В настоящее время в Республиканском банке данных об усыновлении (удочерении) детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывается чуть более 5 тыс. ребят, проживающих в интернатных учреждениях. Одна из форм жизнеустройства сирот - усыновление. Причем позитивные тенденции в национальном усыновлении сохраняются на протяжении нескольких последних лет. Так, в 2010 году белорусские семьи усыновили 562 ребенка - на 66% больше, чем в начале пятилетки (в 2006 году было усыновлено 337 детей, в 2007-м - 539, в 2008-м - 536, в 2009-м - 585 детей).
В чем заключается специфика национального усыновления? Возможна ли в Беларуси передача процедуры усыновления от государственных структур - в частные? Как удается преодолевать бытующее убеждение об ущербной генетике сирот? Какие еще мифы о сиротах являются тормозом для усыновления? Как идет процесс подбора ребенка потенциальными родителями? Насколько затратен для граждан - по времени и деньгам - процесс усыновления? Почему белорусские усыновители перестали держаться за тайну усыновления?
На эти и другие вопросы Наталья Станиславовна Поспелова ответит во время online конференции. Вопросы можно задавать на сайте БЕЛТА www.belta.by в разделе "ONLINE КОНФЕРЕНЦИЯ".
Нормы Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (статьи 117 и 124) уже сегодня гипотетически допускают возможность работы юридических и физических лиц по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Главное - эти юридические и физические лица должны быть уполномочены на выполнение такой работы в соответствии с порядком, установленном национальным законодательством.
Думаю, что подобный вопрос может актуализироваться только в ситуации, когда в дело воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в учреждениях и нуждающихся в новых семьях, будут активнее вовлекаться негосударственные субъекты. Сегодня в нашей стране, насколько мне известно, лишь один негосударственный субъект взял на себя заботы и хлопоты по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей (фонд SOS - детская деревня).
Пока же приходилось лишь слышать дилетантские предложения от частных лиц, благотворительных фондов: мол, а давайте мы будет людям помогать - находить детей для усыновления! Я отвечаю: а давайте! Только и ответственность за результат размещения ребенка в новых условиях, и мониторинг условий его жизни берите на себя, а также не забудьте подготовить взрослых к усыновлению... Обычно такие предложения поступают от людей, слабо осведомленных о специфике усыновления.
Усыновление для специалистов, работающих в данной сфере, - это не только радость от того, что кандидаты в усыновители так быстро нашли "своего ребенка". Это ответственность. Перед ребенком, в первую очередь. Перед семьей. Ведь именно с приходом ребенка в семью стартует новый отсчет времени. Начинаются заботы, тревоги, трудности. От того, насколько хорошо мы подготовили людей к реальному восприятию родительского труда и родительской ответственности, зависит успех совместного жития в семье усыновителей.
Работа по устройству ребенка в новую семью нелегка и лишена романтики, а главное - материальной выгоды, поэтому вряд ли найдется частное лицо, способное поднять такой серьезный организационный пласт в комплексе. В наших условиях сегодня это по плечу только государству. Хотя если разделить весь многоэтапный процесс устройства ребенка на какие-то отдельные "операции", то попробовать можно уже сейчас - если бы государственные органы и учреждения не справлялись.
Я не вижу ничего предосудительного в том, что в Беларуси именно государственные органы и учреждения обеспечивают процедуру усыновления.
Как я "люблю" этот вопрос! Не забудьте задать похожий вопрос работнице загса: часто ли после того как она поженит молодых они разводятся? Или художнику: пишет полотно, вкладывает силы и творчество, а картина не получается...
Итак, в 2006 году было 8 случаев отмены усыновления, в 2007-м - 17, в 2008-м - 9, в 2009-м - 12. В прошлом году было 13 случаев отмены усыновления.
За каждой отменой усыновления - тяжелейшая драма. Когда малышке было 2 месяца, ее усыновили, жили счастливо. Девочке исполнилось 15 лет, ее мама-усыновительница заболела, сгорела за 3 месяца. Отец привел в дом мачеху. Девочка, тяжело переживая смерть мамы, высказала отцу все, что она думает про "эту тетку" с присущей подростку откровенностью. Папа обиделся и сказал: мы тебя когда-то взяли, а ты вот какая неблагодарная, меня предателем маминой памяти называешь! Услышав это, девочка заявила, что "пойдет и сдастся в приют", но с таким папой жить не будет. Вот и отмена усыновления. Не простили взрослый и ребенок друг другу слов и поступков. Не смогли и специалисты выправить ситуацию. Не все в жизни поправимо, к сожалению.
Разные бывают причины отмены усыновления. Я бы выделила значительную группу общечеловеческих причин (смерть одного из супругов-усыновителей, тяжелая болезнь, какие-то другие катастрофические события в семье). Вот еще пример. Бездетная семья три года назад усыновила двоих малышей. Спустя два года родился свой ребенок. Но... родители решили развестись. Брак расторгли, дети остались на воспитании у матери. Бывший супруг платит алименты на троих детей (то есть 50% от своих доходов). Теперь он ставит вопрос об отмене усыновления: мол, зачем ему платить на содержание двоих чужих детей?! А у меня вопрос: выдержит ли мама с тремя малышами, не пойдет ли сама отменять усыновление? Ведь растить одного ребенка гораздо легче, чем троих. Чем помочь этой женщине? Вспоминаю горящие глаза этих супругов, их искреннюю радость от того, что вот-вот они станут родителями-усыновителями, вспоминаю, как они рассказывали взахлеб о своих мальчиках... Ума не могу приложить, как все произошло. И не понимаю, что можно было бы сделать, чтобы этого не произошло?
Усыновители - обычные люди. И гарантий счастливой жизни после усыновления у них ровно столько, сколько и у биологических родителей после рождения детей. Пока будут разводы, отказы от своих детей, лишения родительских прав, будут и отмены усыновления. Правда, в гораздо меньшем количестве.
Случается, что и став усыновителями, взрослым не удается стать родителями: завышенные требования к ребенку, ожидание благодарности за свое благодеяние ("вытащили из грязи в князи"), поиск в ребенке "генов" преступника и алкоголика ("как его отец"), гуляки и распутницы ("как его мать"), отсутствие в семье любви и высшей формы ее проявления - прощения и понимания - приводит к отмене усыновления.
Вспоминаю случай: усыновленный малыш заболел. Тяжело и навсегда. Заболел спустя полтора года жизни в семье усыновителей. Мы попытались поддержать усыновителей, поговорить, поискать какую-то помощь у других родителей, дети которых страдают таким же недугом… Мы очень переживали: вдруг семья откажется от больного ребенка? Усыновители почувствовали это и мама сказала: "Ну как вы могли такое про нас подумать? Это наш мальчик! Разве больному ребенку семья нужна меньше, чем здоровому?" А ведь могла быть отмена усыновления - плюс один случай в печальной статистике…
Конечно, хотелось бы жить в идеальном обществе, где взрослые милосердны, сострадательны, где все любят детей, а дети послушны, хорошо учатся и примерно себя ведут, реализовывают все планы и мечты взрослых. Но так, увы, не бывает.
На 1 января нынешнего года в белорусских семьях проживали 6 тыс. 513 усыновленных детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Контроль за условиями жизни ребенка в новой семье обязателен на протяжении первых трех лет. Далее - по показаниям. Виды поддержки семье усыновителей в принципе такие же, как и любой другой семье с детьми. Ведь с усыновлением ребенок лишается сиротского статуса, особого правового положения, предусматривающего социальные гарантии и льготы. Согласитесь, с усыновлением ребенок получает ни с чем не сравнимый статус - сына или дочери. И положение члены семьи гораздо выгоднее во всех смяслах, чем положение сироты.
Понимая, насколько материально затратным будет процесс воспитания в новой семье ребенка, имеющего негативный опыт прежней жизни, в нашей стране предусмотрены ежемесячные выплаты на содержание ребенка в семье усыновителей. По размеру они такие же, как и выплаты на содержание ребенка, находящегося в иных формах семейного воспитания (в опекунской семьей, приемной семье). С начала текущего года выплаты составляют порядка 400 тыс. рублей ежемесячно. Для усыновителей такое материальное подспорье позволяет обеспечить дополнительное развитие ребенку (приобрести абонемент в бассейн, внести оплату за секцию, музыкальную или художественную школу и т.п.), а также необходимую психолого-педагогическую и медицинскую коррекцию. Многие усыновители тратят эти средства на создание более богатой стимульной среды, на расширение кругозора у ребенка, который мало красивого видел в своей жизни…
Честно говоря, таких высказываний слышать не приходилось. Обычно нашим клиентам очень нравится отвечать на вопросы тестов, работать с психологами. Мне бы не хотелось, чтобы сложилось мнение, будто оценка возможности мужчины и женщины стать родителями полностью зависит от ответов на вопросы тестов, которые, к слову, обрабатывает компьютер. Тестирование - сугубо вспомогательная методика, при этом она не основная. Психолог оценивает личность кандидата в усыновители в комплексе. Не существует таких тестов, которые бы дали абсолютно однозначный ответ на вопрос, тем более когда этот вопрос звучит так: "Может ли человек быть родителем?"
Психологическая диагностика заключается в анализе родительских установок, мотивации, имеющегося жизненного опыта человека. Есть простая закономерность, подтвержденная научно: становясь родителем, человек, как правило, повторяет тот сценарий отношений, который демонстрировали его родители. Иными словами, мы такие же родители, какими были наши родители, воспитывая нас. Родительские установки также зависят от социально-экономического контекста, в котором живет семья, ребенок, от общественного и культурного, религиозного уклада жизни человека и еще от множества других факторов.
Родительство - социокультурный феномен. Этот феномен сензетивен (т.е. чувствителен) к любым макро- и микро- изменениям. Почему дети войны - одни, а дети послевоенного времени - иные? Почему сегодня родителей отличает гиперопека по отношению к детям, а завтра, судя по всему, родительские установки диаметрально изменятся, так как в период материнства и отцовства войдут современные дети (поколение с наушниками)? Все объяснимо.
В процессе психологической диагностики подвергается беспристрастному анализу комплекс всех условий, в которых живет человек, желающий усыновить ребенка.
Да, в нашей практике были случаи, когда мы настоятельно (если не сказать - категорично) рекомендовали не усыновлять ребенка. В прошлом году это случилось дважды. Несмотря на проведенную работу, нам не удалось подкорректировать родительские установки в двух семьях, поэтому мы рекомендовали не усыновлять детей: было очевидно, что в этом случае жизнь детей и семей превратится в ад. Взрослые, к сожалению, не имели ресурсов стать воспитателями, явным было стереотипное и однобокое восприятие будущего ребенка и всего спектра детско-родительских отношений. Помощь психологов и предложения дополнительно поработать над этими вопросами были отвергнуты.
Белорусская модель международного усыновления не предполагает необходимости личного обращения иностранцев в центр усыновления. По телефону и посредством консультативного центра на нашем сайте в Интернете иностранцы обращаются довольно часто. Российским гражданам, особенно этническим белорусам, тема усыновления белорусского ребенка также интересна. Многие иностранцы мотивируют свое обращение так: "мы можем усыновить ребенка и в других странах, но хотелось бы у вас, так как у вас это бесплатно, а в других странах - дорого". И конечно, наши иностранные собеседники очень удивляются, что в Беларуси они не могут реализовать свое желание усыновить ребенка по прозаической причине: у нас нет маленьких детей, которых мы не могли бы устроить в семьи в нашей стране. А в усыновлении "взрослого" ребенка иностранные усыновители, как правило, не заинтересованы. Кроме этого, наши нормативные подходы предполагают предоставление гарантий соблюдения прав усыновленного ребенка в новой иностранной семьей на высоком межгосударственном уровне. В странах, где усыновление является частным делом частных лиц, получить такие гарантии невозможно.
Хочу подчеркнуть, что международное усыновление как практика является ответом на вызовы времени. В начале 90-х годов прошлого столетия в детдомах и интернатах насчитывалось около 20 тыс. детей. Белорусские семьи не могли себе позволить принять на воспитание сироту-детдомовца, когда опека была "почетной обязанностью советского гражданина" и не влекла никаких материальных выплат на содержание ребенка, принятого в семью под опеку. Поэтому число людей, взявших на себя обязанности по воспитанию и по содержанию воспитанника детского дома, было невелико. Вот тогда международное усыновление было вполне оправданным делом - нужно было, используя любые способы, дать возможность детям реализовать право на воспитание в семье. За 20 лет ситуация в стране и в сфере социального сиротства изменилась. А вот представления людей, задающих вопрос о международном усыновлении, мало подверглись трансформации. Такое впечатление, что международное усыновление - это обязательный атрибут социальной защиты детства. Оно просто должно быть - по определению. Поэтому и маячит подспудно этот вопрос: а почему вы не отдаете детей иностранцам? У меня встречный вопрос: почему иностранцы не усыновляют детей из своих приютов, которые есть в каждой стране? Почему люди хотят ехать за тридевять земель за ребенком, если в соседнем квартале работает приют, где воспитываются дети без семьи?
Ответ очень простой: в постсоветской юриспруденции (в некоторых других странах также) есть понятие "лишение родительских прав". Значит, решением суда можно разорвать кровные связи ребенка с родителями. Юридические нормы других стран предполагают, что кровные узы ребенка с родителями (связи, данные по рождению) не могут быть разорваны иначе как по причине смерти родителей. То есть ребенок может быть усыновлен лишь тогда, когда его родители умерли. А если родители просто бросили ребенка, из-за чего он и находится в приюте, то усыновить такого ребенка нельзя. Его можно вырастить в новой семье, но всегда у ребенка будет биомама, которая имеет право с помощью адвокатов, если уж на то пошло, вмешиваться в процесс воспитания ребенка в новой семье. Ее родительский авторитет неоспорим, хоть она находится сейчас не в лучшей форме из-за употребления наркотиков. А приемные родители этого малыша обязаны сохранять хорошие воспоминания у ребенка о маме и всячески поддерживать с мамой связь: ведь это нужно для полноценного формирования психологической идентичности ребенка! Поэтому люди, которые хотят после усыновления считать, что усыновленный - ИХ ребенок, и никто и никогда не будет вмешиваться в их жизнь, - готовы ехать в Эфиопию и Руанду. Тамошние мамы уж наверняка никогда не побеспокоят новую семью своим присутствием.
Кстати, на нашем сайте имеется специальная рубрика "Международное усыновление: step by step", в которой детально изложен порядок международного усыновления.
Бытующее убеждение "про гены" стараемся преодолевать любыми способами. Даже, простите за фамильярность, показывая на себе. Ведь у каждого из нас есть масса житейских примеров, когда генетика "не срабатывала".
Плохая наследственность - самое распространенное, практически универсальное объяснение любым трудностям, возникающим в процессе воспитания ребенка, тем более - усыновленного. И самое опасное. Потому что "наследственность" - это то, что изменить нельзя. То, что не дает шанса ни ребенку, ни родителям. А значит, заставляет опускать руки и отчаиваться, а не решать проблемы. Ссылаясь на плохую наследственность, мы отталкиваем ребенка от себя, отказываем ему в праве меняться.
Между тем наследственность - это потенциал. И насколько этот потенциал - как отрицательный, так и положительный - реализуется, зависит от среды, а значит, от семьи, в которой ребенок растет. Соотношение факторов среды и наследственности - 50 на 50. В каких-то областях оно сдвинуто в одну строну: например, цвет волос полностью задан генами, в каких-то - в другую (будут ли волосы чистыми и аккуратными, зависит только от обстоятельств и действий самого человека). Самое же главное в жизни - желание и умение работать, вера, ценности, способность любить и заботиться. И это уж точно не от наследственности зависит. Бояться генов, с одной стороны, естественно - ведь они не в нашей власти, с другой, бессмысленно - по той же самой причине. Отрицать их тоже нет смысла - стремление "обтесать" ребенка под себя, игнорировать все его отличия ничем хорошим не заканчивается.
Мы немного изменили свое отношение к агитации "за усыновление". Считаем так: желающий усыновить - получит эту возможность, не желающий - найдет очередную причину, чтобы не усыновлять.
Мне бы не хотелось повторять стереотипные представления о детях-сиротах, но раз уж так сформулирован вопрос... Что ж, выделю два основных стереотипа. Они диаметрально противоположны, но при этом несущие одинаково негативный подтекст.
Стереотип первый: сирота - это несчастный человек с неудавшейся судьбой, который в обязательном порядке будет благодарен своему спасителю-усыновителю. Все, что усыновитель сделает для сироты, сирота воспримет с искренней чуткостью, благодарностью и теплом. Разумеется, как только такой ребенок подрастет, он сразу же станет возвращать сторицей усыновителям заботу, ласку и тепло. Этот стереотип черпает свое начало еще в сказках и былинах: как ни сирота – так просто святой, обязательно благородный, невинно загубленный ребенок, чудесным образом преображающийся от одного только теплого слова постороннего человека. Стереотип второй: сирота - этакий Иван, родства не помнящий, который, сколько его ни корми (читай: воспитывай, заботься и т.д.), всегда будет смотреть не в ту сторону. И эта установка - тоже из нашего далекого прошлого. По большому счету, такие стереотипы и их вариации лежат в основе отношений к ребенку в семье усыновителей.
Порекомендую интересующимся работы известного в России семейного психолога Л.Петрановской. Не менее интересно будет почитать и работы нашего белорусского психолога Ю.Лахвич.
Исследования об отношении общества к усыновлению, безусловно, проводились и проводятся в самых разных странах мира, в том числе и в Беларуси. В 2009 году с помощью представительства Международного детского фонда такое исследование было проведено специалистами Национального центра усыновления и Белгоспедуниверситета им. М.Танка. Было изучено мнение усыновителей, кандидатов в усыновители, судей, прокуроров, участвующих в судебных процессах по установлению усыновления, а также специалистов органов охраны детства. Получены интересные сведения, которые мы используем в нашей работе.
Преодолен ли негатив по отношению к усыновлению? Все больше убеждаюсь, что только ограниченный человек негативен по отношению к другим, иным, инаким. Есть красивое иностранное слово "толерантность". Вот если она есть, то человек спокойно относится к иному, чем у него, семейному сценарию. Если толерантности, как и внутренней культуры, нет, то никакими благими намерениями и устремлениями преодолеть стереотип не поможешь.
Толерантность зависит от средовых условий: чем более открытое общество в целом, чем больше в нем обсуждают нелицеприятные темы, чем больше внимания уделяет государство решению острых общественных проблем (к которым, на мой взгляд, можно отнести проблему социального сиротства), тем больше шансов спокойно воспринимать вокруг себя такие изменения, как увеличение числа неродных, но при этом счастливых детей в счастливых семьях.
По моему мнению, в нашем обществе бытуют три вида отношения к теме усыновления: положительное, терпимое и безразличное. Открытого, явного негатива, к счастью, встречать не приходилось.
Затраты времени при решении такого судьбоносного вопроса, как усыновление ребенка, неизбежны. Обычно наши клиенты берут отпуска, накапливают отгулы на рабочих местах, чтобы можно было пройти все необходимые процедуры. Вот, к примеру, подготовка медицинской справки о состоянии здоровья. Кандидату в усыновители необходимо посетить 9 узких медицинских специалистов, сдать анализы. Разумеется, на это нужно время. Вы спросите: а зачем уж так детально обследовать гражданина? Отвечу: социальные специалисты и суд должны убедиться, что здоровью ребенка в новой семье ничто не угрожает (отсутствуют инфекции, венерические заболевания, будущие папа-мама не состоят на учете в нарко- и психдиспансере и т.п.). К слову, ребенок перед усыновлением проходит такой же углубленный медосмотр, со всеми сведениями о состоянии здоровья усыновители знакомятся в процессе контактов с ребенком, а в ходе судебного заседания по усыновлению судья еще раз уточняет у усыновителей, ознакомлены ли они с данными о состоянии здоровья ребенка. Об этом факте в обязательном порядке делается запись в протоколе судебного заседания.
Еще одна затратная по времени процедура - психологическая диагностика. Предстоит посетить психолога (можно по месту жительства, можно в нашем центре). Разумеется, работа с психологом выстраивается в удобном для клиента режиме: кто-то может встретиться с психологом раз в неделю, кто-то в течение одной недели может пройти все собеседования и подготовиться к усыновлению.
Время подбора кандидатуры ребенка для усыновления нормативно определить невозможно. Кандидаты в усыновители руководствуются своими представлениями о том, какого ребенка им хотелось бы назвать сыном или дочкой. Поэтому в разных семьях процесс подбора ребенка происходит по-разному. Это при рождении ребенок приходит в семью в обозначенное природой время, а при усыновлении кандидатуру ребенка выбирают: кто-то сразу, кто-то через полгода.
В денежном эквиваленте процедура усыновления выражается таким образом: прямые платежи - оплата госпошлины в суд за рассмотрение заявления об усыновлении. Разумеется, если дом ребенка, где воспитывается малыш, находится в другом населенном пункте, значит, следует запланировать средства на проезд для знакомства с малышом. В прошлом году многие брестчане усыновляли детей в Гомельском и Витебском домах ребенка. Стоимость проезда в разные города - за счет усыновителей.
Но все это, честно говоря, мелочи. После усыновления у людей наконец-то появляется долгожданная возможность пожизненного инвестирования значительных сумм в дорогое чадо, что люди и делают с превеликим удовольствием. Какие красивые становятся дети после 5-6 месяцев пребывания в семье! И одеты, и ухожены, а какие игрушки!!! Некоторых родителей приходится даже одергивать, остерегать от неразумных трат. Но унять (особенно пап) не удается: "У моего ребенка будет все самое лучшее!"
Тому есть разные причины. Во-первых, благодаря открытости темы усыновления - эту тему запросто обсуждают СМИ, перестали прикрываться интимным характером усыновления специалисты. Упростилось отношение к этой теме. Во-вторых, сегодня на усыновление все чаще передаются дети в возрасте 2-3 годика и старше. В 2010 году из общего числа усыновленных белорусскими семьями (562 ребенка), лишь 23% (127 детей) были в возрасте до 1 года; 42% (237 детей) усыновлены в возрасте от 1 года до 3 лет, усыновление детей в возрасте от 3 до 5 лет составило 24% (135 детей), а детей старше 5 лет - 11% (63 ребенка). Как скрыть от ребенка тайну усыновления, если он пришел в новую семью во вполне сознательном возрасте? И что рассказывать окружающим? Что до 5 лет наш мальчик рос в деревне у родственников?
Тайна усыновления в юриспруденции понимается как запрет должностным лицам, которым известно о факте усыновления, рассказывать о нем без согласия усыновителей. Но в бытовом сознании тайна усыновления понимается как "надо так усыновить ребенка, чтобы никто про это не знал". Это невозможно. Да и не нужно. Самое удивительное, что все известные случаи раскрытия тайны усыновления связаны не с нарушением этой тайны должностными лицами, а с действиями самых близких и родных людей для семьи усыновителей. Вспомните хотя бы нашумевший случай раскрытия тайны усыновления в России: усыновитель рассказал журналистам о том, что его сын - известный в медийных и шоу-кругах Арчи Цветков - на самом деле был усыновлен. В нашей практике подобные случаи также бывали. Показательно, что раскрывали тайну усыновления друзья семьи (правда, бывшие), сестры, братья усыновителей, бывшие свекрови и тещи.
В Беларуси впервые в 2009-2010 годах не было ни одного случая имитации беременности. Большинство заседаний суда по делам усыновления проходит по месту жительства потенциальных родителей. А ведь раньше на какие только ухищрения не шли новые мамы и папы, чтобы скрыть факт усыновления!..
А бигборд - обязательно? Это единственный способ социальной рекламы? И что на нем изображать? Детей, подлежащих усыновлению?
Начнем с того, что в Беларуси действительно мало социальной рекламы. Социальной рекламы вообще, а не только по теме усыновления. Но в своей работе центр усыновления стремится восполнять этот пробел всеми возможными способами. Видеороликов по теме усыновления - шесть. Они регулярно идут по региональным телеканалам (исходим из того, что желающие усыновить не только в Минске живут). Ролики с перерывами, но достаточно систематично показывают на светодиодных экранах в Минске и областных центрах, на экранах в метрополитене. У нас есть три аудиоролика, обратились в "Минсктранс" с просьбой "покатать" ролики на автобусном маршруте №100 в Минске. В Витебске наши ролики работали в маршрутных такси. Многие газеты и журналы с нашей помощью поднимают тему усыновления. У нас две постоянные рубрики: в "Настаўнiцкай газеце" и в журнале "Счастливая семья". Работает сайт центра усыновления, в год мы обрабатываем и даем неформальные, развернутые и обстоятельные письменные ответы более чем на 300 письменных вопросов, причем спустя 2-3 дня после обращения. Наши специалисты никогда не отказываются поучаствовать в теле- и радиопередачах по теме социального сиротства, усыновления, семейного устройства детей, хотя это эмоционально затратно, требует значительного времени на подготовку. Это ли не реклама усыновления?
Ваш вопрос хорошо бы адресовать работникам детских домов. Следуя логике вопроса, специалисты центра усыновления также должны переживать за то, что в скором времени численность детей, передаваемых на усыновление, будет сокращаться и появится риск остаться без работы. Мы всерьез прогнозируем такую тенденцию в связи с реальным уменьшением числа детей, подлежащих усыновлению. Может быть, наступит время, когда Беларусь сможет согласовать процедуру международного усыновления, чтобы принимать детей на усыновление?
Позволю себе ответить от имени всего коллектива центра усыновления: наши работники - одни из лучших специалистов системы охраны детства и в наших услугах всегда будет потребность. Если не усыновление - значит, споры о детях (к примеру). Сегодня этот аспект социально-педагогической работы более чем востребован, посмотрите только на пестрящие яркими заголовками газетные статьи: "Отец украл ребенка, мать подала в суд!" и т.п. Помощь семье в вопросах детско-родительских отношений всегда будет востребована людьми и обществом. Поэтому вряд ли наши специалисты будут не у дел.
Препятствий к усыновлению со стороны детских домов, интернатов, домов ребенка не замечали. Кстати, письменных обращений усыновителей, свидетельствующих о нарушениях их прав в процессе усыновления, до настоящего времени в наш адрес не поступало.
Численность новорожденных детей, чьи родители дали согласие на усыновление и отказались от родительских прав, на протяжении двух последних лет стабильна: таких детей в год чуть более 100. Для сравнения: "отказных" новорожденных детей в 2001 году было 552 человечка. Тенденция сокращения числа этой группы детей обусловлена комплексом причин. Так, стимулирована ответственность родителей за воспитание детей. Реализуются меры по профилактике семейного неблагополучия, защите детей в неблагополучных семьях. Повысилась общечеловеческая и родительская культура в белорусском обществе. Улучшились условия жизни семей с детьми и т.д.
Разумеется, маленький ребенок наиболее востребован для усыновления. Для специалистов это самое простое усыновление, так как изначально оно обречено на успех. Не будет трудностей взаимоадаптации, притирки семейных отношений - все будет как обычно, как в любой другой семье.
Мне известно об этой практике. Еще в царской России и Беларуси при казенных приютах действовали такие "окна", можно было положить дитя в специальную корзинку у входа в детский приют. Поэтому новое - это как всегда хорошо забытое старое.
Мне, как специалисту, не удалось отыскать исследований, прямо подтверждающих зависимость числа случаев детоубийства матерями от наличия таких "окон". Поэтому с тезисом о том, что при наличии условий для отказа от ребенка детоубийств становится меньше, я согласиться не могу. Есть замечательные работы российских психиатров, детально изучивших личность матери-детоубийцы. Научные изыскания свидетельствуют, что возможность отказа от ребенка такими женщинами в принципе не рассматривается на протяжении всей беременности. И идет на это преступление женщина не потому, что ей некуда деваться с новорожденным малышом, а совсем по другим причинам.
Поэтому расцениваю "окна милосердия" как псевдозаботу о детях. Во всех европейских странах действуют одинаковые правовые и социальные стандарты в отношении защиты детей. Одним из важных стандартов является право знать своих родителей и получать заботу от них. Интересно, как в "окне" можно реализовать это право ребенка? Что должны сочинить ребенку про его маму?
Парадоксально, но по поводу наличия "окон милосердия" в некоторых странах уже раздаются примерно такие суждения: не было "окон" - не было отказных детей, появилось "окно" - в него за год четыре ребенка поместили. Наличием "окна" общество как оправдывает существование такого поступка, как отказ от своего ребенка, делает его допустимым, создает для этого условия.
В каждом социальном действии есть огромный философский и воспитательный потенциал, глубинный смысл. Может быть, наличие такого "окна" откроет в сознании молодой женщины "дверь", через которую она будет выпихивать своих детей в белый свет? Я не за линчевание матерей-отказниц, я за то, чтобы все были в ответе за тех, кого родили, приручили и усыновили...
Было бы здорово, если бы существовала методика по определению счастья. Тогда ею, безусловно, пользовались бы те, кто мечтает выйти замуж или жениться, те, кто решили родить ребенка, пойти на новую работу. К сожалению, нет механизма и нет рецепта, как быть счастливым.
На сегодняшний день существует разработанный и утвержденный Министерством образования перечень психологических методик. Определить показатель счастья достаточно сложно. В детско-родительском контексте для одного счастье заключается в здоровье ребенка, для других важно, чтобы дети реализовали все родительские задумки.
Поэтому таких методик не существует. А психологическая диагностика, которая используется в определении возможности взрослых стать позитивными родителями, заключается в том, чтобы исследовать мотивацию к усыновлению, психологические возможности взрослых, чтобы выполнять родительские права и обязанности. Также психологическая диагностика исследует еще и такую интересную вещь, как родительские установки: что самое главное для того или иного взрослого, что он считает главным в родительстве - доверие между ним и ребенком либо формальные взаимоотношения, когда я обеспечиваю тебе все необходимое, а ты выполняешь определенные условия в нашей семье.
На сегодняшний день национальное законодательство предусматривает, что усыновить белорусского ребенка может та иностранная семья, которая проживает на территории государства, компетентные органы которого согласовали процедуру международного усыновления с компетентными органами Беларуси. На сегодняшний день в числе таких государств находится только Италия.
Хотя на сегодняшний день мы в любом случае вряд ли сможем реализовать желание такой семьи. По одной простой, можно даже сказать прозаической, причине - у нас нет детей, которых мы можем предоставить на международное усыновление. В настоящее время существует очередь белорусских граждан, которые с удовольствием рассмотрят все наши предложения по национальному усыновлению. Так что у нас нет необходимости отдавать детей в семьи граждан из других государств, нет ситуации, когда нужно хлопотать о международном усыновлении.
Такого усредненного портрета нет. Я постараюсь сейчас назвать определенные социальные признаки усыновителя. Но конкретных научных изысканий, которые бы говорили о том, что усыновители - это обязательно такие-то граждане с таким-то набором личностных качеств или таким-то профилем - такого, конечно, нет. Что касается социального портрета усыновителя - то, как правило, это люди от 35 до 43-45 лет. То есть зрелые, ответственные и социально устойчивые. Потому что вот к этим-то годам у людей и появляется все необходимое, чтобы в семье появился ребенок: квартира, карьера, стабильное социальное положение в обществе. Что касается образования, то усыновитель - это, как правило, высокообразованный человек, имеющий высшее образование, даже не одно. Редко, когда у нас люди просто с "десятилеткой" приходят на усыновление. Обычно это люди с высоким IQ, если хотите. И, соответственно, развитые во всех отношениях: много читают, хотят много знать и еще раз поговорить с психологом, пройти психологическую диагностику, чтобы в себе лучше разбираться.
По профессиональному срезу каждый год у нас какая-то профессия лидирует. Мы понимаем, откуда это профессиональное единообразие. Мы знаем, что люди между собой обязательно общаются и много сведений о процессе усыновления черпают из такого источника, как "сарафанное радио". "У нас на работе семья усыновила ребенка". - "Да что вы говорите? Не может быть! Давайте заглянем и посмотрим, какие они". Я хочу сказать, что "сарафанное радио" очень честное и нам, специалистам, не дает успокаиваться, потому что как говорится, на чужой роток не накинешь платок и, если где-то ты оступаешься, либо оказываешь не очень качественную услугу гражданину или семье, разумеется, "сарафанное радио" всегда подскажет, как себя надо вести и как надо корректировать какие-то моменты. Из года в год у нас есть какой-то "профессиональный лидер".
В 2007-2008 годах очень шли на усыновление "силовики". Что ни усыновитель - то либо милиционер, либо пограничник или военнослужащий самых разных частей и подразделений. Был год "бюджетников". Сегодня пошли на усыновление медицинские работники. Наверное, им надо было подождать немножечко, посмотреть, что будет с усыновлением, почерпнуть какую-то информацию, чтобы сломать прагматические медицинские стереотипы о главенстве генов, плохой наследственности в процессе воспитания.
Из года в год от 30% до 40% наших клиентов - это люди, которые являются успешными родителями, которые воспитывают своего ребенка, двоих или троих своих детей. И на сегодня усыновление - это уже не удел бездетных и бесплодных супружеских пар. И вообще усыновление не может быть уделом - это такая радость, что нельзя думать об усыновлении как о чем-то вынужденном, что это какое-то лечение от чего-то. Нет, это ожидание счастья, и оно обязательно случится.
Что касается изменения родительских установок, которые мы замечаем, работая с нашими клиентами, то можно сказать, что сегодня на усыновление люди приходят зрелые и стили воспитания, которые они будут демонстрировать в своих семьях, разные. Но в основном мы замечаем гиперопеку. Хотелось бы предостеречь других людей, которые, возможно, задумываются об усыновлении: надо все-таки обеспечивать баланс заботы и свободы, который должен даваться в каждой семье. Без этого баланса успешное воспитание невозможно.
А есть семьи, которые уже заранее хлопотливо и тревожно относятся к процессу воспитания, даже не усыновления, гипотетизируют проблемы "а вдруг у нас будет так", "а вдруг у нас будет это", "а вдруг она то…" Об этом "а вдруг", тревоге, которая свойственна любому появлению чего-то нового в нашей жизни, а тем более ребенка, ученые говорят: обязательно надо тревожится. Те родители, которые, вынашивая ребенка, тревожились и гипотетизировали проблемы, в результате рожали более здоровых, успешных малышей. Потому что эта тревога - форма заботы о себе и будущем ребенке. Здесь очень много психофизиологии, педагогики и философии.
Сегодня изменился возрастной портрет детей, которые идут на усыновление. Все чаще и чаще это детки двух-трех, пяти-шести лет. В 2001 году у нас было 552 отказных новорожденных младенца и около 300 национальных усыновлений. Каждому усыновителю можно было предоставить возможность взять самого маленького ребеночка, пройти с ним все этапы. Разумеется, такое усыновление обречено на успех, потому что не будет взаимной адаптации, притирки, которая обязательно возникает, когда в семью приходит ребенок. Уже 2 года у нас держится показатель - чуть более 100 детей сиротеют, потому что от них отказываются, а усыновление - под 600. Поэтому не каждому желающему удается сейчас усыновить самого маленького ребенка. Мы проводим работу, чтобы раздвинуть возрастные границы усыновляемых детей.
Говоря о стимулах к усыновлению, я хочу сказать, что сегодня категорию граждан, которая усыновляет деток в возрасте трех-четырех лет, необходимо больше поддерживать. Например, после того, как ребенка забирают из детского дома, он сразу идет в детсад. А детьми такая непонятная трансформация очень тяжело переносится. Ребенка надо приучить к новой семье, показать, что с ним в жизни произошло. Я бы предложила на законодательном уровне рассмотреть возможность предоставления двух-трехмесячного отпуска по усыновлению. Пусть он будет неоплачиваемый, за счет работника, но чтобы наниматель предоставил его. И два-три месяца - мало, но хотя бы немножко мы поможем нашим детям. Я думаю, что пока такая норма может стать нашим белорусским ноу хау.