Онлайн-конференция
04 декабря 2013, 11:00
Транспортное обеспечение города Минска
Онлайн-конференция на тему "Транспортное обеспечение города Минска" пройдет на сайте БЕЛТА 4 декабря с 11.00 до 12.00.
Для двухмиллионного мегаполиса транспортная составляющая имеет жизненно важное значение. В Минске основная часть перевозок пассажиров осуществляется общественным транспортом (автобус, троллейбус, трамвай, метро, поезда городских линий), действует также развитая сеть маршрутных такси, работает более десятка служб такси. От того, насколько грамотно и четко организована работа всех видов пассажирского транспорта, без преувеличения зависит жизнедеятельность города в целом. Существенную роль этот аспект играет и в формировании имиджа белорусской столицы в глазах многочисленных гостей и туристов.
Как обеспечивается транспортное сообщение новых микрорайонов с центром Минска и с другими районами? Куда в ближайшее время пустят троллейбусы и где появятся новые автобусные маршруты? Когда завершится реконструкция трамвайных путей? Какие изменения планируются в пригородном сообщении? Когда все остановки оснастят электронными табло с расписанием движения транспорта и введут электронные проездные? Будет ли дорожать проезд? Что делается для повышения безопасности пассажиров в метро? Как будет работать общественный транспорт в период новогодних праздников? На эти и другие волнующие минчан вопросы ответят во время онлайн-конференции директор ГУ "Столичный транспорт и связь" Валерий Шкуратов и заместитель генерального директора ГП "Минсктранс" Виктор Тозик.
Ответы будут публиковаться 4 декабря после 11.00 по мере готовности.
Вопросы конференции
Терещенко Алексей
Какие международные автобусные маршруты наиболее популярны? Какие новые направления появятся в будущем году? Все ли автобусы, используемые на международных маршрутах, соответствуют мировым стандартам по комфорту и безопасности? Какова рентабельность международных перевозок пассажиров, выполняемых "Минсктрансом"?
Государственное предприятие "Минсктранс" выполняет регулярные рейсы по 18 международным направлениям, в том числе в Калининград, Каунас, Ригу, Вильнюс, Друскининкай, Москву, Санкт-Петербург, Варшаву, Мюнхен, Киев, Таллинн. Постоянным спросом у пассажиров пользуются международные маршруты в Москву, Санкт-Петербург, Вильнюс, а также рейсы, которые проходят через эти города. Они приносят наибольшую долю доходов предприятия.
В 2014 году планируется открыть дополнительные маршруты на Москву, Санкт-Петербург, а также новые международные маршруты "Минск - Ровно", "Минск - Борисполь (аэропорт)", "Минск - Белосток".
Филиал "Автобусный парк №2" выполняет международные рейсы на автобусах марок Irisbus Magelys Pro, Iveco, МАЗ, Setra. Сейчас предприятие предпринимает все необходимые меры по увеличению комфортабельного транспорта. Так, в течение 2013 года приобретено 4 высококомфортабельных автобуса Irisbus Magelys Pro, которые используются на международных маршрутах "Минск - Мюнхен", "Минск - Варшава". Для обеспечения наивысшего уровня комфорта международных перевозок пассажиров необходимо закупить еще не менее 16 автобусов IVECO, Mercedes-Benz и др.
Началова Светлана
Как зарекомендовала себя спутниковая система навигации общественного транспорта? Она охватывает автобусы и троллейбусы всех маршрутов?
С помощью системы навигационного обеспечения и передачи данных (СНОиПД) ведется мониторинг, оперативное управление и учет работы всего городского наземного пассажирского транспорта предприятия.
Новая система навигационного обеспечения дает возможность в онлайн-режиме, с помощью компьютеров и больших демонстрационных мониторов, следить за дорожной обстановкой и контролировать весь подвижной состав, оборудованный специальным прибором "МТВ-128" (многофункциональный терминал водителя). Также эта система позволяет работникам центра связываться с любым водителем посредством голосовой связи либо с помощью СМС-сообщений, а водителям с сотрудниками центра с помощью "МТВ-128".
Ежедневно управление движением ведется более чем на 150 маршрутах, водителями более полутора тысяч автобусов, трамваев и троллейбусов, выполняющих боле 30 тыс. рейсов.
При возникновении сбойных или аварийных ситуаций на линии работники центра управления движением принимают оперативные решения по минимизации последствий и скорейшему восстановлению нарушенного графика движения пассажирского транспорта, вплоть до организации временных маршрутов.
В числе перспективных возможностей - полная автоматизация всех текущих и отчетных диспетчерских документов с адаптацией данных к автоматизированной системе управления предприятием, в частности, по обработке данных путевого листа, планированию работы, начислению заработной платы водителям, контроля и учета расхода топлива в парках.
Лидия Норонская
Принято ли решение о варианте оплаты проезда для минчан в коммунальном пассажирском транспорте после внедрения автоматизированной системы? Когда она будет введена? Будут ли нужны кондукторы после введения электронного проездного билета?
Ввод в промышленную эксплуатацию автоматизированной системы оплаты и контроля проезда в пассажирском транспорте Минска (АСОКП) планируется во втором полугодии 2014 года. Первоначально предполагается придерживаться действующей тарифной политики, дополнив перечень билетной продукции проездными билетами на любое количество дней и определенное число поездок.
После обработки и анализа статистической информации, полученной спустя первое время работы АСОКП, запланировано внедрить дифференцированный подход к оплате проезда за фактически оказанную транспортную услугу.
После того как начнет действовать электронный проездной, кондукторы будут переведены в штат ревизоров.
Гриневич Виталий
Почему в Минске тарифы на проезд в общественном транспорте выше, чем в регионах? С 1 декабря произошло второе за два месяца повышение тарифов. Стоит ли ожидать повышения с 1 января? Просчитывалось ли, сколько будет стоить проезд в столичном транспорте к концу будущего года? И действительно ли планируется сделать тариф на проезд в Минском метрополитене выше по сравнению с наземным общественным транспортом?
Разница в тарифах на проезд в минском и областном общественном транспорте обусловлена затратами на перевозки ввиду дальности поездок пассажиров.
Изменение тарифов на городские перевозки пассажиров в 2014 году будет происходить с учетом реального роста доходов населения и с учетом параметров, предусмотренных законом о бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время себестоимость одной поездки в городском пассажирском транспорте составляет Br6 400. Изменение себестоимости в 2014 году зависит от роста цен и тарифов на составляющие статей затрат.
Повышения с 1 января пока не планируется. Наш народ очень болезненно относится к повышению тарифов на проезд в общественном транспорте. Но надо понимать, что не от хорошей жизни транспортники инициируют повышение этих тарифов. Посмотрите, сколько раз за год повышалась цена на топливо - не меньше трех раз.
Валерий Шкуратов:
Повышение тарифов идет с разрешения Совета министров, поэтому пока никаких решений нет.
Виктор Тозик:
Что касается оплаты проезда в метро. Для удобства жителей и гостей столицы строятся и проектируются новые станции метрополитена, дополнительно приобретаются новые вагоны метро. С целью возмещения части расходов, связанных с эксплуатацией метрополитена, будет инициироваться введение дифференцированного подхода к оплате проезда.
Жданова Оксана
Появится ли универсальный проездной для метро и наземного транспорта?
Да, безусловно, внедрение АСОКП предполагает использование единой карты, поддерживаемой как в наземном транспорте, так и в метрополитене.
Судаченко Михаил
Когда заработают терминалы для оплаты проезда в метро посредством СМС?
КУП "Минский метрополитен" и ООО "Лайфтех" заключили договор о реализации проекта по оплате проезда в метрополитене с помощью СМС-сообщений. До конца января планируется оборудовать по одному турникету в каждом вестибюле станций метро. Затем будет проводиться тестовая эксплуатация, по результатам которой новая система будет введена в промышленную эксплуатацию.
Корр. БЕЛТА
Какая работа проводится по подготовке городского транспорта, в том числе метрополитена, к предстоящему чемпионату мира по хоккею?
Мы продолжаем работу по внедрению систем ориентирования на станциях метрополитена. Информационные указатели и наклейки оформляются в соответствии с выработанным топонимической комиссией при Совете министров Беларуси подходом передачи географических названий и их родовых терминов. По состоянию на 3 декабря эта работа завершена в платформенных и кассовых залах 10 станций метрополитена. Указатели на путевых стенах оформлены на 16 станциях. Специалисты Минского метрополитена и общественного объединения "Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте" (БАЭС) согласовали график действий по информационному обеспечению станций метро, включая станцию "Малиновка". Согласно графику, эта работа будет завершена к апрелю 2014 года.
Теперь что касается выполнения плана действий Мингорисполкома по обеспечению транспортного обслуживания участников и гостей чемпионата мира по хоккею 2014 года. Начать транслировать информацию для пассажиров в вагонах и на 29 станциях метро на двух языках (белорусском и английском) и размещать рекламу по тематике чемпионата на 351 вагоне планируется в первом квартале 2014 года. На подвижном составе уже установлены речевые информаторы с увеличенным объемом памяти, на что направлено более Br604 млн. На устройство ограничительных шуцлиний по краям платформ на 25 станциях направлено свыше Br672,3 млн. рублей. Кроме того, разработаны, изготовлены и установлены информационные указатели и схемы линий минского метрополитена; переоформлены кассовые окна на станциях. На это затрачено более Br322,8 млн.
На развитие автоматизированной системы контроля оплаты проезда на базе бесконтактной радиокарты, по данным на 1 октября, освоено Br6,5 млрд.
По полученным в Дирекции по проведению чемпионата мира по хоккею с шайбой данным, начато изготовление и размещение наклеек и постеров в вагонах электроподвижного состава, на колоннах ("Немига"), путевых стенах ("Октябрьская", "Автозаводская") станций метрополитена.
Для улучшения транспортного обслуживания во время чемпионата мира по хоккею разработано 11 новых автобусных маршрутов: 1. ст.м. Автозаводская - Чижовка-Арена, 2. Студенческая деревня – Чижовка-Арена, 3. ОП Лошица – Чижовка-Арена, 4. АВ Центральный – Минск-Арена, 5. ст.м. Немига – Минск-Арена, 6. Студенческая деревня – Минск-Арена, 7. АВ Центральный – Студенческая деревня, 8. АВ Центральный – Национальный аэропорт Минск, 9. Национальный аэропорт Минск – Студенческая деревня, 10. Чижовка-Арена – Минск-Арена (2 варианта).
Разработано также два новых троллейбусных маршрута - ст.м. Автозаводская – Чижовка-Арена и ст.м. Пушкинская–Минск-Арена.
Активно обновляется подвижной состав. Так, в 2013 году уже приобретено 106 автобусов различных марок МАЗ и 4 автобуса Ивеко-Ирисбус. Кроме того, заключен договор на поставку 40 микроавтобусов для городских перевозок, 20 - для пригородных и междугородных и 20 автобусов модели МАЗ-251 для обслуживания участников чемпионата мира по хоккею в 2014 году.
На остановочных пунктах установлено 5 электронных табло, где размещается информация о работе общественного транспорта, в том числе на английском языке. Еще планируется закупить 15 табло, места их установки определены.
Кроме того, организована работа трех автобусов по маршруту №1 с трансляцией экскурсионного текста об основных достопримечательностях по трассе маршрута – в двух используется русскоязычный вариант, в одном - англоязычный. В салонах городского транспорта, вагонах метрополитена, в фойе административных зданий, в зданиях автовокзалов, авто- и диспетчерских станций, а также в автобусах пригородного, междугородного и международного направлений размещено более 3,3 тыс. рекламных листовок.
Дробыш Игорь
Добрый день! Читал, что на время чемпионата мира по хоккею в Минске может быть введен специальный проездной для передвижения в транспорте. Будут ли эти проездные включены в пакеты туристических услуг для гостей столицы?
На время чемпионата мира по хоккею разрабатывается специальный проездной билет для гостей и участников ЧМ-2014, который будет действовать на всех видах общественного транспорта города Минска, а также на городской электричке. Специальный проездной билет будет включен в туристические пакеты на чемпионат мира по хоккею 2014.
Тарас
Как продвигается строительство станции "Малиновка"? Какие работы ведутся сейчас по третьей ветке метрополитена?
По третьей линии завершена разработка архитектурного проекта, который в настоящее время находится на госэкспертизе.
Заказчик строительства - УП "Дирекция по строительству Минского метрополитена" - приступил к сносу зданий для освобождения территорий, для организации строительных площадок станций "Вокзальная" и "Ковальская слобода".
Ввод в постоянную эксплуатацию станции "Малиновка", с учетом ее строительной готовности, возможен не ранее мая 2014 года.
Кондратенко Елена
Когда все остановки в Минске оснастят электронными табло с расписанием движения транспорта?
В рамках подготовки к чемпионату мира по хоккею 2014 года на пассажирообразующих остановках в Минске будет установлено 20 табло, которые будут информировать о времени фактического прибытия транспорта. Дальнейшее оснащение остановок такими табло будет происходить по мере развития системы навигационного обеспечения движения транспорта. На следующих этапах будут также внедрятся другие методы информирования пассажиров (с помощью дисплеев, установленных в салоне пассажирского транспорта, посредством размещения информации на сайте предприятия).
Порошко Игнатий
В этом году фиксировалось много случаев падения людей на пути в метрополитене. Что делается для повышения безопасности пассажиров в метро?
Записи сообщений о мерах безопасности постоянно транслируются речевыми информаторами на станциях и в вагонах поездов метро. В каждом кассовом зале станций метрополитена и в каждом вагоне есть наклейки, демонстрирующие, как правильно себя вести. На всех эксплуатируемых станциях платформенные залы обустроены шуцлиниями для слабовидящих граждан.
В январе 2014 года на каждой станции метрополитена у края платформ будут размещены напольные стикеры с предупреждающими надписями об опасности нахождения за ограничительной линией на белорусском и английском языках.
Проектным решением для станций первого участка третьей линии метрополитена ("Ковальская Слобода", "Вокзальная", "Площадь Ф. Богушевича", "Юбилейная Площадь") с целью исключения падения пассажиров на пути предусмотрено ограждение платформенных участков. Однако оборудовать такими ограждениями эксплуатируемые станции метрополитена из-за конструктивных особенностей не представляется возможным.
В настоящее время на рассмотрении в парламенте находится проект закона о городском электрическом транспорте и метрополитене. После его принятия (ориентировочно в декабре 2013 года) Министерство транспорта и коммуникаций разработает правила перевозок пассажиров, которые вступят в силу после утверждения в правительстве. Для предотвращения случаев падения на эскалаторах специалисты Минского метрополитена внесли предложение в Минтранс о включении в правила пункта о запрете хождения по эскалатору.
Скоблева Мария
Нынешним летом учения в метро вызвали панику среди пассажиров. Возможно ли предварительно оповещать население о проведении учений, которые затрагивают общественный транспорт?
Вопрос информирования населения об учениях, проводимых в метрополитене или в городе по инициативе силовых структур, не входит в компетенцию транспортных предприятий Минска.
Тризна Наталья
Как будет работать общественный транспорт в период новогодних праздников?
Информацией о том, как будет работать городской общественный транспорт в период новогодних праздников, управление организации перевозок не располагает. Она станет известна примерно к 20 декабря. Все доведенные ГУ "Столичный транспорт и связь" планы работ предприятие выполнит в полном объеме.
Валерий Шкуратов:
Сама программа пока не утверждена, поэтому говорить точно, как оно будет, сложно. Вместе с тем мы к этому готовимся, и ночные перевозки будут обеспечены. Все места, которые в городе предназначены для проведения мероприятий - там где будет фейерверк, площадь Октябрьская, территории возле стелы "Минск - город-герой" и Национальной библиотеки, - будут обслуживаться общественным транспортом. Я думаю, 1 и 2 января будет усилено движение транспорта в дневное время. В первую очередь это автобусные маршруты №100 и 1 и метро. В новогоднюю ночь транспорт будет работать в зависимости от того, сколько будет мероприятий и когда они закончатся.
Виктор Тозик:
Как показывает практика, в последнее время очень многие люди в новогоднюю ночь пользуются собственным транспортом. Поэтому в новогоднюю ночь такое интенсивное движение, что в местах проведениях мероприятий даже затруднено движение городского транспорта.
Солнцева Мария
Какие изменения в маршрутной сети города ожидаются в следующем году, в том числе в связи с вводом станции метро "Малиновка"?
Изменение маршрутной сети происходит постоянно. Мы получаем много предложений по развитию и совершенствованию маршрутной сети как от жителей Минска, так и от предприятий. В настоящее время заканчивается реорганизация маршрутной сети в Чижовке и Серебрянке, ее эксплуатация началась в первых числах декабря. В течение двух-трех месяцев мы будем плотно работать над этой маршрутной сетью и, возможно, будем вносить в нее изменения с учетом потребностей пассажиров. Изменение маршрутной сети также будет связано с окончанием работ по улице Маяковского. До конца года там будут восстановлены троллейбусные маршруты №5, №24, №15, однако, возможно, с некоторыми изменениями. Сейчас заканчивается сдача в эксплуатацию основной части улицы Тимирязева. Думаю, что с января 2014 года будут восстановлены троллейбусные маршруты №14 и №58. Но пока не закончатся работы по улице Саперов, невозможно реализовать в полной мере ту транспортную схему, которая предусмотрена для данного района. Скорее всего, эту улицу получится сдать только весной 2014 года. По нашему мнению, новая схема будет лучше предыдущей, к тому же она связана с новой схемой Сухарево. Мы уже построили там 7,5 км контактной сети, кроме того, появятся разворотное кольцо и диспетчерская станция.
Дударев Сергей Владимирович, Минск
Когда будет сдана в эксплуатацию троллейбусная линия по улицам Одинцова и Скрипникова? По будням, как минимум с 8:00 до 8:20, невозможно уехать из микрорайона Красный Бор в сторону Каменной горки. Утром 03.12.2013 на остановке Одинцова, 111 в 8:15 около 20 человек осталось на остановке, так как просто не смогли войти в автобусы 42-го и 12-го маршрутов (КН 1384 и АЕ 9789-7). Такая ситуация по будням ежедневно. Если не хватает автобусов, почему бы не поторопиться организовать троллейбусное движение?
В данном районе планируется расширить объемы троллейбусных линий. Вместо автобуса №42 появится троллейбусный маршрут №11, он будет ходить чаще. Сейчас в определенное время там отмечается напряженная ситуация с автобусным движением. Планируется также продлить троллейбусные маршруты, и у жителей районов, прилегающих к улице Панченко, появятся дополнительные транспортные связи. Сейчас идут переговоры с владельцами маршрутных такси, которые работают в районе Сухарево, мы предлагаем им тоже изменить маршрутные сети аналогичным образом, то есть продлить их в сторону улицы Панченко. Это будет отвечать и интересам перевозчиков, и интересам города. Но все это станет возможным, когда будет сдана в эксплуатацию диспетчерская станция. Ее троллейбусная часть будет сдана в ближайшее время, автобусная - весной, так как есть некоторые проблемы с ее проектированием и проект требует доработки.
Иван Сергеевич Сухоруков, Минск
Возможна ли организация движения автобусов по кольцевой автодороге, чтобы связать между собой районы, расположенные на окраинах города? Это очень облегчило бы жизнь жителям этих районов, так как через город добираться из одного такого района в другой, например с Илимской или из Шабанов в Зеленый Луг-6, из Курасовщины в Сухарево, нужно с несколькими пересадками и в несколько раз дольше, чем по кольцевой.
Кольцевая строилась для того, чтобы вывести из города транзитные потоки, не только грузовые, но и легковые. Поэтому там практически на всем протяжении нет остановочных пунктов. Она для этих целей не предназначена. Кроме того, в утреннее и вечернее время кольцевая забита. Если случится авария, можно простоять час-два и более. Таким образом, не только по целевому назначению, но и по технико-экономическим параметрам кольцевая не предназначена для перевозки пассажиров общественным транспортом. Когда будет построена еще одна кольцевая дорога, такой проект есть, возможно, это четвертое кольцо станет нормальной улицей, часть машин уйдет. Однако чтобы организовать по кольцевой дороге движение автобусов, нужно будет провести ее реконструкцию, выделить для общественного транспорта отдельные полосы, осуществить другие работы. На сегодняшнем этапе этого сделать нельзя.
Этот вопрос снимется сам собой, когда будет введена в эксплуатацию автоматизированная система оплаты проезда и контроля за проездом в общественном транспорте. Сегодня, если пустить этот маршрут по кольцевой дороге, человек сможет за Br3 тыс. проехать 54 км. Когда оплата будет дифференцирована, в зависимости от того, сколько человек проехал, такое желание, возможно, у многих отпадет, потому что длительная поездка будет обходиться гораздо дороже.
Мартинович Трофим, Минск
Учитываются ли мнения, пожелания горожан при разработке новых или изменении действующих маршрутов? Могут ли сами граждане инициировать создание нового маршрута?
Таких примеров очень много. Последний пример касается завода "Атлант", 77-й маршрут, который мы продляем в Сухарево. Теперь это будет не автобусный, а троллейбусный маршрут. Благодаря этому более 120 работников "Атланта" получают прямую беспересадочную транспортную связь. Кроме того, можно назвать 49-й троллейбусный маршрут, Серебрянка-Чижовка, который продлен по предложению рабочих тракторного завода.
Д.Н. Гуральчук, Минск
Будет ли полностью исключен въезд большегрузных автомобилей в город Минск? Какие инфраструктурные решения предполагается применить, если такое решение будет принято?
Этот вопрос находится не в нашей компетенции, а в ведении Государственной автомобильной инспекции МВД Беларуси, городских властей. Однако, очевидно, что сегодня большегрузы создают неудобства, особенно это заметно в часы пик. Поскольку мы, транспортники, работаем непосредственно в городе, то поддерживаем ограничение въезда в столицу большегрузных автомобилей.
Движение грузовых машин по Минску возможно, но более целесообразно организовать его в ночное время, когда столичные дороги разгружены. Логично было бы установить дорожные знаки, которые ограничивали бы въезд большегрузов на территорию города в дневное время, а разрешали, скажем, с 2.00 до 5.00. Но эта система начнет действовать только в том случае, если на такой режим работы перейдут и предприятия, отпускающие грузы, а это довольно сложно.
Есть ли смысл обсуждать этот вопрос касательно грузового транспорта, если мы не можем заставить поменять свои режимы работы даже предприятия, действующие в системе общественного транспорта? К сожалению, после завершения часов пик приходится снимать с маршрутов около 50% транспортных средств. А ведь госбюджет несет достаточно большие расходы как на производство, так и на содержание транспорта.
Чубенко Денис Борисович, Минск
Расскажите о планах строительства или реконструкции троллейбусных линий в Минске начиная с лета 2014 года, т.е. после завершения текущих проектов (Маяковского, Сухарево-5, Алибегова/Дзержинского/Есенина). В частности, интересуют перспективы развития троллейбусной сети в Лошице, Каменной Горке, Брилевичах, замыкание линии по 2-му кольцу.
Планируется начать проектирование троллейбусных линий в Брилевичах, но это долгосрочный проект, пока сложно говорить об этих планах. Финансовые средства на развитие и содержание транспорта ограничены, поэтому мы должны работать в рамках того бюджета, который нам выделен.
В первую очередь планы по развитию троллейбусной сети, конечно же, касаются Каменной Горки. Это большой район, где проживают около 80 тыс. человек, и в нем нужно создать хорошие условия - сегодня маршрутная сеть там ограничена. Нам приходится сегодня организовывать подвоз детей, школьников к другим объектам, потому что в Каменной Горке сейчас недостаточно маршрутов. В течение двух-трех лет ситуация стабилизируется. Сейчас идет проектирование, и в 2015 году начнется строительство троллейбусных линий в Каменной Горке - это однозначно. Мы будем искать все необходимые средства для данного проекта. Планируется, что на улице Люцинской появится новая диспетчерская станция, к которой будут подведены троллейбусные и автобусные маршруты. Кроме того, мы планируем улучшить сообщение между Каменной горкой и остановкой электрички городской линии на Ждановичах.
Что касается Лошицы, то в течение 2014 -2015 года будут разрабатываться проекты, определяться их стоимость и возможность технической реализации.
Что касается улиц Маяковского, Алибегова, Дзержинского, Есенина, то троллейбусные линии на них будут восстановлены. Движение по улице Есенина возобновится после сдачи станции метро "Малиновка", по Маяковского - к концу года. По улицам Алибегова и Дзержинского пока есть вопросы, скорее всего, троллейбусные линии будут восстановлены в следующем году.
Анна Станюкевич, Минский район
Какие изменения планируются в пригородном сообщении?
Где-то количество пригородных маршрутов будет уменьшаться, где-то их планируется перевести в разряд городских. Мы, например, вышли с инициативой и подготовили соответствующее письмо в Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси, чтобы внести изменения в законодательство, касающиеся пригородного сообщения: пригородными считать те маршруты, расстояние которых от кольцевой дороги около 100 км. Сегодня пригородными считаются те, расстояние которых от кольцевой не превышает 50 км. Мы знаем прекрасно, что так называемый ближний межгород стал уже как бы социальным маршрутом, потому что смотрим по выручке. В принципе надо по определенным дням и часам суток вообще закрывать некоторые рейсы, но мы не можем, потому что, оказывается, за 70 км от Минска из одной деревни человек не может доехать в другую до магазина или фельдшерского пункта. Поэтому мы хотели бы эти ближние междугородные маршруты перенести в разряд городских. Пригородные маршруты сейчас дотируются из бюджета - из областного или городского. К сожалению, междугородные не дотируются и в своем большинстве убыточны.
Виктор, Минск
Почему снимают транспорт с городских линий на спортивные мероприятия? Тем самым увеличивая интервал движения, загруженность автобусов. Когда на "Минск-Арене" хоккей, то направление Тракторного и Моторного заводов перегружено! В пересменку не попасть на работу, вечером не уехать домой. У работников завода отобрали, дали другим! Почему просто не выделить дополнительный транспорт без снятия с городских маршрутов, тем более после запуска троллейбусной линии в Чижовке автобусов свободных хватает?
Я бы не сказал, что здесь существует какая-то проблема. Автор, который обращается, говорит, что проблемы есть на Тракторный завод заехать. Как раз в этих направлениях снимается один-два автобуса. И что значит "снимаются"? Они переключаются для перевозки болельщиков и людей, которые посещают "Минск-Арену". Но уже с утра на сайте Минсктранса заложены изменения в расписании, поэтому это можно посмотреть. Когда так происходит, просто чуть-чуть увеличивается интервал. Никаких неудобств люди не должны испытывать. Как раз на тех направлениях, которые указаны в вопросе, вообще практически не снимается транспорт. Ходят и троллейбусы, и трамваи. Один или два только автобуса переключается на "Минск-Арену". Они в общей массе транспорта практически не заметны. Мы, кстати, неоднократно проверяли на Моторном и Тракторном заводах, ставили своих людей - там никаких проблем с перевозкой пассажиров не было.
Марина Георгиевна Крицкая, Минск
Автобус №74с переполнен как утром, так и вечером. В часы пик в автобусе невозможно не то что пошевелиться, но вздохнуть, все желающие в нем поехать просто не помещаются. Планируется ли решение этой проблемы? Почему на этот маршрут пускают самые маленькие автобусы (без гармошки)? Можно ли пустить большие автобусы (с гармошкой), как на маршруте №84, на котором ездит намного меньше людей, чем на №74с?
К сожалению, автобусов-гармошек на все маршруты не хватает, база ограничена. Что касается автобуса №74с, то да, он загружен. Мы постоянно мониторим этот маршрут и стараемся корректировать расписание. Обратим дополнительное внимание в связи с этим вопросом. Мы максимально стараемся, чтобы пассажир мог получить услугу сразу. Естественно, есть отдельные временные моменты, но, наверное, никто не скажет, что на №74с в течение 16 часов нельзя уехать. Да, на протяжении 15-20 минут может быть проблема, сложно зайти. Но мы постоянно наращиваем, корректируем этот маршрут.
Кроме того, мы рассказываем жителям Минска на прямых линиях, в прессе, что параллельно с 74с до станции метро "Петровщина" идет точно такой же маршрут, буквально через минуту. Так зачем занимать места в №74с, если можно доехать до метро маршрутами, специально предназначенными для этого, ведь в итоге люди, которым нужно ехать в центр города и дальше, не могут этого сделать. В результате №74с приезжает на станцию метро "Петровщина" переполненный, 30% пассажиров выходит, и дальше автобус идет свободный. Тот же 96-й, 119-й предназначен именно для этого района, для подъезда к станции метро. Если бы их использовали с этой целью, то проблема переполненного 74с могла бы быть решена.
Геннадий, Минск
Сейчас на дороге слякоть, соль. Почему водители вместо омывателя лобового стекла пользуются бутылочкой с водой на остановках, да и на ходу!? Они (водители) дали ответ - "нам его не выдают!". Это напоминает русскую рулетку, а не перевозку пассажиров!
Если бы Геннадий сказал, где это произошло, мы могли бы уточнить, почему возникла такая проблема.
Я тоже водитель и профессионал с 30-летним стажем. Бывает, когда у самого заканчивается жидкость в омывателе. В целом это единичные случаи. Всякое бывает, в том числе и непредвиденные ситуации во время работы. При переходе на осенне-зимнее расписание на эксплуатацию подвижного состава в зимний период все необходимые компоненты и расходные материалы выдают.
Дорошевич Антон, Минск
Когда будет обустроена автоматизированная стоянка для такси на привокзальной площади в Минске? Будут ли строить такие стоянки в других точках Минска?
В настоящее время законодательство довольно слабо регулирует сферу деятельности такси. Поэтому для начала необходимо внести соответствующие изменения и дополнения в нормативно-правовую базу. Однако в целом работе такси можно поставить удовлетворительную оценку: услуги оказываются, среднее количество отказов за день не превышает 20%, что соответствует мировой практике, - служба такси просто не в состоянии выполнить все заявки.
Для обустройства автоматизированных стоянок, кроме наработки соответствующей законодательной базы, необходимо получить соответствующие обоснования, наработать техническую базу.
Проект по строительству автоматизированной стоянки для такси на привокзальной площади мы планируем реализовать до конца 2014 года. Проектные работы уже ведутся. Идут работы по технической части, включающие оборудование стоянки, установку защитных средств (турникетов, видеокамер для обеспечения наблюдения за работой такси). Если проект окажется удачным, то полученный опыт может быть использован в других точках столицы, где есть повышенный спрос на услуги такси.
Ларикова Елена Николаевна
Для чего нужны электронные табло, на них все равно никто не смотрит. Верните таблички с крыш остановок на столбы. Для чего нужен электронный проездной - чтобы платить за каждую пересадку, а если по-другому доехать нельзя? Нужен просто единый проездной, учитывающий все проблемы.
Если говорить по табло, то оно воспринимается очень положительно. На остановках, где вывешено табло, человек получает реальную картинку, когда прибудет его автобус - через минуту, две или пятнадцать. Человек может принять решение, поехать ли ему с пересадкой или подождать автобус, которым он постоянно пользуется. Если есть сбой на линии, человек также получает информацию, что сегодня автобус задерживается и будет через 30 минут. С кем мы ни общались из тех, кто звонил из пассажиров, они все поддерживают нововведение. Приятно и удобно получать такую информацию.
Табло в тестовом режиме работают 8-9 месяцев, и только положительные отзывы о них поступают. Есть просьбы и вопросы: "Когда вы больше закупите электронных табло?", "Повесьте на нашей остановке" и так далее. Это ведь удобно для пассажиров. Ими пользуется весь цивилизованный мир.
Семен Игнатьевич Законников, Минск
Как вы оцениваете уровень услуг минских такси? В последнее время часто звучат предложения об ужесточении требований к автомобилям такси. Будут ли в этой связи приняты конкретные решения?
Сейчас на территории Минска работают примерно 8,5 тыс. такси, из которых 6 тыс. - через диспетчерские службы. Поскольку законодательством слабо отрегулирован процесс осуществления контроля за качеством оказания услуг такси, отслеживать нарушителей очень сложно. Я считаю, что в этой части законодательство нуждается в доработке.
Также для повышения качества облуживания клиентов необходимо ввести требования к состоянию транспортных средств. Среди них - ограничение по срокам эксплуатации автомобиля такси. Раньше такая норма действовала - разрешалось использовать транспортное средство в течение 10 лет. На мой взгляд, данное требование стоит вернуть.
Еще одна актуальная проблема - внешний вид таксистов, которые иногда позволяют себе приезжать к клиентам в спортивной форме. Я убежден, что если человек работает в такой высокооплачиваемой сфере, как такси, - выглядеть он должен соответствующим образом. Поэтому, на мой взгляд, совершенно необходимо сформировать на законодательном уровне требования к внешнему виду таксистов.
Читатель
Скажите, пожалуйста, когда будет организовано нормально транспортное сообщение из военного городка Уручье до станции метро Уручье. Несмотря на то, что утром приходит 5-6 автобусов, пассажирам приходится брать их штурмом. Может быть, имеет смысл рассмотреть вопрос об изменении движения одного из маршрутов транспорта по улице 50 лет Победы, чтобы снять нагрузку на ул. Героев 120-й дивизии?
Ситуацию надо изучить, выехать на место. По нашей информации, там проблем нет абсолютно никаких. Полностью перевозки обеспечены, и те маршруты, которые есть, хотя загружены, но в норме.
Организованы маршруты по подвозу детей в детские сады и школы. Кроме этого, там работает 7-й автобусный парк, который выделяет автобусы особо большой вместимости, как в простонародье их зовут - "с гармошкой". Ситуацию мы изучим. Когда военный городок строился, то улично-дорожная сеть строилась без расчета на то, что там будет ходить регулярно городской пассажирский транспорт, поэтому приходится открывать какой-то маршрут и много кого убеждать в его необходимости. Также, к примеру, надо делать остановки. Когда строятся микрорайоны, хотелось бы, чтобы уделяли больше внимания строительству социальных объектов и инфраструктуры, потому что потом проблемы все приходится решать за счет транспорта.
Корр. БЕЛТА
На какой стадии внедрение автоматизированной системы диспетчерского управления маршрутными такси?
Мы планируем, что централизованная автоматизированная система диспетчерского управления маршрутными такси будет внедрена в 2014 году. Пока мы завершаем формирование технического задания на проектирование системы. Планируется, что в течение декабря-января будет объявлен конкурс на определение организации-исполнителя проекта, а уже в феврале-марте получим готовый проект. После этого будем определяться со сроками его реализации.
Сейчас в системе маршрутных такси преобладают нарушения, связанные с графиком движения. Думаю, результатом того, что мы заставим перевозчиков подключить свои передвижные единицы к общему диспетчерскому центру, станет повышение качества услуг маршрутных такси.
Алексей Степанович, Минск
Какой вид транспорта наиболее рентабелен? Перспективно ли развитие трамвайного движения в Минске?
Сегодня этот вид транспорта востребован пассажирами. Трамваи осуществляют перевозку с высокой степенью безопасности. В краткосрочной перспективе предполагается модернизация этого вида транспорта, оборудование соответствующими системами, в том числе и системами управления. Транспортные пути, трамвайные линии ждет обновление: меняется полотно на платформе, благодаря чему достигается значительное снижение шума, повышается комфорт. Когда будет реализована система управления, это позволит повысить скорость передвижения. Есть планы и на долгосрочную перспективу - создание первого трамвайного кольца в Минске, строительство трамвайной линии в район Сухарево. Но к созданию первого трамвайного кольца мы будем возвращаться не раньше, чем через 15-20 лет. Пока же, в краткосрочной перспективе, предполагается только модернизация, в том числе реконструкция остановочных пунктов, возможно, оборудование подземных пешеходных переходов, если это позволяют условия, и так далее.
Наиболее рентабельным видом транспорта является перевозка пассажиров метрополитеном. Окупаемость по данному виду перевозок по итогам работы за 10 месяцев составила 43,6%. В то время как окупаемость троллейбусами составляет 29,2%, трамваями - 29,8%, автобусами - 30,5%.
Трамвайное движение является перспективным способом передвижения в Минске. Важным преимуществом трамвая является его высокая провозная способность. Трамвай обеспечивает большую провозную способность, чем автобус или троллейбус, уступая лишь метро. Трамвай, как и другой электрический транспорт, не загрязняет воздух продуктами сгорания. Его особенностью является и высокая безопасность перевозок, которая обеспечивается за счет большей массы трамвайных вагонов (в сравнении с автобусом и троллейбусом) и изоляции трамвайного сообщения от уличного движения. В связи с бурным развитием автомобильного транспорта зачастую уличное движение сильно затруднено, в то время как трамвай может без проблем и с высокой скоростью доставить до нужного места.
Ярослав, Минск
В часы пик общественный транспорт стоит в заторах и пробках, как и все автомобили. Срывается график движения со всеми вытекающими из этого последствиями. А если первую полосу полностью отдать для движения пассажирского транспорта и такси?
В целом это правильная позиция. Все страны понимают, что необходимо создавать приоритет для общественного транспорта, чтобы переложить на него основные потоки перемещения населения. Во-первых, это связано с экономическими показателями, потому что в машине едут обычно 2-3 человека, в автобусе – 150-180 человек. Реально один автобус заменяет 40 единиц подвижного состава. Во-вторых, играет роль безопасность: количество аварий с участием общественного транспорта очень небольшое. В-третьих, это связано с экологией. Сегодня 800 тыс. автомобилей в Минске, основная их масса ездит через центр города, и они, конечно, создают экологические проблемы, снижаются городские экономические показатели. Но как решать проблемы с движением личного транспорта в центре города? Например, и Европа к этому уже пришла, создается платное пространство в центре города. Это может быть просто платная дорога или платное парковочное пространство. В этом случае часть населения сразу отказывается от движения в город. Кроме того, появляются финансовые средства для улучшения экологии в центре города. Если взять в качестве примера Англию, когда в этой стране ввели платное пространство, уже в первый год транспортный поток в центре города снизился на 35%, в последующие годы он также снижался. В результате поток автомобилей уменьшился наполовину, в центре города были созданы условия для нормальной работы общественного транспорта и людей.
Поэтому первое решение, которое должно быть реализовано в Минске, - платное пространство в центре города. Второе - создание особых условий работы для общественного транспорта, приоритет для движения в городе на любом перекрестке и светофоре. Третье - строительство обособленных путей, дорог, улиц для общественного транспорта, которые отсоединены от основного потока. По этому пути идут практически все большие города.
Сегодня сложность заключается в том, что невозможно с ходу на какой-то улице или проспекте однозначно сказать: здесь будет обособленная полоса. Нужно приходить на эту дорогу, смотреть ее, оценивать, насколько позволяют технические и экономические условия строить обособленную полосу. Сегодня у нас есть выделенные полосы для общественного транспорта, они обозначены. Но пока в полной мере невозможно оценить их работу, любой водитель может выехать на выделенную полосу и фактически никакого наказания за это не понесет. ГУВД и ГАИ города и республики отрабатывают эти вопросы, и я думаю, что в первом, максимум втором квартале будут внесены изменения в законодательство в этой сфере. Необходимо устанавливать системы видеонаблюдения, сейчас идет отладка системы контроля. Невозможно на каждый километр дороги поставить полицейского - у нас сегодня просто нет столько работников ГАИ, чтобы отслеживать нарушения. Поэтому нужно ставить системы видеонаблюдения, такой опыт сегодня отрабатывается, и я думаю, что в скором времени в Минске начнется реализация этих проектов: будут установлены видеокамеры, нарушения будут фиксироваться, и нарушители будут получать извещения. Тогда мы сможем свободно двигаться по первой полосе.
Сегодня обозначенные полосы для общественного транспорта есть на Партизанском, проспекте Дзержинского, Победителей, Независимости и других. Мы внесли около 20 проспектов и улиц на рассмотрение ГАИ.
транспортники полностью поддерживают предложения по выделению отдельных полос для движения общественного транспорта. Кроме того, мы инициировали и инициируем реализацию предложения по совмещению нашей GPS-системы с системой работы светофоров, чтобы общественному транспорту всегда был приоритет в движении. Как показывает практика, в Лондоне, например, улицы гораздо уже, чем в Минске. Сегодня на отдельных проспектах в Минске выделение отдельной полосы для движения общественного транспорта никоим образом не создаст неудобств для остальных участников движения. При этом значимость общественного пассажирского транспорта сложно переоценить. И когда мы будем гарантировать нашему пассажиру своевременную доставку в пункт назначения, тогда, конечно, он выберет наш транспорт. А сегодня мы ему такую гарантию дать не можем, потому что наш транспорт стоит в пробках, заторах вместе с остальными участниками движения.
Сергеев Валерий Иванович, Минск
Здравствуйте! В ходе недавней реконструкции трамвайного полотна по улице Якуба Коласа было демонтировано разворотное кольцо "Волгоградская". Этот шаг привел к тому, что в случае ДТП на трамвайных путях на улице Якуба Коласа (которые там происходят довольно часто) оборотный путь трамваев через ДС "Зеленый Луг" увеличился на 20 минут. А в случае ДТП на дистанции Волгоградская - ДС "Зеленый Луг" трамвайное движение на улице Якуба Коласа оказывается сорванным напрочь, как то произошло 2-го декабря. Кроме трамваев, никакого иного общественного транспорта по улице Якуба Коласа нет. В связи с этим у меня возникли 3 вопроса: 1. Почему было демонтировано трамвайное кольцо "Волгоградская"? 2. Почему на улице Якуба Коласа не организовано автобусное движение, которое стало бы страховочно-разгрузочной альтернативой трамваю? На многих улицах (как-то: Логойский тракт, Козлова, Долгобродская, Плеханова, Якубова и частично Ульяновской) оно ведь существует. 3. Почему практически невозможно дождаться временного автобуса, который, по идее, должен заменять трамваи в случае ДТП?
Хочу дополнить. Что касается трамвайного движения, сегодня реализуется проект, и в нынешнем году его планируется реализовать - будет создан приоритет движения трамвайных вагонов по улицам. При движении по перекрестку для них включаться будет зеленый свет.
Разворотное кольцо на Волгоградской не в полной мере выполняло функции, требовались дополнительные расходы на его содержание - очистка в зимнее и летнее время. Кроме того, оно было постоянно занято посторонним транспортом, поэтому не очень эффективно использовалось. А то, что касается ситуации 2 декабря, у нас существует определенная технология: если в случае каких-то сбоев движение не восстановлено в течение 20 минут и больше, на этот период организуются временные автобусные маршруты, что и было сделано 2 декабря. Была организована работа временного автобусного маршрута, в котором было задействовано 5 единиц подвижного состава. В будущем планируется больше внимания уделять информационным технологиям, чтобы оперативно сообщать информацию пассажирам в случае какого-либо происшествия. Сегодня у нас транспорт работает в GPS-системе, в перспективе эта система будет совершенствоваться. GPS-система у нас функционирует практически два года, в промышленную эксплуатацию она была введена в 2012 году.
Шахно Дмитрий, Минск
На какой стадии находится проект по переносу автовокзала "Московский" в Уручье?
Автовокзал "Московский" сейчас работает в обычном режиме. Поставлена задача, городские власти подписали документы о том, что во второй половине следующего года мы должны уйти. Практически все междугородние маршруты переведены на другие вокзалы. По тем, которые остались, расписание подготовлено. Пригородные маршруты будут переведены на диспетчерские станции по Славинского и Карастояновой. Мы их сегодня переоборудовали, приблизили максимально к тем требованиям и условиям, которые предъявляются к пригородным автостанциям, с таким учетом, чтобы не пострадал наш основной потребитель. Это пассажиры, которые пользуются пригородными маршрутами. По международным и междугородным маршрутам вопросов никаких не будет. Они сегодня функционируют с других вокзалов - "Восточного" и "Центрального". Учитывая тенденцию уменьшения с каждым годом объемов таких перевозок, эти вокзалы вполне справляются.
От себя скажу, что иметь три вокзала для Минска - непозволительная роскошь. Если привести в пример Берлин, который по численности и площади гораздо больше Минска, то там с перевозками вполне успешно справляется один автовокзал. Для Минска вполне достаточно двух. К примеру, "Восточный" сегодня загружен менее чем на 50%.
Идет активная автомобилизация населения, очень много людей пользуются своими автомобилями, поэтому объем таких перевозок, особенно междугородных, с каждым годом уменьшается. Я думаю, то же самое произойдет и с пригородными.