Когда возможно очередное повышение трудовых пенсий? Как изменилось соотношение работающих и пенсионеров с началом повышения пенсионного возраста? Насколько велика вероятность дальнейшего повышения пенсионного возраста? Будут ли вводиться дополнительные трудовые гарантии для работников предпенсионного возраста? Будут ли в Беларуси создавать институт накопительной пенсии? На эти и другие вопросы получены ответы во время онлайн-конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты.
Согласно статье 51 закона "О пенсионном обеспечении" период занятия предпринимательской деятельностью включается в стаж для назначения пенсии при условии уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Оснований для включения в стаж периодов предпринимательской деятельности без уплаты страховых взносов нет.
В 2019 году заработок для исчисления пенсии будет определяться за последние 25 лет подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы. Поэтому если вы до дня назначения пенсии продолжите работать, то заработок будет учитываться начиная с 1994 года либо, если были перерывы в работе, за более ранний период. За время до введения в республике персонифицированного учета (до 1 января 2003 года) для исчисления пенсии заработок подтверждается справками работодателей.
Начиная с 1 января 2017 года одновременно с общеустановленным пенсионным возрастом повышается возраст, дающий право на трудовую пенсию по возрасту, назначаемую до достижения общеустановленного срока выхода на заслуженный отдых. В частности, за работу с особыми условиями труда по Списку №2. Указанный возраст повышается соразмерно повышению общеустановленного пенсионного возраста: ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности. Таким образом, в 2017 году пенсия по возрасту за работу с особыми условиями труда по Списку №2 мужчинам, имеющим полную продолжительность специального стажа (не менее 12 лет 6 месяцев), назначалась по достижении возраста 55 лет 6 месяцев, в 2018 году - 56 лет и т.д. При соблюдении предусмотренных законодательством условий право на указанную пенсию в 2018 году может быть вами реализовано по достижении 56 лет, то есть не ранее ноября 2018 года.
Нет, оснований для учета этих периодов в стаж не имеется. Согласно законодательству, в стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера не учитываются периоды предпринимательской, иной деятельности, в течение которых уплата страховых взносов в установленном порядке не производилась.
Согласно законодательству, повышение пенсии донорам, награжденным нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения "Ганаровы донар Рэспублiкi Беларусь", знаком почета "Почетный донор Республики Беларусь", знаками "Почетный донор СССР", "Почетный донор Общества Красного Креста БССР", устанавливается только по достижении ими общеустановленного пенсионного возраста.
Согласно закону Беларуси "О пенсионном обеспечении", право на пенсионное обеспечение предоставляется только гражданам, постоянно проживающим на территории Беларуси, при соблюдении условий, установленных этим законом. При назначении пенсии стаж работы за пределами Беларуси учитывается только в случае, если производилась уплата взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Беларуси.
Иной порядок пенсионного обеспечения граждан, в частности, устанавливающий назначение пенсий каждым государством за стаж работы на его территории и суммирование (учет) стажа работы на территории иностранного государства для определения права на пенсию, может быть предусмотрен международными договорами в области социального (пенсионного) обеспечения. Соответствующего договора (соглашения) у Беларуси с Испанией не имеется, и работа по его заключению не ведется.
Да, такой период засчитывается в общий стаж и учитывается в размере пенсии. Однако, поскольку в этот период уплата страховых взносов не производится, он не учитывается в минимально необходимый стаж работы с уплатой страховых взносов, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту (в 2018 году - 16 лет 6 месяцев).
По данному вопросу необходимо обращаться в орган по труду, занятости и социальной защите, где находятся материалы вашего пенсионного дела.
В вашей ситуации в связи с отсутствием требуемого для назначения трудовой пенсии по возрасту стажа работы с уплатой взносов (в текущем году - это 16 лет 6 месяцев) по достижении возраста 60 лет будет назначена социальная пенсия.
Если индивидуальный коэффициент заработка пенсионера не превышает 1,3, то в период работы или занятия предпринимательской деятельностью пенсия выплачивается в полном размере, если превышает - часть пенсии, исчисленная с учетом индивидуального коэффициента заработка свыше 1,3, не выплачивается. При этом размер получаемой заработной платы (дохода) значения не имеет. Таким образом, в период работы вы будете получать пенсию, исчисленную с учетом индивидуального коэффициента заработка 1,3.
Перерасчет пенсии по возрасту производится с учетом стажа работы, протекавшей после ее назначения, при условии неполучения пенсии за этот период на основании соответствующего заявления. Таким образом, если после назначения пенсии по возрасту вы будете продолжать работать, то сможете дополнить свой стаж периодами труда без получения пенсии. Но обратите внимание, что если период вашей деятельности без получения пенсии превысит два месяца, то в соответствии со статьей 23-1 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении" ваша пенсия увеличится за каждые полные два месяца работы без получения пенсии дополнительно еще на 1 процент заработка, из которого исчисляется пенсия. Более подробную информацию по этому вопросу можно получить в органе по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения вашего пенсионного дела.
Предложения по данным вопросам в настоящее время не прорабатываются.
С подачи СМИ, интернет-ресурсов ситуация, когда люди, не отработавшие в течение жизни хотя бы 10-15 лет, к моменту достижения пенсионного возраста не заработали права на трудовую пенсию, получила название "пенсионная ловушка", "ловушка страхового стажа". Но определенные условия для получения пенсии, в том числе по длительности стажа работы (официальной занятости, подтвержденной в установленном порядке) с уплатой страховых взносов в фонд соцзащиты, в пенсионном законодательстве присутствовали и до принятия решений о повышении стажевых требований. В 2018 году для назначения пенсии необходимо иметь не менее 16 лет 6 месяцев работы с уплатой взносов (ежегодно это требование увеличивается на 6 месяцев до 20 лет в 2025 году, то есть в 2019 году нужно иметь уже 17 лет работы и так далее).
Если по каким-то причинам на дату достижения пенсионного возраста требуемый стаж отсутствует, можно продолжить трудовую деятельность и доработать недостающий период. Законодательство это не запрещает.
Также хотелось бы обратить внимание на то, что для формирования полновесного страхового стажа (за год работы - год страхового стажа) необходима уплата взносов в фонд за весь период этой работы из заработка не ниже минимальной зарплаты. Информацию о периодах уплаты взносов и величине заработной платы (дохода), из которых они уплачивались, можно получить в территориальных органах фонда соцзащиты населения.
Возможность повышения пенсий в 2018 году будет определяться с учетом имеющихся средств в бюджете Фонда соцзащиты населения.
В 2015 году на тысячу работников приходилось 572 пенсионера, в 2016 году и в 2017 году - 591 и 597 соответственно. Если бы не было принято решение о постепенном повышении пенсионного возраста, это соотношение, то есть нагрузка на работников лицами пенсионных возрастов, была бы еще выше.
По статистическим данным за май 2018 года, средний размер социальной пенсии Br191,45, это выше бюджета прожиточного минимума пенсионера (Br157,5). В основном социальную пенсию у нас получают дети-инвалиды в возрасте до 18 лет и инвалиды с детства. Размеры пенсии у них разные - от Br154,94 (у инвалидов 3-й группы) до Br227,24 (у инвалидов 1-й группы, детей-инвалидов с четвертой степенью утраты здоровья).
Социальная пенсия назначается также женщинам старше 60 лет, мужчинам старше 65 лет, не имеющим права на трудовую пенсию из-за отсутствия требуемого стажа работы с уплатой взносов. Численность таких пенсионеров 3,6 тыс. человек (всего 5% общего числа получателей социальной пенсии, или 0,14% общей численности пенсионеров). Многие из тех, кто сегодня получает такую пенсию, не отработали в течение трудоактивного периода даже 5 лет.
По статистике, самые высокие трудовые пенсии назначаются в Минске (средний размер трудовой пенсии в мае 2018 года составил Br355,2), а наименьший их размер зафиксирован в Брестской области - Br319,73. Причина таких расхождений - межрегиональные различия в уровне заработной платы, из величины которой исчисляются трудовые пенсии.
Экспертами Беларуси и России продолжается работа по внесению изменений в названный Договор. С учетом изменений в законодательстве Беларуси о пособиях семьям, воспитывающим детей, в настоящее время прорабатывается вопрос о корректировке положений Договора, касающихся назначения и выплаты этих пособий.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан Беларуси и России, работающих (работавших) и проживающих на территории указанных государств, регулируются договором между двумя республиками о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. Согласно этому документу каждая сторона назначает и исчисляет пенсию на основании стажа, приобретенного на ее территории с применением положений договора и своего законодательства. То есть за время работы в России пенсию должна назначать и выплачивать Российская Федерация в соответствии со своим законодательством.
Более подробную консультацию по вопросу пенсионирования в соответствии с законодательством Беларуси можно получить в территориальном органе по труду, занятости и социальной защите, с законодательством России - в территориальном подразделении Пенсионного фонда Российской Федерации на основании представленных документов о стаже работы. С положениями договора можно ознакомиться на сайте Министерства труда и социальной защиты Беларуси .
Нет, получать вашу пенсию она не сможет. Однако законодательством предусматривается возможность назначения супруге умершего пенсии по случаю потери кормильца. За консультацией по вопросу назначения такой пенсии вашей жене как члену семьи военнослужащего рекомендуем обратиться в пенсионную службу облвоенкомата по месту жительства.
За подтверждением периодов работы, имевших место до 1 января 2003 года, вам необходимо обратиться за соответствующими справками к бывшим работодателям (их правопреемникам) или в архивные учреждения. После 1 января 2003 года периоды работы подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, которая при вашем обращении за назначением пенсии будет запрошена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, из районного отдела фонда социальной защиты населения.
Для перерасчета пенсии по возрасту время работы с одновременным получением этой пенсии не учитывается. Стаж работы для перерасчета пенсии формируется только при условии отказа от получения назначенной пенсии в период работы. При этом статьей 23-1 закона "О пенсионном обеспечении" предусматривается более весомое увеличение пенсии по возрасту за время работы после достижения общеустановленного пенсионного возраста без получения пенсии - за каждые два месяца такой работы.
Такая возможность предусмотрена законом "О занятости населения Республики Беларусь". Если вы будете зарегистрированы безработной с правом на пособие по безработице в течение 52 календарных недель (такое право предоставляется женщинам при стаже работы не менее 33 лет), то, при отсутствии возможности для вашего трудоустройства по предложению органа по труду, занятости и социальной защите, вместо пособия по безработице с вашего согласия может быть назначена досрочно пенсия по возрасту. Но не ранее чем за один год до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Обязательным условием для назначения такой пенсии является также наличие стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов установленной законодательством продолжительности. В 2018 году она должна составить не менее 16 лет 6 месяцев.
Для включения периодов работы водителем в стаж, дающий право на досрочную пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "ж" статьи 12 закона "О пенсионном обеспечении" (специальный стаж), должен быть соблюден ряд условий. К таким условиям относятся: занятость в профессии водитель пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов и трамваев); работа на городских или (и) отдельных пригородных маршрутах, по условиям труда приравненных к городским; непосредственная занятость выполнением вышеуказанной работы в течение полного рабочего дня.
Указанные требования предъявляются к периодам работы до 1 января 2009 года. За периоды работы после 1 января 2009 года профессиональный стаж формируется при соблюдении помимо условий, указанных выше, также условий занятости на работе не менее чем на полную ставку (оклад) и уплаты обязательных страховых взносов на цели профессионального пенсионного страхования.
Продолжительность специального стажа для назначения досрочной пенсии подтверждается справкой работодателя, выдаваемой в установленном порядке, профессионального - справкой отдела фонда социальной защиты населения Минтруда.
По вопросу формирования такого стажа необходимо в первую очередь обращаться к своему работодателю.
Непонятно, о каком понижающем коэффициенте вы ведете речь. Законодательством предусмотрена возможность назначения трудовой пенсии по возрасту досрочно.
В частности, при соблюдении условий, предусмотренных законами "О занятости населения Республики Беларусь" и "О пенсионном обеспечении", гражданам, признанным в установленном порядке безработными, имеющим право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, при отсутствии возможности для трудоустройства вместо пособия по безработице с их согласия может быть предложено назначение досрочной пенсии по возрасту. При этом досрочная пенсия по возрасту назначается не ранее чем за один год до достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Перерасчет назначенной пенсии по возрасту и за выслугу лет с учетом периодов работы (стажа) после ее назначения производится при условии неполучения пенсии в этот период. Перерасчет пенсии по возрасту из заработка за периоды работы после ее назначения законодательством не предусмотрен.
Ваш работодатель - индивидуальный предприниматель и вправе не использовать печать. В связи с этим представление к назначению пенсии органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, должно быть принято без заверения печатью.
Пенсия за выслугу лет государственного служащего назначается при соблюдении установленных законодательством условий. В частности, для назначения такой пенсии требуется наличие определенного стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда Республики Беларусь (в текущем году - это не менее 16 лет 6 месяцев) и стажа государственной службы не менее 20 лет. Согласно положениям общего пенсионного законодательства и законодательства о государственной службе, в указанные стаж работы с уплатой взносов и стаж государственной службы не включаются периоды работы на государственной службе после 1 августа 2006 года с одновременным получением, в частности, военной пенсии за выслугу лет.
Возможность принятия индивидуальных, исключительных решений по вопросам пенсионного обеспечения законодательством не предусмотрена.
Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией предусмотрено суммирование страхового (трудового) стажа для целей определения права на пенсию. Таким образом, в приведенной ситуации, если гражданин Республики Беларусь будет оформляться на пенсию с учетом норм договора, то стаж его работы в Российской Федерации будет просуммирован с белорусским стажем при условии подтверждения российского стажа компетентными органами Российской Федерации.
Право на пенсионное обеспечение предоставляется гражданам Беларуси при условии постоянного проживания на территории республики. Иной порядок пенсионного обеспечения может предусматриваться международными договорами, заключаемыми Республикой Беларусь с иностранными государствами. В настоящее время белорусскими и польскими экспертами ведется работа над проектом договора в области социального обеспечения. Договор будет предусматривать назначение пенсии каждым государством (РБ и РП) за стаж работы на его территории и экспорт назначенных пенсий в государство проживания пенсионера. При заключении этого договора может быть решен вопрос вашего пенсионного обеспечения Республикой Беларусь за стаж работы на ее территории.
Задолженность юридических лиц по уплате взносов в Фонд социальной защиты населения на 1 апреля 2018 года (отчет формируется ежеквартально) составила Br28,8 млн. Расходная честь бюджета фонда на 2018 год запланирована на уровне Br13,394 млрд. При этом 98,5% - расходы на финансирование пенсий и пособия. Таким образом, имеющаяся у юридических лиц задолженность не оказывает значимого влияния на финансирование этих выплат. Что касается исполнения бюджета фонда за 2017 год, то он исполнен с профицитом по средствам профессионального пенсионного страхования - Br197,8 млн. Бюджет фонда на очередной год планируется из прогнозируемого уровня средней заработной платы работников и фонда оплаты труда. Поскольку фактические значения этих показателей не всегда совпадают с прогнозируемыми, как правило, осуществляется корректировка бюджета фонда. Такая корректировка была осуществлена и в декабре 2017 года указом Президента Республики Беларусь.
Работники, которые получают пособия, также вносили свой вклад: уплачивали взносы на государственное социальное страхование. То есть основания на получение выплат из средств государственного социального страхования у них такие же, как и у пенсионеров. Представляется уместным отметить, что так называемое детское пособие предназначено для материальной поддержки двух персон - матери и ребенка. В целом обе эти категории - пенсионеры и дети - нуждаются в государственной поддержке. Однако более негативные последствия за снижением рождаемости. В конечном счете, от этого будет зависеть наполняемость фонда соцзащиты в будущем. И это нельзя не учитывать.
Статистические данные о численности граждан, которые не приобрели право на пенсию, в том числе по причине отсутствия стажа, не формируются. Если к пенсионному возрасту человек имеет только 5 лет работы, то законодательством учитывается, по каким причинам это произошло. Если он учился, служил в армии, осуществлял уход (за детьми, инвалидами, престарелыми), иную социально значимую деятельность, то эти обстоятельства принимаются во внимание при назначении пенсии: страховой стаж снижается до 10 и даже 5 лет.
Если имели место иные причины, например, серая занятость, то гарантии государства в этом случае будут минимальны - социальная пенсия в более высоком возрасте.
Введение новых пенсионных льгот (снижение пенсионного возраста и уменьшение требуемого стажа работы с уплатой взносов) для родителей, воспитывавших ребенка-инвалида менее восьмилетнего периода, не планируется. При этом замечу, что вопросы установления времени (возраста) наступления инвалидности у каждого конкретного ребенка-инвалида относятся к компетенции Министерства здравоохранения.
У женщины требуемый страховой стаж (16 лет 6 месяцев - 20 лет) формируется в течение всего трудоактивного периода - в среднем около 40 лет (начиная с 18 лет и до назначения пенсии). Даже с учетом отвлечения на уход за малолетними детьми (до трех лет) и на пятилетний уход за ребенком-инвалидом требования по страховому стажу остаются посильными.
Отметим также, что женщинам, имеющим общий стаж не менее 35 лет (в него включается и указанные периоды ухода за детьми, уход за взрослым инвалидом 1 группы, учеба, получение пособия по безработице и т.п.), требования к стажу уже снижены - пенсия по возрасту может назначаться при наличии не менее 10 лет работы с уплатой взносов.
Лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, назначается пенсия по инвалидности.
Информацию об уплате за вас работодателем страховых взносов, можно получить в районном отделе Фонда социальной защиты населения за период с 1 января 2003 года, то есть с даты введения индивидуального (персонифицированного) учета.
Отметим, что согласно Закону Республики Беларусь "Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь", размер взноса для работодателя составляет 28% на пенсионное страхование, 6% - на социальное страхование. Взносы работника составляют 1% от начисленных ему выплат и уплачиваются им начиная с 1 января 1992 года.
Если для расчета пенсии указывается только минимально необходимый для назначения пенсии стаж (например, в 2018 году - 16 лет 6 месяцев работы с уплатой взносов), то погрешность в таком расчете, конечно, будет существенной. Ведь сегодня на пенсию по возрасту женщины выходят при стаже в среднем около 33 лет (максимальный стаж, который может быть учтен при расчете пенсии женщине, - 40 лет).
Чтобы снизить погрешность, можно самостоятельно оценить длительность имеющегося стажа работы и других учитываемых видов деятельности (учебы, военной службы, ухода за детьми, инвалидом I группы или престарелым) в полных годах (по трудовой книжке и иным документам - дипломам, справкам и т.п.). Также оценить величину собственного заработка (до уплаты налогов) за последние 20-25 лет работы в сравнении со средней зарплатой по республике. Если зарплата была на уровне средней, то индивидуальный коэффициент заработка (ИКЗ) ориентировочно составит 1, если в два раза выше средней - ИКЗ составит 2, наполовину ниже средней зарплаты - 0,5.
Например, у женщины, имевшей в течение 20 лет работы перед назначением пенсии заработок, сопоставимый со средним по стране (ИКЗ около 1), размер пенсии в зависимости от стажа может варьироваться примерно от Br250 (при 20-летнем стаже) до Br350 (при 40-летнем стаже). При 30-летнем стаже размер пенсии составит порядка Br300.
Также хотелось бы обратить внимание, что в настоящее время онлайн-сервис "Пенсионный калькулятор" работает в тестовом режиме.
2018 год - это только второй год, в котором повышается пенсионный возраст. Вместе с тем уже сегодня, действительно, некоторые эксперты озвучивают целесообразность дальнейшего повышения пенсионного возраста до 65 лет для обоих полов, то есть более существенного повышения возраста для женщин. В обоснование приводятся доводы об их большей продолжительности жизни, вспоминается и гендерное равенство. В конечном счете, как и в любом государстве, многое будет определяться соотношением занятых в экономике и получателей социальных выплат, или, проще говоря, финансовыми возможностями.
В настоящее время основанием для приостановления выплаты пенсии за выслугу лет государственного служащего является факт работы по трудовому договору (контракту) или занятия предпринимательской деятельностью.
Право на досрочную пенсию у лиц, занятых в особых условиях труда, но не успевших выработать половину требуемого специального стажа до 1 января 2009 года, сохранено в профессиональной пенсионной системе. По данному вопросу вашей супруге необходимо обратиться, в первую очередь, к работодателю и в районный отдел Фонда социальной защиты населения по месту жительства. Отметим также, что указанные работники имеют право обратиться к работодателю по вопросу о направлении взноса не на профессиональное пенсионное страхование, а в заработную плату работника. То есть, по сути заменить формирование права на досрочную пенсию более высокой заработной платой.