированного рабочего места.
Дополнительно производится выплата денежных средств безработным в размере двукратной величины БПМ при переселении безработных из городов на новое место жительства и работы в малые, средние городские поселения, в сельскую местность, а также в города-спутники.
В первом полугодии нынешнего года при содействии органов по труду, занятости и соцзащите переселено 178 семей безработных (с их согласия). В составе переселенных семей 343 человека, из них в трудоспособном возрасте - 227 человек, детей в возрасте до 16 лет - 115. Средний возраст переселенцев - 34 года. В наибольшей степени заинтересованы в переезде на новое место жительства и работы семьи с несовершеннолетними детьми.
В текущем году больше всего сменивших место жительства семей безработных в Витебской области (69 семей). Переселено 40 семей в Минской области, 22 семьи - в Гомельской области, 16 - в Могилевской области, 14 - в Гродненской области и 7 семей - в Брестской области. В сельскую местность на новое место жительства и работы переехало 3 семьи из Минска.
Трудоустройство переселившихся безработных осуществляется по наиболее востребованным в сельскохозяйственном производстве профессиям (специальностям): животноводы, операторы машинного доения, трактористы, водители, ветврачи, зоотехники, бухгалтера и другие.
Принятые меры позволяют активизировать миграционные процессы и способствуют повышению эффективности использования трудовых ресурсов.
Валентин Сокол, Гродненская область
Можно ли нанимателям подавать сведения о вакансиях через Интернет?
Общереспубликанский банк вакансий, размещенный на сайте Министерства труда и социальной защиты, формируется на основании сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий), заявленных нанимателями в соответствующий орган по труду, занятости и социальной защиты. Таким образом, все заявленные нанимателями вакансии автоматически размещаются в общереспубликанском банке вакансий и доступны для просмотра по адресу: mintrud.gov.by/vak.
В ближайшее время нанимателям будет предоставлено право направления сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий) посредством глобальной компьютерной сети Интернет с использованием электронного ключа.
Реализация данной возможности будет обеспечиваться на информационном портале государственной службы занятости.
Ольга Корелина, Минск
Какие меры предпринимаются для более эффективного решения вопроса занятости инвалидов?
Для инвалидов, имеющих трудовые рекомендации МРЭК и желающих работать, созданы и постоянно совершенствуются условия для информирования о возможностях выхода их на рынок труда: информационные залы в органах по труду, занятости и социальной защите, сайт Министерства труда и социальной защиты, печатные и телевизионные средства массовой информации, прямые телефонные линии. Постоянно поддерживается в актуальном состоянии база вакантных рабочих мест на предприятиях города, в том числе у нанимателей, использующих труд инвалидов.
В соответствии законом "О занятости населения Республики Беларусь" инвалиды относятся к категории граждан, которой государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости.
Граждане с ограниченными возможностями, обратившиеся в государственную службу занятости, могут быть (по их желанию) зарегистрированы в качестве безработных. В этом случае для каждого из них предусмотрено индивидуальное обеспечение активных мер по содействию в трудоустройстве на постоянную работу и соцзащите в области занятости. Пути реализации этих мер различны. В их числе широкое информирование населения о состоянии рынка рабочей силы и услугах, оказываемых службой занятости; содействие безработным инвалидам в подборе рабочего места и трудоустройстве на постоянную работу; бронирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов на предприятиях различных форм собственности; профессиональное обучение, переобучение, профориентация инвалидов; материальное стимулирование нанимателей при осуществлении ими адаптации к трудовой деятельности инвалидов, при прохождении "Молодежной практики", при создании рабочих мест для инвалидов; содействие в организации предпринимательской деятельности и др.
Петрошевич Е., Витебская область
Может ли безработный, зарегистрированный в службе занятости пойти на досрочную пенсию?
Согласно закону "О занятости населения Республики Беларусь" гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, предоставлено право на досрочную пенсию по возрасту, но не ранее чем за два года до достижения установленного законодательством возраста. Пенсия назначается с их согласия вместо пособия по безработице по предложению органов по труду, занятости и соцзащите при отсутствии возможности для трудоустройства таких граждан.
Безработным, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, по предложению органов по труду, занятости и соцзащите при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия назначается досрочно пенсия по возрасту, но не ранее чем за один год до достижения установленного законодательством возраста.
Таким образом, одним из основных условий назначения досрочно пенсии по возрасту является отсутствие возможности для трудоустройства.
Под возможностью или невозможностью трудоустройства в данном случае следует понимать наличие на рынке труда потребности, соответствующей их профессиональной пригодности, уровню профподготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, а также принятие самими гражданами мер по поиску подходящей работы при содействии органов по труду, занятости и соцзащите.
Если в период нахождения на учете граждане соблюдали законодательство о занятости населения и активно занимались поиском подходящей работы (являлись в органы по труду, занятости и соцзащите для получения содействия в трудоустройстве, обращались по выданным направлениям для трудоустройства к нанимателям для прохождения собеседования, принимали меры по самостоятельному трудоустройству, не отказывались от предложенных вариантов подходящей работы и др.), но не смогли быть трудоустроены, либо невозможность их трудоустройства на подходящую работу обусловлена ситуацией на рынке труда соответствующего региона, то им по предложению органа по труду, занятости и социальной защите может быть назначена пенсия по возрасту.
Вопрос о назначении досрочно пенсии по возрасту гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, решается индивидуально в каждом конкретном случае органом по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации данного гражданина.
Маркина Нина, Новополоцк
Уважаемый Петр Петрович! Будет ли в Беларуси продлен трудоспособный возраст?
В настоящее время тема увеличения трудоспособного возраста для назначения пенсий по возрасту не обсуждается.
Невзорова Татьяна Яковл., Минск
Петр Петрович, добрый день! Скажите, пожалуйста, планируется ли увеличивать размеры финансовой поддержки безработным, которые собираются открыть свое дело?
В настоящее время данная тема не обсуждается.
Дозоров В.В., Минск
Численность работников служб занятости была сокращена с июля наравне с другими госслужащими. Интересно, много ли бывших работников службы занятости зарегистрировались после высвобождения в качестве безработных?
Действительно, численность работников государственной службы занятости была оптимизирована на 25%, как и всех иных госорганов. Отдельный учет сокращенных работников органов по труду, занятости и социальной защите, зарегистрированных безработными, не ведется.
Полищук Дмитрий, Гомельская область
Здравствуйте! Каков уровень безработицы в Беларуси по методологии МОТ?
Уровень безработных по методологии Международной организации труда рассчитывается на основании результатов обследования домашних хозяйств по вопросам занятости, которое проводится Национальным статистическим комитетом Беларуси. Результаты обследования могут быть доступны лишь после их опубликования.
Уровень зарегистрированной безработицы в нашей стране, как уже сообщалось, на 1 сентября 2013 года составляет 0,5%.
Эскин Д.Д., Гродно
Вправе ли безработный взять больничный? Как он рассчитывается?
В соответствии с Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным постановлением Совета Министров от 28 июня 2013 года №569, право на пособие по временной нетрудоспособности имеют лица, занятые деятельностью, в период осуществления которой на них распространяется государственное социальное страхование и за них уплачиваются взносы.
Поскольку граждане, официально зарегистрированные безработными, не осуществляют трудовую деятельность, то следовательно, право на получение пособия по временной нетрудоспособности на них не распространяется и больничный лист не выдается.
Смирнова Г.Д., Минская область
Какой срок отводится нанимателю для информирования службы занятости о вакансии? Будет ли он сокращен?
В соответствии со статьей 23 Закона "О занятости населения Республики Беларусь" наниматель обязан письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты.
Свиркова Антонина, Молодечно
Были ли случаи, когда с переселенных семей безработных по суду взыскивались средства выданной им финансовой поддержки?
Да, такие случаи бывают. В судебном порядке взыскиваются средства в случае отказа гражданина добровольно вернуть финансовые средства, которые подлежат возврату в случае нарушения условий договора о переселении безработного и членов его семьи на новое место жительства и работы.
Так, если гражданин, переселившийся на новое место жительства и работы, в течение двух недель после срока, указанного в договоре, не приступит к работе, а также проработает у нанимателя менее 12 месяцев, он обязан вернуть органу по труду, занятости и соцзащите по месту нахождения нанимателя расходы, связанные с переездом, и уплатить штраф нанимателю в размере пятикратной величины БПМ.
Чашицкая Дарья, Минск
Как стимулируются наниматели к созданию рабочих мест для трудовой реабилитации лиц, освобожденных из МЛС?
В настоящее время трудоустройство граждан, освобожденных из мест лишения свободы, осуществляется на свободные вакансии и в счет установленной нанимателем брони приема данной категории граждан.
С целью расширения возможности трудоустройства данных лиц и повышения заинтересованности нанимателей в приеме их на работу в проект закона РБ "Об основах деятельности по профилактике правонарушений" включена норма, устанавливающая нанимателям, использующим труд граждан, освобожденных из МЛС, финансовые преференции в части оплаты труда данных лиц.
Вандич Иван, Столин
Петр Петрович! Как Вы относитесь к инициативе введения налога на шоппинг?
Вопросы введения различных видов налогов, порядка их уплаты не относятся к компетенции Минтруда и соцзащиты.
Цаплин В.Д., Витебск
Как регулируются законодательством вопросы лизинга персонала? Спасибо.
В настоящее время законодательство о труда не регулирует такие формы трудовых отношений, как лизинг персонала, аутсорсинг, аутстаффинг, фриланс.
При этом на практике некоторые наниматели активно используют эти формы трудовых отношений. Однако правовые последствия такого использования могут быть негативными в первую очередь для работников (например, с точки зрения охраны труда, предоставления гарантий и компенсаций нанимателем и т.д.).
Данный вопрос обсуждается, но внесения изменений в законодательство о труде в ближайшее время не планируется.
Матвейчук Д.Д., Гродно
Есть ли оценочные данные о том, какой объем средств присылают и привозят с заработков в Беларусь трудовые мигранты?
Сведениями о денежных переводах, поступающих в Беларусь от физических лиц, осуществляющих трудовую деятельность за пределами республики, располагает Национальный банк. Рекомендуем обратиться на их сайт, где размещен платежный баланс Республики Беларусь.
Михневич Г.Д., Мозырь
У меня такой вопрос. Петр Петрович, как Вы относитесь к инициативе введения в Беларуси налога на тунеядцев? И в чем его суть?
В соответствии со статьей 56 Конституции Республики Беларусь граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.
С точки зрения социальной справедливости уплата налогов должна быть обеспечена всеми гражданами трудоспособного возраста в нашей, да и в любой другой стране.
Государство финансирует системы здравоохранения, образования, культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественный транспорт, связь и другие объекты социальной инфраструктуры. На наш взгляд, расходы на предоставление этих услуг могли бы компенсироваться всеми гражданами в виде уплаты различных налогов.
Поэтому в настоящее время в республике прорабатывается вопрос по определению механизма компенсации неработающим экономически активным населением части государственных расходов на оказание им и их семьям социальных и иных услуг, дотируемых государством.
Трофимович Анатолий, Гомель
Сколько безработных получили субсидии на открытие бизнеса и в каких сферах деятельности? О каких суммах идет речь? Как получить такую финансовую поддержку?
Содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности осуществляется органами по труду, занятости и соцзащите с учетом социально-экономической ситуации и положения на рынке труда в регионах республики с выделением субсидии.
Для получения государственной поддержки для открытия собственного дела необходимо обратиться в управление по труду, занятости и социальной защите районного или городского исполкома по месту жительства.
О размерах субсидий говорилось ранее на нашей онлайн-конференции.
За 6 месяцев текущего года за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения оказана поддержка более 1,5 тыс. безработным для организации собственного дела, в том числе для организации предпринимательской деятельности - 1 тыс. 468 безработным, ремесленной деятельности - 59 безработным, организации деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма - 5 безработным.
среди основных видов предпринимательской деятельности, которые организуют безработные, - оказание различного рода услуг (транспортные, парикмахерские, проведение строительно-отделочных работ, пошив и ремонт одежды, техническое обслуживание и ремонт автомобилей), производство сельскохозяйственной продукции, торговая деятельность и другие.
Ваклакова Инна, Кобрин
В СМИ проходит информация, что белорусов, работающих в России, - 1000-1500 тыс. человек. А каковы цифры на самом деле?
В рамках договоренностей Союзного государства и соглашений о формировании единого экономического пространства предусмотрена свобода перемещения рабочей силы, в связи с чем учет граждан Беларуси и граждан Российской Федерации на территории государств - участниц Союзного государства не ведется.
Об объемах перемещения рабочей силы в определенной степени можно судить по объему выезда наших граждан для работы за пределы республики Беларусь на основании заключенных трудовых договоров и контрактов; по динамике численности населения, занятого в экономике, и списочной численности работников организаций.
По данным Министерства внутренних дел, за первое полугодие нынешнего года на основе подписанных договоров и контрактов выехали из страны 3 тыс. человек, а въехали в Беларусь 7 тыс. человек.
По данным Белстата, численность занятых в экономике в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизилась на 77,4 тыс. человек, а списочная численность работников снизилась на 78,8 тыс. человек. В январе-июле текущего года численность занятых в экономике составила 4 млн. 530,8 тыс. человек и снизилась по сравнению с январем-июлем прошлого года на 49,8 тыс. человек, а списочная численность работников снизилась на 61,2 тыс. человек.
Нельзя забывать, что трудовая миграция несет и определенный положительный эффект. В частности, снижается давление на национальный рынок труда, сокращается потенциальная база роста безработицы. Кроме того, трудящиеся-мигранты зарабатывают валюту, что способствует увеличению ее поступлений из-за рубежа. Одновременно выезжающие приобретают опыт работы, знания, осваивают новые технологии, повышают свою конкурентоспособность.
Лабодович Ф.Р., Минская область
Планировалось в 2013 году усовершенствовать Национальную систему квалификаций. Каков результат этой работы?
В апреле текущего года утвержден комплексный план развития Национальной системы квалификаций Республики Беларусь на 2013-2015 годы. Работа по совершенствованию Национальной системы квалификаций рассчитана на 3 года.
В результате будут подготовлены предложения о структуре и механизме функционирования национальной системы квалификаций, предложения об изменениях нормативной правовой базы, регулирующей вопросы определения квалификаций работников.
Ширенко Светлана
Сколько сокращенных госслужащих стали на учет по безработице?
С 1 апреля по 31 августа текущего года поставлено на учет 730 человек, уволенных из органов госуправления в результате оптимизации, из них зарегистрировано в качестве безработных 717 человек, в том числе в связи с ликвидацией организации, сокращением численности и (или) штата работников - 624.
На 1 сентября нынешнего года на учете состояло 392 безработных.
Варивода Максим
Петр Петрович, как, на ваш взгляд, можно решить проблему эмиграции кадров? И стоит ли?
В настоящее время миграционные потоки между Республикой Беларусь, Российской Федерацией, другими странами - это реалии. Отток кадров из Беларуси в основном носит характер временной подработки с целью материальной поддержки семей, продолжающих жить, учиться, работать в республике.
Временный выезд наших граждан на заработки за пределы страны несет в себе и определенные позитивные последствия.
С одной стороны, трудовая миграция содействует решению проблемы избыточной занятости в организациях. Наниматели получают возможность сконцентрироваться на повышении эффективности производства и, соответственно, на повышении производительности труда, заработной платы, расширении занятости в будущем. Снижается давление на национальный рынок труда. Трудящиеся-мигранты обогащаются профессиональными навыками и знаниями для дальнейшего применения на родине. С другой стороны, временный экспорт труда сопровождается интенсивными инвалютными переводами в страну.
Миграция высококвалифицированных специалистов является залогом взаимовыгодного развития стран - участниц тех или иных международных союзов. Поскольку речь идет об обогащении идеями, знаниями, профессиональными навыками, которые и определяют эффективность современного экономического развития, миграция этих специалистов представляет общий интерес. Но только в том случае, если речь идет о временной, возвратной миграции.
Одним из значимых факторов, влияющих на перемещение рабочей силы в ЕЭП, в том числе и на отток кадров, является уровень оплаты труда. Высокий уровень заработной платы в крупных городах и прилегающих к ним областях России обуславливает потоки миграции трудовых ресурсов преимущественно в эти регионы.
Именно поэтому в настоящее время политика в области оплаты труда в республике направлена на расширение прав и возможностей нанимателей в установлении условий и размеров оплаты труда работников реального сектора экономики.
В настоящее время наниматель имеет возможность установить в организации независимо от формы собственности и вида экономической деятельности любую систему оплаты труда и заплатить работнику тот размер заработной платы, который он заработал своим трудом.
Со стороны министерства и комитетов по труду, занятости и социальной защите проводится постоянная работа по оказанию методической помощи и правовому просвещению руководителей и специалистов организаций и граждан в области оплаты труда.
Ресурсом повышения уровня оплаты труда работников в реальном секторе экономики является применение гибких систем оплаты труда в сочетании с улучшением организации труда и производства.
Действенной мерой, способствующей закреплению в организациях высококвалифицированных кадров, является предоставление им дополнительных гарантий. Министерством подготовлен примерный перечень трудовых и социальных гарантий, рекомендуемых для включения в контракты, коллективные договоры, иные локальные нормативные правовые акты организаций (так называемый социальный пакет).
Учитывая предоставленные на законодательном уровне возможности в стимулировании труда работников и имеющиеся положительные примеры успешно работающих организаций, для сохранения кадрового потенциала нашей страны, прежде всего, необходимо повышать эффективность деятельности организаций.