В Беларуси на 1 сентября 2017 года общая численность получателей пенсий в органах по труду, занятости и социальной защите достигла 2 578 490 человек. Своевременная выплата пенсий и поддержка уровня жизни пенсионеров на достойном уровне - один из государственных приоритетов в социальной сфере. На выплату пенсий направляется около 10% ВВП. Законодательство в отношении пенсионного обеспечения постоянно совершенствуется.
Возможно ли в ближайшее время повышение пенсий? Готовится ли внесение изменений в порядок выплаты пенсии работающим пенсионерам? Можно ли назначить досрочную пенсию безработному? Изменились ли условия назначения досрочной пенсии матерям детей-инвалидов? На эти и другие вопросы даны ответы во время онлайн-конференции на сайтах БЕЛТА и Минтруда и соцзащиты.
Нагрузка пенсионной системы на экономику страны высокая. Сегодня около 29% населения - пенсионеры (с учетом силовиков). Соотношение численности работающих и получателей пенсий снижается: если в 1990 году на 100 работающих приходилось 46 пенсионеров, то в 2016-м - уже 62.
В настоящее время Министерством труда и соцзащиты вопрос об изменении порядка выплаты пенсии работающим пенсионерам не прорабатывается.
В мире количество стран с одинаковым для полов пенсионным возрастом сопоставимо с количеством стран, где женщины выходят на пенсию раньше мужчин (в их числе Китай, Великобритания, Италия, Австрия, Польша, подавляющее большинство стран СНГ).
В нашей стране сохранен разный пенсионный возраст для женщин и мужчин. При принятии такого решения учтены социальные аспекты, положения национального законодательства об особой заботе государства о женщинах и их повышенной социальной защите.
Размер социальной пенсии в зависимости от категории ее получателей составляет от 50% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (у мужчин, достигших возраста 65 лет, женщин - 60 лет) до 110% БПМ (у инвалидов первой группы и детей-инвалидов при четвертой степени утраты здоровья).
Социальные пенсии повышаются одновременно с ростом бюджета прожиточного минимума. Последнее повышение социальных пенсий было с 1 августа текущего года. На 1 сентября социальную пенсию в республике получали 64,2 тыс. человек.
В настоящее время эксперты двух стран совместно работают над предложениями по корректировке норм Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Это обусловлено изменениями, внесенными в пенсионное законодательство Беларуси и России.
ID-карта (идентификационная карта) будет выступать универсальным идентификатором гражданина в пределах нашей страны. С ее помощью можно будет определить статус (категорию) ее держателя, в частности, пенсионера, инвалида, и его права.
В связи с введением идентификационной карты отмена пенсионного удостоверения на данном этапе не планируется.
Разрабатываемый проект Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС направлен на обеспечение гражданам государств - членов ЕАЭС, в том числе гражданам Беларуси, возможности формировать пенсионные права через уплату страховых взносов в период работы на территории любого государства - члена ЕАЭС, сохранять и реализовывать эти права в последующем. Так, например, гражданин Беларуси, работающий на территории Армении с уплатой страховых взносов, после вступления в силу договора будет иметь право в последующем получить пенсию за этот стаж от Армении (при соблюдении условий законодательства этого государства). Указанная пенсия по выбору гражданина будет экспортироваться компетентными органами Армении по месту жительства в Беларуси или выплачиваться в Армении.
Сумма задолженности по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по платежам в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения на 1 июля составила Br96,2 млн, или 0,7% к плану по доходам на 2017 год, в том числе по юридическим лицам - Br34,9 млн, по индивидуальным предпринимателям - Br36,2 млн, по организациям, находящихся в стадии ликвидации и банкротства, - Br23,6 млн, по юридическим лицам, получившим государственную поддержку по указам Президента в виде отсрочки или рассрочки по обязательным платежам в бюджет фонда, - Br1,5 млн.
Для информирования населения о состоянии расчетов по платежам в бюджет фонда в конкретных организациях сведения о плательщиках-должниках, а также данные об исполнении бюджета фонда ежеквартально размещаются на сайте ФСЗН ssf.gov.by.
Бюджет фонда за первое полугодие 2017 года исполнен с профицитом в сумме Br110,5 млн. Сбалансированность бюджета фонда обеспечивается субвенциями из республиканского бюджета.
Финансирование выплаты пенсий и пособий осуществляется своевременно и в полном объеме. Этот вопрос находится на постоянном контроле.
Действительно, значительная часть обращений поступает по вопросам пенсионного обеспечения. В подавляющем большинстве поднимаются вопросы о праве на досрочные пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда или за выслугу лет или оспариваются решения об отказе в назначении таких пенсий. Часть обращений касается несогласия с размерами назначенных или выплачиваемых пенсий.
Периоды предпринимательской деятельности, в течение которых уплата страховых взносов в установленном порядке не производилась, в стаж работы для назначения пенсии и исчисления ее размера не включаются.
Нет, не влияет. При исчислении размера пенсии учитывается продолжительность имеющегося стажа работы.
Условия назначения трудовой пенсии по возрасту родителям, в частности, матерям детей-инвалидов (инвалидов с детства) не изменились.
Как и ранее, трудовая пенсия по возрасту матерям, воспитывавшим ребенка-инвалида (инвалида с детства) не менее 8 лет в период до его совершеннолетия, назначается на 5 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при наличии не менее 5 лет стажа работы с уплатой страховых взносов и общем стаже не менее 20 лет. При этом в общий стаж, кроме периодов работы и иной деятельности с уплатой страховых взносов, засчитываются периоды ухода за ребенком-инвалидом и инвалидом первой группы, без ограничений к их продолжительности, а также иные периоды деятельности, предусмотренные ч. 2 ст. 51 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении".
Такая возможность законодательством предусмотрена. При этом необходимо иметь ввиду, что выплата вам пенсии от военкомата будет прекращена.
По вопросу целесообразности перехода на пенсию по возрасту необходимо обратиться в управление по труду, занятости и соцзащите по месту жительства с документами о стаже работы и другими документами, необходимыми для назначения пенсии. Специалисты управления проверят ваше право на пенсию по возрасту и (при его наличии) посчитают, на какой размер пенсии по возрасту вы можете рассчитывать.
В соответствии со ст. 66 закона "О пенсионном обеспечении" перерасчет пенсии по возрасту и за выслугу лет с учетом стажа работы, протекавшей после ее назначения, производится при условии неполучения пенсии за этот период. Таким образом, если вы в период работы после назначения пенсии по возрасту получали ее, то отказ в перерасчете вашей пенсии правомерен.
Пенсия по возрасту может быть вам назначена не ранее достижения возраста 63 лет.
При отсутствии трудовой книжки в подтверждение периодов работы до 1 января 2003 года принимаются справки, выданные работодателями (их правопреемниками) или архивными учреждениями на основании приказов, лицевых счетов, ведомостей на выдачу заработной платы и иных документальных данных, содержащих сведения о периодах работы. При этом периоды работы с 1 июля 1998 года до 1 января 2003 года дополнительно должны быть подтверждены справкой о заработной плате с указанием информации об уплате обязательных страховых взносов.
При отсутствии документов о работе и невозможности их получения в связи с прекращением деятельности работодателя или по другим причинам и отсутствии архивных данных, периоды работы до 1 июля 1998 года могут устанавливаться комиссией по назначению пенсии на основании показаний не менее двух свидетелей. При этом свидетели должны не только знать заявителя по совместной работе, но и располагать документами о своей работе за все время, в отношении которого они свидетельствуют. Установленным считается период, подтвержденный обоими свидетелями.
Периоды работы после 1 января 2003 года подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Запрос этих сведений осуществляется органами по труду, занятости и соцзащите без участия заявителя при обращении его за назначением пенсии.
Перевод с одного вида пенсии на другой может быть произведен только на основании соответствующего заявления пенсионера. Перевод производится со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами (если их нет в пенсионном деле).
Правильно. Повышение пенсии донорам, награжденным знаком почета "Почетный донор Республики Беларусь", "Почетный донор СССР", "Почетный донор Общества Красного Креста БССР", устанавливается только по достижении ими общеустановленного пенсионного возраста. Размер повышения составляет 40% минимального размера пенсии по возрасту.
В вашем случае может быть рассмотрен вопрос о назначении пенсии по возрасту по нормам указа Президента от 29 июня 2017 года №233. Согласно положениям указа, трудовая пенсия по возрасту назначается гражданам, имеющим не менее 10 лет стажа работы с уплатой взносов, 25/20 лет (у мужчин/женщин соответственно) общего стажа, включая не менее 10 календарных лет военной службы (без учета социального отпуска по уходу за детьми). При наличии права на эту пенсию ее размер будет зависеть от продолжительности стажа работы и величины заработка за установленный период до выхода на пенсию.
Прежде всего, по данному вопросу вы можете обратиться к самому работодателю. Также соответствующую информацию вы можете получить в отделе Фонда социальной защиты населения по месту жительства или по месту нахождения организации, в которой вы работаете. Кроме того, информация о неплательщиках страховых взносов размещается на сайте ФСЗН.
Конечно. В Советском Союзе наемные работники подлежали государственному социальному страхованию, взносы на социальное страхование уплачивались предприятиями, учреждениями, организациями. Соответственно время работы в период СССР (так называемый советский стаж) включается в стаж работы с уплатой страховых взносов, необходимый для назначения трудовой пенсии.
В персонифицированном учете деньги не накапливаются. С 2003 года в системе индивидуального персонифицированного учета ведется учет периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались обязательные страховые взносы, и заработной платы, с которой эти взносы уплачены. То есть ведется учет сформированных пенсионных прав.
Что же касается поступающих взносов, то они направляются на текущее финансирование пенсий - за счет этих средств выплачиваются пенсии сегодняшним пенсионерам.
Пенсия может стать больше, если на время работы вы откажетесь от получения пенсии. Для этого необходимо обратиться в орган, осуществляющий ваше пенсионное обеспечение, с соответствующим заявлением. Размер прибавки к назначенной пенсии будет зависеть от продолжительности периода работы без получения пенсии. Например, пять лет работы без получения пенсии позволяет увеличить ее размер более чем в 1,7 раза.
Обращаем внимание, что увеличение размера назначенной пенсии предусмотрено только для пенсий по возрасту за периоды работы после достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Такая возможность законодательством предусмотрена, но при соблюдении определенных условий. Так, законом "О занятости населения Республики Беларусь" предусмотрено назначение гражданам досрочной пенсии по возрасту, но не ранее чем на один год до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Причем граждане должны быть признаны в установленном порядке безработными, имеющими право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель (такое право предоставляется женщинам, у которых стаж работы составляет не менее 33 лет, мужчинам, у которых стаж работы - не менее 38 лет).
Таким гражданам - при отсутствии возможности для трудоустройства - вместо пособия по безработице с их согласия может быть предложено назначение досрочной пенсии по возрасту.
Согласно законодательству пенсия за выслугу лет не выплачивается в период работы, дающей право на эту пенсию. Работа в детской школе искусств права на пенсию за выслугу лет не дает. Соответственно в период работы в этой школе выплата пенсии за выслугу лет будет производиться.
Перерасчет назначенных пенсий по возрасту, в том числе досрочных, с учетом стажа работы, протекавшей после их назначения, производится при условии неполучения пенсий за этот период. Поэтому если в период работы вы пенсию получали, то оснований для ее перерасчета не имеется.
Обязательным условием для включения в специальный стаж, дающий право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по спискам №1 и №2, периодов работы после 1 января 1992 года является подтверждение особых условий труда результатами аттестации рабочих мест.
Законодательство Республики Казахстан не связывает предоставление права на назначение досрочной трудовой пенсии по возрасту по спискам №1 и №2 с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Соответственно аттестация для целей пенсионного обеспечения за работу с особыми условиями труда в Казахстане не проводится.
Поэтому оснований для включения в специальный стаж работы, дающей в Беларуси право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда по спискам №1 и №2, периода работы на территории Казахстана после 1 января 1992 года не имеется.
В соответствии со ст. 53 закона "О пенсионном обеспечении" в специальный стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет засчитывается время, в течение которого работник полный рабочий день непосредственно был занят выполнением работ, дающих право на такую пенсию, а также периоды временной нетрудоспособности и время, в течение которого за работником в установленном законодательством порядке сохранялась средняя заработная плата.
Таким образом, время работы на 0,5 ставки не включается в специальный стаж.
Согласно ст. 20 закона "О пенсионном обеспечении" отцы, воспитывавшие детей-инвалидов (инвалидов с детства) не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет и при стаже работы не менее 25 лет (из них не менее 5 лет с уплатой обязательных страховых взносов), если мать ребенка-инвалида (инвалида с детства) не воспользовалась приобретенным ею правом на досрочную пенсию по возрасту по данному основанию.
Поскольку ваша жена воспользовалась своим правом на досрочную пенсию по возрасту как мать ребенка-инвалида, то нет оснований для назначения вам пенсии по нормам ст. 20 закона "О пенсионном обеспечении".
Согласно ст. 53 закона "О пенсионном обеспечении" при исчислении специального стажа для назначения пенсии по возрасту за работу с особыми условиями труда в этот стаж засчитывается время, в течение которого работник полный рабочий день непосредственно был занят выполнением работ, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, а также периоды временной нетрудоспособности и время, в течение которого за работником в установленном законодательством порядке сохранялась средняя заработная плата.
Поскольку в трудовой книжке нет полных сведений о факторах, определяющих право на пенсию за работу с особыми условиями труда (например, о занятости на работах в течение полного рабочего дня, о выполнении работ определенным способом и др.), в подтверждение специального стажа работы принимаются уточняющие справки работодателей по форме, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты от 30 октября 2006 года №134.
Требование управления по труду, занятости и соцзащите о предоставлении уточняющей справки правомерно.
Вопросы пенсионного обеспечения в Беларуси регулируются законом "О пенсионном обеспечении". Согласно этому закону в республике право на пенсионное обеспечение предоставляется только гражданам, постоянно проживающим на ее территории. При назначении пенсии по нормам этого закона стаж работы за пределами Беларуси не учитывается.
Иной порядок пенсионирования граждан, в частности, устанавливающий назначение пенсий каждым государством за стаж работы на его территории, может быть предусмотрен международными договорами (соглашениями), заключенными Республикой Беларусь с другими государствами в области социального (пенсионного) обеспечения.
Такого договора в области пенсионного обеспечения у Беларуси с Великобританией нет. И его заключение в ближайшее время не планируется.
В настоящее время доплату к пенсии получают 608,3 тыс. пенсионеров. Изменения по кругу лиц для установления доплаты не планируются.
Статус "ветеран труда" устанавливается в зависимости от продолжительности трудового стажа. Продолжительность стажа оказывает непосредственное влияние на размер пенсии. В этой связи дополнительные выплаты по указанному основанию законодательство не предусматривает.
Вопрос об установлении новой (отдельной) возрастной надбавки лицам, достигшим 90 летнего возраста, не рассматривается.
Да, такой вопрос в настоящее время прорабатывается с заинтересованными государственными органами и общественными объединениями.
Соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы в стране за 7 месяцев текущего года составило 39,5%.
Вопрос об изменении формулы отчислений взносов на пенсионное страхование в Фонд социальной защиты населения не планируется.
Вопрос о выплате пенсии в соответствии с Законом Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований" относится к компетенции органа, выплачивающего эту пенсию. В вашем случае - это компетенция Министерства обороны.
Программы добровольного пенсионного страхования предлагаются страховыми организациями на рынке коммерческого страхования. Если судить по публикации в СМИ об объемах и числе застрахованных, реальные подвижки в этом вопросе имеются.
Здесь многое зависит от работы экономики, причем не только в стране, но и мире.
В соответствии со ст. 7 закона "Об основах государственного социального страхования" физические лица, осуществляющие предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, представлено право участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию.
В случае участия в правоотношениях по государственному социальному страхованию такие граждане, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами, уплачивающими взносы на государственное социальное страхование в обязательном порядке.
Трудовые гарантии для работников предпенсионного возраста по продлению либо заключению нового контракта предусмотрены указом от 12 апреля 2000 года №180 "О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 года №29". С разъяснениями по данному вопросу вы можете ознакомиться на сайте Министерства труда и социальной защиты в рубрике “Вопрос-ответ” в разделе “Заключение, изменение, прекращение трудового договора (контракта), оформление трудовых отношений”. Внесение каких-либо изменений в данные гарантии пока не планируется.
Вопрос об установлении пособия по уходу на условиях, предусмотренных законодательством, может быть рассмотрен только в том случае, если учреждением здравоохранения вашей маме будет выдано заключение врачебно-консультационной комиссии о нуждаемости в постоянном уходе.
Дети войны с учетом возраста (как правило, они старше 75 лет) получают к пенсии возрастные доплаты, предусмотренные указом от 16 января 2012 года №35. Установление дополнительных выплат к пенсии указанной категории не планируется.
К компетенции Министерства труда и социальной защиты относятся вопросы пенсионного обеспечения гражданских лиц. Самые высокие размеры пенсий в системе социальной защиты получают работники летного и летно-испытательного состава гражданской авиации, а также лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, и их иждивенцы.
Что касается пенсионного обеспечения военнослужащих, то данный вопрос относится к компетенции Министерства обороны.
По имеющимся данным, численность обратившихся за назначением пенсии в установленном порядке, не приобретших право на трудовую пенсию по возврату по причине отсутствия требуемого стажа работы с уплатой страховых взносов либо общего стажа работы, за период с 2015 года составила порядка 3,7 тыс. человек.
Вопрос обеспечения занятости таких людей (при их желании) рассматривается службами занятости по месту жительства.
Каждая страна устанавливает правила пенсионирования, ориентируясь на национальные финансовые ресурсы. Что касается Беларуси, то у нас в вопросе повышения пенсий акцент смещается на более существенное увеличение пенсий людям старших возрастов. В частности, на установление им так называемых возрастных доплат и надбавок на уход.
Да, такой период засчитывается в стаж для назначения пенсии.
Вопрос об изменении пенсионирования лиц, получающих пенсию за особые заслуги перед Республикой Беларусь, не прорабатывается. Сегодня такую пенсию получают 4713 человек, из них 170 пенсий было назначено в 2016 году, 82 - за истекший период текущего года. Экспорт пенсий за особые заслуги перед Республикой Беларусь за ее пределы законодательством не предусмотрен.
Согласно ст. 51 закона "О пенсионном обеспечении" в стаж работы засчитываются периоды работы с уплатой обязательных страховых взносов в Республику Беларусь. С учетом изложенного указанные вами периоды работы будут засчитаны в стаж при условии уплаты вашим нанимателем в эти периоды страховых взносов.
Если вы работаете, то вопросами сбора и оформления документов, необходимых для назначения вам пенсии, обязан заниматься ваш работодатель. По установленному законодательством порядку ответственное лицо работодателя должно начинать заниматься данным вопросом в начале каждого года в отношении всех работников, которые в следующем году достигают пенсионного возраста и приобретают право на пенсию.
Таким образом, если вы работающий и планируете оформить пенсию в июле 2018 года, то предварительную подготовку необходимых для этого документов уже можно осуществлять. Если вы не работаете, то сбором и подготовкой необходимых для назначения пенсии документов вы должны заняться сами. При необходимости органы по труду, занятости и социальной защите окажут вам содействие в получении необходимых документов.
Размеры пенсий в регионах разнятся. Это обусловлено, как правило, сложившимся уровнем оплаты труда, который, в свою очередь, зависит от структуры экономики в регионе. Наиболее высокие средние показатели пенсий - в городе Минске.