Президент Беларуси 11 апреля текущего года подписал указ №137 "О совершенствовании пенсионного обеспечения", который вступает в силу с 1 января 2017 года. Документом предусмотрено поэтапное ежегодное повышение на 6 месяцев пенсионного возраста до достижения мужчинами 63 лет, женщинами - 58 лет. Аналогично (на 3 года за 6 лет) увеличен возраст, дающий право на льготные трудовые пенсии и пенсии за выслугу лет.
Какие есть гарантии занятости для работников предпенсионного возраста? Планируется ли изменение порядка выплаты пенсий работающим пенсионерам? Остается ли на повестке дня вопрос о введении накопительного элемента в пенсионную систему? Сохранятся ли в среднесрочной перспективе разные пенсионные возрастные пороги для женщин и мужчин? На эти и другие вопросы можно получить ответы во время онлайн-конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты.
Вопросы, касающиеся добровольного страхования дополнительной пенсии в страховых организациях, относятся к компетенции Министерства финансов.
С учетом негативного опыта других стран (прежде всего, Российской Федерации), а также фактических условий Беларуси введение в государственную пенсионную систему обязательного накопительного элемента не планируется.
В то же время не отрицается целесообразность развития добровольных пенсионных сбережений. Сегодня страховыми организациями предлагаются добровольные программы страхования дополнительной пенсии. Также сбережения на старость можно формировать в банке.
В настоящее время вопрос о повышении размера пенсионного взноса не рассматривается.
Решение о повышении минимального требуемого стажа до 20 лет работы с уплатой взносов продиктовано, в первую очередь, демографическими изменениями - старением населения, увеличением общей продолжительности жизни и соответственно периода получения пенсии. Сегодня пенсию у нас получают в среднем около 20 лет.
Что касается будущего, то, по прогнозам демографов, тенденция роста продолжительности жизни сохранится. В этой связи от вопросов, связанных с корректировкой стажа, в перспективе, вероятно, также не уйти.
В экономически развитых странах требования к стажу устанавливаются еще более жесткие. Например, для получения полной пенсии в Чехии требуется иметь 30 лет стажа с уплатой взносов, во Франции - более 41 года, в Бельгии - 45 лет.
На ближайшие шесть лет решение по пенсионному возрасту принято: он будет постепенно увеличиваться: каждый год на 6 месяцев до 58 лет у женщин и 63 лет у мужчин в 2022 году.
Что касается долгосрочного периода - время покажет. Здесь важно, как будут складываться демографические процессы, как будет работать экономика и соответственно какова будет ситуация с поступлением взносов в бюджет Фонда социальной защиты населения. Значение будут иметь и другие факторы - занятость, миграция и т.д.
Охранные нормы в трудовых отношениях для работников предпенсионного возраста (заключение/продление контрактов до достижения "нового" пенсионного возраста) сохраняются. Соответствующие изменения в законодательство уже приняты.
Конечно, работника выбирает наниматель. Однако, по нашим наблюдениям, у многих работодателей востребованы именно работники старших возрастов - с учетом их опыта, высокой квалификации, практического стажа.
Да, такая пенсия Вам может быть назначена как неработающей супруге, занятой уходом за ребенком умершего кормильца, не достигшим 8 лет. При Вашем устройстве на работу или достижении дочкой 8 лет выплата Вам пенсии по случаю потери кормильца будет прекращена.
Нет. Пенсия по случаю потери кормильца выплачивается независимо от факта обучения только до 18 лет. После 18 лет она выплачивается в период обучения в дневной форме получения образования в учебных заведениях Беларуси или за ее пределами при соответствующем направлении, но не более чем до 23 лет.
Согласно статье 51 Закона "О пенсионном обеспечении" период занятия предпринимательской деятельностью включается в стаж для целей пенсионного обеспечения при условии уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения. В период до 1 августа 2002 года для индивидуальных предпринимателей законодательством был установлен добровольный порядок уплаты обязательных страховых взносов (а не освобождение от их уплаты): то есть предприниматель сам решал, платить ему страховые взносы и тем самым формировать пенсионные права или нет.
Оснований для включения в стаж периодов предпринимательской деятельности без уплаты страховых взносов не имеется.
Согласно положениям указа от 31 декабря 2015 года №534 "О вопросах социального обеспечения" для назначения трудовой пенсии по возрасту в 2016 году требуется, чтобы страховой стаж (то есть стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов) был не менее 15 лет 6 месяцев. Начиная с 2017 года страховой стаж ежегодно с 1 января будет увеличиваться на 6 месяцев до 20 лет к 2025 году.
В 2017 году заработок для исчисления пенсии будет определяться за последние 23 года подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Поэтому если Вы до дня назначения пенсии продолжите работать, то заработок будет учитываться начиная с 1994 года либо, если были перерывы в работе, - за более ранний период. За время до введения в республике персонифицированного учета (до 1 января 2003 года) для исчисления пенсии заработок подтверждается справками работодателей.
Нет, такая возможность законодательством не предусмотрена. Заработок для исчисления пенсии определяется за установленный законодательством период. Так, в 2016 году пенсия исчисляется из заработка за последние 22 года стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Ежегодно указанный период увеличивается на один год до фактически имеющегося у гражданина стажа работы.
Согласно указу от 11 апреля 2016 года №137 "О совершенствовании пенсионного обеспечения" с 1 января 2017 года общеустановленный пенсионный возраст повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами - 58 лет.
Таким образом, с 1 января 2017 года до 2022 года каждый год (ежегодно) устанавливается новый пенсионный возраст (для обращения за пенсией) путем его повышения по отношению к предыдущему году на 6 месяцев: в 2017 году для мужчин - 60 лет 6 месяцев, для женщин - 55 лет 6 месяцев; в 2018 году для мужчин - 61 год, для женщин - 56 лет; в 2019 году для мужчин - 61 год 6 месяцев, для женщин - 56 лет 6 месяцев; в 2020 году для мужчин - 62 года, для женщин - 57 лет; в 2021 году для мужчин - 62 года 6 месяцев, для женщин - 57 лет 6 месяцев; с 2022 года для мужчин - 63 года, для женщин - 58 лет.
При этом в указе нет норм, определяющих время (даты) выхода на пенсию в зависимости от даты рождения. Пенсия по возрасту, как и ранее, будет назначаться при условии достижения пенсионного возраста, действующего в году обращения.
Что касается тех, кто родился во второй половине года, то их более поздний выход на пенсию обусловлен тем, что они просто не успевают достичь нового пенсионного возраста до конца года, в котором действует более низкий пенсионный возраст.
Начиная с 1 января 2017 года одновременно с общеустановленным пенсионным возрастом повышается возраст, дающий право на трудовую пенсию по возрасту, назначаемую до достижения общеустановленного пенсионного возраста. В частности, на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку №2. Указанный возраст повышается соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста: ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Таким образом, в 2017 году пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку №2 женщинам, имеющим полную продолжительность специального стажа (не менее 10 лет), будет назначаться по достижении возраста 50 лет 6 месяцев, в 2018 году - 51 год и т.д.
При соблюдении предусмотренных законодательством условий право на пенсию может быть Вами реализовано не ранее августа 2018 года, то есть по достижении возраста 51 год.
Такие периоды как учитывались, так и учитываются в стаж и оказывают влияние на размер пенсии. Это регламентируется Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении".
Однако для назначения трудовой пенсии по возрасту необходим еще и минимальный период работы с уплатой обязательных страховых взносов (страховой стаж). В периоды обучения, ухода за детьми и другие периоды общественно полезной деятельности (предусмотренные частью второй статьи 51 закона) уплата взносов не производится (и не производилась). Поэтому такие периоды не засчитываются в страховой стаж.
По общепринятому подходу в условиях старения населения право на пенсию за счет средств страхования предоставляется тем, кто в течение значимого периода осуществлял трудовую деятельность с уплатой взносов на государственное социальное (пенсионное) страхование. При этом требуемая продолжительность минимального страхового стажа экономически и социально обоснована тем, что трудовая пенсия выплачивается гражданам длительный период - в среднем более 20 лет (женщинам - около 26 лет). Причем этот период постепенно увеличивается за счет роста продолжительности жизни.
Так, для назначения трудовой пенсии по возрасту на общих основаниях в 2016 году требуется не менее 15 лет 6 месяцев страхового стажа. Ежегодно его продолжительность будет повышаться на 6 месяцев до 20 лет к 2025 году.
С другой стороны, такие требования по минимальному страховому стажу для работников посильные. Ведь стаж 15-20 лет работы формируются в течение всего трудоспособного периода жизни, что позволяет его сформировать даже с учетом возможного отвлечения на иную социально значимую деятельность.
Трудовая пенсия по возрасту - это выплата из средств государственного социального страхования, и право на нее предоставляется при участии в формировании этих средств (то есть при уплате обязательных страховых взносов) не менее установленного периода.
Государственное социальное страхование распространялось и распространяется только на наемных работников. Военнослужащие таким страхованием никогда не охватывались. Пенсионное обеспечение этой категории осуществляется в рамках отдельной профессиональной пенсионной системы.
Если Вы не обратитесь за пенсией до 31 декабря 2016 года, то в 2017 году право на пенсию у Вас возникнет только по достижении возраста 60 лет 6 месяцев, то есть не ранее июня. Поэтому Вы можете обратиться за пенсией до конца 2016 года, назначить ее, однако отказаться от ее получения (на любой срок) и тем самым сформировать дополнительные пенсионные права - более длительный стаж и еще премию за работу без получения пенсии.
С 1 января 2017 года пенсионный возраст для женщин будет составлять 55 лет 6 месяцев. В связи с этим обращаем внимание, что для формирования права на премию за работу без получения пенсии Вам необходимо обратиться за ее назначением в установленном порядке до 1 января 2017 года.
Возраст выхода на пенсию 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин сохранился в Узбекистане и России. В Германии пенсионный возраст увеличивается постепенно до 67 лет с 2012 по 2029 годы (для тех, кто родился после 1963 года, пенсионный возраст составит 67 лет). В 67 лет уходят на пенсию в Греции, Исландии, Норвегии.
В период до 2022 года пенсия по возрасту будет назначаться примерно 55 тыс. человек ежегодно.
На практике это означает, что ежегодно устанавливается "новый" пенсионный возраст путем его повышения по отношению к предыдущему году на 6 месяцев: в 2017 году для мужчин - 60 лет 6 месяцев (во втором полугодии пенсия может быть назначена рожденным с 1 января по 30 июня 1957 года), для женщин - 55 лет 6 месяцев (во втором полугодии пенсия может быть назначена рожденным с 1 января по 30 июня 1962 года); в 2018 году для мужчин - 61 год (во втором полугодии пенсия может быть назначена рожденным с 1 июля по 31 декабря 1957 года), для женщин - 56 лет (во втором полугодии пенсия может быть назначена рожденным с 1 июля по 31 декабря 1962 года); в 2019 году для мужчин - 61 год 6 месяцев (во втором полугодии пенсия может быть назначена рожденным с 1 января по 30 июня 1958 года), для женщин - 56 лет 6 месяцев (во втором полугодии пенсия может быть назначена рожденным с 1 января по 30 июня 1963 года); в 2020 году для мужчин - 62 года (во втором полугодии пенсия может быть назначена рожденным с 1 июля по 31 декабря 1958 года), для женщин - 57 лет (во втором полугодии пенсия может быть назначена рожденным с 1 июля по 31 декабря 1963 года); в 2021 году для мужчин - 62 года 6 месяцев (во втором полугодии пенсия может быть назначена рожденным с 1 января по 30 июня 1959 года), для женщин - 57 лет 6 месяцев (во втором полугодии пенсия может быть назначена рожденным с 1 января по 30 июня 1964 года); с 2022 года пенсии будут назначать мужчинам в 63 года, женщинам - в 58 лет.
Таким образом, с 1 января следующего года будет устанавливаться новый (более высокий) пенсионный возраст. Это необходимо учитывать при выборе даты обращения за пенсией, подчеркнула представитель министерства.
Повышение пенсионного возраста позволит поддерживать пенсии на сложившемся уровне.
Учитывая, что определенному календарному году соответствует свой пенсионный возраст, дата обращения за назначением пенсии, безусловно, имеет значение. Так, если гражданин достиг общеустановленного пенсионного возраста в декабре конкретного года и не реализовал свои пенсионные права до конца этого года, то право на пенсию у него возникнет только в возрасте, который установлен в году его обращения за назначением пенсии.
Нет, вопрос об изменении порядка выплаты пенсий работающим пенсионерам в настоящее время не рассматривается.
Необходимые нормативные правовые акты подготовлены, часть из них уже принята. Проект Закона Республики Беларусь, предусматривающий корректировку норм некоторых законов с учетом повышения пенсионного возраста, находится на рассмотрении Парламента Республики Беларусь. Отмечу, что в случае расхождения норм указа от 11 апреля №137, которым установлено повышение пенсионного возраста, и других нормативных правовых актов эти акты будут действовать в части, не противоречащей положениям указа № 137.
По мере повышения пенсионного возраста будет соответственно увеличиваться и предпенсионный возраст. Отмечу, что в рамках приведения нормативных правовых актов в соответствие с указом от 11 апреля 2016 года №137 принят указ от 14 декабря 2016 года №452, предусматривающий внесение соответствующего изменения в норму указа от 30 ноября 2000 года №180 о предпенсионном возрасте, в соответствии с которым определяется срок действия заключаемого (продлеваемого) контракта с работником.
Как усматривается из вопроса, Вы уже достигли 55 лет и Вам назначена пенсия по возрасту. В такой ситуации в случае увольнения ранее назначенная Вам пенсия за выслугу лет может быть возобновлена и будет выплачиваться в полном размере.
Решение о повышении пенсионного возраста – о том, что оно должно быть плавным, постепенным, по 6 месяцев в год – как раз таки принято с учетом емкости рынка труда.
При этом нужно учитывать, что уже сегодня занятость среди "новых" пенсионеров достаточно высокая. В первый год после назначения пенсии продолжают работать около 70% женщин и более половины мужчин. При повышении пенсионного возраста группа таких работников, которые и не намеревались оставить рынок труда, будет, как и сегодня, продолжать работать.
К тому же в республике созданы и будут создаваться новые рабочие места, как это предусмотрено указом №78.
Актуальность не утрачена, и действие законодательной нормы о премировании в размере пенсии при более позднем обращении за ней (либо за отказ от получения назначенной пенсии в период работы) сохраняется. Размеры премиальной надбавки к пенсии значительно повышены в 2012 году. Так, за 5 лет работы без получения пенсии можно увеличить ее размер, в среднем, в 1,7-1,8 раза.
Прежде всего отмечу, что повышение продолжительности жизни является одним из оснований для повышения пенсионного возраста. Как свидетельствует опыт других стран, после реализации этой меры продолжительность жизни по-прежнему растет, и государства принимают решения о дальнейшем повышении пенсионного возраста.
В целом отмечу, что именно жизненная активность признается одним из ключевых факторов долголетия.
Нет, вопрос об изменении порядка выплаты пенсий работающим пенсионерам в настоящее время не рассматривается.
Вопрос относительно пособия по уходу не относится к заявленной теме. Что касается права на трудовую пенсию, то решение этого вопроса возможно только при условии доработки требуемой продолжительности стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов. Период получения пособия по уходу в этот стаж не включается.
При назначении пенсии учитывается весь стаж работы, подтвержденный в установленном порядке, который имеет обратившийся за пенсией. Это обусловлено тем, что от продолжительности стажа зависит размер пенсии: чем продолжительнее стаж, тем выше размер пенсии. Что касается определения заработка для исчисления пенсии, то в 2016 году он определяется за последние 22 года подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы.
Юбилейные даты и пенсионный возраст - это абсолютно разные вещи. Например, юбилейная дата 50 лет. Я не разделяю мнения, что совпадение юбилея и пенсионного возраста делает юбилей ярче. Что касается коллективных договоров, то их корректировка - это результат переговоров работников (в лице их представителей - профсоюзов) и работодателей.
Вопрос пенсионного обеспечения писателей урегулирован в законодательстве. Пенсии им назначаются по общим правилам. При этом с учетом особенностей (специфики) их деятельности творческим работникам, в том числе писателям, предоставлено право добровольного участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию. Они сами определяют уплачивать взносы или нет. Также ими самостоятельно определяется уровень дохода (вознаграждения, гонораров), с которого взносы уплачиваются, соблюдая при этом правило, что взнос не может быть менее начисленного на минимальную заработную плату.
В 1990 году на 100 работников приходилось 46 пенсионеров, в текущем году (по оценке) - 62 пенсионера. Ожидается, что повышение пенсионного возраста сдержит рост нагрузки на работников.
Социальный работник - это штатный работник территориального центра социального обслуживания населения. Получатель пособия по уходу за инвалидом 1 группы или 80-летним, нуждающимся в уходе по заключению учреждения здравоохранения, не является социальным работником и на него не распространяется законодательство о труде и о государственном социальном страховании.
Время получения пособия по уходу не учитывается в страховой стаж, который необходим для определения права на трудовую пенсию. Вместе с тем, оно включается в стаж работы при исчислении размера назначенной пенсии. То есть время ухода учитывается, если пенсия может быть назначена. Эта норма действует с 2006 года.
Вступление в силу норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС (в случае, если он будет принят и ратифицирован государствами - членами ЕАЭС) предоставит возможность гражданам этих государств, в том числе Республики Беларусь, формировать пенсионные права через уплату страховых взносов в период работы на территории любого государства - члена ЕАЭС, сохранять и реализовывать эти права в последующем. То есть после вступления в силу соглашения они смогут в получать пенсию за соответствующий стаж от государства, на территории которого трудились и платили страховые взносы (при соблюдении условий национального законодательства). Указанная пенсия будет экспортироваться из государства, где протекала работа, в государство ЕАЭС, где гражданин будет проживать.