Сколько мест в вузах в этом году будет открыто на бюджетные отделения? Будет ли дополнительный набор на бюджет? Какие новые специальности предлагают вузы и ссузы, а какие закрывают? Изменится ли стоимость обучения? Как будет организован отбор в профильные классы? Нужно ли в этом году сдавать экзамены при поступлении в ссузы? Какие изменения произойдут в наборе на специальности среднего специального и профессионально-технического образования? На эти и другие вопросы ответят специалисты.
В 2015 году планируется принять на уровень высшего образования за счет средств бюджета 27,9 тыс. человек (на 1 тыс. мест меньше относительно плана 2014 года и на 93 места меньше по сравнению с фактом приема 2014 года.
При этом по отношению к факту приема 2014 года планируется увеличение контрольных цифр приема, удовлетворяющих потребность в кадрах, необходимых для обеспечения безопасности страны: для Минобороны - на 254 места, МЧС - на 21 место, сельскохозяйственной отрасли - на 22 места, индустрии спорта - на 30 мест. Вместе с тем планируется сокращение бюджетных мест на медицинские специальности (по решению Минздрава - на 85 мест), специальности культуры и искусства (по решению Минкультуры - на 60 мест).
Дополнительный набор будет осуществляться в дневной бюджетной форме с 26 по 29 июля: для вузов силового блока - с 24 по 27 июля, для творческих - с 30 июля по 1 августа.
Неудовлетворительные отметки по результатам ЦТ для лиц, поступающих в основные сроки вступительной кампании, и для поступающих по дополнительному набору принимаются идентичными и уменьшаться не будут.
Прием в 2015 году на уровень среднего специального образования будут осуществлять 216 учреждений образования. Условия приема сохранены такие же, как и в 2014 году. Планируется принять 40,5 тыс. человек, что на 1% меньше, чем принято на обучение в 2014 году, что связано с демографической ситуацией. Структура приема сохраняется на уровне прошлых лет (профили образования "Техника и технология", "Архитектура и строительство", "Сельское и лесное хозяйство", "Здравоохранение" в общем приеме составляют 70%).
В 2015 году прием будут осуществлять 185 учреждений профессионально-технического образования почти по 300 профессиям. Кроме того, прием для обучения по рабочим профессиям будут осуществлять 31 учреждение образования других уровней, реализующие образовательные программы профессионально-технического образования.
С учетом потребности организаций отраслей экономики, демографической ситуации и результатов трудоустройства выпускников планируется сохранить объемы и структуру приема для получения профессионально-технического образования практически на уровне прошлого года и принять 34,8 тыс. человек, что составит 100,8%, в том числе за счет средств бюджета - 34,4 тыс. человек (100,5% к факту 2014 года).
Для получения образования в дневной форме планируется зачислить 32,3 тыс. человек (100,9% к факту прошлого года), в том числе на основе общего базового образования - 20 тыс. человек, общего среднего - 11,5 тыс. человек, на основе специального образования - 0,8 тыс. человек. Кроме того, предусмотрен прием 1,1 тыс. человек по заочной и 1,4 тыс. человек по вечерней формам получения образования.
При этом предусматривается сокращение приема по отношению к факту прошлого года по профилям "Искусство и дизайн" на 25%, "Коммуникации. Право. Экономика. Управление" - на 16,3%, "Техника и технологии" - на 5,9%. В то же время будет увеличен прием по профилям "Общественное питание. Бытовое обслуживание" на 7,6%, "Архитектура и строительство" - на 9,2%, "Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство" - на 26,6%.
В структуре приема планируется сохранить тенденции прошлого года: специальности реального сектора экономики составят почти 80%.
Преимущества профильных предметов регламентированы Правилами приема. Например, по первому профильному предмету определяются льготы при зачислении соответствующих категорий лиц без вступительных испытаний или с выставлением высшего балла (без сдачи ЦТ).
Мы были обязаны на основании Правил приема определить перечень групп специальностей и соответствующих им профильных испытаний не позднее, чем за 10 месяцев до начала регистрации на ЦТ. Постановление Минобразования №91 о вступительных испытаниях на 2015 год было утверждено еще 1 июля 2014 года и широко освещалось в средствах массовой информации. Им были определены первые и вторые предметы профильных испытаний, соответствующие профилю той или иной специальности. Перечень разработан в соответствии с классификатором.
Напомню только, что по некоторым специальностям изменены профильные испытания. Например, лица, поступающие на специальность "начальное образование", будут сдавать биологию (ранее - математику) и историю Беларуси, на группы специальностей "Право" - обществоведение и иностранный язык (ранее - математику), на "Общественное питание" - химию (ранее - физику) и математику.
Все документы Минобразования, которые регламентируют проведение вступительной кампании в 2015 году, сейчас находятся на юридической экспертизе, и мы надеемся, что они будут опубликованы в ближайшее время.
Пока же могу отметить, что с целью более полного удовлетворения потребностей абитуриентов предусмотрено разведение по срокам приема за счет средств бюджета (более ранние временные рамки) и приема на платной основе (более поздние временные рамки). Регламентированы временные рамки организации приема на сельскохозяйственные специальности, поступление на которые возможно только после завершения сельскохозяйственных работ.
Так, по сравнению с 2014 годом увеличены на 2 дня сроки приема документов на бюджет - с 8 по 15 июля (вступительные испытания в учреждениях высшего образования пройдут с 16 по 21 июля). Регламентированы сроки приема документов, проведения собеседования и зачисления на вакантные места граждан Луганской и Донецкой областей Украины (в соответствии с указом № 420 от 30 августа 2014 года) - с 26 по 1 августа. Граждане Луганской и Донецкой областей будут участвовать в конкурсе на бюджетные вакантные места в рамках дополнительного набора (после зачисления граждан Беларуси).
Прием документов для граждан республики на платной основе в вузы будет проходить с 8 июля по 2 августа. Граждане Луганской и Донецкой областей смогут участвовать в конкурсе на получения высшего образования на условиях оплаты, предусмотренных для белорусских граждан, - по 15 октября.
Предусмотрено удовлетворение интересов абитуриентов, не прошедших по конкурсу на специальности, требующие специального профессионального отбора (творческие, военные). Для них установлены более ранние временные рамки приемной кампании.
Повторюсь, что документ находится сейчас на юридической экспертизе, и мы надеемся, что он будут опубликован в ближайшее время. ЦТ будет проводиться с 14 по 27 июня. Резервный день - 2 июля.
Если сравнивать с 2014 годом, то в перечень вступительных испытаний введен китайский язык. Кроме того, в один день (27 июня) планируется сдача двух предметов (всемирная история новейшего времени и география).
По поручению Государственной комиссии по контролю за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний в учреждениях среднего специального и высшего образования Минобразования разработан и внесен в Совет Министров проект постановления, в котором предусмотрено увеличение оплаты за регистрацию на ЦТ. Оплата устанавливается в размере 0,1% от базовой величины (ранее оплата регистрации не привязывалась к базовой величине и составляла Br10 тыс.).
Также вводится норма, позволяющая подавать документы на регистрацию и получать сертификат ЦТ представителям абитуриентов в случае отсутствия по уважительной причине такой возможности у самих абитуриентов (ранее - только лично), и регламентированы условия и порядок выдачи Республиканским институтом контроля знаний (РИКЗ) дубликатов сертификатов ЦТ.
Что касается отметок, приравниваемых к неудовлетворительным по результатам ЦТ, то этот документ также уже разработан. По сравнению с 2014 годом изменен подход к определению нижних пороговых баллов ЦТ. Он дифференцирован относительно уровня знаний абитуриентов по учебным предметам, соответствующим профильным испытаниям - первому и второму. При этом нижние пороговые значения по первому профильному предмету оставлены на уровне 2014 года, а нижние пороговые значения проходных баллов по второму профильному предмету - на 5 баллов выше установленных в 2014 году.
Таким образом, в 2015 году неудовлетворительными буду считаться отметки: по первому предмету профильного испытания - "Математика", "Физика", "Химия", "Биология" - от 0 до 14, а по таким предметам, как "История Беларуси", "Всемирная история новейшего времени", "Обществоведение", "География", "Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)" - от 0 до 19. По второму предмету профильного испытания - "Математика", "Физика", "Химия", "Биология" - от 0 до 9; "История Беларуси", "Всемирная история новейшего времени", "Обществоведение", "География", "Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)" - от 0 до 14. По русскому и белорусскому языкам неудовлетворительные отметки - от 0 до 10 баллов.
Так называемые пороговые значения в вузах Минобороны, МЧС, Госпогранкомитета; на военные факультеты государственных вузов; в государственные вузы по группам специальностей "Производство, хранение и переработка продукции растениеводства", "Животноводство. Рыбоводство. Пчеловодство", "Сельское строительство и обустройство территорий", "Мелиорация и водное хозяйство", "Агроинженерия" и в вузы МВД на места дополнительного набора установлены от 0 до 4 баллов.
Совсем новых специальностей высшего образования в 2015 году немного. Так, абитуриенты смогут поступать на "информационные системы и технологии (в пищевой промышленности)" - такую специальность впервые предлагает Могилевский университет продовольствия. Кроме того, в Белорусском экономическом университете открыта специальность "национальная экономика", в Белорусском государственном университете и Полоцком университете - "геоинформационные системы".
В то же время аннулировано направление специальности "география" - "геоинформационные системы", так как открыта целая специальность.
Набор на уровень среднего специального образования производится по 172 специальностям. Новыми для данного уровня образования (прием начат в последние два года) являются специальности: "обслуживание и эксплуатация жилых домов", "микро-и наноэлектронные технологии и системы", "электроника механических транспортных средств", "тестирование программного обеспечения", "оборудование мебельного производства", "мехатроника" (квалификация рабочего со средним специальным образованием - "мехатроник 5 разряда (производство пищевых продуктов)", "мехатроник 5 разряда (холодильное оборудование)".
Впервые в 2015 году будет осуществляться набор на новую специальность среднего специального образования "программируемые мобильные системы" в Минском государственном высшем радиотехническом колледже. По окончании обучения специалисты получат квалификацию "техник-электроник".
В текущем году открыта подготовка по востребованным профессиям рабочих в трех учреждениях среднего специального образования, подчиненных Министерству образования: по профессиям "машинист горных выемочных машин", "электрослесарь (слесарь) дежурный и по ремонту оборудования" - в Солигорском горно-химическом колледже, "электромонтер охранно-пожарной сигнализации" - в Витебском политехническом колледже, "слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов", "машинист катка самоходного" - в Гомельском дорожно-строительном колледже.
При этом предусматривается сокращение приема по отношению к факту прошлого года по профилям "Искусство и дизайн" на 25%, "Коммуникации. Право. Экономика. Управление" - на 16,3%, "Техника и технологии" - на 5,9%. В то же время будет увеличен прием по профилям "Общественное питание. Бытовое обслуживание" на 7,6%, "Архитектура и строительство" - на 9,2%, "Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство" - на 26,6%.
В структуре приема планируется сохранить тенденции прошлого года: специальности реального сектора экономики составят почти 80%.
В целях совершенствования структуры подготовки с учетом потребностей региональных рынков труда в 2015 году планируется прекратить прием по 185 невостребованным профессиям и открыть подготовку по 174 новым для отдельных учреждений профтехобразования профессиям. При этом в последние три года открыта подготовка по новым квалификациям (по которым ранее подготовка не осуществлялась): "оператор чесального оборудования","оператор автоматизированного раскройного комплекса", "оператор автоматизированного настилочного комплекса", "изготовитель мороженого", "оператор механизированных и автоматизированных складов", "агент по организации обслуживания автомобильных перевозок".
Перечень педагогических специальностей, при поступлении на которые зачисляются без вступительных испытаний отдельные категории абитуриентов по рекомендации учреждений образования, в которых они обучались, утвержден постановлением Минобразования № 30 от 7 апреля 2014 года. В 2015 году изменения в данный нормативный правовой акт не вносились.
В перечень вошли так называемые остродефицитные специальности, востребованные в настоящее время в республике. Это дошкольное и начальное образование, история и обществоведческие дисциплины, биология, химия, география, математика, информатика, физика, техническое творчество, белорусский язык и литература, русский язык и литература, технический труд и предпринимательство, обслуживающий труд, изобразительное искусство, логопедия, сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, социальная педагогика и др. Всего в списке 22 специальности, с ними можно ознакомиться на портале Министерства образования.
При проведении вступительной кампании вузам необходимо делать упор на профильную, профессиональную подготовку абитуриентов, на отбор тех, кто понимает и знает, зачем он выбрал для себя ту или иную специальность. Данная мера позволит выполнить поручение главы государства о повышении требований к отбору абитуриентов в учреждения высшего образования на педагогические специальности. Замечу, что в Беларуси есть достаточное число юношей и девушек, которые нацелены на поступление в педагогические вузы.
Важно знать абитуриентам и еще одно обстоятельство - постановлением Минобразования от 13 апреля 2015 года № 20 утверждена форма рекомендации педагогического совета учреждения образования, в котором обучался абитуриент.
Контрольные цифры приема в гимназии утверждаются учредителем учреждения образования до 10 апреля ежегодно. Обращаю ваше внимание: вступительные испытания сдаются именно в той гимназии, в которую представлены документы для участия во вступительных испытаниях. Так что в две гимназии сдавать экзамены нельзя.
Конкурс устанавливается в каждой гимназии индивидуально (в зависимости от количества поданных заявлений и утвержденных контрольных цифр, а также от результатов вступительных испытаний). В этом году никаких изменений при проведении вступительных испытаний в гимназии не планируется.
В 2015 году, кроме объявления по телевидению и радио, тексты и задания будут направлены в каждое учреждение образования по электронной почте и размещены на портале Министерства образования (edu.gov.by). Тексты будут размещены в день объявления на главной странице портала министерства.
Еще одно новшество проведения выпускной кампании - в соответствии Правилами проведения аттестации тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме, кроме учебных предметов "Польский язык", "Литовский язык", по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования объявляются через средства массовой информации.
Тексты для проведения обязательных выпускных экзаменов по учебным предметам "Польский язык", "Литовский язык" доводятся до управления образования Гродненского облисполкома в опечатанных конвертах до 10 мая.
Для проведения выпускного экзамена по выбору по языку национального меньшинства Министерством образования в соответствии с заявками управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома формируются конверты с текстами заданий, которые доводятся до руководителей соответствующих учреждений образования до 1 июня.
Зачисление учащихся в профильные классы будет проводиться на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования. Пойти учиться в 10 профильный класс можно в любом учреждении образования при наличии свободных мест.
Это, наверное, самая главная задача. Я считаю, что в настоящее время задача научить ребенка, а потом студента учиться является основной. Ведь за последние 100 и даже больше лет человек сильно не поменялся. Его способности - и умственные, и физические - остались теми же, а объем информации вырос в десятки раз. Поэтому человек по большому счету может столько, сколько и раньше. Научить его правильно учиться, рассказать ему, где добыть знания, какие знания, - это самое главное. Когда был юбилей в БГУ и присутствовали несколько академиков, в том числе Алферов, мы в кабинете у ректора завели разговор об образовании. Алферов сказал, что на первой лекции, когда разговаривает со студентами, объясняет им: все, что он рассказывает, записывать не надо, это можно найти в учебниках, монографиях, статьях, а его задача - рассказать, в какой книге это лучше всего взять.
Естественно, в первую очередь должна быть предрасположенность у человека к тому, чтобы стать педагогом, и талант преподавать. Это самое главное. Но не всегда ведь талантливый ученый может быть хорошим преподавателем. Все мы, кто учился в школе, в университетах, могут привести такие примеры, когда выдающийся ученый не может донести свои мысли до студентов и учеников. То есть важен талант преподавателя, учителя и, естественно, глубокие знания предмета. На одном таланте не уедешь. Это должно совмещаться. Хороший ученый не всегда хороший педагог, а хороший педагог знает свой предмет на высоком уровне. В университетах педагог еще должен быть и хорошим ученым.
В этом году льгота при поступлении на педспециальности без экзаменов для школьников, которые имеют золотую или серебряную медаль, остается. Мы много беседовали с ректором нашего минского педагогического и других педуниверситетов. Они с удовлетворением отмечают, что это подействовало - пришли хорошие, крепкие по знаниям абитуриенты, которые льготой воспользовались. Поэтому ее мы сохраняем.
Определенные льготы на сельскохозяйственные специальности, как и в прошлом году, также останутся. То есть балл централизованного тестирования по профильным предметам при поступлении в вузы сельскохозяйственного профиля будет ниже, чем в другие университеты. Так, минимальный балл, который должен набрать абитуриент, - не ниже 5.
Я пока не знаю, честно. Меня еще не приглашали, но была мысль поехать в свою школу - №3 города Солигорска. В эти выходные я был на даче, а когда приехал домой, позвонила мама и говорит: "Я забыла тебе сказать. Тут приходили из твоей школы девушки, можно сказать фан-клуб. Они тебе что-то приготовили собственными руками и очень ждут тебя в гости". Может быть, и съезжу.
Правила приема в этом году не изменяются, правила в соответствии с указом Президента №80 приняты, сам текст Правил поступления в высшие учебные заведения, точнее учреждения высшего образования, не меняется вообще. Весь перечень льгот, который был в прошлом году, один к одному и в этом году. Он не предусматривал льготу. Льгота эта касалась только получения 100-балльной отметки.
Я все-таки выделю два момента в этом вопросе. Первое, некорректно сформулирован вопрос в части того, что поменялся профильный экзамен. На самом деле ни один профильный экзамен с 1 июля 2014 года, когда было принято соответствующее постановление, не менялся. Поэтому вопрос нужно было сформулировать так: а что же произошло с этой географией? БГУ отказался от этой специальности. Вот в чем проблема, и человек не знал об этом. А БГУ, видимо, не продумал ситуацию, что будут абитуриенты, которые готовились к специальности. Я попытаюсь вывести в более правильное понятийное русло саму постановку этого вопроса. Изначально перечень профильных экзаменов не менялся. Исчезла специальность "география", на которую был профильный экзамен география, БГУ эту специальность аннулировал. Появилась специальность "геоинформационные системы" в другом профиле образования, на которую нужно сдавать уже физику. Вот что сделано было. Естественно, есть молодые люди, которые готовили географию, возможно даже проходили олимпиаду, стали победителями. Эта специальность исчезла, значит есть два варианта развития событий. Либо они поступают на другую специальность, где есть предмет география как вступительный, но некоторые не хотят этого делать, поскольку это не геоинформационные системы, а другая география. Чаще всего она связана с педагогическим профилем. Вероятно, этот молодой человек категорически не хочет быть связанным с педагогикой. Мы пришли к выводу, что нужно в части, касающейся этой специальности, внести изменения в классификатор повторно. Скажем, снова сделать возможным набор на эту специальность в 2015 году. Еще раз: если "геоинформационные системы" - сдавать физику надо. Назад возвращаем специальность "география (геоинформационные системы)", и там нужно будет сдавать географию. Именно для набора 2015 года мы вернем ситуацию.
Прием сейчас осуществляется без всяких вступительных испытаний. Что касается дополнительного набора для учащихся других учреждений, то есть если это не переход из гимназии в гимназию, то дополнительный набор осуществлялся, и ничего там не изменилось. С 6-го класса по 11-й на свободные места набор всегда был. Вакантные места появляются в зависимости от того, какие контрольные цифры были установлены учредителем. Здесь ничего не изменилось. Только нужно понимать, что этот дополнительный набор регулируется уже не на уровне Министерства образования, а на уровне управления образования облисполкома в регионах. Если это Минск, то в комитете образования Мингорисполкома. Они собирают информацию, где есть свободные места, на сайтах информация вывешивается, ничего нет закрытого, они готовят вопросы, задания и другое.
Это как раз тот случай, когда традиция не понятно откуда возникла и как создавалась. Этого в принципе нельзя делать. И не надо ходить за опытом в другие страны. У нас в республике уже достаточно много учреждений, которые у себя эту ситуацию принципиально оговаривают. Это работа учителя, администрации, прописанная должностными обязанностями, правилами внутреннего трудового распорядка. Все происходит в рамках рабочего времени. На это не только не надо предусматривать деньги, эту ситуацию надо искоренять. К нам поступают, к сожалению, такие обращения. Хотя нужно отдать должное: за последнее время их становится меньше.
Критериев, по которым они переходят в гимназии, Министерство образования не устанавливает. Решение о том, будет ли это учреждение гимназией (изменение вида "из школы в гимназию" или наоборот; в последних два года были единичные случаи, когда наоборот лицеи стараются перейти в гимназию), принимается на уровне местных распорядительных органов. Речь идет только о согласовании с Министерством образования. В этом согласовании нет единственного критерия, в том числе "только по победителям республиканской олимпиады", поэтому здесь либо какое-то недоразумение на местном уровне власти или на уровне отдела образования местного исполкома - районного или городского. Решение принимает учредитель учреждения образования. Министерство только согласовывает. Поэтому здесь критериев таких нет.
В плане выставления отметки в свидетельстве об общем базовом образовании, выданным разными учреждениями образования, могу сказать следующее. Итоговая отметка выставляется не просто по итогам экзамена, которая, безусловно, влияет. Но если это разница в балл, то, как правило, право, конечно, есть: либо поставить отметку по экзаменационной либо по годовой. Но когда разница между годовой и экзаменационной отметкой в два балла, то выставляется среднее арифметическое. Бывают единичные случаи, когда разбежка бывает большая, причем она может быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.
А что касается независимой аттестации за 9-й класс, то мы над этим работаем. В этом году проводили эксперимент на базе отдельных учреждений образования. В каждом регионе было взято по два учреждения. Причем проводили его именно в течение учебного года, чтобы не было дискомфорта детям при сдаче экзаменов, чтобы не было никаких сложностей. Апробировали, как на уровне района, города организовать эту независимую аттестацию, так и само содержание экзаменов. Здесь отрабатывались разные варианты. Эксперимент проходил в два этапа: в первом полугодии по двум предметам и по двум предметам во втором полугодии. Сейчас тщательно анализируем результаты. Причем анализируем не столько то, что видели на своем уровне, поскольку во всех учреждениях присутствовали специалисты национального института образования. Мы анализируем и все те вопросы, замечания, пожелания, предложения, которые поступили с мест - от учителей, председателей комиссий, начальников отделов образования, директоров школ. Говорить, что со следующего года введем независимую аттестацию, мы не будем, потому что это шаг очень серьезный, вопрос нужно проработать.
Сейчас готовим письмо. До 1 мая оно будет доведено до сведения всех заинтересованных и размещено у нас на портале Министерства образования об организации профильного обучения. Там мы разные модели профильного обучения прописываем. Варианты ведь могут быть такие. У школы сложились свои традиции и может быть одно направление. Есть кадры, есть материальная база. Школа может работать по нескольким направлениям одновременно. Возможно, что в классе часть детей будет по какому-то направлению обучаться, а часть детей на базовом уровне будет изучать все предметы. Это чисто технический вопрос заместителя директора составить расписание. Группа в пять человек пошла на физику с повышенным уровнем, все остальные изучают физику на базовом уровне. Такое даже возможно, когда классов несколько, то есть из разных классов. В чистом виде классно-урочная система в больших школах (и даже маленьких) может себя потерять. Могут быть своеобразные объединенные группы по предметам. Это все вполне возможно.
Для ведения этого предмета осуществлялась подготовка преподавателей. Буквально на днях мы общались со многими руководителями. Кадры есть. Готовы подключиться и наши вузы, которые готовят специалистов-педагогов. Возможна и переподготовка. Что касается учебника и содержания в целом этого предмета, то это вопрос, конечно, очень серьезный. В национальном институте создана рабочая группа, привлечены специалисты разной категории. Сейчас они над этим серьезно работают. Думаю, до конца учебного года вопрос будет уже известен. Мы, как правило, с июня публикуем методические письма о преподавании каждого предмета. А что касается мультимедийных средств использования, то национальный институт тоже работает над этим. Наборы самых разных средств, информационно-образовательных ресурсов будут размещены на портале национального института.
На самом деле это процесс не хаотичный, к нему подходят серьезно. Некоторые родители предлагают отменить экзамены после 9-го класса. Но я считаю, что экзамены хороши хотя бы с той точки зрения, что приводят мысли в порядок. Часто привожу в пример моего сына. Он тоже бурчал, что ему нужно сдавать экзамены. После того, как он подготовился, то сказал, что вообще-то это очень хорошо, потому что он систематизировал все, что у него было накоплено.
А какой предмет сдавать в каком классе, то это определяют специалисты. Здесь задействована большая группа людей. Есть Национальный институт образования, есть великолепные учителя, которых мы привлекаем к этому процессу, чтобы определить, какие предметы надо бы сдавать в 9-м, а какие перенести на 11-й класс. Историю перенесли на 11-й класс потому, что у нас немного поменялась учебная программа. В 9-м классе история Беларуси заканчивается 1917 годом, а современный этап изучают в 10-11 классах. Поэтому экзамен как раз и перенесен на 11-й класс, чтобы ученик сдал экзамен за весь курс истории. Эта профилизация по истории введена в 2008 году. Те дети, которые будут в 2015 и 2016 годах сдавать выпускные экзамены, будут сдавать историю за 10-й и 11-й классы. То, что они сдали в 9-м классе, им сейчас сдавать не надо.
Если я скажу, что совсем не будет меняться, то это, наверное, неправильно. Стоимость обучения будет меняться, особенно для учащихся первого курса, но это все связано с изменением тарифной ставки первого разряда. Будет меняться ставка первого разряда - будет меняться стоимость обучения. Но в разы, естественно, не увеличится. Этот вопрос мы согласовываем с Министерством финансов, Министерством экономики, и вообще он очень серьезно обсуждается в Совете Министров и Администрации Президента.
Россияне имеют возможность обучаться у нас по разным так называемым вступительным программам. Они имеют право поступать на тех же правах, что и белорусы. То есть если абитуриент успешно сдает централизованное тестирование, то проходит на бюджет. Если не хватает баллов, можно идти на платное обучение тоже на правах белоруса. И стоимость обучения для него будет такая же, как и для белоруса. Кроме того, россиянам предоставили право обучаться у нас как иностранным гражданам, не сдавая ЦТ. В этом случае он оплачивает учебу как иностранец. Часто эти понятия путают, говорят: "Я россиянин и плачу больше", но при этом лукавят, что не сдавали ЦТ, а просто прошли собеседование.
Наши студенты, которые хотят обучаться в России, в свою очередь сдают ЕГ. То есть здесь все по-честному.
Система "Антиплагиат" уже в некоторых университетах, на отдельных факультетах используется достаточно давно и зарекомендовала себя как эффективная. Я знаю несколько факультетов БГУ, где в обязательном порядке все дипломные работы студентов проверяются на плагиат. Например, на философском факультете. У некоторых университетов есть Кодекс чести студентов. Первокурсник принимает этот кодекс и говорит, что обязуется не списывать, не пользоваться чужими знаниями и все делать самостоятельно. По признанию ректоров, этот кодекс достаточно хорошо действует на определенную группу студентов.
В борьбе с плагиатом, по моему мнению, надо начинать с сознания человека - он должен понимать, что учится не для кого-то, а для себя. Очень много зависит здесь и от принципиальной позиции самого преподавателя, который, проверяя работу студента, знает, что он ее уже не раз видел, закрывает на это глаза и тем самым поощряет плагиат. А есть преподаватели, которые совершенно по-другому к этому относятся и для них это вопрос чести. Если ты сумел так обмануть, своровать, то какой ты будешь специалист? Нужно воспитывать людей, чтобы у них не было желания этим заниматься.
Это вечный вопрос. Что лучше: письменный или устный экзамен? Конечно, дети должны уметь писать сочинение для того, чтобы уметь формулировать свои мысли. Но, вы знаете, в школьной программе в рамках определенных предметов предусмотрено написание сочинений. То есть дети учатся писать, формулировать свои мысли и излагать их письменно, грамотно. На наш взгляд, сегодня у нас достаточно хорошо продуманные программы, чтобы дети научились писать сочинения. На мы не предполагаем введения специального экзамена - сочинения - при поступлении в высшие или средние учебные заведения.
Что касается творческих специальностей, то там никто творческих экзаменов не отменял. Сейчас при поступлении на журфак, филологические специальности, архитектуру и художественные специальности в обязательном порядке сдается такой экзамен: сочинение, рисунок и так далее. Человек, который связывает свою жизнь, например, с журналистикой, должен написать сочинение, показать свою грамотность. Многие родители говорят: "Зачем детей мучают? Зачем их заставляют писать, если сейчас все на компьютере?". Мы говорим, что писать учат в младших классах не для того, чтобы был красивый почерк. Это как раз и умение излагать мысли, и развитие моторики. Специалисты, особенно психологи, много написали по этому поводу статей, где изложено, зачем человеку уметь писать и что это дает.
Совершенствованию нет предела, и мы, естественно, занимаемся оптимизацией системы образования в целом, изучаем опыт наших соседей, опыт, который уже у нас накоплен. Но твердо заявляю, что в ближайшем будущем количество высших учебных заведений в Беларуси не будет уменьшено.
Конечно, мы думаем, как оптимизировать нашу систему образования в целом, в том числе высшего образования. И сетевая организация обучения в наших вузах, на мой взгляд, покажет, какие из них окрепнут и останутся в том виде, в котором есть, а какие, может быть, станут структурными подразделениями более крепких вузов. Сетевая организация означает, что наши университеты кооперируются в учебную сеть по профильному принципу. Мы очень хотели бы, чтобы профессура ведущих университетов выезжала в региональные вузы или университеты, в которых обучаются студенты по тем же специальностям, для чтения специальных курсов и была внутренняя миграция студентов. Например, студенты из Бреста, Гродно, Гомеля приезжали в другие университеты - в Минске или в других регионах - на семестр для прослушивания каких-то лекций, чтобы посмотреть лабораторные работы или пройти практику на каком-то специальном высокотехнологичном предприятии. И эти курсы будут засчитываться им в их учебном процессе, а дальше студенты возвращаются обратно. При этом будет четко видно, какие университеты у нас сильные, где есть хорошие кадры и что пользуется популярностью у студентов.
Жизнь есть жизнь, выживает сильнейший: если университеты не будут стремиться к тому, чтобы повышать качество образовательного процесса, то мы будем ставить вопрос, чтобы они были не университетами, а например, институтами в составе какого-то ведущего вуза или даже переходили на ступеньку ниже и становились колледжами, что, конечно, плохо. Но речь об упразднении каких-то вузов пока не идет. У нас есть примеры, когда некоторые университеты мы закрывали, но ни один студент на улице не остался, с каждым был индивидуальный разговор, его переводили в другие университеты. В ближайшие год-два мы не ставим никаких вопросов о закрытии или упразднении университетов.
Конечно, нужно обучать нашу профессуру, если мы видим, что новые специальности будут у нас востребованы и будет необходимо большое количество специалистов. Если же специалистов необходимо мало, то зачем нам открывать новые специальности? Могу привести показательный пример - специалисты в области атомной энергетики. На первых порах мы отправляли наших студентов обучаться в Россию, кроме того, очень много студентов старших курсов проходят стажировку сейчас и будут проходить далее в ведущих европейских центрах. У нас есть даже специальное положение относительно студентов, которые обучаются по специальностям, связанным с атомной энергетикой. С ними заключается договор о том, что мы предоставляем им возможность пройти магистратуру в каком-то ведущем центре, а они в свою очередь подписывают обязательства, что вернутся и будут работать здесь. Наши преподаватели также выезжают на стажировку, на повышение квалификации. Теперь мы можем с полной уверенностью сказать, что у нас уже подготовлены свои преподаватели для того, чтобы на хорошем качественном уровне читать лекции и обучать студентов по атомной энергетике. То же касается и горных инженеров. Раньше мы отправляли студентов на обучение в ведущие горные университеты России, как правило, в Санкт-Петербург, Москву. И считали, что для получения того количества специалистов, которое нам необходимо, менее затратно отправить студентов туда. Теперь у нас есть целый факультет в БНТУ, где учат горных инженеров. Жизнь показала, что нам необходимо самим готовить таких специалистов.